Тучи над российскими «мистралями»
Велика вероятность, что Париж выполнит свои обязательства по «мистралям», но России нужны твердые гарантии

Когда готовился контракт на приобретение во Франции десантно-вертолетных кораблей-доков (ДВКД) типа «Мистраль», журнал «Национальная оборона» неоднократно выступал против заключения этой сделки (см. журнал «Национальная оборона» №10/2009, №№2, 4, 7, 8/2010). Критика в адрес контракта с DCNS и STX-France звучала с разных направлений. Например, первый заместитель Военно-промышленной комиссии при правительстве России Иван Харченко назвал покупку этих кораблей «нелепой» и «ущербной». Веских причин для такого негативного отношения немало.

Александр МОЗГОВОЙ

Во-первых, совершенно непонятно, почему обновление российского надводного флота потребовалось начинать с покупки за рубежом ДВКД, в то время как ВМФ РФ остро необходимы боевые единицы основных классов: фрегаты, корветы и ракетные катера. В таких случаях обычно говорят: «Без штанов, но в шляпе».

Во-вторых, по своим возможностям и тактико-техническим характеристикам «мистрали» уступают другим зарубежным аналогам. Например, южнокорейскому ДВКД «Токто» или легкому итальянскому авианосцу «Кавур», который способен выполнять десантные функции не хуже специализированного французского. Это не говоря уже об американских универсальных десантных кораблях (УДК) типов «Тарава», «Уосп» и «Америка», а также испанском УДК «Хуан Карлос I». Кстати, испанский УДК дважды обошел «Мистраль» в тендерах – на поставку Австралии, которая приобрела две единицы, и Турции, где по испанской лицензии построят еще один такой корабль.

Французский ДВКД предназначен для эксплуатации в субтропических, тропических и умеренных широтах, а к условиям отрицательных температур, действиям в покрытых льдом или даже шугой акваториях он не приспособлен. У «Мистраля» большая парусность, что грозит бедой в штормовых условиях. Перевозит он преимущественно легкую бронетанковую и автомобильную технику, а ограниченное количество основных боевых танков размещается только на нижней палубе. «Что касается «Мистраля», то боевым кораблем его можно назвать с большой натяжкой, – заявил Константин Шилов, генеральный директор Концерна «НПО Аврора», занимающегося созданием и производством средств корабельной автоматики. – Это – судно. Оно оснащено невоенной техникой. Его можно использоваться либо в мирное время, либо в предвоенный период».

В-третьих, никакими особо уникальными судостроительными технологиями верфь STX-France в Сен-Назере не обладает. Мне довелось поговорить с российскими специалистами, которые побывали на этом предприятии. Да, отмечали они, французы строят быстро и добротно, без привычной нам суеты. Тщательно отработана логистика, поэтому простоев не бывает. Но ничего особенного нет. Другими словами, речь идет об элементарной трудовой дисциплине и культуре производства.

ДВКД «Владивосток» – головной российский «Мистраль» вышел 5 марта на первые ходовые испытания.

Конструкция самих «мистралей» изысками не отличается. Что и подтвердили рабочие и инженеры «Балтийского завода», которые без напряжения собирают кормовые «половинки» этих кораблей. И совсем не зря в свое время помощник министра иностранных дел Франции по делам континентальной Европы Ролан Галяраж убеждал своих заокеанских коллег в том, что эти десантные корабли представляют собой «нечто среднее между грузовиком и нефтяным танкером с некоторыми полезными навигационными инструментами». В том же духе высказывался и прежний министр обороны Франции Эрве Морен на переговорах с шефом Пентагона Робертом Гейтсом, тоже теперь бывшим. Дескать, «Мистраль» не окажет никакого влияния на увеличение боевого потенциала российского флота.

