Корабли ЦМКБ «Алмаз» под флагом Отчизны
Конструкторское творчество сотрудников бюро всегда отличала новизна и нестандартность проектных решений.

Корвет «Стойкий» проекта 20380.

О созданных Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» боевых кораблях, катерах и судах специального назначения часто говорят как о «первых в мире». К ним, в том числе, относят ракетные катера «Комар» и «Оса», десантные катера на воздушной подушке «Зубр» и «Мурена», малые ракетные корабли (МРК) «Овод», МРК на автоматически управляемых подводных крыльях «Ураган», тральщики «Изумруд» с корпусом из композитных материалов и телеуправляемые тральщики «Алмаз». Наконец, к их числу относятся уникальные скеговые ракетные корабли на воздушной подушке «Сивуч». Этими великолепными боевыми кораблями, как и многими другими, задуманными и претворенными в жизнь конструкторами ЦМКБ «Алмаз», может гордиться не только Военно-морской флот, но и вся наша Отчизна.

Александр ШЛЯХТЕНКО

Архитектурно корабли «Алмаза» отличают изящество и гармоничность. И это тоже одна из граней конструкторского таланта корабелов. Стремление к достижению высоких скоростей – «полету над водой» – также всегда было одной из целей творческого поиска алмазовцев. Поскольку боевой корабль несет грозное оружие, это стремление подчиняется достижению главного – высокой эффективности. Это качество позволяет обнаруживать врага раньше, чем он заметит атакующего, и пускать в ход «умное» оружие, когда противник считает это невозможным.

Александр Васильевич ШЛЯХТЕНКО – генеральный директор АО «ЦМКБ «Алмаз», профессор, доктор технических наук

Конструкторское творчество сотрудников бюро всегда отличала новизна и нестандартность проектных решений. Создавая принципиально новые скоростные боевые корабли, зачастую ЦМКБ «Алмаз» шло по наиболее трудному пути, заглядывая в неизведанное, работая «с чистого листа», экспериментируя над новыми гидродинамическими схемами, идя на осознанный риск и добиваясь выдающихся результатов.

А началась эта работа шестьдесят семь лет назад – 22 октября 1949 г., когда приказом №00896 Министерства судостроительной промышленности СССР при ленинградском судостроительном заводе №5 было создано специальное конструкторское бюро по проектированию торпедных катеров дальнего действия. С 1966 г. оно именуется Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз».

Номенклатура проектов бюро просто ошеломляет: от малого скоростного патрульного катера проекта 12260 «Ястреб» водоизмещением около 10 т до морского транспорта вооружений проекта 20181 водоизмещением порядка  6300 т. В этот диапазон водоизмещений попадают такие разные по своему назначению и по гидродинамической схеме проекты, как ракетные и пограничные катера, корветы, суда на воздушной подушке, морские суда обеспечения, корабли противоминной обороны, катера представительского класса, пассажирские суда, плавучие доки и многие другие.

Созданные коллективом ЦМКБ «Алмаз» ракетные катера типов «Оса» и «Комар», построенные на нескольких заводах, в том числе и ленинградском Приморском заводе, очень крупной серией – более 350 вымпелов, не только составили новую надежную систему обороны ближней морской зоны СССР, но и широко поставлялись дружественным государствам. Показав свою высокую боевую эффективность в локальных конфликтах, они изменили векторы развития зарубежных флотов. В 1962 г. создатели этих катеров во главе с начальником – главным конструктором бюро Евгением Ивановичем Юхниным были удостоены Ленинской премии.

Скоростной патрульный катер проекта 12150 «Мангуст».

