Для чего США создают «призрачный флот»?
В феврале текущего года Пентагон подписал с корпорацией Boeing контракт на $43 млн. на строительство четырех сверхбольших необитаемых подводных аппаратов

На учениях американский УДК Boxer (LHD 4) отражает атаку быстроходных катеров противника. В будущем эти миссии придется выполнять безэкипажным боевым кораблям.

Каждому, кто более-менее знаком с новейшей историей, известно, что операцией Overlord («Повелитель») именовалась масштабная высадка сил антигитлеровской коалиции в Нормандии в июне 1944 года. Эта операция фактически являлась открытием второго фронта в Европе. С тех пор минуло 75 лет. И вот о «Повелителе» снова вспомнили в Пентагоне. Так нарекли программу, реализация которой должна в корне поменять методы ведения войны на море.

Александр МОЗГОВОЙ

ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ

Ознакомившись с проектом запроса Министерства обороны США в части, касающейся бюджета ВМС на 2020-й финансовый год, который стартует в октябре текущего года, многие американские эксперты обнаружили вещи просто невероятные. Как явствует из документа, ВМС США решили отказаться от программы модернизации шести ракетных крейсеров типа Ticonderoga, что означает в ближайшей перспективе сокращение их количества с нынешних 22 единиц до 16. На одну единицу уменьшается пятилетняя программа строительства эсминцев типа Arleigh Burke. Планируется не модернизировать и вывести из эксплуатации в 2024 г., то есть на два десятилетия прежде намеченного срока, атомный авианосец Harry S. Truman. Наконец, с 2020 г. на 2024 г. сдвигается финансирование создания перспективного большого надводного корабля (Large Surface Combatant – LSC). Более того, начальник военно-морских операций, то есть главком ВМС США, адмирал Джон Ричардсон говорит, что «нам еще необходимо самим себе доказать, нужен ли нам такой большой надводный корабль».

Начальник военно-морских операций адмирал Джон Ричардсон – горячий сторонник безэкипажных кораблей.

А ведь речь идет о кораблях и программах, которые еще вчера считались «священными коровами» Пентагона. Теперь же американские адмиралы и чиновники военного ведомства говорят, что скорейший вывод из эксплуатации авианосца Harry S. Truman позволит сэкономить $6,5 млрд., а с учетом расходов на корабль в течение двух десятилетий – более $30 млрд.

И все во имя чего? В том же проекте военного бюджета США на 2020 г. содержится запрос на выделение $400 млн. на строительство двух больших безэкипажных надводных кораблей (Large Unmanned Surface Vessels – LUSV), которые мы сокращенно будем именовать ББНК. Всего же в ближайшие пять лет предполагается приобретение десяти таких кораблей на сумму $2,7 млрд. долл.

ББНК разрабатываются и будут строиться как раз в рамках программы Overlord Управления стратегических исследований (Strategic Capabilities Office – SCO) Пентагона. Ее активно поддерживает командование ВМС США.

По мнению разработчиков, ББНК должен представлять собой безэкипажный корабль, способный нести до 40 т сменной полезной нагрузки, имеющий мореходность в пять баллов и предназначенный для автономных действий в море в течение 90 дней, соблюдая при этом все правила навигации и предотвращения столкновений судов. Разумеется, LUSV должен поддерживать устойчивую связь с береговым командованием и с другими кораблями как имеющими экипаж, так и без него. Впрочем, число личного состава, задействованного для поддержания связи с ББНК, должно быть максимально ограничено. С одной стороны, для обеспечения секретности, а с другой – для того, чтобы не сковывать «инициативу» корабля-робота.

Первая десятка LUSV будет представлять собой опытовые корабли. Сначала они будут отрабатывать элементы автономного плавания, взаимодействие с другими надводными кораблями, авиационными и космическими средствами, организацию связи и управления. Программа испытаний будет включать также интеграцию полезных нагрузок: средств электронной разведки и радиоэлектронной борьбы, противокорабельных ударных комплексов, а также крылатых ракет класса «корабль-берег».

Другими словами, идеологи программы Overlord пытаются совершить поворот оверштаг, то есть против ветра, где относительно небольшие корабли придут на смену большим и где необитаемые плавединицы будут постепенно вытеснять корабли традиционных классов.

