Широкий спектр: от суперэсминцев до литоральных боевых кораблей
Три вектора развития современного надводного военного кораблестроения

Эсминец Zumwalt.

На верфи Bath Iron Works (BIW) в Бате, штат Мэн, 28 октября спустили на воду эскадренный миноносец нового поколения Zumwalt (DDG 1000). Корабль сначала закатили в плавучий док, который затем притопили. Эсминец оказался в водах реки Кеннебек. Буксиры отвели его к месту достройки. Причитающейся по такому случаю торжественной церемонии не было. Обошлось без речей и аплодисментов. Даже телевизионщиков не пригласили. Да, начальник военно-морских операций ВМС США эпохи войны во Вьетнаме адмирал Элмо Замволт, в честь которого назван эсминец, был сторонником рачительного расходования средств на военно-морское строительство, но и он вряд ли бы одобрил подобную скаредность.

Александр МОЗГОВОЙ

Церемонию отменили из-за затяжного спора между администрацией демократов и лидерами республиканской партии относительно механизмов экономии государственных финансовых ресурсов. Республиканцы, как известно, обвиняют «партию осла» в расточительности и настаивают на сокращении преимущественно социальных программ, а демократы предпочитают «поджимать» другие статьи бюджета, в том числе и военные. В случае с эсминцем Zumwalt сложилась парадоксальная, даже абсурдная ситуация. Республиканцы, конечно же, были не прочь принять участие в мероприятиях по случаю спуска уникального корабля на воду, однако демократы «проявили принципиальность» и отказались от торжеств. В результате сэкономили несколько десятков, от силы чуть больше сотни тысяч долларов, в то время как сам эсминец обойдется американским налогоплательщикам в $7 млрд.

ЗА ЧТО ПЛАТЯТ МИЛЛИАРДЫ

На само строительство корабля, которое завершится в будущем году, когда командир эсминца кэптен Джеймс Кирк выведет его на испытания, будет потрачено $3,45 млрд. Еще $3,55 млрд. составляют расходы на НИОКР. Впрочем, все эти колоссальные суммы не отражают всего объ-ема затрат на создание суперэсминца. Часть ассигнований проводилась по другим статьям военного бюджета, формально не связанных с Zumwalt. Например, многофункциональная радиолокационная станция AN/SPY-3, являющаяся одним из самых дорогих элементов эсминца, разрабатывалась не только для кораблей этого класса, но и для строящихся авианосцев типа Gerald R. Ford. Не учитываются в итоговых суммах и затраты на исследования и опытно-конструкторские работы по нереализованным проектам «кораблей-арсеналов» и эсминца DD21, которые были предшественниками DDG 1000.

Эсминец Zumwalt выходит из спускового плавдока в воды реки Кеннебек.

Мы писали уже об этом корабле, в буквальном смысле слова нашпигованном новациями от киля до клотика (см. журнал «Национальная оборона» № 3/2008). Напомним о некоторых из них. Эсминец водоизмещением более 15480 т и длиной 182,9 м, что соответствует параметрам тяжелых крейсеров Второй мировой войны, предназначен для выполнения самых разных задач, но с упором на атаки береговых объектов. 20 четырехконтейнерных модулей пусковых установок Mk 57, размещенных вдоль левого и правого бортов, способны выполнять стрельбы всеми видами состоящего на вооружении ВМС США ракетного оружия большой и средней дальности, за исключением ПКР Harpoon. В стандартной комплектации арсенал Zumwalt будет включать крылатые ракеты Tactical Tomahawk для поражения наземных целей на дистанции 1600-2400 км, противолодочные ракеты ASROC и ЗУР Evolved Sea Sparrow (по четыре в каждом стрельбовом контейнере) с дальностью поражения воздушных объектов до 50 км. В случае надобности вместо них или вместе с ними в разных комбинациях могут приниматься ЗУР большой дальности SM-6 или противоракеты SM-3, а также перспективные дальнобойные ПКР LRASM (подробнее о них см. журнал «Национальная оборона» №10/2013).

