«Призраки», обретшие хозяина
А все начиналось многообещающе.. Султану Брунея приглянулись малазийские фрегаты типа Lekiu

Бывшие брунейские корветы на приколе в Барроу-ин-Фернесс.

В блистательном переводе Михаила Юрьевича Лермонтова баллады австрийского поэта Йозефа Цейдлица о «Летучем голландце» говорится: «Не слышно на нем капитана, не видно матросов на нем». Но по сравнению с этими тремя кораблями «призраку морей» еще повезло. Ведь «скалы и тайные мели, и бури ему нипочем». Эти просто простояли на приколе почти семь лет. А ведь речь идет не о списанных или много послуживших кораблях, а о недавно построенных. Случай беспрецедентный в новейшее время, во всяком случае, в период после Второй мировой войны.

Василий АЛИШИН

А все начиналось многообещающе. Султану Брунея приглянулись малазийские фрегаты типа Lekiu, построенные в конце прошлого века фирмой Yarrow из Глазго. Начались переговоры. Yarrow – одно из старейших и известнейших британских судостроительных предприятий переживало не лучшие времена. К моменту заключения сделки в 1998 г. оно перешло под контроль компании GEC-Marconi, тоже широко известной, но к тому времени не процветающей. Вскоре эта компания оказалась в руках корпорации BAE Systems, которая подтвердила обязательства по контракту в 600 млн. фунтов стерлингов относительно постройки для ВМС Брунея трех кораблей проекта F2000 на базе фрегатов Lekiu.

В январе 2001 г. на верфи в Скотстауне был спущен на воду первый корпус, получивший название Nakhoda Ragam. За ним последовали Bendhara Sakam и Jerambak. Их водоизмещение – 1940 т, длина – 95 м, ширина – 12,8 м, осадка – 3,6 метра. Четыре дизеля MAN B&W/Ruston суммарной мощностью 30,2 МВт позволяют развивать максимальную 30-узловую скорость хода и на 12 узлах проходить до 5000 миль. Вооружение неплохо сбалансировано. Оно включает две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет Exocet MM40 Block II, 16 вертикальных пусковых установок ЗУР Seawolf, предназначенных для уничтожения воздушных целей на дистанции от 1 до 10 км, одну 76-мм автоматическую универсальную установку Oto Melara. Оборону ближнего рубежа призваны обеспечивать два 30-мм автомата DS 30B REMSIG, а защиту от подводного противника два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата. На кормовую платформу может садиться вертолет S-70B Seahawk. Правда, ангар для него не предусмотрен. На кораблях имеется разнообразное электронное оснащение: радиолокационные станции обнаружения надводных и воздушных целей, обеспечения навигации и наведения оружия, а также оптоэлектронная система управления артогнем Radamec 2500, ГАС TMS 4130C1, средства РЭБ. Экипаж должен состоять из 79 человек. Имеются помещения для размещения еще 24 человек – морских пехотинцев или спецназовцев.

Корвет типа Nakhoda Ragam во время ходовых испытаний.

То есть получились очень даже неплохие корветы. Впрочем, некоторые источники, на наш взгляд необоснованно, относят их к патрульным кораблям открытого моря (OPV). Да, они имеют большую дальность плавания, но по вооружению и по стоимости (200 млн. фунтов стерлингов за единицу) их к патрульникам причислить никак нельзя. Впрочем, трудно согласиться и с американским справочником Combat Fleets of the World, который классифицирует корабли типа Nakhoda Ragam как фрегаты. Очевидно, авторы этого издания исходят из того, что малазийские фрегаты типа Lekiu – близкие их родственники. Но «малазийцы» имеют большие водоизмещение и размерения, что позволяет им размещать вертолет в ангаре.

К 2006 г. корветы выполнили все необходимые испытания и были готовы вступить в строй ВМС Брунея. Корпорация BAE Systems не жалела денег для рекламы новых кораблей в расчете на заказы от ВМС других государств. И тут грянул гром среди ясного неба. Представители султаната заявили, что построенные в Скотстауне корветы не соответствуют спецификационным требованиям, отказались производить окончательный расчет и потребовали вернуть аванс.

Малазийский фрегат Lekiu стал прототипом для брунейских корветов.

Почему это случилось? Конечно, предполагать, что у брунейского султана не хватило денег, дабы расплатиться, нелепо. Султан Хассанал Болкиах – один из богатейших людей в мире, а возглавляемое им небольшое государство, благодаря богатым запасам нефти, относится к числу процветающих. Некоторые источники однако не исключают, что корпорация BAE Systems не заплатила заказчику «бакшиш», то есть по-нашему – откат, о котором могла быть договоренность еще с фирмами Yarrow или GEC-Marconi. И не потому, что султан или его приближенные в нем нуждались, а потому, что по местным обычаям так принято. Но другая, более вероятная причина, которую называют, – у Брунея просто в то время не оказалось нужного количества обученных моряков, которые могли бы служить на корветах. Впрочем, испытания кораблей продолжались почти пять лет, что свидетельствует о наличии определенных проблем. Поэтому для претензий Брунея, очевидно, имелись основания. Судя по всему, корабли в конце концов все же были доведены до кондиции.

Но, как не утверждали британцы, что все требования по проекту соблюдены, брунейцы категорически отказались принимать корабли. Дело затянулось, а потом было передано в Международный арбитражный суд. Он взял сторону BAE Systems. Султанат заплатил неустойку, но корабли забирать не стал. Их в 2007 г. частично законсервировали и поставили на прикол в английском портовом городе Барроу-ин-Фернесс, где они на целых семь лет превратились в корабли-призраки. И не было на них ни капитанов, ни матросов.