КРУГОМ РУССКИЕ, А ЗА НИМИ КИТАЙЦЫ

Почему ББНК вдруг стали уделять столь много внимания?

Выступая в начале февраля текущего года перед членами Атлантического совета – американского аналитического центра, основанного в 1961 г. при Организации Североатлантического договора, – начальник военно-морских операций США Джон Ричардсон призвал «перейти в наступление против России и Китая, поскольку флоты этих двух стран действуют все более агрессивно». По его словам, ВМС США «необходимо оказать давление на Россию», а не пассивно реагировать на ее действия в Черном море и Восточном Средиземноморье. Адмирал заявил даже, что «требуется поставить Россию на место». В том же духе заокеанский военачальник высказывался в отношении оперативной деятельности ВМС Народноосвободительной армии Китая в западной части Тихого океана, которую сейчас в Вашингтоне принято называть «серой зоной», поскольку на нее не распространяется прежде ничем не ограниченное доминирование Соединенных Штатов. Там, по его мнению, необходимо установить режим «более мускулистого принуждения по соблюдению международных правил судоходства». Теперь, дескать, настало время и Соединенным Штатам «играть белыми фигурами на шахматной доске».

Sea Hunter на полном ходу.

Джон Ричардсон прежде не отличался воинственной риторикой в духе «холодной войны». Но жизнь, судя по всему, заставляет. Соединенные Штаты взвинтили военные расходы в том числе на нужды ВМС до высочайшего уровня. Тем временем именно Россия и Китай успешно испытывают и ставят на вооружение гиперзвуковые ракеты и другие ранее невиданные системы вооружений, а не США. Именно Россия и Китай медленно, но верно, вполне демократично «выдавливают» Соединенные Штаты из районов и акваторий, прежде находившихся под господством Вашингтона.

Сейчас в США акцент делают на антироссийской риторике и антироссийских санкциях. Очевидно, полагают, что если удастся сломить Москву, то следом можно будет поставить на колени и Пекин. И вообще всякий раз, когда в Америке обрушиваются на Россию, имеют в виду и Китай, которого боятся, даже очень боятся из-за его быстрорастущей экономической и военной мощи.

И вот США решили предпринять контрнаступление в военно-морской сфере, где их позиции, следует признать, и без того пока достаточно сильны. И ББНК, равно как и безэкипажным кораблям и катерам меньшего водоизмещения, а также подводным и воздушным беспилотным средствам, в этой атаке отводится ведущая роль. «План по разработке и использованию беспилотных роботов-убийц является неотъемлемой частью новой тактики военно-морского флота по противодействию китайской военно-морской экспансии и, в более ограниченной степени, российской», – отмечает обозреватель авторитетного американского издания Defense News Дэвид Лартер. Действовать им придется главным образом в «серых зонах» и «зонах закрытия доступа» (Anti-Access, Area-Denial – A2/AD), удерживающих сегодня основные ударные силы ВМС США и НАТО на удалении от берегов потенциальных противников. К A2/AD на Западе в том числе относят Черноморский бассейн и Южную Балтику у Калининграда.

Как отмечает Дэвид Лартер, ББНК планируется активно привлекать к так называемым «распределенным морскими операциям» (Distributed Maritime Operations – DMO). Эта концепция впервые была озвучена в декабре 2014 г. в Кристалл-Сити на симпозиуме, посвященном будущему надводных сил американского флота (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №1/2015), контр-адмиралом Питером Гуматаотао. Он говорил о новой организации надводных сил, которая предполагает формирование относительно небольших корабельных соединений из трех-четырех единиц, развернутых на морском театре военных действий и способных наносить по противнику «рассредоточенные летальные удары» (distributed lethality). Таким образом можно вывести из-под удара свои авианосцы с многочисленным эскортом, которые в случае войны станут лакомой целью для противника. Для повышения боевой устойчивости флотских соединений Гуматаотао также предложил все корабли – не только крейсера, эсминцы, фрегаты, литоральные боевые корабли, но и десантные корабли и суда снабжения – вооружать дальнобойным ударным и оборонительным оружием. По мнению нынешнего руководства ВМС США, привлечение ББНК к «распределенным морским операциям» будет способствовать наилучшей реализации этой концепции. «Призрачный флот» (ghost fleet), как за океаном уже окрестили большие безэкипажные надводные корабли, должен составить авангард вторжения в «серые зоны» и «зоны закрытия доступа».

