Новый главный враг Северного флота, «Пловец-призрак» и другие
РЗК Marjata, который официально крестили 6 декабря – четвертый норвежский разведчик с таким именем

РЗК Marjata III во время патрулирования в водах у границы с Российской Федерацией.

Когда в церемонии закладки или крещения судна принимают участие первые лица государства, то нетрудно догадаться, что корабль этот особенный. На верфи Langsten группы VARD в Томрефьорде никогда прежде не видели такого стечения высокопоставленных лиц, как 6 декабря этого года. Крестной матерью нового разведывательного корабля (РЗК) Marjata стала премьер-министр Норвегии госпожа Эрна Сольберг. Она лично разбила бутылку шампанского о борт новостройки.

Александр МОЗГОВОЙ

В мероприятии также приняли участие министр обороны страны госпожа Ина Сорейден, главнокомандующий норвежской обороной адмирал Хокон Брууна-Хансен, начальник военной разведывательной службы генерал-лейтенант Кйелль Грандхаген, административный директор оборонной закупочной организации (Forsvarets Logistikkorganisasjon – FLO) Петтер Янсен и другие официальные лица.

Премьер-министр Норвегии Эрна Сольберг готовится разбить бутылку шампанского о борт РЗК Marjata IV.

По словам Кйелля Грандхагена, «новый корабль станет важным активом, обеспечивающим ведение разведки на Крайнем Севере в течение следующих 30 лет». «Кольский полуостров имеет очень большое значение. Здесь сосредоточен основной арсенал ядерного оружия России, который будет использован в случае возможного конфликта с США, – уточнил главный норвежский Джеймс Бонд. – По нашим оценкам, Кольский полуостров и в будущем будет играть роль самой важной стратегической базы для размещения российского ядерного потенциала». То есть «актив» нового разведывательного корабля, как полагают в Осло, Вашингтоне и штаб-квартире НАТО, должен быть весьма весомым.

ОСТОРОЖНО: «МАШКА»!

РЗК Marjata, который официально крестили 6 декабря – четвертый норвежский разведчик с таким именем. Официально его квалифицируют как «научно-исследовательское судно».

Что означает имя Marjata? По утверждению некоторых знатоков скандинавской мифологии, так звали сказочную героиню, которая забеременела, съев… ягодку брусники. Наши военные моряки норвежские РЗК с этим именем зовут «машками» или «марусями» и еще именуют их «главными врагами Северного флота». И вовсе не случайно. Напичканные электроникой они ведут постоянное радиосвязное, радиолокационное и гидроакустическое наблюдение за российскими кораблями, самолетами, вертолетами и береговыми частями.

Первая «Машка» начала бороздить моря в 1951 году. В 1966 г. этот небольшой китобой водоизмещением в 691 т, длиной 51 м и шириной 9 м,  носивший имя Globe 14, был куплен у фирмы Melsom & Melsom Larvik. Судно прошло переоборудование. Над его рубкой установили блок электронной аппаратуры, предназначенный для перехвата сообщений кораблей Северного флота и регистрации излучений корабельных РЛС. РЗК Marjata I обладал хорошей мореходностью, но вести разведку мог преимущественно в летние месяцы – с мая по сентябрь.

РЗК Marjata I был переоборудован из китобойного судна.

РЗК Marjata II сразу строился как шпионский корабль.

В 1976 г. на смену Marjata I пришла «Машка №2». Это уже было судно специальной постройки. Его собрали на верфи Mjellem & Karlsen Mekaniske Verksted в Бергене. Водоизмещение второй электронной шпионки составляло 940 т, длина – 46 м, ширина – 11 м. Специальная конструкция судна позволила разместить на РЗК большее количество специального оборудования в соответствии с требованиями разведывательной службы. Часть датчиков укрыли под радиопрозрачным колпаком, протянувшимся от ходовой рубки в корму. Эта архитектурная особенность позволяла безошибочно распознавать разведчицу.

РЗК Marjata II дважды модернизировался. В 1982-1983 гг. судно удлинили на 14 м, водоизмещение выросло до 1430 т. Соответственно увеличился объем помещений для электронной аппаратуры. В 1988 г. изменили конструкцию кормовой надстройки и установили П-образную кормовую мачту с антенными постами. И все-таки и этот разведчик в приполярных водах мог нести только сезонную службу – с марта по ноябрь.