Специально для эсминцев типа Zumwalt разработана 155-мм артиллерийская установка AGS. Дальность стрельбы из нее обычным снарядом – 40 км, а управляемым активно-реактивным LRLAP – до 154 км. Темп стрельбы – 10 выстрелов в минуту. Не исключается включение в состав боезапаса AGS армейских высокоточных управляемых снарядов Exalibur. Каждый корабль будет нести два 155-мм орудия. Пушки AGS предназначены для поражения преимущественно береговых целей. По утверждению ряда американских источников, огонь пары таких установок по эффективности эквивалентен стрельбе из 12 армейских полевых орудий M198 аналогичного калибра.

Схема компоновки эсминца Zumwalt.

Другая пара 57-мм автоматических пушек Mk 110 предназначена для обеспечения обороны ближнего рубежа, в том числе от «асимметричных» угроз, то есть атак террористов и диверсантов на небольших катерах. Если установки AGS размещаются в носовой части корабля, то автоматы Mk 110 – побортно на крыше вертолетного ангара. В нем, кстати, возможно базирование двух вертолетов MH-60R или одного такого вертолета и трех беспилотных летательных аппаратов MQ-8 Fire Scout.

155-мм корабельная артиллерийская установка AGS на испытаниях.

Конечно, ЭМ типа Zumwalt не будут «держать в страхе Китай», как утверждают некоторые зарубежные издания. Но, безусловно, их появление в составе 6-го американского флота усилит позиции США на Тихом океане и в дальневосточных водах в частности.

Следует подчеркнуть, что не оружие главная «фишка» суперэсминца. Сам корабль – оригинальная, не имеющая аналогов конструкция. У него взрывостойкий корпус с покрытием кевларовой броней наиболее жизненно важных элементов. Для отработки защиты корпуса был специально построен опытовый корабль водоизмещением 126 т. На Абердинском полигоне это судно неоднократно подвергали жестким испытаниям на взрывостойкость, пока не добились нужного результата – оно оставалось на плаву даже тогда, когда у его борта произвели взрыв, эквивалентный тактическому ядерному заряду.

Лемехообразная носовая оконечность типа «разрезающая волну» уменьшает сопротивление движению и шумоизлучение. Движители – два винта, которые вращают электромоторы. Отработка носовой оконечности и наиболее рациональной формы корпуса проводилась на специально построенном корабле-демонстраторе Sea Jet.

Литоральный боевой корабль Freedom.

У эсминца Zumwalt интегрированная архитектура корпуса-надстройки, что значительно снижает радиолокационную заметность. Надводная часть корабля защищена специальным покрытием, поглощающим сигналы РЛС. В результате при размерах на 40% больших, чем у эсминцев типа Arleigh Burke, эффективная площадь рассеивания Zumwalt такая же, как у субмарин типа Los Angeles, находящихся в надводном положении, то есть ничтожно малая. Сама надстройка выполнена из композитного материала. В нее «вживлены» антенны фазированных решеток РЛС AN/SPY-3. Она заменяет пять радаров, которыми оснащаются современные надводные боевые корабли ВМС США, и обеспечивает обнаружение самых разнообразных целей, в том числе и малоразмерных, в воздухе и на море, а также выдает целеуказание ракетному и артиллерийскому оружию, выполняет навигационные функции.

Литоральный боевой корабль-тримаран Independence.

Но еще более впечатляюще выглядит комплекс двигателей корабля, увязанный в интегрированную энергетическую систему и обеспечивающий полное электродвижение. Он включает две газовые турбины МТ30 мощностью по 36 МВт фирмы Rolls-Royce и два вспомогательных дизель-генератора мощностью по 3 МВт. Таким образом, суммарная мощность составляет 78 МВт. Это более чем достаточно для развития 30-узлового хода и обслуживания всей электросистемы, питающей оборудование, механизмы и агрегаты эсминца. Избыточная мощность нужна для обслуживания оружия, которое в будущем предполагается установить на кораблях этого типа: рельсовых электромагнитных пушек с дальностью стрельбы до 360-400 км, боевых лазерных и СВЧ-установок.

Переход на полное электродвижение позволил отказаться от тяжелых гребных валов, высвободить значительные объемы внутренних помещений для размещения разнообразной полезной нагрузки и создать хорошие условия для обитания экипажа. А развитые средства автоматизации управления кораблем и оружием дали возможность уменьшить численность команды до 140 человек, что позволит снизить эксплуатационные расходы за время всего жизненного цикла эсминца, так как жалование американских моряков достаточно высокое.