НАСЛЕДНИКИ «МОРСКОГО ОХОТНИКА»

Гуру «призрачного флота» – директор управления надводных сил, отвечающий за развитие и оснащение надводных ВМС США, контрадмирал Рональд Боксалл говорит о необходимости кардинального изменения способов боевого применения ВМС, существующих со времен «холодной войны». По его убеждению, преобладание больших платформ в составе ВМС США идет им во вред. «Должен ли я изменить ситуацию и иметь больше небольших платформ? – вопрошает он. – Я думаю, что исследования перспективного боевого состава флота показали, что «да». Их ценность показывают и наши военные игры».

Катера типа Mk VI могут стать базовой платформой при создании средних безэкипажных кораблей.

Однако четко ответить на вопрос, какими будут перспективные ББНК, никто из американских военачальников сегодня не берется. Обычно ссылаются на опыт испытаний опытового безэкипажного катера (БЭК) Sea Hunter («Морской охотник»), предназначенного для обнаружения подлодок противника (подробнее о нем см. журнал «Национальная оборона» №4/2016). Этот аппарат, построенный на верфи Oregon Iron Works в Портленде, был создан компанией Leidos по заказу и при техническом содействии Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA) Министерства обороны США и Управления военно-морских разработок (ONR). Он представляет собой тримаран полным водоизмещением 145 т и длиной более 40 м. Ширина главного корпуса, выполненного из композитных материалов, – 3,35 м, а с учетом аутригеров – 12,2 м. Носовая оконечность заостренная, форштевень – лемехообразный. БЭК развивает максимальную 27-узловую скорость. Sea Hunter способен успешно работать на 21-узловой скорости на пяти- и даже шестибальной волне и сохранять свои способности при волнении в семь баллов, правда, идя меньшим ходом.

Предназначение «Морского охотника», как уже отмечалось, – поиск субмарин, преимущественно в прибрежных акваториях с глубинами до 400 метров. В поисках «добычи» он в течение 60-90 суток может бороздить охраняемые акватории. Катер за время патрулирования должен пробегать 13 391 милю (24 800 км) на скорости 12 узлов или 23 056 миль (42 700 км) на 8 узлах.

Оружия Sea Hunter не несет. Но он оснащен гидроакустической станцией MS3. Она в активном и пассивном режимах способна засекать не только субмарины, но и торпеды, а также малые необитаемые подводные аппараты. Излучатели ГАС установлены в подкильных гондолах. На борту катера также имеется магнитометр, реагирующий на малейшие отклонения магнитного поля. В зависимости от гидрологической обстановки БЭК может засекать подводные лодки на расстоянии от одной до 10 миль, идя на скорости 5-7 узлов. Разнообразны на «Морском охотнике» и средства надводного наблюдения и связи.

Катера типа Mk VI могут стать базовой платформой при создании средних безэкипажных кораблей.

То есть, по сути дела, в США изобретен самоходный гидроакустический буй. Он совершил беспримерный почти полностью автономный (моряки лишь несколько раз на непродолжительное время поднимались на борт, чтобы проверить состояние оборудования) переход из Сан-Диего (Калифорния) в ПерлХарбор (Гавайи), а затем обратно. По прямой расстояние между двумя этими пунктами составляет 2267,8 мили, или 4200 км. Однако испытания тримарана должны были завершиться до конца 2016 г., но до сих пор БЭК не принят на вооружение флота. Значит, что-то американские ВМС не устраивает в нем.

Поскольку все сведения по испытаниям Sea Hunter сейчас засекречены, то судить о замечаниях флота к данному аппарату можно лишь предположительно. В первую очередь на ум приходит отсутствие вооружения на БЭК. Пока он передаст информацию об обнаруженной цели, пока в этот район подтянутся противолодочные самолеты и корабли, подводная лодка может уйти и скрыться, да еще и уничтожить самого «охотника». Очевидно, именно поэтому компания Leidos сейчас ведет разработку более совершенного аппарата Sea Hunter 2.

