На каждого «Самоуверенного» найдется свой «Клавесин»
В обозримом будущем военные АНПА, в том числе и боевые, «заселят» Мировой океан, но вряд ли будут в нем доминировать

Сотрудники Управления военно-морских разработок (ONR) ВМС США поднимают из воды АНПА REMUS 600.

На страницах американской газеты Washington Post опубликована статья Кристиана Дэвенпорта, которая вызвала заметный резонанс в других средствах массовой информации. В публикации идет речь о намерении Министерства обороны США отпустить в ближайшие годы $3 млрд. на создание автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), которые при массовом развертывании должны заметно усилить противолодочный и разведывательный потенциалы Военно-морских сил США.

Александр МОЗГОВОЙ

ПРИОРИТЕТ – АНПА

Что можно сказать по этому поводу? Последние четверть века работы по необитаемым подводным аппаратам (НПА) приобрели значительные масштабы в Соединенных Штатах Америки и других странах НАТО. Особенно популярными стали телеуправляемые НПА, которые сегодня применяются на морских нефтепромыслах, для обнаружения мин, обследования затонувших объектов и т.д. Но они, как правило, действуют на глубинах до 200-300 метров. Это объясняется тем, что ТНПА связаны кабелем с надводным судном или кораблем, с борта которых осуществляется управление ими. Длина кабеля ограничивает дальность действия аппарата, а при работе на больших глубинах его длина и вес сковывают маневренные качества. Кроме того, вероятны зацепы кабеля за неровности дна и разного рода препятствия, что грозит потерей аппарата.

АНПА Reliant уходит под воду.

Вот почему в последние годы акцент все больше смещается в сторону АНПА, особенно в военно-морской сфере. Они и ныряют глубже, и плавают дальше. Посредством гидроакустической связи ими тоже можно управлять с борта надводного судна, а также получать из глубин цветные видеоизображения в реальном масштабе времени. Правда, возможности гидроакустической связи тоже ограничены. Ее устойчивость зависит от дальности объекта управления, солености морской воды, температур на разных глубинах и прочих факторов. Поэтому наиболее перспективными аппаратами военного назначения признаны полностью автономные, то есть действующие по заданной программе, которую можно корректировать, когда АНПА всплывает на поверхность.

Редкий американский университет не занимается тематикой АНПА, не говоря уже о специализированных организациях – таких как Управление военно-морских разработок (ONR) ВМС США или Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), а также ведущие американские военно-промышленные корпорации. Американский флот охотно испытывает и использует изделия и зарубежных фирм, например, норвежской Kongsberg, которая создала весьма удачные аппараты REMUS 600 и REMUS 6000 с глубиной погружения соответственно 600 и 6000 м и значительной автономностью. Другими словами, в Соединенных Штатах накоплен большой объем знаний об АНПА и опыт их практического применения. Теперь, судя по сообщению Washington Post, Пентагон приступает к реализации программы создания АНПА под кодовым названием «Скоростная сеть Эйзенхауэра» (Eisenhower Highway Network). Такое имя она получила в честь национальной системы скоростных межштатных и оборонных автомагистралей (Dwight D. Eisenhower National System of Interstate and Defense Highways), инициатором которой выступил в 1956 г. 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр и в соответствии с которой было построено 77017 км великолепных шоссейных дорог. Программа призвана изучить и обобщить опыт эксплуатации имеющихся автономных необитаемых подводных аппаратов и на этой базе приступить к разработке семейства АНПА нового поколения для ВМС США. Необходимость этого объясняется растущей подводной угрозой для Соединенных Штатов со стороны Китая и России.

Такая угроза действительно существует. Если прежде Атлантический и Тихий океаны служили естественными «водяными рвами», защищавшими «крепость Америка», то теперь они стали удобными магистралями для скрытной доставки подводными лодками ударного оружия к берегам Соединенных Штатов. Такая ситуация – следствие агрессивной политики Вашингтона во всем мире и попыток диктовать американские «правила игры» Пекину и Москве.

АНПА Echo Ranger.