Безэкипажные телеуправляемые катера фирмы General Dynamics Robotic (слева) оказались непригодными для противолодочной борьбы.

Еще не факт, что БЭК фирмы Textron (справа) оправдают надежды.

Другими словами, эсминец Zumwalt, действительно, суперкорабль, если, конечно, заложенные в нем характеристики подтвердятся. Но и цена его впечатляет. И хотя компании-строители – BIW и Huntington Ingalls – уверяют, что удастся удержать стоимость серийных кораблей в рамках $2,5 млрд., верится в это с трудом. По данным исследовательской службы Конгресса США, цену вряд ли удастся уменьшить ниже порога в $3,3 млрд. за единицу. Вот почему, если сначала планировалось построить 32 корабля типа DDX, как первоначально обозначался проект DDG 1000, то затем это количество было сокращено до 24, еще позже до 7, а теперь речь идет о закупке всего трех эсминцев. Второй корпус, получивший название Michael A. Monsoor (DDG 1001) в честь офицера спецназа ВМС США, погибшего в Афганистане, практически сформирован. Третий корабль получил имя президента США Линдона Джонсона, служившего на флоте в годы Второй мировой войны. DDG 1002 находится еще в ранней стадии комплектования.

Создавать суперкорабли сегодня по силам только высокоразвитым в научно-техническом плане странам. Речь, прежде всего, идет о Соединенных Штатах. Но и им в обозримом будущем, судя по всему, придется отказаться от строительства хай-тековских кораблей из-за непомерной их стоимости. Западноевропейские государства НАТО в этой области уже значительно отстали от США, предпочитая в военном кораблестроении последовательное эволюционное развитие. Вероятно, место США через десяток лет займет Китай, где освоению передовых технологий уделяется первостепенное внимание.

Британские OPV типа Castle стали прототипами современных кораблей этого класса.

Несомненно, многочисленные «навороты», нашедшие воплощение на эсминцах типа Zumwalt постепенно будут внедряться на корабли других проектов и не только американских. Ведь еще пятнадцать лет назад французские стелс-фрегаты типа La Fayette считались чудом кораблестроительного искусства, а сегодня малозаметные для РЛС боевые единицы строят даже страны, которые трудно причислить к передовым.

НЕ ОПРАВДАВШИЕ НАДЕЖД

Хай-тековские проекты далеко не всегда оправдывают себя. Это относится, например, к американским литоральным боевым кораблям (ЛБК) типов Freedom и Independence (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №3/2010). Они предназначены для ударных, противолодочных и противоминных действий в прибрежной зоне, но не США, а других государств. ЛБК обладают отличными скоростными (разгоняются до 45 узлов) и маневренными характеристиками. Их сетецентрические средства позволяют получать и передавать информацию береговым штабам и другим кораблям в реальном масштабе времени. Для них была придумана на первый взгляд замечательная контейнерно-модульная схема оснащения вооружением. В зависимости от характера выполняемых задач ЛБК должны загружаться контейнерами с тем или иным составом оружия.

Мало того что американские судостроители не смогли уложиться в ранее определенную сумму строительства в $220 млн. за единицу (создание Freedom потребовало $637 млн., а Independence – $704 млн.), так у этих кораблей выявилось немало дефектов. У ЛБК выходили из строя двигатели и электросети, обнаруживались «неплановые» коррозии металла и течи корпуса. «Детские болезни роста», увы, присущи всем головным заказам. Гораздо хуже, что контейнерно-модульная схема вооружения стала пробуксовывать. Во-первых, оказалось, что создание таких модулей дело непростое и крайне дорогое. Во-вторых, для этого требуется время. В-третьих, для выполнения противоминных и противолодочных операций совсем не нужна высокая скорость хода ЛБК, на обеспечение которой тратятся значительные ресурсы.

Патрульные корабли типа River.