Кстати, по новой американской классификации Sea Hunter относится не к безэкипажным катерам, а к средним безэкипажным надводным кораблям (Medium Unmanned Surface Vessels – MUSV), которые мы будем называть СБНК, имеющим длину от 13 до 50 м, в то время как у ББНК она составляет более 50 м. БЭК теперь тоже делятся на две подгруппы: на сверхмалые длиной около 7 м, предназначенные для разведки и охраны берегов, и малые – от 7 до 12 м – для противоминных и противолодочных миссий, а также радиотехнической разведки.

Вовсе не обязательно перспективные СБНК будут строиться по тримаранной схеме. Сейчас активно дискутируется вопрос о базовой платформе будущего среднего необитаемого надводного корабля. Некоторые специалисты склоняются в пользу хорошо зарекомендовавших себя катеров Сил специальных операций типа Mk VI. Их полное водоизмещение – 72 т, длина – 26 м, максимальная скорость хода – 45 узлов. Однако их полезная нагрузка ограничена, а дальность плавания относительно невелика. Поэтому другие американские военно-морские эксперты в качестве альтернативной платформы для СБНК предлагают патрульный корабль Береговой охраны США Sentinel. Как пишет на страницах ведущего американского военно-морского журнала Proceedings лейтенант-коммандер Коллин Фокс, тем самым ВМС США «смогут убить одним выстрелом двух зайцев». Во-первых, эта платформа хорошо отработана и освоена промышленностью. Для БОХР построено уже 29 из 58 заказанных ПК этого типа. Во-вторых, они демонстрируют высокие ходовые и мореходные качества. Созданные на базе голландских патрульных кораблей типа Damen Stan 4708 они имеют водоизмещение 353 т, длину – 46,8 м, максимальную скорость хода – 28 узлов и дальность плавания – 2500 миль. По сравнению с Sea Hunter и катерами типа Mk VI они располагают большими возможностями для размещения полезной нагрузки. Кроме того, считает Коллин Фокс, на СБНК на платформе Sentinel легче реализовать эволюционный путь перехода к полностью безэкипажным кораблям, когда на первом этапе в случае надобности, например, при прохождении узкостей, на корабле может находиться немногочисленная команда.

Кстати, контр-адмирал Рональд Боксалл говорит, что и на ББНК тоже предполагаются места для размещения небольшого экипажа. «Я думаю, что они не будут сразу же беспилотными, – отмечает он. – Мы планируем разрабатывать такие корабли с учетом того, что нам нужно предусмотреть места для людей на них. После этого, возможно, мы перейдем к настоящим беспилотникам, когда созреют технологии и понимание того, как мы их будем использовать».

Контр-адмирал Рональд Боксалл является энтузиастом безэкипажных боевых кораблей.

НЕ ТОЛЬКО ПЛЮСЫ, НО И МИНУСЫ

Большие безэкипажные надводные корабли, как заявил директор по бюджету ВМC США контр-адмирал Рэнди Критес, «будут иметь корпус длиной 200-300 футов (60-91,4 м) и водоизмещение около 2000 т, но о форме корпуса пока говорить преждевременно». «LUSV – относительно недорогие, высокопрочные, реконфигурируемые корабли, способные принять различные полезные нагрузки для выполнения безэкипажных задач, чтобы увеличить количественный состав надводных сил флота, – говорит другой авторитетный специалист ВМС – представитель Командования военно-морских систем (NAVSEA) Алан Барибо. – LUSV – ключевой инструмент концепции «распределенных морских операций», которая предусматривает участие в передовом развертывании (одиночном или групповом), совместные действия с отдельными обитаемыми боевыми кораблями или их усиление для успешных рассредоточенных противокорабельных и ударных возможностей».