Целью программы Eisenhower Highway Network, как подчеркивает Кристиан Дэвенпорт, «является создание системы, которая позволит подводным аппаратам действовать в морях месяцами и в конечном итоге годами». Первостепенной их задачей станет сканирование дна морей и океанов для создания точных 3D-карт. Такие карты позволят создавать максимально точные навигационные программы для действий АНПА. Они будут привлекаться для уже ставших традиционными для необитаемых аппаратов миссий – поиска и уничтожения мин. На следующем этапе предусматривается их массовое развертывание для патрулирования акваторий и обнаружения субмарин противника, сведения о которых они могут передавать через спутники и самолеты, в том числе и беспилотные, в штабы противолодочных сил. Наконец, в будущем АНПА должны получить оружие для уничтожения вражеских подлодок. Небольшие по размерам и сверхмалошумные они, дескать, способны переломить ситуацию в подводной сфере в пользу Соединенных Штатов и их союзников.

АНПА Echo Seeker во время испытаний в опытовом бассейне.

ШИРОКИЙ ВЫБОР

Задел по АНПА в Соединенных Штатах действительно большой. Речь идет о нескольких десятках, если не сотен аппаратов. Назовем лишь некоторые. В конце октября 2013 г. американский автономный необитаемый аппарат Reliant («Самоуверенный») компании Bluefin Robotics, входящей в состав корпорации General Dynamics, поставил рекорд продолжительности и дальности плавания в полностью автономном режиме. За 109 часов аппарат преодолел 315 миль (507 км) из Бостонской бухты в Нью-Йорк. АНПА шел на глубине около 10 м со средней скоростью 2,5 узла. Через каждые 20 км аппарат всплывал на поверхность, чтобы уточнить свое местоположение с помощью системы спутниковой навигации GPS, а также для передачи информации о состоянии Reliant и об окружающей обстановке наземным службам. На момент завершения рекордного плавания аккумуляторы «Самоуверенного» сохранили еще порядка 10% зарядки.

Внешне аппарат Reliant похож на торпеду. Диаметр его корпуса 533 мм – стандартный для торпед подводных лодок, то есть его можно запускать с борта субмарин, и длина около 6 метров. У него есть выдвижные устройства для связи и получения информации о надводной обстановке. Навигационная система комбинированная: инерциальная и при помощи GPS. Предусмотрено место для установки специального оборудования, прежде всего гидроакустического, для обнаружения подводных лодок и поиска мин. По данным некоторых источников, этот АНПА способен погружаться на глубину до 4,5 км и двигаться со скоростью 4-5 узлов.

АНПА Echo Voyager в сборочном цехе. По размерам это настоящая мини-субмарина.

Интересно проследить развитие АНПА специалистами авиакосмической корпорации Boeing. В 2001 г. они построили для нефтегазового гиганта Exxon Mobil автономный необитаемый подводный аппарат Echo Ranger. Он оснащался гидроакустической станцией для разведки дна морских нефтяных и газовых морских месторождений с высокой степенью разрешения. Подводное водоизмещение этого АНПА – 4,5 т, длина – 5,6 м. Он может работать на глубине 3048 метров.

Аппарат заинтересовал не только транснациональные нефтяные монополии, но и военное ведомство Соединенных Штатов. Он прошел ряд испытаний в интересах Пентагона. Предусматривалось его использование в качестве истребителя подводных лодок противника в его территориальных водах, а также для патрулирования своих гаваней и подходов к ним. Предполагалось привлекать Echo Ranger и в составе системы дальнего обнаружения мин (Long-Term Mine Reconnaissance System – LMRS). Впрочем, подобного рода тесты прошли многие АНПА других компаний и университетов. В итоге Echo Ranger все-таки не получил статус средства ведения подводной войны.

Необитаемая подводная лодка-цель MASTT – прототип подводного робота.

Но одна из крупнейших американских военно-промышленных корпораций Boeing не пожелала покидать перспективный рынок. Вслед за Echo Ranger появилась модель Echo Seeker. «Охотник» отличается от «Рейнджера» более крупными размерами и большей глубиной погружения. Длина аппарата выросла до 9,75 м, скорость хода – 5 узлов, дальность плавания – 430 км, а ныряет он до 6100 м. Его ГАС способна «пробивать» толщу воды на 5 км, получая изображение подводного объекта с разрешением около 10 см. Предназначен АНПА преимущественно для разведки и выполнения других военных миссий.

