Великолепный праздник с неясным будущим
Военно-морскому салону нужен свой дом

В преддверии VI Международного военно-морского салона (МВМС-2013) в Санкт-Петербурге средства массовой информации не раз указывали, что за десять лет своего существования МВМС вошел в тройку крупнейших мировых выставок военно-морской техники, конкурируя с IMDEX Asia, которая проводится в Сингапуре, и парижской Euronaval.

Юрий МАКАРОВ

Александр МОЗГОВОЙ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – МОСКВА

Мы давно не бывали на IMDEX Asia, поэтому не можем судить, а вот Euronaval петербургский салон, несомненно, обошел и по количеству участников (457 предприятий из 31 страны), и по площади (17000 м2). МВМС-2013 посетила 71 делегация из 51 страны, что тоже свидетельствует об авторитете салона.

Статус салона повысило и прибытие высокопоставленных гостей: вице-премьера Дмитрия Рогозина и главкома ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова. Причем их пребывание не ограничилось формальным визитом. Виктор Чирков провел на выставке два дня и посетил большую часть стендов. Несколько часов на салоне работал и Дмитрий Рогозин. Он не только участвовал в церемонии официального открытия МВМС-2013, на которой зачитал приветствие участникам и гостям военно-морского форума от президента Владимира Путина, но и на стендах побеседовал со многими руководителями предприятий. По всему чувствовалось, что заместитель председателя правительства РФ готов был продолжить такие встречи, однако ему было поручено возглавить расследование причин крушения «Протона-М» и обстоятельства вынудили его улететь в Москву.

Во время официальной церемонии открытия салона.

Генеральный директор Концерна «НПО «Аврора» Константин Шилов рассказывает заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Рогозину, главкому ВМФ адмиралу Виктору Чиркову и директору департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Леониду Стругову о продукции объединения.

Один из главных козырей МВМС – Морской вокзал и Гавань, к причалам которых швартуются корабли и катера, в том числе и зарубежных ВМС, участвующих в салоне, и в небе над которыми демонстрируют свое мастерство пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи». Ну а в павильонах салона нынешнего года доминировали предприятия, разрабатывающие и производящие электронику для ВМФ. И это закономерно. В современном военном кораблестроении электроника по значимости и стоимости занимает первое место. Стенды концернов «Аврора», «Электроприбор», «Гранит-Электрон», «Моринформсистема-Агат» и «Океанприбор», выстроившиеся один за другим, словно на конкурсе красоты, своим великолепным дизайном в первую очередь привлекали участников и гостей салона. Разумеется, не только их внешний вид обращал внимание специалистов. Под стать было и содержание. Интегрированная автоматизированная информационно-управляющая система «Лама-И», предназначенная для перспективных неатомных подводных лодок, и унифицированные пультовые секции НПО «Аврора» – в одном ряду с самыми передовыми мировыми разработками. Здесь же можно было познакомиться с интегрированной мостиковой системой модульного типа. «Она представляет собой определенный набор «кубиков», которые в зависимости от водоизмещения и назначения можно устанавливать на любом корабле, – пояснил генеральный директор Концерна «НПО «Аврора» Константин Шилов. – Эти «кубики», то есть элементы мостиковой системы, объединены единой компьютерной сетью, что позволяет повысить эффективность управления кораблем, его оружием и агрегатами».

Концерн совместно с другими российскими предприятиями сейчас создает во Вьетнаме центр подготовки моряков-подводников, насыщенный самыми разнообразными тренажерами. На МВМС-2013 «Аврора» представила концептуальный проект учебного центра для подготовки российских моряков как подводников, так и тех, кому доведется нести службу на надводных кораблях.

Генеральный директор СПМБМ «Малахит» Владимир Дорофеев знакомит с проектами сверхмалых подводных лодок заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова и главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова.

Мимо стенда Концерна «ЦНИИ «Электроприбор» было трудно пройти хотя бы потому, что таинственно мигающие лампы системы посадки самолетов на палубу авианосца не могли не обратить на себя внимание. Но «Электроприбор» больше известен не этими изделиями. Его «конек» – уникальные системы навигации. Внешне они выглядят не столь эффектно, зато выполняют важнейшую задачу определения места корабля или подводной лодки в Мировом океане.

Радиолокационные станции и головки самонаведения противокорабельных ракет Концерна «Гранит-Электрон» известны не только в России, но и во многих других странах мира, куда поставляется продукция этого объединения. Сейчас специалисты предприятия занимаются совершенствованием своих изделий, в том числе предназначенных для высокоточного оружия нового поколения.

