Обвиняются в убийстве
Командиры американских эсминцев Fitzgerald и John McCain предстанут перед судом, а 7-й флот США несет новые потери

19 января судно Transshelf доставило эсминец Fitzgerald на верфь корпорации HII в Паскагуле для ремонта и модернизации.

Когда самопогружающееся судно-тяжеловоз Transshelf подошло к порту Паскагула на берегу Мексиканского залива, где находятся верфи крупнейшей американской судостроительной корпорации Huntington Ingalls Industries (HII), была перевернута очередная страница драматической эпопеи, связанной со столкновениями эсминцев ВМС США Fitzgerald и John McCain с гражданскими судами в западной части Тихого океана в июне и августе прошлого года. Судно Transshelf наконец доставило 19 января на HII эсминец Fitzgerald для ремонта и модернизации, которые продлятся почти два года.

Александр МОЗГОВОЙ

ТО ОДНА, ТО ДРУГАЯ БЕДА

Журнал «Национальная оборона» довольно подробно рассказывал об обстоятельствах этих двух аварий, в результате которых погибли 17 американских моряков, а также о причинах, к ним приведшим (см. №11/2017). Поэтому остановимся на событиях, последовавшими за тем, как оба эти корабля, получив «первую помощь», когда были заделаны пробоины в их бортах, отправились на предприятия, где должен осуществляться их ремонт.

Начнем с эсминца John McCain. Как мы знаем, на борту самопогружающегося судна-тяжеловоза Treasure («Сокровище») под флагом Мальты 5 октября он отправился из сингапурской военно-морской базы Чанги в Йокосуку в Японии, где на мощностях совместного американо-японского Регионального центра судоремонта и технического обслуживания (Ship Repair Facility-Japan Regional Maintenance Center – SRF-JRMC) ему предстояло пройти годичный ремонт ориентировочной стоимостью $223 млн. Согласно графику движения, экспедиция должна была прибыть в конечную точку маршрута 24-26 октября. Однако 22 октября «Сокровище» с McCain оказались в гавани Субик-Бей филиппинского острова Лусон. Достижению цели помешал тайфун Лан.

Но плохие погодные условия были не единственной причиной, заставившей отклониться от намеченного курса. В средней части правого борта John McCain обнаружили небольшую трещину длиной чуть более 10 см. Она образовалась то ли в результате неаккуратной погрузки эсминца на Treasure, то ли явилась следствием перенапряжения конструкций корпуса уже во время транспортировки, поскольку на палубе «Сокровища» McCain был установлен не в диаметральной плоскости, а по диагонали, поэтому его носовая и кормовая оконечности «свешивались» за борт. В любом случае аварийному кораблю снова потребовался неотложный ремонт. В походных условиях на него ушло больше месяца. Кроме того, под корпус завели дополнительные кильблоки для более равномерного распределения веса аварийного корабля на палубе судна-тяжеловоза. Только 28 ноября экспедиция продолжила плавание.

Для более устойчивого размещения на грузовой палубе судна Treasure в Субик-Бей под корпус эсминца John McCain были заведены дополнительные кильблоки.

5 декабря Treasure с John McCain прибыли в Токийскую бухту. Но только 13 декабря эсминец спустили на воду и отбуксировали к месту ремонта.

Тем временем эсминец Fitzgerald, разместившийся на борту самопогружающегося судна-тяжеловоза Transshelf, дожидался в Токийской бухте разрешения на переход через необъятный Тихий океан, Панамский канал и Мексиканский залив в Паскагулу. На этом эсминце после столкновения с филиппинским контейнеровозом ACX Crystal пробоина заделывалась в сухом доке №4 военно-морской базы Йокосука. По причине более тяжелых повреждений по сравнению с John McCain его решили отправить для ремонта на верфь-строитель корпорации Huntington Ingalls Industries. Ремонт корабля оценивается в $368,7 млн., а если учесть модернизацию, предусматривающую внедрение новейшей версии программного обеспечения Baseline 9 для автоматической системы боевого управления Aegis, то примерно в $450-500 млн. Первоначально от модернизации Aegis в целях экономии средств хотели отказаться, но в свете усиливающихся северокорейской, китайской и российской угроз решили все-таки ее осуществить.