Но и на этом Boeing не остановилась. 10 марта прошлого года корпорация представила супер АНПА Echo Voyager длиной 15,54 метра. Это настоящая мини-субмарина, которая может находиться под водой несколько месяцев. Этот аппарат способен не только нести ГАС и другие средства наблюдения, но и вполне серьезное оружие, например, противолодочные торпеды калибра 324 мм.

Proteus – аппарат двойного назначения. Он может быть транспортировщиком боевых пловцов и ударным АНПА.

Очевидно, Echo Voyager пройдет испытания в рамках подпрограммы Пентагона «Экстра-большие необитаемые подводные аппараты» (Extra Large Unmanned Underwater Vehicle – XLUUV), которая прежде называлась «Необитаемые подводные аппараты большого водоизмещения» (Large Displacement Unmanned Underwater Vehicle – LDUUV). В рамках LDUUV до конца 2016 г. предусматривалось тестирование такого АНПА-тяжеловеса, который должен был скрытно пронырнуть от Сан-Франциско до Сан-Диего (расстояние около 800 км). Но, похоже, что-то не сложилось. Во всяком случае сообщений об этом рекордном плавании пока не появлялось.

По подпрограмме XLUUV в 2017 г. планируется построить пять больших аппаратов разных моделей и начать их сравнительные испытания. Вместе с Echo Voyager в эту компанию может войти АНПА разработки фирмы Submergence Group LLC и корпорации Lockheed Martin, который создается на базе мобильной противолодочной учебной цели (Mobile Anti-Submarine Training Target – MASTT). На сегодняшний день MASTT – самый большой в мире автономный необитаемый подводный аппарат. Его водоизмещение – 64 т, а длина – 24 метра. Теперь его хотят перепрофилировать – из учебной цели сделать боевой подводный робот.

Глайдеры планируют в глубине.

Вероятно, в подпрограмму XLUUV попадет и аппарат Proteus, азработанный под эгидой крупнейшей американской кораблестроительной корпорации Huntington Ingalls Industries. Он, правда, водоизмещением и размерами уступает Echo Voyager и модифицированному MASTT, но зато может использоваться сразу в двух вариантах – в качестве транспортировщика боевых пловцов, а также боевого АНПА. В последнем варианте он может нести четыре мины или две 324-мм торпеды или две кассеты с тремя мини-торпедами (нечто вроде авиационных НУРС).

Но и экстра-большие необитаемые аппараты будут нуждаться в подзарядке аккумуляторов и прочем сервисе. Вот почему для них в перспективе предполагается создать подводную систему передового базирования для перезарядки, связи и обслуживания (forward-deployed energy and communications outposts). Это, по словам автора Washington Post, что-то вроде придорожных бензозаправочных станций, где будут подзаряжаться аккумуляторы необитаемых аппаратов, вноситься изменения в их программы, а в случае надобности будет осуществляться дистанционный ремонт, как это уже делается с космическими аппаратами.

АНПА Seaglider, поднявшись на поверхность, передает информацию, собранную в глубинах.

Но для того чтобы это все работало как надо, требуется еще немало усилий. И $3 млрд., о которых поведала Washington Post, будут потрачены не на серийное производство АНПА, а на дополнительные исследования и разработки, а также выпуск опытных образцов. Предстоит решить еще немало проблем. Во-первых, это выбор материалов для будущих супер АНПА. Ведь морская вода – агрессивная среда. Она приводит к коррозии, особенно при долгом нахождении в ее среде. Качества композитов еще должны быть подтверждены в условиях воздействия длительного высокого давления глубин.

Во-вторых, вызывают вопросы энергетические установки будущих АНПА. Да, станции для подзарядки аккумуляторов выглядят привлекательно. Но пока это только прожект. А если потенциальный противник обнаружит такую «заправочную станцию» на своем континентальном шельфе? Он вряд ли даст возможность ей долго существовать.