Концерн «Моринформсистема-Агат» имел на МВМС-2013, пожалуй, одну из самых развернутых экспозиций. На стенде объединения можно было познакомиться с автоматизированными системами управления ульяновского НПО «Марс» и московского «Агата». Как сообщил генеральный директор – генеральный конструктор Концерна «Моринформ-система-Агат» Георгий Анцев, предприятие сейчас создает на Дальнем Востоке кластер по разработке систем управления подводной робототехникой. «Концерн, – подчеркнул он, – как системный интегратор взялся за создание системы управления перспективного подводного аппарата». Тем временем на открытой площадке МВМС объединение демонстрировало контейнеризированный ракетный комплекс Club-K с противокорабельными ракетами «Уран-Э» и Club-N, предназначенными для поражения береговых и надводных целей.

Специалисты с интересом знакомились с унифицированными пультовыми секциями НПО «Аврора».

Таинственно мерцают лампы системы посадки самолетов на палубу авианосца Концерна «ЦНИИ «Электроприбор».

Ведущий российский разработчик и производитель корабельной гидроакустической техники Концерн «Океанприбор» продемонстрировал широкую гамму ГАК и ГАС. Они предназначены для размещения на атомных и неатомных подводных лодках, надводных кораблях, необитаемых подводных аппаратах и на стационарных позициях.

На стенде Объединенной судостроительной корпорации было две новинки. Это – противолодочный корабль «Сарсар» («Холодный ветер», который еще именуют на Востоке «Ветром смерти») разработки Зеленодольского ПКБ. В нем угадываются корпус и некоторые элементы конструкции малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М» (кстати, головной МРК этого типа – «Град Свияжск», построенный Зеленодольским заводом им. А.М. Горького, – в дни работы салона начал испытания на Каспии). Модель патрульного варианта «Сарсара» выставлялась на МВМС-2011 и привлекла тогда внимание специалистов. Противолодочная версия корабля водоизмещением около 900 т оснащена подкильной ГАС, противолодочным комплексом «Пакет-НК» или двумя 533-мм двухтрубными торпедными аппаратами для стрельбы противолодочными торпедами, 57-мм автоматической артиллерийской установкой А220М, ЗРК «Оса-МА», пулеметами и беспилотным авиационным комплексом «Горизонт Эйр S-100», предназначенным для разведки и целеуказания. В принципе, «Сарсар-ПЛО» можно переоборудовать и в ракетный корабль, демонтировав пусковые установки «Пакета-НК» и заменив их пусковыми установками КРК «Уран». Слабоватым выглядит зенитное вооружение корабля. Но кроме «Осы-МА» других ЗРК ближнего действия у России пока нет. Однако для поставок на экспорт этот комплекс можно заменить компактным и высокоэффективным южноафриканским ЗРК Umkhonto.

Многофункциональный мобильный комплекс мониторинга поверхности дна «Корвет» Концерна «Океанприбор» размещен на катере «Наутилус 800» объединения «Специальные катера–Стрингер».

Другая новинка – рейдовый тральщик (РТЩ) нового поколения, разработанный ЦМКБ «Алмаз» в инициативном порядке. Он обозначается как проект 10750Э. Его прототипом послужил РТЩ проекта 10750 «Сапфир», созданный еще в советские времена. Однако 10750Э – качественно новый корабль с монолитным стеклопластиковым корпусом. Его водоизмещение – около 150 т. Тральщик оснащается контактными и акустическими тралами, а также импортными ГАС миноискания SeaBat Combo, а также автономными подводными аппаратами Alister, K-Ster Inspector и K-Ster Mine Killer. Автоматическая система управления противоминными действиями «Диез-Э» обеспечивает высокую эффективность и безопасность корабля ПМО.

Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) уже выполняет заказ на строительство РТЩ проекта 10750Э для ВМС Казахстана. На МВМС-2013 СНСЗ провел презентацию нового корабля. «Практически рейдовый тральщик превращается в минного охотника, – заявил на ней заместитель генерального директора СНСЗ по военно-техническому сотрудничеству Александр Власов. – Он будет заниматься поиском и обнаружением мин впереди по курсу корабля с помощью автономных подводных аппаратов, а уничтожение обнаруженных мин будет вестись с борта корабля дистанционно – тоже подводными аппаратами».

Пусковая установка КРК «Уран-Э» контейнезированного комплекса Club-K.

Модель противолодочного корабля «Сарсар» разработки Зеленодольского ПКБ.