По сообщению авторитетного USNI News – новостного ресурса Военно-морского института США, в качестве прототипа перспективного ББНК, вероятно, будет использован проект RiverHawk OSV 60. По нему в 2012 г. для ВМС Ирака на верфи RiverHawk Fast Sea Frames LLC в Тампе (штат Флорида) были построены два так называемых корабля поддержки открытого моря (Offshore Support Vessel – OSV) Al Basrah (OSV 401) и Al Fayhaa (OSV 402). Их проект разработан при участии иорданской компании King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB) и австралийской фирмы International Maritime Consultants (IMC). Стоимость строительства этих двух единиц составила $70 млн., с учетом оснащения средствами обнаружения, навигации и связи американской фирмы Northrop Grumman Sperry Marine – $86 млн., а с учетом обучения экипажей – $113 млн.

OSV Al Basrah на ходовых испытаниях.

Водоизмещение каждого OSV – 1400 т, длина – 61 м, ширина – 11,2 м, осадка – 3,9 м. Корпус – стальной, а надстройка из алюминиевого сплава. Два дизеля Caterpillar 3516C мощностью 3150 л.с., работающие на водометные движители, позволяют развивать максимальный 16- узловый ход. Дальность плавания на 10 узлах – 4000 миль. Экипаж состоит из 26 человек. Имеются места для размещения шести боевых пловцов и 40 бойцов спецназа. Вооружение включает носовую 30-мм дистанционно управляемую автоматическую пушку MSI Seahawk DS-30, четыре пулемета M2 калибра 12,7 мм и шесть 7,62-мм пулеметов M240. Они несут два быстроходных ударных катера жестко-надувного типа. Архитектурно корабли представляют собой некий симбиоз патрульных кораблей и судов-снабженцев, обслуживающих морские нефтегазовые промыслы. Надстройка сдвинута в сторону носовой оконечности и вместе с дымовыми трубами простирается до конца удлиненного полубака. За ней – обширная рабочая палуба.

OSV могут выполнять функции кораблей управления, нести патрульную службу, оборонять нефтяные платформы, служить плавбазами и плавмастерскими малых быстроходных катеров, перевозить и высаживать спецназовцев, обеспечивать водолазные работы, заправлять топливом вертолеты, бороться с разливами нефти и пожарами. То есть круг их задач широк.

Очевидно, эта многофункциональность и привлекла американских специалистов, работающих над проектами больших безэкипажных надводных кораблей. Но нельзя забывать, что на ББНК придется разместить большое количество электронного оборудования: не только РЛС, но и ГАС, оптоэлектронные датчики, развитые средства связи, аппаратуру шифровки и дешифровки информации, ЭВМ по обработке поступающих данных и принятию решений – по сути дела, системы искусственного интеллекта. Для самостоятельных действий в «серых зонах» и «зонах закрытия доступа» из постоянного вооружения на корабле, несомненно, должны присутствовать средства самообороны: автоматические малокалиберные артиллерийские комплексы, ЗУР ESSM в вертикальных пусковых установках Mk 48, 324-мм противолодочные торпедные аппараты. Было бы желательно иметь беспилотный вертолет для разведки и для обнаружения подводных лодок и необитаемых подводных аппаратов противника. При 90-суточной автономности кораблю потребуются значительные запасы топлива. А ведь еще нужно предусмотреть место и запасы водоизмещения для сменных модулей вооружения – средств радиоразведки и подавления, ударных противокорабельных ракет и т.д.

При корветном водоизмещении в 2000 т и схеме судна-снабженца с рабочей палубой большой площади, вероятно, можно будет создать требуемый ББНК, но с большим трудом. Кроме того, на скорости 16 узлов в «серой» и «закрытой» зонах делать нечего. Поэтому большому безэкипажному надводному кораблю необходимо двигаться бойчее, а значит, увеличивать мощность силовой установки, которая будет весить больше, чем два дизеля Caterpillar 3516C.

Американские эксперты обращают внимание на ряд обстоятельств, ставящих под сомнение эффективность ББНК при развертывании у берегов противника. По их мнению, очень трудно осуществлять связь в «оспариваемой противником» среде, где она будет «целенаправленно подавляться противником» и где ее использование «облегчит противнику нахождение цели». То же относится ко многим другим электронным средствам ББНК. Помимо всего прочего, по словам эксперта по беспилотным системам и профессора Пенсильванского университета Майкла Горовица, «ни одна из этих технологий не является дешевой». То есть строительство значительного количества больших безэкипажных кораблей обойдется дорого.