Четвертый фактор, заставлявший выступать против этой сделки, – чрезмерно высокая ее цена. 1,12 млрд. евро за два «нечто среднее между грузовиком и нефтяным танкером» явно чересчур! Стоимость сделки завышена в полтора-два раза. А если принять во внимание сообщение американского военно-морского справочника Combat Fleets of the World о том, что для ВМС Франции средняя стоимость каждого корабля типа «Мистраль» составила около $236 млн., то и в три раза! И это очень похоже на истину. Французские ДВКД строятся по гражданским стандартам. А стоимость гражданских судов редко превышает $100 млн. за единицу. Более значительная доля цены десантных вертолетоносцев приходится на их электронную начинку. Ценовые «люфты» сделки заставляют предполагать наличие коррупционной составляющей, позволяющей легко «пилить» и «откатывать».

Что же касается передачи России высоких электронных технологий, то здесь осенью прошлого года обозначилась проблема. Как заявил представитель ОПК Франции, «при подписании контракта на два первых вертолетоносца оговаривалось, что все технологии корабля, на передаче которых настаивала российская сторона, будут переданы при гарантии на заказ третьего и четвертого «Мистраля». Напомним, что перед подписанием контракта 17 июня 2011 г. российские высокопоставленные лица клятвенно заверяли, что все технологии, связанные с этими ДВКД, включая боевую информационно-управляющую систему SENIT-9 и командную систему управления соединением SIC-21, передаются Российской Федерации. Теперь выяснилось, что, оказывается, нужно выполнить «гарантию», то есть заказать еще два корпуса.

Наконец, пятое обстоятельство, которое вызывало сомнения в сделке – ее высокая степень риска, зависимость от политической конъюнктуры. Сейчас мы как раз являемся свидетелями событий, которые могут привести к невыполнению Францией своих обязательств именно по этим мотивам.

В Сен-Назере на «Севастополе» уже возведен «остров»…

После того как на Украине произошел государственный переворот, а Крым начал процесс присоединения к России, Париж утверждал, что останется верным своим экспортным обязательствам. «Ситуация на Украине пока не зашла настолько далеко, чтобы французское правительство приняло решение разорвать контракт с Россией на строительство вертолетоносцев «Мистраль», – заявил 3 марта в интервью радио RTL министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус. Эту позицию подтвердил 6 марта и глава Пятой республики Франсуа Олланд. По его словам, которые привело агентство France-Presse, «договоренности о поставке в Россию двух французских вертолетоносцев «Мистраль» остаются в силе».

Но вскоре ветер, а точнее настроения в Париже поменялись. Случилось это после 15 марта, когда между министрами обороны США и Франции Чаком Хейгелом и Жан-Ив Ле Дрианом состоялся продолжительный телефонный разговор по поводу российско-французского военно-технического сотрудничества. Нетрудно догадаться, что шеф Пентагона «дул в уши» своему коллеге.

И Париж дрогнул. Уже 17 марта Лоран Фабиус заговорил о том, что «Франция может предусмотреть аннулирование контракта с Россией по вертолетоносцам типа «Мистраль». Правда, глава внешнеполитического ведомства сказал: «В этом случае мы призываем, чтобы тогда и другие, в частности, британцы, предприняли соответствующие шаги со средствами российских олигархов в Лондоне. Санкции должны касаться всех». На это с берегов туманного Альбиона ответили словами незабвенного Лелика из фильма «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая: «Нет! На это я пойтить не могу!» Оно и понятно. В случае замораживания счетов российских олигархов из оборота банков Соединенного Королевства, которое паразитирует на деньгах, заработанных за рубежами страны, исключались бы многие десятки миллиарды фунтов стерлингов и лишались бы работы порядка ста тысяч подданных Ее Величества, занятых обслуживанием этих капиталов.

…а в Санкт-Петербурге завершается сборка кормовой части «Севастополя».