Трудности возникли с оснащением ЛБК ударным вооружением. Разработка ракетного комплекса NLOS-LS, предназначенного для поражения надводных и береговых целей, из-за высоких затрат была остановлена. Ему на замену предлагается комплекс Griffin. Он удобен тем, что его ракеты выстреливаются из пусковой установки ЗРК RAM обороны ближнего рубежа. Но Griffin поражает цели на дальность всего 3,5 км, а масса боевой части ракеты – 5,9 кг. То есть ею можно уничтожать только небольшие катера на расстоянии «вытянутой руки». В качестве дополнения к Griffin рассматривается также ракета Sea Spear – оморяченный вариант авиационной ракеты Brimstone класса «воздух-земля». Однако боевая часть ее тоже невелика, хотя дальность стрельбы побольше – около 12 км. То есть в любом случае строящиеся сейчас в США для ВМС Египта ракетные катера типа Ambassador III водоизмещением 700 т, вооруженные ПКР Harpoon и 76-мм автоматическими артиллерийскими установками, в единоборстве без труда превзойдут 3000-тонные ЛБК.

Еще хуже дело обстоит с противолодочными модулями. ВМС США пришлось отказаться от безэкипажных катеров (БЭК) ASW USV длиной 11 м фирмы General Dynamics Robotic. Испытания показали их полную непригодность для противолодочной борьбы. Им на смену должны прийти БЭК фирмы Textron. Но еще неизвестно, будут ли они способны обнаруживать и уничтожать субмарины. На этот счет существуют большие сомнения.

Бразильский OPV Araguari типа Amazonas.

Программа строительства ЛБК подвергается острой критике в США. Вот почему Министерство обороны США намеревается сократить закупки литоральных боевых кораблей обоих проектов с 52 до 24 единиц, то есть более чем вдвое. Последний контракт на поставку ЛБК предполагается подписать в 2015 финансовом году, который начнется 1 октября 2014 г.

Как раз к этому времени должны поступить на вооружение ударные и противоминные модули для литоральных боевых кораблей, а противолодочные ожидаются не ранее 2016 г. Пока же ЛБК несут штатное несменное вооружение: одну 57-мм артустановку Mk 110, ЗРК RAM, вертолет и пулеметы. То есть их боевое оснащение почти соответствует патрульным кораблям открытого моря (offshore patrol vessel – OPV), только последние стоят на порядок дешевле.

ДЕШЕВЫЕ КОРАБЛИ ДЛЯ МИРНОГО ВРЕМЕНИ

OPV в последние годы приобрели широкое распространение. Это объяснимо. Такие корабли водоизмещением от 1200 до 3000 и даже более тонн стоят достаточно дешево, строятся обычно по гражданским стандартам, то есть не требуют специальной подготовки и высокой квалификации работников верфей. На популярность патрульных кораблей оказал влияние и такой фактор, как отсутствие за последние несколько десятилетий серьезных вооруженных конфликтов на море. Ведь после Фолклендской войны 1982 г. морских войн не было.

OPV Piloto Pardo ВМС Чили.

OPV несут чисто символическое вооружение: одну, от силы две легкие артиллерийские установки калибра 20-76 мм, пулеметы, досмотровые катера-перехватчики, иногда вертолет. Условно их можно классифицировать как «пацифистские» корабли. В мирное время они успешно решают ряд задач из тех, что выпадают на долю традиционных боевых единиц: несут патрульную службу у своих берегов, контролируют исключительную экономическую зону и т.д. Только делают это с малыми затратами.

Во многом патрульные корабли ВМС выполняют функцию сторожевиков береговой охраны (БОХР). Не случайно первые из них появились в британских ВМС. В Соединенном Королевстве, как и в ряде других государств, на БОХР возлагаются лишь спасательные операции и навигационное обеспечение в прибрежных водах. А патрульные задачи призваны выполнять корабли военно-морских сил.

Дальними предшественниками OPV можно считать вооруженные траулеры, которые на протяжении многих лет использовались Королевскими ВМС, а прототипами всех современных стали патрульные корабли типа Castle. Два сторожевика этого типа были построены в 1979-1981 гг. по цене около $20 млн. за единицу. Они имеют водоизмещение – 1427 т, длину – 75 м, максимальную скорость хода – 20 узлов и дальность плавания – 10000 миль на 10 узлах. Вооружение более чем скромное – одна 40-мм автоматическая установка, которую позже заменили на 30-мм. Радиотехническое оснащение тоже не отличается особыми изысками. В его составе обычные радары и гидроакустическая станция бокового обзора Simrad RU, которую используют рыболовные траулеры. В кормовой части – вертолетная площадка. На нее могут садиться достаточно тяжелые вертолеты Sea King. Экипаж небольшой – всего 40 человек.

Голландский OPV Holland – один из лучших в своем классе.