Брунейские власти решили продать опостылевшие корабли. В качестве посредника они наняли известную германскую кораблестроительную фирму Lurssen, ранее подобного рода операциями не занимавшуюся, но, безусловно, имеющую развитые связи на международном рынке. Но дело пошло не бойко. Поговаривали, что вот-вот корветы купят ВМС Алжира. Однако сделка не состоялась. То ли не устроила цена, то ли в североафриканской стране сочли, что корветы устарели.

Патрульный корабль Darussalam ВМС Брунея.

Тем временем фирма Lurssen не теряла времени даром и предложила ВМС Брунея свои услуги по модернизацию флота. В итоге султанат закупил у этого немецкого предприятия три патрульных корабля типа Darussalam и четыре патрульных катера Itjihad, которые во флоте Брунея классифицируются как «корветы».

Первые из них хорошо известны российским судостроителям, поскольку у них была возможность побывать на борту Darussalam во время Международной выставки военно-морской и авиационной техники LIMA 2013 на малазийском острове Лангкави. По отзывам российских специалистов, это отлично скроенные корабли, которые при водоизмещении 1625 т и длине 80 м располагают вертолетной площадкой и несут две спаренные пусковые установки ПКР Exocet, а также 57-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку. То есть они могут выполнять не только патрульные (максимальная скорость – 22 узла, а дальность плавания на 12 узлах – 7500 миль), но и ударные задачи. Отмечается тщательная продуманность компоновки кораблей этого типа и комфортные условия обитаемости экипажа.

Патрульные катера типа Itjihad – типичные современные представители этого класса. Их водоизмещение – около 250 т, длина – 41 м, ширина – 8 м, максимальная скорость хода – 32,8 узла, дальность плавания на 12 узлах – 1500 миль. Вооружение скромное – один 27-мм дистанционно управляемый автомат Mauser MLG 27, хотя в некоторых источниках говорится, что на «корветах» могут монтироваться пусковые установки ПКР.

В итоге корветы типа Nakhoda Ragam удалось все-таки продать. Их за одну пятую от первоначальной цены, то есть за 40 млн. фунтов стерлингов за единицу, купили ВМС Индонезии. В прошлом году Джакарта уже выплатила аванс в размере 20% от общей стоимости «кораблей-призраков». Сейчас на них ведутся работы по расконсервации и подготовке перехода в Юго-Восточную Азию. Ожидается, что они будут приняты на вооружение ВМС Индонезии в этом году.

Патрульный катер Itjihad, построенный фирмой Lurssen для ВМС Брунея.

Эта сделка – яркий пример политики Индонезии в области военно-морского строительства. Для того чтобы понять ее, требуется вернуться в далекие 60-е годы прошлого века.

В период становления и укрепления независимой Индонезии Советский Союз оказывал большую помощь далекой островной республике, в том числе в военно-технической сфере. В Индонезию в значительных объемах направлялись бронетехника, артиллерийские орудия и ракеты, стрелковое вооружение, истребители и вертолеты. Корабли советской постройки: крейсер, восемь эсминцев, восемь сторожевых кораблей (фрегатов), 12 подводных лодок, ракетные, торпедные и малые противолодочные корабли, тральщики – всего около сотни вымпелов, – составили основу Военно-морских сил Индонезии и ввели эту страну в десятку крупнейших военно-морских держав.

 

Республика Тринидад и Тобаго отказалась расплачиваться за патрульные корабли типа Port of Spain, но их удалось перепродать ВМС Бразилии.

После свержения в 1965 г. режима президента Сукарно и массовых репрессий против коммунистов СССР не только прекратил поставки новых вооружений, но также комплектующих и запасных частей. Это привело к довольно быстрому выходу из строя техники. Огромный арсенал попросту рухнул. Так, у индонезийских военных развился синдром недоверия к зарубежным партнерам по военно-техническому содрудничеству. Джакарта принялась закупать военную технику, в том числе и военно-морскую, по всему миру. Сейчас ВМС страны представляют весьма пеструю картину. В составе флота корабли голландской, немецкой, югославской, южнокорейской, сингапурской, американской, японской, британской и национальной постройки. Но такая «палитра» не способствует высокой боеспособности ВМС страны тысячи островов, имеющей вторую после Канады протяженную береговую линию. Очевидно, избавиться от синдрома удастся только тогда, когда большая часть военной техники будет производиться в самой Индонезии. До этого еще далеко, но прилагаются значительные усилия для достижения этой цели. В стране уже строятся патрульные и ракетные катера, десантные корабли, а по лицензии еще и корветы.

Бывший корвет ВМС Бразилии Nakhoda Ragam готовится к переходу в Индонезию.

Что касается корпорации BAE Systems, то ей пришлось еще раз столкнуться с проблемой отказа зарубежного заказчика от кораблей, построенных этой фирмой. В 2009-2010 гг. на ее верфях для Береговой охраны Тринидада и Тобаго были собраны три патрульных корабля открытого моря типа Port of Spain водоизмещением по 1700 тонн. Когда пришло время платить по счетам, власти островного государства Карибского бассейна тоже заявили о несоответствии новых кораблей спецификационным требованиям. Но в данном случае всем было очевидно, что небольшой республике просто нечем платить. Ее бюджет был пуст.

Менеджеры BAE Systems не стали обращаться в суды, а, не теряя времени, начали искать покупателя на свой товар. И довольно быстро нашли. ВМС Бразилии как раз срочно понадобились патрульные корабли для охраны акваторий исключительной экономической зоны страны, на дне которых недавно обнаружили крупные запасы нефти. Корабли были проданы, хотя и с небольшим убытком для BAE Systems.