Но прежде, чем взять курс на Паскагулу, с Fitzgerald случился неприятный инцидент. Во время погрузки на Transshelf эсминец получил две пробоины. Во время всплытия стальная опорная конструкция судна-тяжеловоза пробила корпус американского корабля.

В Токийской бухте во время заводки Fitzgerald на грузовую палубу судна Transshelf корпус эсминца получил две пробоины и его пришлось ставить в док для их заделки.

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЙ СЛЕД?

А иначе и не могло быть! Ведь некогда судно Transshelf ходило под советским флагом! Оно построено по заказу СССР в 1989 г. на финской верфи Wartsila. Его крестной матерью была Людмила Рыжкова – супруга предсовмина СССР Николая Рыжкова. До 1999 г. «Трансшельф» держал рекорд среди судов-тяжеловесов, имея дедвейт в 40000 т. Для погрузки других судов и кораблей грузовая палуба этого уникального судна способна погружаться на глубину до 13 м.

Судно настолько знаменито, что даже после перехода в 2004 г. под флаг нидерландской компании Dockwise Shipping новые хозяева не стали менять его название. И после того как «Трансшельф» стал голландским, он работал на российские организации и ВМФ РФ – например, транспортировал атомные подводные лодки на модернизацию.

Американская фирма Patriot Shipping, название которой можно перевести как «Патриот-перевозчик», получившая от Пентагона $3,1 млн. на транспортировку Fitzgerald и зафрахтовавшая с этой целью Transshelf, поступила явно непатриотично. Такое судно не могло не нанести ущерб Соединенным Штатам. Более того, до прихода в Йокосуку за «грузом» оно почти месяц болталось в китайских портах. А ведь КНР и Россию в Вашингтоне, согласно новейшим американским военно-политическим доктринам, считают главными соперниками. В случае с фрахтом Transshelf налицо явное упущение командования ВМС и спецслужб США. Впрочем, американцы в конце концов опомнились. На переходе из Йокосуки в Паскагулу они проявили бдительность – отключили на Transshelf автоматическую идентификационную систему (AIS), которая позволяет отслеживать передвижение гражданских судов в Мировом океане. Благодаря этому или по какой-нибудь иной причине, но Fitzgerald благополучно добрался до Паскагулы.

Фотокорреспонденту японской газеты The Asahi Shimbun удалось сделать в Токийской бухте удачный снимок, когда судно Transshelf готовилось отправиться в Паскагулу с эсминцем Fitzgerald на борту (на переднем плане), а судно Treasure доставило для ремонта в Йокосуку эсминец John McCain. Или это удачный фотомонтаж?

НЕУМЕНИЕ, ПОМНОЖЕННОЕ НА ХАЛАТНОСТЬ

Вслед за расследованием обстоятельств навигационных аварий эсминцев Fitzgerald и John McCain, приведшим к значительным человеческим жертвам, командование ВМС США подробно изучило и другие драматические случаи в сфере ответственности 7-го флота, действующего в западной части Тихого океана и считающегося в Вашингтоне передовым рубежом обороны Соединенных Штатов. Так, 30 ноября прошлого года был опубликован доклад о причинах столкновения ракетного крейсера Lake Champlain с южнокорейским траулером Nam Yang 502.

9 мая 2017 г. в 11.51 местного времени Lake Champlain, эскортировавший в Японском море атомный ударный авианосец Carl Vinson, не разошелся с маленьким рыболовным суденышком, которое «таранило» левый борт крейсера под небольшим углом. Удар оказался несильным. Волна, образовавшаяся от шедшего на приличной скорости американского 173-метрового корабля водоизмещением 10000 т, просто отбросила 10-тонный Nam Yang 502 от Lake Champlain. Крейсер, впрочем, получил неглубокую вмятину в борту размером приблизительно 1х1,5 м. Легким испугом отделался и экипаж южнокорейского траулера, у которого в результате столкновения лишь разбило в щепки планширь носовой оконечности.