Оба эти сторожевика во второй половине 2000-х гг. выведены из состава британских ВМС, но до сих пор несут службу в ВМС Бангладеш. Им они проданы в 2010 г. за чисто символическую сумму – $4 млн. за пару. Там они уже классифицируются как корветы, что, конечно же, не соответствует их предназначению.

В OPV типа Castle оказались наиболее полно воплощены требования, предъявляемые к кораблям данного класса: дешевизна при строительстве и эксплуатации, высокая мореходность и большая дальность плавания. Следующими британскими OPV стали патрульные корабли типа River, поставленные Королевским ВМС в количестве трех единиц. Еще один сторожевик – Clyde – построен по откорректированному проекту. Водоизмещение их – 1677 т, длина – 79 м, максимальная скорость хода – 20 узлов, дальность плавания – 7800 миль на 12 узлах. Они несут два катера-перехватчика жестко-надувного типа. Одна 20-мм автоматическая пушка и два пулемета составляют все вооружение этих патрульников. Clyde еще оснащен взлетно-посадочной площадкой для приема вертолета. Экипажи небольшие – по 20 человек. В зависимости от модификации OPV типа River стоят от 20 до 39 млн. фунтов стерлингов (для сравнения – эсминцы типа Daring обошлись британской казне по 1 млрд. фунтов стерлингов за единицу).

Эта дешевизна и привлекла к ним внимание ряда государств. Первым зарубежным клиентом стало островное государство в Карибском море Тринидад и Тобаго. Для Береговой охраны этой страны были заказаны за 150 млн. фунтов стерлингов три сторожевика типа Port of Spain – дальнейшее развитие OPV типа River. Полное водоизмещение патрульников подросло до 2060 т, а скорость увеличилась до 25 узлов за счет установки двух дизелей MAN 16V28/33D. Несколько изменился состав вооружения. Корабли получили одну 30- и одну спаренную 25-мм автоматические пушки, а также два 12,7-мм пулемета. Численность экипажа составила 80 человек.

США продолжают крупносерийное строительство эсминцев типа Arleigh Burke.

Когда головной сторожевик завершил испытания и готовился к передаче заказчику, а два других приступили к пробным пробежкам по морю, власти Республики Тринидад и Тобаго отказались от этих кораблей, заявив, что их характеристики не отвечают требованиям спецификации. В Лондоне утверждают, что у заказчика просто не оказалось средств для расчета с поставщиком. Так или иначе, но компания-строитель BAE Systems Maritime-Naval Ships не стала подавать иск в международный арбитражный суд для разрешения спора, а принялась искать нового покупателя на свой товар. И нашла его в лице Бразилии, в исключительной экономической зоне которой недавно были обнаружены большие запасы нефти. Теперь контролю за прилегающими водами Атлантики уделяется первостепенное внимание. Для этого требуется значительное количество патрульных кораблей. Правительство Бразилии заключило с BAE Systems контракт на поставку трех OPV, построенных для Республики Тринидад и Тобаго, за 133 млн. фунтов стерлингов. В эту сумму вошли небольшие переделки на сторожевиках под требования нового заказчика. Бразилия имеет также право строить OPV этого проекта, получившего обозначение тип Amazonas, на своих верфях.

Заинтересовались модифицированными вариантами OPV типа River и в Таиланде. Там по лицензии BAE Systems для ВМС этой страны построили сторожевик Krabi. Он вступил в строй в этом году. Рассматривается вопрос о продолжении серии.

Пуск противоракеты SM-3 японским эсминцем Kongo.

Но отнюдь не Великобритания является ведущим поставщиком «пацифистских» кораблей на мировой рынок. Эту роль сегодня играет Германия. Немецкая фирма Fassmer разработала проект OPV, разные модификации которого завоевали большую популярность в странах Латинской Америки, на верфях которых они и строятся. Их имеют в своем составе или строят ВМС Чили, Колумбии и Аргентины. Водоизмещение кораблей колеблется от 1728 до 1850 т. Головной чилийский OPV – Piloto Pardo – оснащен 40-мм автоматической артиллерийской установкой и двумя 12,7-мм пулеметами. На нем имеется вертолетная платформа и ангар для винтокрылой машины. Сторожевик развивает 22-узловую скорость полного хода. Дальность плавания – 8600 миль на 12 узлах.