Схема планирования Seaglider под водой.

ПОДВОДНЫЕ ПЛАНЕРЫ

Впрочем, среди АНПА есть «вид», способный обходиться без аккумуляторов. Это – глайдеры. Их еще называют подводными планерами. Впервые теорию их движения изложил выдающийся американский океанолог Генри Стоммел (1917-1992). Акваглайдеры перемещаются под водой не за счет движителей, а посредством изменения деферента корпуса, который приводит к изменению плавучести аппарата. При этом минеральное масло из балластной цистерны перетекает в эластичную емкость и наоборот, что приводит к изменению плавучести. Такая технология позволяет резко сократить расход энергии, что, в свою очередь, дает возможность значительно увеличить дальность плавания. Ныряя в глубину и выныривая на поверхность, аквапланеры способны таким образом преодолевать в течение нескольких месяцев тысячи миль. При всплытии они передают данные о подводной обстановке на спутники, самолеты или БЛА.

Надводная часть аппарата Wave Glider SV3.

Американская фирма iRobot построила более 120 аппаратов Seaglider для исследовательских организаций, частных компаний и ВМС США. Они ныряют на глубину 1000 м, измеряют температуру, соленость и другие свойства океана, а затем при всплытии несколько раз в день передают эти данные в любую точку мира, используя подключение к Интернету. Seaglider способен непрерывно работать десять месяцев. Для изменения деферента в этих аппаратах используются компактные аккумуляторные батареи большой емкости. Главный их недостаток – низкая скорость (не более 1,5 узла). У многих океанских течений она выше. То есть при использовании в военных целях глайдеры может просто унести с места их патрулирования.

Вероятно, этот недостаток можно будет преодолеть, используя двухсекционные глайдеры. Например, американская фирма Liquid Robotics для нужд нефтегазовых предприятий и исследовательских организаций производит АНПА-глайдеры Wave Glider SV3 стоимостью $300 тыс. за штуку. Они способны автономно плавать в течение нескольких месяцев, получая энергию от солнечной батареи или от волн, по которым аппараты скользят. Дело в том, что эти АНПА состоят из двух элементов: надводного корпуса с солнечными батареями и «привязанного» кабелем к нему глайдера, действующего на глубинах до 800 м. Надводный элемент подпитывает энергией подводный планер. В свою очередь, глайдер с шестью плоскими «плавниками», используя энергию волн и течений, тянет за собой надводную платформу. Благодаря этой тандемной схеме информация о подводной обстановке может постоянно поступать пользователям в режиме on-line. «Волновой глайдер», стартовавший в 2007 г., пересек Тихий океан за пять лет, преодолев путь в 9000 миль.

Подводный модуль аппарата Wave Glider SV3.

Осенью 2014 г. Liquid Robotics и корпорация Boeing подписали соглашение о разработке АНПА по образу и подобию комбинированных глайдеров Wave Glider SV3, но предназначенных для нужд ВМС и Береговой охраны США. Они будут автономно патрулировать моря и океаны, выслеживая подводные лодки и суда перевозящие наркотики, а также браконьеров.

По словам генерального директора Liquid Robotics Гэри Гайсина, речь идет о производстве не десятков, а сотен и даже тысяч подобных АНПА. В случае успеха сделка принесет Liquid Robotics сотни миллионов долларов прибыли.

НО И МЫ НЕ ЛЫКОМ ШИТЫ

Однако первые эффективные автономные необитаемые аппараты появились не в Соединенных Штатах или странах Западной Европы и Японии, а в Советском Союзе. И вовсе не потому, что «Россия – родина слонов», а потому, что в 1976-1979 гг. группа энтузиастов подводной робототехники лаборатории систем навигации и управления при отделе технической кибернетики Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР под руководством Михаила Агеева (1931-2005) создала уникальный и, по сути дела, первый в мире глубоководный автономный обзорно-поисковый робототехнический комплекс, включавший АНПА Л-1 с глубиной погружения 2000 м и Л-2, нырявший на 6000 метров. Последний аппарат считается одним из самых выдающихся технических достижений ХХ века, наряду с первым искусственным спутником Земли и космическим аппаратом «Восток». В основу разработки АНПА была положена модульная технология, предусматривающая унификацию всех основных конструктивных элементов и получившая затем развитие во всех последующих аппаратах дальневосточных специалистов.