В 1995 г. в состав норвежского флота вошел РЗК Marjata III, построенный верфью Langsten Shipyard. Корпус этого судна имеет необычную конструкцию – треугольную (Ramform type ship-design), что дало повод нашим морякам называть третью «Машку» еще и «Утюгом». Такая архитектура обеспечивает высокую остойчивость судна. Ледовый класс позволяет работать в Баренцевом море круглогодично.

В широкой кормовой части – вертолетная площадка. Надстройка и носовая оконечность нашпигованы разнообразными антенными устройствами. Имеются сейсмоулавливающие приборы и гидроакустические станции, в том числе и опускаемые. Полное водоизмещение судна-разведчика – 7650 т, длина – 81,5 м, максимальная ширина в кормовой части – 40 м, осадка – 6 метров. Энергетическая установка – дизель-электрическая. Marjata III развивает максимальную 15-узловую скорость.

РЗК Marjata III имеет оригинальную конструкцию, и не зря наши моряки называют его «Утюгом».

Благодаря широкому внедрению средств автоматизации, экипаж корабля состоит из 14 человек. Еще 31 человек – «ученые», которые собственно и занимаются сбором разведывательной информации и обслуживают технику. Как утверждают некоторые источники, эти специалисты-электронщики являются гражданами США и служат в Агентстве национальной безопасности (АНБ) Соединенных Штатов, которое занимается электронным шпионажем по всему миру. Но если это и не так, то суть их деятельности не меняется. Вся полученная Marjata III информация в режиме online передается АНБ.

Данные о дальности плавания и автономности Marjata III отсутствуют, но, несомненно, они велики. Достаточно сказать, что «Утюг» бессменно находился в районе гибели АПЛ «Курск» 55 суток! Собственно, этот РЗК в числе первых и обнаружил два «события», которые стали роковыми для российского атомохода. Впрочем, это неудивительно. Ведь судно-разведчик, отслеживавшее учения кораблей Северного флота, находилось в 19 км от места трагедии. По признанию представителей зарубежных спецслужб, норвежский корабль за 55 суток собрал «огромный массив» информации.

РЗК Marjata III формально приписан к Хортену, что на западном берегу Осло-фьорда. Там находится главная база Королевских ВМС Норвегии. Но бегать оттуда на службу, огибая Скандинавский полуостров, нерационально. Поэтому «Утюг» чаще можно увидеть в Киркенесе, который находится всего в восьми километрах от российской границы. То есть корабль способен отслеживать обстановку, даже не выходя из порта.

Для того чтобы обмануть «Утюг», Северному флоту приходится прибегать к разным уловкам: имитировать одни действия, дабы скрыть другие, создавать электронные помехи и т.д. Конечно, проще было бы сжечь «нежные» приборы Marjata III направленным лучом мощного электромагнитного генератора. Но, очевидно, пока это время не настало. С другой стороны, для того и щука в воде, чтобы карась не дремал.

В марте этого года корпус РЗК Marjata IV отбуксировали из Румынии в Норвегию.

Почему норвежская разведка решила поменять относительно нестарый РЗК Marjata III, который прослужил всего двадцать лет, на новый корабль? Некоторые специалисты объясняют это тем, что, якобы, треугольная форма корпуса не оправдала себя. Но нам ближе другая версия: просто устарело электронное разведывательное оборудование  «Машки-3», а новое трудно интегрировать в его конструкцию.

Корпус четвертой «Машки» построили на верфи VARD Tulcea – румынском подразделении компании VARD в Тулче. В марте этого года судно из Черного моря через Босфор и Гибралтар отбуксировали в Томрефьорд, где и ведется его достройка.

РЗК Marjata IV совсем не похож на своего предшественника. Это однокорпусное судно длиной 126 м и шириной 23,5 м, что заставляет предполагать большее по сравнению с Marjata III водоизмещение. Оно похоже на один из круизных лайнеров, которых немало курсирует в приполярных водах, что, кстати, будет способствовать большей скрытности корабля-шпиона.

Крещенный премьер-министром Эрной Сольберг РЗК войдет в строй в 2016 году. Предполагается, что он прослужит 30 лет.

РЗК Marjata IV больше похож на круизный лайнер.