После этого инцидента командование 7-го флота уверяло, что во всем виновата команда Nam Yang 502. На южнокорейском судне, дескать, не работала система автоматической идентификации, и связаться с ним не было никакой возможности. На траулере действительно отсутствовала AIS. Южнокорейские рыбаки в своих прибрежных водах стараются не злоупотреблять ею, вполне резонно опасаясь привлекать внимание к себе со стороны своих северокорейских соплеменников. А что касается радиосвязи, то ее моряки Lake Champlain пытались установить лишь тогда, когда столкновение оказалось практически неизбежным. Во всяком случае, это следует из отчета командования ВМС США от 30 ноября 2017 г.

Ракетный крейсер Lake Champlain перед столкновением с сейнером Nam Yang 502 лихо бороздил воды Филиппинского моря.

В этом документе практически вся вина за инцидент возлагается на экипаж американского крейсера, точнее вахтенных, несших службу на мостике. «Команда Lake Champlain была не готова к ситуации, в которой она оказалась из-за отсутствия должной подготовки, неэффективного командования и контроля, а также пробелов в обучении», – говорится в этом документе.

Выяснились детали, от которых волосы встают дыбом. Впрочем, они полностью вписываются в картину обстоятельств, приведших к тяжелым авариям на Fitzgerald и John McCain. Навигационный радар на крейсере в то утро – в районе с интенсивным судоходством – почему-то отключили. Но другие РЛС до 11.00 еще отслеживали следовавший практически неизменным курсом южнокорейский траулер. Но затем контакт с ним был потерян, и к 11.35 многочисленные электронные и оптические средства наблюдения Lake Champlain «не видели» рыбацкое судно. И только тогда, когда его можно было разглядеть в тумане невооруженным глазом, предприняли попытку связаться с ним по радио. Но времени практически не осталось.

Район столкновения крейсера Lake Champlain с Nam Yang 502 и схема маневрирования Lake Champlain (отмечено зеленым цветом), атомного авианосца Carl Vinson (синий цвет) и Nam Yang 502 (желтый цвет).

«Команда на мостике медленно реагировала и выполняла неправильные и несвоевременные маневры в попытке избежать столкновения», – констатируется в докладе. Там же отмечается, что офицеры крейсера не имели достаточно глубоких представлений о международных правилах мореплавания, а моряки, находившиеся на мостике, оказались неопытными и никогда не обучались решению навигационных задач, с которыми им пришлось столкнуться. Они просто не умели пользоваться некоторыми навигационными приборами. Более того, «члены команды не были знакомы с основами настройки радаров» и в течение шестнадцати минут до столкновения не могли отслеживать движение рядом находившегося судна.

А если бы это был не крохотный Nam Yang 502, а судно водоизмещением более тысячи тонн? Тогда бы могла случиться весьма серьезная авария. Именно так расценило этот инцидент командование ВМС США. Еще когда шло расследование, от должности был отстранен командир крейсера кэптен Кристофер Цегельски. В рамках «плановой ротации» его в конце сентября прошлого года сменила кэптен Дженифер Эллинджер. Справедливости ради, стоит заметить, что в момент столкновения Криса Цегельски не было на борту подчиненного ему крейсера. Он находился на авианосце Carl Vinson, где проходило совещание командного состава соединения. Однако именно он отвечал за подготовку личного состава крейсера. Но наказание Цегельски получил, можно сказать, условное, хотя оно, безусловно, помешает его карьерному продвижению.

ЖДЕТ СУРОВАЯ КАРА

Куда более суровая кара, судя по всему, ожидает командира эсминца Fitzgerald коммандера Брюса Бенсона и командира эсминца John McCain коммандера Альфредо Санчеса. В середине января специальная комиссия ВМС США под руководством адмирала Джеймса Колдуэлла, который занимает пост начальника дирекции военно-морских программ ядерных энергетических установок, выдвинула против этих двух офицеров обвинения в «недолжном исполнении служебных обязанностей и непреднамеренном убийстве». Им грозит реальный тюремный срок. Суд над ними начнется в Вашингтоне 6 марта. Еще несколько офицеров двух кораблей обвиняют в «халатности и опасном управлении кораблем». Еще несколько офицеров, петти-офицеров и матросов подвергнутся различным внесудебным наказаниям, в том числе денежным штрафам.