Спустя два года – в 1964 г. – Военно-морской флот поставил перед конструкторами «Алмаза» новую задачу: спроектировать ракетный катер, превосходящий «Осу» по мощности и дальности стрельбы ударного вооружения и усиленными средствами самообороны. Он должен быть столь же быстроходным, но более мореходным, чем предшественник, с более «умными» и дальнобойными ракетами и, главное, с новейшей боевой электроникой, которая позволяет «видеть» цель на большой дальности, не обнаруживая себя излучением радиолокационной станции. Первоначальным заданием на катере следовало разместить четыре ракеты нового комплекса П-120 «Малахит». Для выдачи целеуказания на максимальную дальность стрельбы, в несколько раз превышающую дальность обнаружения надводной цели корабельной РЛС, потребовалось создать радиотехнический комплекс «Титанит». При рассмотрении завершенного в 1966 г. технического проекта у главнокомандующего ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова было принято решение увеличить количество ПКР до шести, что, естественно, вызвало увеличение полного водоизмещения.

Малый ракетный корабль проекта 22800.

В «Оводе», который стал классифицироваться малым ракетным кораблем, удачно сбалансированы средства удара и самообороны. Трехвальная энергетическая установка обеспечивала 700-тонному кораблю полную 36-узловую скорость; дальность плавания 12-узловым ходом составляла 4000 миль. Головной МРК «Буря» передали ВМФ в 1970 г. Всего же наш флот получил 37 МРК проекта «Овод». Некоторые из них служат до сих пор.

Пограничный сторожевой корабль «Полярная звезда» проекта 22100.

Появившиеся в Средиземном море и водах Юго-Восточной Азии «оводы» взяли под прицел своих ракет американские авианосцы, ранее чувствовавшими себя там безраздельными хозяевами. Сегодня история, к сожалению, повторяется.

За рубежом «Овод» называли ракетным корветом. Некоторые пытались его копировать, но подражания не удались – то ли таланта оказалось меньше, то ли оружие слабее, а может, просто смелости не хватило. Дружественные Москве государства тоже очень хотели получить «оводы», наличие которых сразу превращало их «москитные» флоты в грозную силу. И некоторые их приобрели. Заложенный в экспортные «оводы» технический потенциал оказался столь высоким, что в XXI веке эти корабли получают новую жизнь, пройдя с помощью конструкторов «Алмаза» модернизацию на питерских заводах.

Спасательное судно подводных лодок «Игорь Белоусов» проекта 21300.

В последние годы некоторые западные СМИ нередко озвучивали идею, что, дескать, ракетные катера себя изжили как класс, ссылаясь на то, что их средства обнаружения и поражения не обеспечивают им необходимой дальности действия, чтобы оставаться эффективной боевой единицей. В качестве примера часто приводился печальный опыт ракетных катеров ВМС Ирака, которые не смогли оказать достойного сопротивления объединенным силам западной коалиции в ходе войны 2003 г. против режима Саддама Хусейна.

Залп крылатыми ракетами «Калибр-НК» с борта трех малых ракетных кораблей проекта 21631 и ракетного корабля проекта 11661К, разработанных коллегами алмазовцев из Зеленодольского ПКБ, из акватории Каспийского моря по объектам боевиков запрещенного в России Исламского государства заставил скептиков пересмотреть свою точку зрения.

Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010.

На сегодняшний день полным ходом идет строительство серии малых ракетных кораблей проекта 22800 (разработчик – ЦМКБ «Алмаз»), вооруженных «калибрами». В его основе – наработки и технические решения, успешность которых была подтверждена опытом строительства и эксплуатации «оводов».

Огромное значение арктического региона для экономики и военной безопасности России в связи с обострением международного соперничества в полярной зоне обусловили принятие руководством страны целого ряда решений, среди которых были и новые задачи, поставленные перед морскими пограничниками. Для их решения понадобились новые корабли, способные действовать в арктических морях.

Базовый тральщик «Александр Обухов» проекта 12700.