ДЛЯ РАЗВЕДКИ И ДИВЕРСИЙ

В то время когда в Томрефьорде крестили четвертый норвежский корабль-шпион, на базе американских экспедиционных сил в Литл-Крик – Форт-Стори в штате Вирджиния состоялась презентация перспективного необитаемого подводного аппарата (НПА) GhostSwimmer («Пловец-призрак»). Это детище созданной в 2012 г. по инициативе начальника военно-морских операций ВМС США Группы быстрых инноваций, иначе именуемой Project Silent NEMO, то есть проект «Молчаливые Никто». В этом названии явно содержится недвусмысленный намек на героя романов Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» и «Таинственный остров» капитана Немо, который создал совершенную для своего времени подводную лодку «Наутилус», которая могла быть страшным оружием.

В группу входят молодые флотские амбициозные специалисты, готовые употребить свой талант на разработку и быстрое внедрение передовых технологий, нужных ВМС. Иными словами, с некоторой натяжкой участников Project Silent NEMO можно сравнить с рекрутами российских научных рот. «Наша мантра в том, что мы имеем право быть изобретательными, – говорит руководитель группы кэптен Джим Лопер. – Мы хотим, чтобы люди, приходящие к нам, умели мечтать и активно воплощали свои мечты в жизнь».

НПА GhostSwimmer.

Что представляет из себя GhostSwimmer? Это сравнительно небольшой необитаемый подводный аппарат длиной 1524 см и весом 45,3 кг. Он очень похож на не очень крупную акулу, хотя ряд источников почему-то сравнивают этот НПА с тунцом. Эта похожесть с живыми обитателями глубин не случайна. GhostSwimmer создан с использованием методов бионики. НПА передвигается под водой, виляя хвостом и корпусом-туловищем. Очевидно, в хвосте имеется и небольшой водометный движитель типа pump-jet. Во всяком случае, таковым располагает прототип «Пловца-призрака». Идеологию такого аппарата разработала несколько лет назад фирма Boston Engineering's Advanced Systems Group. Опытная модель НПА неоднократно демонстрировалась. ВМС заинтересовались им. Однако довести аппарат до требований флота фирма не смогла. И тогда за отработку взялись молодые специалисты группы Silent NEMO.

НПА фирмы Boston Engineering's Advanced Systems Group послужил прототипом при создании «Пловца-призрака».

GhostSwimmer отличается от прототипа наличием «спинного» плавника и акульей носовой оконечностью. Он может нырять на глубину 91,4 м и выполнять там широкий круг задач. По словам директора Boston Engineering's Advanced Systems Group Майкла Руфо, НПА способен работать вместе с водолазами и оказывать помощь морякам, оказавшимся за бортом. Но, похоже, у ВМС США на этот счет имеются и другие планы.

GhostSwimmer – невидимка. Он имеет покрытие, слабо отражающее сигналы гидроакустических станций. Поэтому аппарат отлично подходит для разведки в портах и базах противника. В будущем в качестве полезной нагрузки НПА может нести взрывчатку. То есть его можно использовать в качестве диверсионного средства.

Управление подводным «призраком» сейчас осуществляется оператором с помощью кабеля длиной 152 м. То есть радиус действия НПА пока невелик. Этот недостаток хотят исправить за счет внедрения автономной системы управления. То есть аппарат будет работать по заранее составленной программе. В перспективе возможно внедрение и искусственного интеллекта. Увеличение дальности плавания и полезной нагрузки неизбежно потребуют повышения емкости аккумуляторов GhostSwimmer и повлечет рост размеров аппарата. Надо полагать, в будущем он станет не таким уж незаметным.

Вильнув хвостом, НПА GhostSwimmer уходит на глубину.

ДЛЯ «КОНЮШНИ» СПЕЦНАЗА

Пока на базе Литл-Крик – Форт-Стори на Атлантическом побережье США демонстрируют экзотический НПА, на Тихом океане – в Сан-Диего готовятся к обновлению «конюшни» Командования специальных операций США (United States Special Operations Command – USSOCOM), чьи подразделения со следующего года начнут пополняться новыми катерами для транспортировки, высадки и эвакуации коммандос.

Речь идет о средних боевых катерах CCM Mk1 (Combatant Craft Medium Mark 1). В этом году их прототип, построенный компанией Oregon Iron Works, успешно завершил испытания. С этой фирмой подписан контракт на $400 млн. на поставку USSOCOM серии CCM Mk1.

Полупогружающиеся катера типа SEALION относятся к наиболее засекреченным боевым единицам.