Впрочем, чем закончатся судебные слушания, сейчас трудно сказать. На процессе будут не только прокуроры, но и адвокаты, знающие свое дело. Однако, учитывая то обстоятельство, что аварии Fitzgerald и John McCain получили широкий общеамериканский и международный резонанс, отделаться легким испугом подсудимым вряд ли удастся.

На мостике крейсера Lake Champlain Кристофера Цегельски сменила кэптен Дженифер Эллинджер.

Понес наказание и командующий надводными силами ВМС США вице-адмирал Томас Роуден, отвечающий в том числе за подготовку офицеров и младших командиров американского надводного флота. В середине января по рекомендации комиссии Джеймса Колдуэлла он досрочно отправлен в отставку, хотя до окончания срока службы ему оставалось менее полумесяца. Роуден еще в сентябре прошлого года по собственной инициативе обещал досрочно покинуть ряды Вооруженных Сил США. Но как-то не спешил реализовать свое намерение. И вот ему «помогли» сделать это. Конечно, наказание не бог весть какое, но моральный удар по авторитету военачальника значительный.

Ушел от ответственности, во всяком случае пока, командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Скотт Свифт. После аварий с Fitzgerald и John McCain он тоже заявлял о намерении досрочно уйти в отставку. Однако, похоже, запамятовал об этом. Комиссия Джеймса Колдуэлла тоже «забыла» о четырехзвездном адмирале, хотя именно Свифт лично контролировал так называемый «План управления рисками», заключающийся в том, что экипажи кораблей 7-го флота, не подтверждающие свою боеготовность, под руководством инструкторов в короткие сроки якобы «подтягивались» до нужного уровня. Но на практике это «управление рисками» оборачивалось тем, что даже плохо подготовленные экипажи, к коим относились команды Fitzgerald и John McCain, при любых условиях «выпихивались» в море.

Коммандерам Брюсу Бенсону (слева) и Альфредо Санчесу предъявлены обвинения в «непреднамеренном убийстве и недолжном исполнении служебных обязанностей».

Не оставляют усилий повлиять на процесс подготовки флота американские конгрессмены. В декабре прошлого года и январе нынешнего на Капитолийском холме состоялся ряд слушаний по данной теме. «У нас есть боевые корабли, стоящие миллиарды долларов, – заявил на одном из слушаний член комитета Палаты представителей по делам Вооруженных Сил республиканец Роб Витман. – При этом в критически важных для национальной безопасности миссиях задействованы офицеры и другие моряки, не имеющие достаточной подготовки». По мнению Витмана, многие из многочисленных рекомендаций, предложенных командованием ВМС США по исправлению ситуации, «касаются только симптомов проблемы, а не коренных причин». «Добавление недельной или двухнедельной тренировок не позволит исправить нехватку опыта управления кораблями, продемонстрированного недавней серией столкновений, – считает законодатель. – Если мы хотим повысить уровень навыков управления кораблем, давайте дадим фактический опыт обучения на корабле, а не на тренажере».

И здесь Витман предлагает радикальное решение – направлять всех младших офицеров, связанных с судовождением, на годичную практику на гражданские суда, чтобы те приобретали необходимый штурманский опыт. Стоит заметить, что некогда такой метод широко применялся в Советском флоте. Очень часто командиры кораблей и подводных лодок, старпомы и штурманские офицеры направлялись третьими помощниками капитанов на торговые суда, которые бороздили далекие моря и океаны. И эффект был очень положительным.

Комиссию по расследованию вины офицеров, причастных к столкновению эсминцев, возглавил адмирал Джеймс Колдуэлл.

Другое предложение Витмана касается специализации командных кадров в ВМС США. Сейчас минный офицер или механик, например, после краткосрочных курсов запросто могут стать на мостик корабля и командовать им. Конгрессмен предлагает категорически отказаться от подобной практики. Для смены профессии нужно пройти длительное переобучение и практику, подтвержденные соответствующими сертификатами.

Нельзя сказать, что вполне здравые предложения Витмана были встречены в штыки. Но командование флота отнеслось к ним без энтузиазма.