Строятся OPV и по проектам немецкого концерна ThyssenKrupp Marine Systems. Для ВМС Малайзии, в том числе и на местных верфях, были построены шесть патрульных кораблей открытого моря типа Kadah (MEKO 100 RMN) водоизмещением 1650 т – наиболее удачные в своем классе. Они развивают 22-узловую скорость, а дальность плавания составляет 6050 миль на 12 узлах. Штатное вооружение включает одну 76- и одну 30-мм автоматические артиллерийские установки, два 12,7-мм пулемета, а также вертолет Super Linx. Но, в случае надобности, в короткие сроки эти OPV могут быть дооснащены двумя счетверенными пусковыми установками ПКР MM 40 Exocet, ЗРК обороны ближнего рубежа RAM и торпедными аппаратами для стрельбы противолодочными торпедами. То есть они превращаются в полноценные корветы.

Достаточно серьезным боевым потенциалом располагают три патрульных корабля ВМС Султаната Бруней типа Darussalam водоизмещением 1650 т и 22-узловой скоростью хода, построенные немецкой фирмой Lurssen. Их вооружение включает две спаренные пусковые установки ПКР MM 40 Exocet, одну 57-мм автоматическую установку и пулеметы. В кормовой части имеется обширная взлетно-посадочная площадка для вертолета.

Южнокорейский эсминец Sejong the Great – родной брат американских эсминцев типа Arleigh Burke.

Для ВМС Нидерландов построены четыре «пацифистских» сторожевика типа Holland. Это, пожалуй, наряду с OPV типа Kadah – лучшие корабли в своем классе. Но и обошлись они недешево – каждый корабль стоит около $150 млн. При этом удалось значительно сэкономить на корпусах, поскольку три из четырех собирались не в Голландии, а в Румынии на верфи, принадлежащей компании Damen. Полное водоизмещение этих патрульников – 3750 т, длина – 108,4 м, максимальная скорость – 21,5 узла, дальность плавания – 5000 миль на 15 узлах. Большая часть развитых электронных средств, в том числе РЛС обнаружения воздушных целей, РЛС обнаружения надводных целей, а также оптико-электронная система обнаружения, размещаются в закрытой интегрированной мачте фирмы Thales. Экипаж состоит из 54 офицеров и матросов, но предусмотрены места еще для 40 человек.

Ударное и оборонительное вооружение патрульников типа Holland соответствует тому, что принято для кораблей этого класса, но по «верхней планке». Оно состоит из одной автоматической 76-мм артиллерийской установки, одного 30-мм автомата, двух 12,7- и шести 7,62-мм пулеметов. Имеется вертолет NH90 с размещением в ангаре. На борту – целая «флотилия» катеров: спасательный, для проведения специальных операций и скоростной перехватчик. Обладая значительным запасом водоизмещения, OPV типа Holland тоже очевидно могут довооружаться ударными и оборонительными ракетными комплексами, а также средствами ПЛО.

Патрульные корабли типа Holland задумывались и проектировались задолго до того, как мировое сообщество развернуло масштабную антипиратскую операцию у берегов Сомали. Но именно эти корабли идеальным образом подходят для подобных миссий.

Эсминцы типа 052D – китайские клоны эсминцев типа Arleigh Burke.

В отличие от OPV типа Kadah и Holland широко рекламируемый сторожевик L’Adroit водоизмещением 1500 т на базовой платформе Gowind французской фирмы DCNS выглядит бледной тенью. И не столько потому, что несет слабое вооружение (одну 20-мм автоматическую пушку и четыре пулемета), сколько из-за значительно более скромных суммарных тактических возможностей.

Подытоживая разговор о патрульных кораблях открытого моря, следует признать, что за исключением OPV типов Kadah, Darussalam и, может быть, Holland, а также датских сторожевиков ледового класса типов Knud Rasmussen и Thetis, несущих службу преимущественно в водах, омывающих Гренландию, все остальные корабли этого класса, по большому счету, трудно признать боевыми. В случае войны на море они окажутся просто бесполезными.