Если коротко резюмировать вышесказанное, то можно прийти к следующим выводам. Большие безэкипажные надводные корабли не будут дешевыми, и строить их в больших количествах не получится. Критически важными для ББНК являются средства связи, обработки информации и принятия решений. В «серых зонах» и «зонах закрытия доступа» они, несомненно, будут подавляться системами РЭБ противника, делая ББНК малоэффективными. Тут также следует сказать о том, что, по утверждению эксперта американского мультимедийного вебсайта The Verge по компьютерной технике Джеймса Винсента, Китай уже обгоняет Соединенные Штаты в области искусственного интеллекта и в ближайшие годы этот отрыв еще более увеличится. То есть КНР по силам создание систем, которые будут значительно «умнее» американских. И это, не говоря о сменных модулях. Достаточно вспомнить так называемые литоральные боевые корабли (ЛБК), первый из которых был заложен в 2005 г. и главным оружием которых должны были стать сменные модули. Сейчас в составе ВМС США насчитывается 18 ЛБК, но ни один из них до сих пор не получил серийные модули.

Классификация и этапы развития автономных необитаемых подводных аппаратов ВМС США (сверху вниз): малые, средние, большие и сверхбольшие.

Между тем начальник военноморских операций ВМС США адмирал Джон Ричардсон торопит. «Мы хотим как можно скорее перевести создание LUSV из этапа НИОКР в оперативную стадию», – говорит он. Но ему в любом случае не доведется насладиться триумфом. В конце лета – начале осени текущего года Ричардсона сменит новый главком – адмирал Уильям Моран. И тому большие безэкипажные надводные корабли могут не приглянуться.

Следует признать, однако, что такие корабли могут действовать более эффективно не в «серых» и «закрытых» зонах у далеких берегов, а в составе сил обороны территории самих Соединенных Штатов. Если прежде Атлантический и Тихий океаны были защитными рвами «Крепости Америка», то теперь они превратились в скрытные позиции для нанесения ударов по США баллистическими, гиперзвуковыми и крылатыми ракетами. Только Соединенное Королевство, пожалуй, превосходит США по уязвимости от атак с моря.

И развертывание большого количества противолодочных ББНК и СБНК в водах, омывающих Соединенные Штаты, в какой-то степени способно смягчить угрозу. Нельзя исключить того, что США взялись за разработку больших безэкипажных надводных кораблей именно с этой целью. Но в стране, воспитанной на теориях маринизма, проповедующего главенство Америки во всех морях и океанах, не принято говорить об «отступлении» к своим берегам.

Варианты вооружения американского сверхбольшого АНПА: ракеты Tomahawk класса «подводная лодка-берег», торпеды Mk 48, необитаемые подводные аппараты.

БОЕВЫЕ «КОСАТКИ» – УБИЙЦЫ

Значительно более серьезную потенциальную угрозу для флотов России и Китая представляют не ББНК, а автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА) военного назначения (подробнее о них см. журнал «Национальная оборона» №1/2017). В западных странах создано множество АНПА. И усилия в этом направлении не ослабевают. Только Пентагон намерен в ближайшие годы вложить $3 млрд. в развитие таких аппаратов. Как стало известно в октябре прошлого года, на июльском саммите НАТО 2018 года 13 государств Североатлантического альянса подписали соглашение о совместной разработке технологий, направленных на борьбу с минами и подводными лодками противника с помощью беспилотных средств. В документе подчеркивается, что «использование беспилотных систем станет прорывом в гонке морских технологий». И далее: «Работая вместе с традиционными военно-морскими ресурсами (надо полагать, с подводными лодками, надводными противолодочными кораблями и самолетами НАТО – прим. автора), эти беспилотные системы повысят как нашу ситуационную осведомленность, так и наш контроль за морями».

Конечно, лидерами в гонке создания АНПА военного назначения являются Соединенные Штаты. В феврале текущего года Пентагон подписал с корпорацией Boeing контракт на $43 млн. на строительство четырех сверхбольших необитаемых подводных аппаратов (Extra-Large Unmanned Underwater Vehicles – XLUUV) типа Orca («Косатка»).