Новое океанографическое исследовательское судно проекта 16450 названо в честь академика Михаила Агеева.

В 1980-1981 гг. были успешно проведены заключительные испытания Л-1 и Л-2 на предельных рабочих глубинах в Японском и Филиппинском морях. Только АНПА Л-2 в 1982-1989 гг. совершил 157 глубоководных погружений. Аппарат неоднократно использовался в интересах ВМФ СССР. В 1982-1983 гг. он проводил обследование затонувшей на глубине 4680 м в Бискайском заливе атомной подводной лодки К-8, в 1987 г. района гибели в Саргассовом море РПКСН К-219 (глубины – более 5000 м), в 1989 г. изучал состояние корпуса АПЛ «Комсомолец» на глубине 1658 м в Норвежском море.

Атомный ледокол «Россия» спускает на воду АНПА «Клавесин-1Р» для плавания под арктическими льдами.

В 1988 г. Михаил Агеев (с 1992 г. – академик РАН) возглавил созданный под его руководством Институт проблем морских технологий (ИПМТ) ДВО РАН. В нем продолжилось создание экспериментальных образцов уникальных подводных роботов. Естественно, в годы перестройки и последовавшей за ними эпохи неокапитализма работы эти затормозились, но не остановились. В известном смысле, рыночные отношения выручили институт, поскольку ему разрешили продавать интеллектуальную собственность, за которой выстроилась длинная очередь из иностранных клиентов. И многие современные зарубежные АНПА по праву можно назвать потомками Л-1 и Л-2.

Более десяти лет назад специалистами ИПМТ был разработан автономный необитаемый подводный аппарат нового поколения «Клавесин-1Р». Он оснащен автоматизированной программной системой управления с возможностью получения команд с внешнего пульта управления по гидроакустическому каналу связи. АНПА массой 2,5 т похож на «толстую» торпеду с диаметром корпуса 900 мм и длиной 5,8 метра. Движительный комплекс – четыре электровинторулевые колонки. Максимальная скорость подводного хода – 2,9 узла, дальность плавания – 300 км. Глубина погружения «Клавесина-1Р» – 6000 метров.

АНПА «Платформа» – одна из последних разработок ИПМТ. Он создан по заказу Томского политехнического университета и предназначен для работы в Арктике на глубинах до 500 метров.

Гидроакустический локатор бокового обзора является главным средством наблюдения за подводной обстановкой «Клавесина-1Р». Он работает в низкочастотном и высокочастотном режимах. В первом варианте обзор ведется в полосе 800 метров. Во втором – сектор уменьшается до 200 м, но четкость «картинки» выше. Имеются также цифровая видеокамера, электромагнитный искатель, акустический профилограф, датчики температуры и электропроводности забортной воды.

Испытания «Клавесина-1Р» проводились в Японском море и Арктике. Он опускался в Курильско-Камчатский глубоководный желоб, принимал участие в поисковой операции по обнаружению радиоизотопного источника, затонувшего в Охотском море. АНПА уверенно подтвердил расчетные характеристики. В 2008 г. «Клавесин-1Р» успешно завершил государственные испытания и был рекомендован к эксплуатации. После этого он продуктивно работал в различного рода операциях в Татарском проливе и в заливе Петра Великого. Для ВМФ РФ была изготовлена опытная партия из трех аппаратов.

АНПА «Клавесин-2Р-ПМ».

Сейчас при ИПМТ действует Центр по проектированию, изготовлению и испытаниям необитаемых подводных аппаратов, в том числе и глайдеров. Это не только конструкторское бюро, но и небольшой экспериментальный завод, где изготавливаются опытные образцы АНПА и другой подводной робототехники гражданского и военного назначения.