НОВЫЕ АВАРИИ И НОВЫЕ ЖЕРТВЫ

Действительно, нельзя не согласиться с Робом Витманом. Ряд мер по уменьшению риска аварий, принимаемых командованием ВМС США, носит не радикальный, а косметический характер. Порой доходит до курьезов.

18 ноября прошлого года в заливе Сагами были организованы американо-японские учения по оказанию взаимной помощи во время аварийных ситуаций. В ходе их проведения американский эсминец Benfold столкнулся с японским буксиром, который был призван оказывать помощь «потерявшему ход» американскому кораблю. Эта авария вовсе не была предусмотрена сценарием учений, а произошла по вине участников этого инцидента. Буксирный трос, за который буксир тащил за собой Benfold, ослаб и ушел под воду, что своевременно не было обнаружено экипажами эсминца и буксира. В результате трос намотался на винт буксира, тот потерял ход и столкнулся с американским кораблем.

Повреждения оказались незначительными. Эсминец получил небольшую вмятину в носовой части правого борта, а также «минимальные царапины» в средней части корпуса и ближе к корме. Буксир тоже отделался легкими «ссадинами».

Безусловно, подобные сюжеты нередки в морской практике. Но то, что этот эпизод случился во время учений по устранению последствий аварийных ситуаций, еще раз свидетельствует о недостаточной морской выучке личного состава 7-го флота США.

Через несколько дней после американо-японских учений по оказанию помощи в чрезвычайных обстоятельствах в Филиппинском море в водах, примыкающих к Окинаве, состоялись американо-японские маневры боевых кораблей ВМС двух стран. Их омрачила трагедия с транспортным самолетом ВМС США C-2A Greyhound («Борзая»), перевозившим несколько американских моряков с берега на борт флагмана 7-го флота атомного авианосца Ronald Reagan. На подлете к кораблю «Борзая» вдруг вошла в крутое пике и рухнула в воду.

Командующий надводными силами ВМС США вице-адмирал Томас Роуден досрочно отправлен в отставку.

Надо отдать должное, спасательная команда авианосца сработала оперативно. Вертолетами живыми были подняты с поверхности моря 8 из 11 человек, находившихся на борту Greyhound. Все они были пассажирами самолета. А вот три члена экипажа – лейтенант Стивен Комбс-младший, летчик Мэтью Чиаластри и стажер Брайан Гроссо – погибли. Их тела обнаружить не удалось. Очевидно, они до последнего старались удержать самолет на плаву, дабы пассажиры смогли эвакуироваться, но сами спастись не смогли.

Эсминец Benfold столкнулся с японским буксиром во время учений по оказанию помощи аварийным судам.

Причины катастрофы командование 7-го флота не озвучило. Однако министр обороны Японии Ицунори Онодэра сообщил журналистам, что ВМС США наиболее вероятной причиной трагического происшествия считают выход из строя двигателей.

Так или иначе это можно будет выяснить, подняв со дна обломки самолета и его «черные ящики». Благодаря тому, что один из них подавал слабые сигналы, удалось 7 января определить точное место нахождения Greyhound на дне. Он покоится на глубине 5,5 км.

Для того чтобы добраться до «Борзой», командование ВМС США отозвало из южной Атлантики группу флотских специалистов глубоководников, принимавших участие в поисках пропавшей аргентинской подводной лодки San Juan (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №1/2018). Однако они не смогли добраться до самолета-транспортника, находящегося на большой глубине, поскольку не располагают соответствующей техникой.

ВМС США вынуждены были заключить контракт с командой глубоководников миллиардера Пола Аллена, которая в том же Филиппинском море летом прошлого года на глубине 5400 м обнаружила остов американского тяжелого крейсера Indianapolis, погибшего 30 июля 1945 г. от попадания торпед японской подводной лодки I-58. В обеспечении экспедиции к Greyhound будут задействованы принадлежащие Полу Аллену научно-исследовательское судно Petrel и автономный необитаемый подводный аппарат REMUS 6000, способный работать на глубинах до 6000 м.

Транспортный самолет C-2A Greyhound заходит на посадку на палубу авианосца Ronald Reagan.