Прототипом сверхбольшого автономного необитаемого аппарата Orca послужил АНПА Echo Voyager корпорации Boeing.

Косаток еще называют «убийцами китов» (killer whale). Они не имеют соперников в океанах и смело атакуют даже кашалотов. Такие же агрессивные способности намерены придать Orca специалисты из Boeing.

Но сначала Пентагон объявил тендер на создание XLUUV. В рамках этой программы ВМС США хотят получить подводный беспилотник, способный месяцами находиться под водой и выполнять поставленные задачи в автономном режиме. На нем необходимо разместить разведывательное оборудование или вооружение. Дальность плавания должна составлять не менее 2000 миль.

Эти требования опирались на результаты испытаний построенного в 2015 г. Управлением военно-морских разработок крупнотоннажного опытового подводного аппарата LDUUV-INP. Его тестировали на прочность, автономность, точную навигацию, управление и связь, а также на размещение полезной нагрузки.

В финальную часть тендера вышли корпорация Lockheed Martin, получившая $43,2 млн. на предварительное проектирование, и Boeing, которой отпустили $42,3 млн. У Lockheed Martin получился торпедообразный аппарат. Конструкция LM Orca – модульная с открытой архитектурой, позволяющая использовать несколько конфигураций полезной нагрузки.

Сверхбольшой АНПА Boeing – тоже модульный и тоже с открытой архитектурой, но создается он на базе хорошо отработанного большого необитаемого автономного аппарата Echo Voyager гражданского назначения. Его длина – 15,5 м, а с десятиметровым модулем полезной нагрузки – 25,9 м, диаметр корпуса – 2,6 м, масса – около 50 т, глубина погружения – 3000 м, максимальная скорость хода – 8 узлов, а крейсерская – 2-3,5 узла, дальность плавания – 150 миль. ВМС США испытали Echo Voyager, и он их за исключением дальности плавания вполне устроил.

Для усиления своих позиций в тендере корпорация Boeing заключила партнерское соглашение с корпорацией Huntington Ingalls Industries, которая построила большой боевой АНПА Proteus с очень удачно скомпонованным отсеком полезной нагрузки. Он может нести четыре мины или две 324-мм торпеды или две кассеты с тремя миниторпедами (нечто вроде авиационных НУРС). В итоге Boeing тендер выиграла. Особенно сильное впечатление произвела дальность плавания XLUUV, предложенная гигантом авиационной промышленности, – до 6500 миль (12 038 км) в автономном режиме.

По Х.И. Саттону, АНПА Orca скомпонован так: 1) носовая ГАС; 2) носовая балластная цистерна; 3) дизель-генератор в контейнере; 4) складывающаяся мачта с сенсорами и антеннами связи; 5) кормовая балластная цистерна; 6) движитель типа «памп-джет»; 7) Х-образные кормовые рули; 8) контейнеры с аккумуляторами и электронной аппаратурой; 9) люк; 10) модуль полезной нагрузки; 11) АНПА; 12) эхолот.

Боинговская «Косатка» может транспортироваться к месту развертывания АПЛ типа Virginia или стартовать от причала, например, в каком-нибудь малоприметном норвежском фьорде. Как указывает известный американский знаток военных подводных технологий Х.И. Саттон, для XLUUV предусмотрена разнообразная нагрузка: разведывательное электронное оборудование, противолодочные торпеды, противокорабельные ракеты и ракеты, предназначенные для поражения наземных целей. В перспективе эти АНПА могут получить средства перехвата российских ударных самоходных подводных аппаратов «Посейдон». Предполагается также, что аппараты Orca будут нести АНПА меньшего водоизмещения и компактные разведывательные и ударные БЛА. Постановка мин и противоминные операции тоже входят в круг их «обязанностей».

Первый квартет боинговских «косаток» не будет нести никаких боевых нагрузок. Он предназначен для всесторонних ходовых испытаний, тестирования средств навигации и связи. Но с учетом форсированных темпов разработки этого АНПА можно уже в ближайшие годы ожидать появления полноценных XLUUV, которые поступят на вооружение американского флота.