ТРАДИЦИИ ПЛЮС НОВАТОРСТВО

Экономические катаклизмы, сотрясающие мир в последнее десятилетие, галопирующая стоимость оборонных программ оказали не лучшее влияние на военное кораблестроение. Из-за сокращения финансирования объемы заказов со стороны флотов падают. И все-таки они пополняются новыми боевыми единицами. Суперэсминцы типа Zumwalt в их числе – редкое исключение. Главным образом строятся вполне традиционные корабли, но с постоянным внедрением новаций. Эволюционное направление является доминирующим.

Китайские фрегаты типа 054А «срисованы» с французских стелс-кораблей типа La Fayette.

Это относится и к ведущей военно-морской державе – Соединенным Штатам. Из-за запредельной стоимости суперэсминцев нового поколения военно-морское руководство США приняло решение о продолжении строительства эсминцев типа Arleigh Burke (о них подробнее см. журнал «Национальная оборона» №5/2012), 62 единицы которых пополнили американские ВМС в 1991-2012 гг. Еще 10 кораблей этого типа будут собраны в ближайшие годы на верфях компаний BIW и Huntington Ingalls. Затем настанет очередь строительства новой модификации кораблей этого типа – подсерии Flight III. На них предполагается внедрить РЛС нового поколения AMDR, предназначенную для обнаружения не только оперативно-тактических баллистических ракет, но и межконтинентальных, а также наведения на них ЗУР-перехватчиков. Безусловно, на ЭМ Arleigh Burke Flight III найдут применение некоторые новации, опробованные на ЭМ типа Zumwalt.

Эсминцы типа Arleigh Burke с автоматической системой боевого управления Aegis оказались настолько удачными, что стали образцом для подражания. По схожим проектам шесть эсминцев построены в Японии (Страна восходящего солнца намерена в ближайшее время пополнить свои ВМС еще двумя такими единицами) и три в Южной Корее. В ВМС этих государств они преимущественно используются как противоракетные корабли.

Голландский фрегат De Ruyter типа De Zeven Provinsien.

По пути подражания Соединенным Штатам пошел и Китай. Строящиеся большой серией «основные» эсминцы ВМС НОАК типов 052С и 052D явно «срисованы» с Arleigh Burke – и архитектурно, и использованием РЛС с фазированными решетками, вмонтированными в надстройку, и близким составом вооружения.

То же относится и к фрегатам типов 054 и 054А – самым массовым китайским новостройкам основных классов. Но на сей раз в качестве образца для подражания были выбраны французские стелс-фрегаты типа La Fayette, но вооружение этих кораблей почти полностью имеет российские корни.

Фактически однотипными, хотя они строились по разным проектам и на разных национальных верфях, являются голландские фрегаты типа De Zeven Provinsien (4 единицы), немецкие типа Sachsen (3 единицы) и датские типа Iver Huitfeld (3 единицы). При полном водоизмещении в диапазоне 5600-6645 т они несут близкое по составу ракетное, артиллерийское и противолодочное вооружение, а самое главное – оснащены одинаковыми РЛС APAR и SMART-L, способными отслеживать большое количество надводных и воздушных целей и наводить на них оружие. Именно эти корабли после их модернизации командование НАТО в перспективе намерено использовать в качестве европейского «вклада» в американскую ЕвроПРО.

Фрегат Sachsen ВМС ФРГ.

Ту же роль, судя по всему, способны выполнять британские эсминцы типа Daring (6 единиц) и близкие к ним франко-итальянские фрегаты типа Horizon (4 единицы). На кораблях Королевского флота применена инновационная интегрированная двигательная система, которая обеспечивает требуемой мощностью гребные электродвигатели и все другие потребители эсминца. Daring развивает со стопа 29-узловый ход за 70 секунд. Дальность его плавания на 18 узлах – 7000 миль. РЛС SAMPSON с активной фазированной антенной решеткой выполняет те же функции, что и радиолокационные станции APAR и SMART-L на голландских, немецких и датских кораблях.

Франко-итальянские фрегаты оснащены более традиционной комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установкой, но их многофункциональные радары EMPAR с фазированными антенными решетками мало чем уступают РЛС SAMPSON, APAR и SMART-L. Зенитные ракетные комплексы британских, французских и итальянских кораблей идентичны и отличаются только названиями. В Англии они именуются Sea Viper («Морская гадюка»), а в странах континентальной Европы – PAAMS (Principal Anti Air Missile System – «Основная противовоздушная ракетная система»).

Датский фрегат Iver Huitfeld.