Финансовые потери Парижа в случае расторжения сделки тоже оказались бы немалыми. Пришлось бы вернуть России порядка 700 млн. евро, которые уже переведены Москвой за строительство двух ДВКД, а также выплатить штрафные санкции в размере около 500 млн. евро. В итоге вырисовывается сумма даже превышающая сумму контракта. Но это еще не все. На руках у Франции остались бы один почти достроенный ДВКД и недостроенная половинка другого. Что с ними делать? Учитывая жесткую конкуренцию на рынке военно-морской техники, продать эти «полудострои» и «недострои» другим ВМС вряд ли удастся, а если удастся, то в лучшем случае за полцены. Даже если Париж вынужден будет приобрести эти корабли для собственных ВМС, потребуются немалые деньги для их достройки и для приведения к стандартам НАТО, а не России. «Отказ от выполнения договора отрицательно скажется на финансовой состоятельности компании DCNS», – констатирует парижская Le Figaro.

Поэтому Париж принялся маневрировать. «Мы поставляем России гражданские корпуса, – подчеркнул 19 марта в своем выступлении на конференции французского аэрокосмического и оборонного бизнес-сообщества, проводившейся под эгидой газеты Les Echos, министр обороны Жан-Ив Ле Дриан. – Это реальность. Затем заказчик может вооружить эти два корабля. Мы должны поставить в рамках подписанного контракта заказ, который не вооружен». Действительно, вооружать российские «мистрали» будут на питерской Северной верфи. Поэтому в логике французскому министру отказать трудно.

Но днем ранее, то есть 18 марта, официальный представитель МИД Франции Ромэн Надаль вещал нечто другое: «Франция не собирается отменять сделку с Россией на поставку вертолетоносцев «Мистраль», но приостановка этого контракта может быть предусмотрена». А днем позже, то есть 20 марта, тот же Жан-Ив Ле Дриан сообщил, что вопрос о приостановке поставок в Россию вертолетоносцев «Мистраль» предстоит рассмотреть в октябре, когда будет готов к передаче заказчику первый корпус – «Владивосток». Но никакие «приостановки» контрактом не предусмотрены. В случае «приостановки» Москва может приостановить платежи по реализации сделки до октября, когда Париж созреет до своего окончательного решения. Но тем временем остановятся работы на верфи в Сен-Назере, и 600 судостроителей, занятых на сборке российских «мистралей» останутся не у дел, а само предприятие обанкротится.

Схема бокового вида БДК проекта 11711.

По сравнению с общими цифрами роста безработицы во Франции это может показаться чепухой, однако данный конкретный случай, несомненно, вызовет большой общественный резонанс и окончательно обрушит авторитет Франсуа Олланда и его правительства. Поэтому велика вероятность, что Париж выполнит свои обязательства по «мистралям». Но нужны с его стороны не увертки, а твердые гарантии.

Все эти события происходили на фоне начавшихся ходовых испытаний «Владивостока» – головного российского «Мистраля» и интенсивных работ по двум половинам второго корпуса – «Севастополя», строящегося в Сен-Назере и в Санкт-Петербурге.

По словам вице-президента Объединенной судостроительной корпорации Игоря Захарова, корабелы России способны построить для ВМФ собственные десантные корабли, не уступающие зарубежным аналогам. Хочется верить, что это так. Только не надо копировать не подходящие для российских условий «мистрали».

Но пока ситуация со строительством больших десантных кораблей для ВМФ РФ не вызывает оптимизма. Из-за отсутствия финансирования (надо же за «мистрали» платить) еще на год откладывается завершение строительства и передача флоту БДК «Иван Грен» – головного проекта 11711. При водоизмещении около 5000 т он способен транспортировать больше основных танков, чем «Мистраль». Да, он несет только один вертолет, но в отличие от французского ДВКД этот БДК может высаживать десант непосредственно на необорудованный берег. У него приличная дальность плавания. На 16 узлах «Иван Грен» будет пробегать 3500 миль.

«Иван Грен» пока ржавеет у достроечной стенки Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь».

За последние два года российские большие десантные корабли проекта 775, построенные в 70-80-х годах прошлого века, совершили немало дальних переходов. С Тихого океана, Балтики и приполярных морей они добираются до Средиземного моря и Индийского океана, выполняют там поставленные задачи и возвращаются в родные базы. БДК проекта 11711 являются дальнейшим их развитием. Они очень нужны флоту на всех театрах.