Разработки Института проблем морских технологий получили развитие в других российских проектных организациях. Так, на базе «Клавесина-1Р» ЦКБ МТ «Рубин» создало для нужд Министерства обороны РФ автономный необитаемый аппарат «Клавесин-2Р-ПМ». Сколько-нибудь достоверных данных об этом АНПА по понятным причинам нет. Но, судя по внешнему виду, он сохранил архитектуру прототипа. Но стал несколько больше: диаметр корпуса – 1 м, длина – 6,5 м, масса – около 3,7 тонны. Два опытных аппарата проходят испытания на Черном море. Страховая стоимость каждого «Клавесина-2Р-ПМ» составляет 300 млн. рублей.

«Клавесин-2Р-ПМ» может работать с борта подводных лодок.

Сообщается, что в случае успешного завершения испытаний АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» могут поступить на вооружение атомных подводных лодок, прошедших модернизацию по проекту 949АМ. Вероятно, они могут также использоваться АПЛ специального назначения БС-64 «Подмосковье» проекта 09787 и К-329 «Белгород» проекта 09852.

Недавно ЦКБ МТ «Рубин» презентовало концепт-проект морского роботизированного комплекса «Суррогат» для отработки противолодочный действий ВМФ РФ. Он представляет собой АНПА длиной 17 м, водоизмещением около 40 т, максимальной скоростью свыше 24 узлов, дальностью плавания около 600 миль на 5 узлах и предельной глубиной погружения 600 метров. Оснащенный литий-ионной батареей имитатор подводной лодки способен в течение 15-16 часов играть роль АПЛ или НАПЛ противника. Этот АНПА может нести буксируемые антенны различного назначения, что позволяет реалистично воспроизвести физические поля любой субмарины. «Сегодня для учений или испытаний необходимо привлекать боевые подлодки, отрывая их от решения основных задач, – заявил агентству ТАСС генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит. – Использование необитаемого имитатора позволит избежать этого и снизит стоимость учений. Кроме того, «безэкипажная» лодка уменьшает риски, сохраняя реалистичность. Этот аппарат будет отличаться простотой в эксплуатации и невысокой стоимостью обслуживания и модернизации».

Тут надо заметить, что «суррогаты» будут способны имитировать не только чужие субмарины, но и подлодки российского флота. Это очень важное обстоятельство, поскольку субмарины НАТО и Японии постоянно дежурят у российских военно-морских баз, затрудняя скрытность развертывания наших лодок. А «суррогаты» способны отвлечь их внимание.

Модульная конструкция имитатора позволит менять его функциональность, то есть использовать аппарат не только в учебных целях, но и для картографирования морского дна и разведки. Учитывая значительные размеры АНПА, его скорость и дальность плавания, нетрудно представить его и в качестве ударного средства уничтожения подводных лодок противника вблизи своих берегов.

Разработкой АНПА разного назначения в России занимаются несколько предприятий. Например, Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», входящий в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», специализируется на противоминных автономных необитаемых подводных аппаратах. Значительное внимание АНПА уделяют предприятия группы компаний «Тетис Про». Этим объединением в рамках импортозамещения создан поисково-исследовательский аппарат «Концепт-М», способный погружаться на глубину до 1000 метров. Этот АНПА, изготавливаемый исключительно из отечественных комплектующих, призван заменить аппараты Gavia исландской фирмы Hafmynd, используемые сейчас Главным управлением глубоководных исследований Министерства обороны РФ. Это модульный агрегат, то есть на нем можно менять состав оборудования в соответствии с требованиями производимых операций.

АНПА роботизированного комплекса «Суррогат».

«Концепт-М» массой 150 кг, длиной 3 м и диаметром 250 мм на скорости до 5 узлов способен работать в течение 17 часов на глубинах от 10 до 1000 м. Управление АНПА осуществляется посредством гидроакустической связи или с использованием оптоволоконного кабель-троса. При оснащении подводного робота гидролокатором кругового обзора, телевизионной камерой и многолучевым эхолотом он обнаруживает подводные объекты на дальности 600 метров. Для автономной навигации аппарат оснащен приемником ГЛОНАСС – GPS, магнитным компасом и другой аппаратурой. Помимо выполнения поисково-исследовательских миссий «Концепт-М» может использоваться для охраны портов, военно-морских баз, платформ разведки и добычи ископаемых на морском шельфе.

Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники Министерства обороны РФ ведет тестирование морского роботизированного комплекса «Фугу» разработки Научно-производственной группы МАКО. Он по конструкции близок к американскому аппарату Wave Glider. «Фугу» предназначен для обеспечения связи с подводными лодками и обнаружения субмарин противника. Для этого глайдер оснащен гидроакустическим коммуникационным модемом и миниатюрными гидролокаторами.

Схема применения роботизированного комплекса «Суррогат».

Для управления АНПА в глубинах обширных акваторий Концерн «Океанприбор» разработал уникальную систему навигации и связи «Позиционер». С ее помощью подводные роботы смогут с высокой точностью определять свое место. А обеспечивать систему будет сеть гидроакустических буев-маяков. Прежде всего такой сетью предполагается обеспечить российский арктический шельф. Плавающие и подводные буи с аппаратурой ГЛОНАСС и спутниковой связи «Гонец-Д1М», а также гидроакустическими средствами можно развернуть в любом районе Мирового океана.

Как рассказал на форуме «Армия-2016» генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев, молодые специалисты этого предприятия вместе со студентами-старшекурсниками Санкт-Петербургского государственного морского технического университета разработали концепт подводной платформы для обеспечения длительного функционирования АНПА. Эти платформы в зависимости от назначения предполагается оснащать различными силовыми установками, в том числе атомной и воздухонезависимой. «Этот концепт призван совместить лучшие качества и мобильной платформы, – отметил Владимир Дорофеев, – способность доставлять эти аппараты к месту их использования и в то же самое время обеспечивать их электроэнергией, поддерживать их техническую готовность и считывать с них информацию». Другими словами, в отличие от американской «заправочной станции» российская будет не стационарной, а подвижной.

Поисково-исследовательский аппарат «Концепт-М».

И, наконец, говоря о российских автономных необитаемых подводных аппаратах, нельзя не вспомнить об АНПА «Статус-6», при одном упоминании о котором у американцев волосы от ужаса встают дыбом и который за океаном называют «оружием неотвратимого возмездия». Этот самоходный многоцелевой подводный аппарат, оснащенный компактной атомной энергетической установкой, способен доставлять кобальтовый ядерный заряд мощностью 100 мегатонн к берегу противника, находящемуся на дальности до 6200 миль (10000 км). Подводный снаряд, используя эффект суперкавитации, двигается к цели со скоростью 90-100 узлов, глубина его хода может достигать 1000 метров. «Статус-6», о котором стало известно в ноябре 2015 г., предназначен для поражения «важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени». Поступление на вооружение этого нового вида морского подводного стратегического оружия ожидается в 2019-2023 годах. По данным американской разведки, очередные испытания «Статуса-6» состоялись 27 ноября прошлого года.

Таким представляется самоходный многоцелевой подводный аппарат «Статус-6» художнику американского ресурса www.hisutton.com.

ОЧЕРЕДНОЙ ВИТОК ГОНКИ МОРСКИХ ВООРУЖЕНИЙ

Намерение Пентагона совершить технологический рывок в сфере автономных необитаемых подводных аппаратов приведет к очередному витку гонки морских вооружений. Но Россия и Китай, безусловно, готовы к этому вызову. И еще не известно, чем обернется это соревнование для Соединенных Штатов, которые чрезвычайно уязвимы со стороны океанов.

В обозримом будущем военные АНПА, в том числе и боевые, «заселят» Мировой океан, но вряд ли будут в нем доминировать. Любая ставка на «абсолютное оружие», как известно, бесперспективна. Война подводных роботов вряд ли состоится. Автономные необитаемые подводные аппараты станут лишь элементом сложных боевых систем, которые будут включать атомные и неатомные подводные лодки, глубоководные обитаемые аппараты, традиционные и перспективные виды оборонительного и наступательного подводного вооружения. И в этой системе АНПА займут свою нишу.

Подводные роботы в бою.