Разумеется, строятся и более простые корабли. Все они представляют собой эволюцию ранее созданных боевых единиц. За примерами далеко ходить не надо. В октябре этого года ВМС Бразилии представили характеристики перспективного корвета CV03. Предполагается построить четыре корабля этого типа. Проект базируется на базе корвета Barroso (для национальных ВМС был построен один такой корабль), который в свою очередь стал развитием проекта Inhauma (4 единицы). От своих предшественников корветы типа CV03 будут прежде всего отличаться главной энергетической установкой. Если на корветах Barroso и Inhauma она комбинированная – дизель-газотурбинная, то на перспективном корабле – ГЭУ чисто дизельная, так как практика эксплуатации бразильских корветов показала, что только в 4% времени хода используется газовая турбина. Теперь четыре экономичных дизельных двигателя MTU 16V 1163 должны обеспечить 6000-мильную дальность плавания на 12 узлах.

Французский фрегат Forbin типа Horizon.

Архитектура CV03 – стелсовская. По сравнению с Barroso полное водоизмещение увеличится с 2350 до 2480 т. Длина корабля – 103,4 м, ширина – 11,4 м. Корпус – стальной, а надстройка – из алюминиевого сплава. Артиллерийское вооружение будет включать одну 114-мм британскую артиллерийскую установку Vickers Mk8 и 40-мм автомат, а ударное ракетное – четыре ПКР Exocet. Борьбу с подводными лодками предполагается возложить на два трехтрубных торпедных аппарата ПЛО калибра 324 мм и американский вертолет Sikorsky MH-16 Seahawk. Впервые корветы бразильской постройки будут оснащены ЗРК ближней или средней дальности действия. Но окончательный выбор пока еще не сделан. В списке кандидатов на эту роль зенитные ракетные комплексы Barak (Израиль), ESSM (США), MICA VL (Франция) и Umkhonto (ЮАР). Установки вертикального пуска ЗРК разместятся по бортам вертолетного ангара.

У британского эсминца Diamond, как и всех кораблей типа Daring, – интегрированная двигательная система.

Многоцелевые корветы проекта CV03, как мы видим, не отличаются изысками, но им по плечу выполнение широкого спектра задач, которые возлагаются на корабли этого класса. И со временем они станут прототипами более совершенных кораблей бразильского флота.

* * *

Порой в России можно услышать голоса, призывающие сэкономить на флоте, поскольку-де первостепенное внимание должно уделяться укреплению стратегических сил и воздушно-космической обороны. Как известно, можно сокращать все что угодно, кроме шеи жирафа. Никто не спорит, что РВСН и ВКО – важнейшие компоненты защиты страны. Но и ВМФ не менее важен. Ведь сейчас из морских акваторий, омывающих нашу страну, возможно нанесение ударов по России с «пистолетной» дистанции. В этих же акваториях нетрудно развернуть корабли с противоракетными комплексами, способными в значительной степени нейтрализовать стратегические силы Российской Федерации. Наконец, наиболее эффективным средством создания контругрозы потенциальному противнику, сдерживающим его намерения, является как раз флот. Это не раз было доказано историей.

Корветы типа CV03 станут улучшенным вариантом корвета Barroso.

Приостановка программ военного кораблестроения грозит и иными бедами. В №2 журнала «Национальная оборона» за этот год опубликована статья «Как построить совершенную подводную лодку», перепечатанная из ведущего американского военно-морского журнала Proceedings. Ее автор – кэптен ВМС США в отставке Джон С. Хеффрон, который в 2001-2005 гг. был руководителем программы создания подводных лодок типа Virginia, делится своим опытом организации работ по атомоходам нового поколения. По его мнению, процесс их проектирования и строительства должен быть непрерывным. Иначе происходит обвал квалификации специалистов, работающих в этой сфере. Хеффрон приводит показательный пример: если на верфи Electric Boat после окончания эры «холодной войны» продолжалось строительство АПЛ типа Seawolf, хотя и невысокими темпами, то на верфи Newport News Shipbuilding наступил десятилетний перерыв. Когда же потребовалось загрузить оба предприятия заказами на АПЛ типа Virginia, то Newport News Shipbuilding потребовалось несколько лет, чтобы набрать нужную форму и начать выпускать качественную продукцию. Эта закономерность в полной мере относится и к надводному военному кораблестроению.