Выиграв в объявленном заказчиком конкурсе, АО «ЦМКБ «Алмаз» разработало проект 22100 «Океан» (главный конструктор Б.А. Лейкис). Это патрульный корабль неограниченного района плавания, предназначенный для эксплуатации в ледовых условиях. Он оборудован бортовыми спускоподъемными устройствами для скоростных жестко-надувных дежурных шлюпок, имеет авиационно-технический комплекс, предназначенный для доставки на суда-нарушители досмотровых групп, визуального наблюдения за надводной обстановкой, доставки пассажиров и грузов и поисково-спасательного обеспечения. Для предотвращения обмерзания якорного, швартовного и буксирного устройств при работе в ледовых условиях швартовные палубы в носу и корме выполнены закрытыми. Главная энергетическая установка корабля – дизельная двухвальная. В процессе разработки проекта применялись самые современные технологии. Создание полной трехмерной модели корабля позволило получать документацию в автоматическом режиме, что существенно сократило сроки ее выпуска. На этапе технического проекта выполнены дизайн-проекты кают, кают-компании, столовой и постов энергетики и живучести. Впервые в отечественной практике мебель для будущего корабля спроектирована специально для каждого вида служебных, жилых и общественных помещений. Головной корабль этого типа  – «Полярная звезда» – построен на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького.

Предусматривается строительство серии таких пограничных сторожевых кораблей.

Экспортный десантный катер на воздушной подушке проекта 12061Э.

Новейшие отечественные и зарубежные разработки в области спасения подводных лодок воплощены в спасательном судне «Иван Белоусов» проекта 21300 (главный конструктор А.А. Форст). Оно недавно вошло в состав Тихоокеанского флота по завершении межфлотского перехода из Балтийска, во время которого судно совершило деловые заходы в порты семи государств.

АО «ЦМКБ «Алмаз» является обладателем уникальных технологий проектирования кораблей противоминной обороны, судов специального назначения и плавучих доков. По проектам ЦМКБ «Алмаз» и вошедшего в его состав в 1997 году Западного ПКБ построены минно-тральные корабли отечественного флота и не имеющие зарубежных аналогов спасательные суда, а также плавучие доки различного назначения.

За шестьдесят семь лет по проектам, разработанным коллективом ЦМКБ «Алмаз», построено более 26000 катеров, кораблей и судов различного назначения. Более 40 стран мира имеют в составе своих флотов спроектированные в бюро катера, корабли и суда. Их количество превысило тысячу единиц.

Морской транспорт вооружений «Академик Ковалев» проекта 20181.

Своим успехом ЦМКБ «Алмаз» обязано конструкторам-корабелам нескольких поколений, среди которых А.К. Зворыкин, П.Г. Гойнкис, Л.Л. Ермаш, Е.И. Юхнин, В.М. Бурлаков, В.В. Бурачек, Ю.Ю. Бенуа, И.П. Пегов, В.Н. Устинов, Д.И. Рудаков, В.И. Немудров, В.В. Сидоров, Ш.А. Мустафин, В.И. Блинов, О.К. Коробков, В.И. Корольков, М.В. Кошкин, Р.Е. Путилин, М.К. Горшков, С.В. Чежин, Л.А. Петраков, А.Г. Минаев, М.А. Ловягин, А.Г. Смирнов, Л.В. Озимов, Ю.М. Мохов, В.А. Абрамовский, А.П. Городянко, К.Ж. Аванесов, В.П. Липиев, Ю.В. Арсеньев, А.Л. Ивченко, Н.А. Серков, И.Я. Баскаков, Ю.Ф. Оглоблин, Л.В. Ельский, В.Г. Гаврилов, И.Н. Иванов, А.А. Форст, Г.Д. Коронатов, А.Н. Осинкин, Д.Е. Цымляков, Б.А. Лейкис, Н.Н. Комаров, В.А. Шималович и многие другие, а также руководителям предприятия – Е.И. Юхнину, А.В. Шляхтенко, В.Ф. Ивочкину, А.Г. Соколову, Н.П. Пегову, Н.Г. Лощинскому, Г.А. Мангаеву, Ю.А. Ляпунову, А.Г. Славгородскому, А.М. Лазареву, К.Г. Голубеву.