Тут стоит напомнить, что компания Oregon Iron Works уже построила для морского спецназа несколько модификаций, пожалуй, самых засекреченных в США боевых единиц – полупогружающихся катеров типа SEALION. Эта аббревиатура расшифровывается так: SEAL – буквы акронима, обозначающего подразделения американских «морских котиков», то есть бойцов спецназа, I означает «insertion» («десантирование»), O – «observation» («ближняя разведка»), N – «neutralization» («подавление»). Последняя модификация SEALION II – полуглиссирующий катер длиной 21 м. Его скорость – более 40 узлов. Конструкция катера на 100% отвечает требованиям stealth-технологий. Узкий вытянутый корпус в носовой оконечности переходит в заостренный четырехгранник. Невысокая двухъярусная надстройка обрывается скошенной кормой, где находится люк для десантирования восьми бойцов SEAL на двух моторных лодках жестконадувного типа. У катера есть балластные цистерны, которые, как у подводной лодки, при подходе к цели заполняются забортной водой. SEALION II уменьшает скорость и погружается. Но не весь – над уровнем моря, дабы легче было вести наблюдение, возвышается на десяток-другой сантиметров часть рубки-надстройки. Алгоритм действий этой «ладьи» спецназа понятен: катер на высокой скорости прибывает к месту операции, погружается и незаметно подкрадывается к объекту атаки или месту высадки.

Катер спецназа ВМС США типа RHIB фирмы United States Marine.

Но, безусловно, катера типа SEALION II – очень дорогие игрушки. Да и не всегда нужна суперскрытность. Вот почему было принято решение создать новое, более дешевое средство для морского спецназа. К тому же подоспело время заменять в подразделениях SEAL более 70 катеров жестконадувного типа (RHIB) постройки фирмы United States Marine и двадцать 75-тонных катеров типа Mk V фирмы Trinity-Halter Marine (об этих катерах подробнее см. журнал «Национальная оборона» №4/2009).

Средние боевые катера типа CCM Mk1 имеют низкий силуэт, алюминиевые корпуса и конструктивно выполнены с достаточно широким использованием stealth-технологий. Они оснащены двумя дизельными двигателями, о марке и мощности которых не сообщается. Их длина – 18 м, максимальная скорость хода – 40 узлов (по данным других источников – 50 узлов), дальность плавания – 400 миль (по другим данным – 600 миль).

Экипаж катера состоит из четырех человек. Еще 19 человек – бойцы спецназа. Все они размещаются в амортизированных креслах, дабы скоростная транспортировка по морю не вывела их из строя до того, как им надо будет приступить к выполнению боевого задания. Вооружение включает 12,7-мм пулемет M2HB, который крепится в носовой дистанционно управляемой стабилизированной установке, 7,62-мм пулемет M240G и 40-мм автоматический гранатомет Mk 19. Катера могут оснащаться небольшими беспилотными самолетами-разведчиками Scan Eagle. Суммарная полезная нагрузка CCM Mk1 – 3,5 т.

Большой катер спецназа ВМС США типа Mk V.

Особо стоит остановиться на электронном вооружении этих маленьких кораблей. У них имеется несколько радиостанций, работающих на разных диапазонах волн. Эти станции не только осуществляют связь с командованием, но и радиоперехват сообщений противника. Катера CCM Mk1 располагают РЛС, которая для обеспечения малой заметности в неработающем положении утапливается в рубку, а также тепловизором. Вся информация стекается и обрабатывается автоматической системой управления, контроля, связи и разведки C4I9 CORTEX норвежской фирмы Kongsberg, которая может быть подключена к глобальной сетецентрической системе Вооруженных Сил США.

Катера типа CCM Mk1 могут перебрасываться в любую точку мира не только тяжелыми военно-транспортными самолетами С-5 Galaxy, как это имеет место в случае с катерами Mk V, но и обладающими меньшей грузоподъемностью C-17 Globemaster III и C-130 Hercules. Однако CCM Mk1 нельзя сбрасывать с парашютом, как катера RHIB фирмы United States Marine.

Прототип катера CCM Mk1 на испытаниях.

Пока Командование специальных операций США заказало десять катеров типа CCM Mk1. Но, судя по всему, это только начало. Уже ведется работа по улучшенной модификации Mk2, которая выйдет на испытания уже в наступающем году.