По большому счету, такие РТЩ нужны и российскому флоту, особенно на Балтике и на Каспии. Да и на других флотах они будут востребованы для контрольного траления в акваториях военно-морских баз и рейдов. Между тем, несмотря на то, что в Первую и Вторую мировые войны отечественный флот понес наибольшие потери именно от мин, минно-тральные корабли сегодня оказались на обочине военного кораблестроения. Финансирование их строительства даже не включено в Госпрограмму вооружений. Вот уже несколько лет из-за отсутствия должного финансирования в вялотекущем темпе на СНСЗ за счет собственных средств предприятия ведется строительство головного морского тральщика нового поколения водоизмещением 700 т проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз». Его корпус сформирован инновационным методом вакуумной инфузии. На нем должно быть размещено перспективное противоминное оружие российского производства. Главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков признает, что на каждом флоте должно быть как минимум три таких корабля. Но средств на их строительство не выделяется.

Модификация катера проекта 12150 «Мангуст» для спецназа ВМФ.

Впрочем, речь на презентации шла не только о грустном. Александр Власов сообщил, что СНСЗ построит для ВМС Никарагуа два ракетных катера проекта 12418 «Молния», а Судостроительный завод «Вымпел» из Рыбинска четыре патрульных катера проекта 14310 «Мираж». Оба проекта разработки ЦМКБ «Алмаз». Это хорошая новость. Нам доводилось выходить в море и на «Молнии» и на «Мираже». У них отменные скоростные и маневренные качества. Они хорошо вооружены. СНСЗ построил два РКА проекта 12418 для ВМС Туркменистана, а СЗ «Вымпел» для ВМС Вьетнама. Сейчас во Вьетнаме ведется лицензионная сборка этих катеров из комплектующих, поступающих из Рыбинска. «Первые два катера спущены на воду и скоро выйдут на испытания, – сказал нам главный конструктор ЦМКБ «Алмаз» Юрий Арсеньев, который откомандирован в СРВ для оказания помощи вьетнамским коллегам. – Хочу отметить высокое качество работ, выполняемых вьетнамскими судостроителями. У них даже можно и нужно учиться».

Судостроительный завод «Вымпел» и ЦМКБ «Алмаз» показали на МВМС-2013 еще одну новинку. Причем «живьем». Это модификация пограничного катера проекта 12150 «Мангуст» для спецназа ВМФ. Собственно от базовой модели остались лишь обводы корпуса, некоторые элементы внутренней компоновки, двигатели и частично навигационное оборудование. Все остальное – новое, в том числе дистанционно управляемый пулемет, установленный перед рубкой.

Голландский фрегат Evertsen – самый крупный боевой корабль МВМС-2013.

Все боевые корабли и катера российского ВМФ и Береговой охраны Пограничной службы ФСБ других проектов уже представлялись на предыдущих салонах. Флагманом российской эскадры на МВМС-2013 стал корвет «Бойкий», построенный Северной верфью по проекту 20380 разработки ЦМКБ «Алмаз». Он сдан ВМФ в мае этого года. По другую сторону пирса был пришвартованы десантный катер Д-67 проекта 11770 «Серна» разработки ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева и постройки завода «Волга», а также малый артиллерийский корабль «Махачкала» проекта 21630 разработки Зеленодольского ПКБ и постройки петербургской Судостроительной фирмы «Алмаз». За ними следовали противодиверсионный катер П-104 проекта 21980 «Грачонок» разработки КБ «Вымпел» и постройки Зеленодольского завода им. А.М. Горького (это предприятие освоило их серийное строительство для Балтийского и Черноморского флотов, а также Каспийской флотилии, а в канун открытия салона на Восточной верфи во Владивостоке был спущен на воду первый корпус, предназначенный для Тихоокеанского флота), пограничные катера проекта 12200 «Соболь» (разработчик – ЦМКБ «Алмаз», строитель – Морской завод «Алмаз») и проекта 12150 «Мангуст» (разработчик – ЦМКБ «Алмаз», строитель – СЗ «Вымпел»). И замыкал колонну уже упоминавшийся катер «Мангуст» для спецназа ВМФ. У дальнего причала морского вокзала находилось малое гидрографическое судно «Вайгач» проекта 19910 (разработчик – КБ «Вымпел», строитель – рыбинская «Верфь братьев Нобель»).

Все, кто внимательно следит за петербургскими салонами, обратил внимание на то, что сводный отряд кораблей и катеров ВМФ и Береговой охраны РФ по сравнению с предыдущими выставками несколько уменьшился. Объяснение тому есть. Сейчас все больше российских кораблей отправляется в дальние походы, а пополнение флота еще оставляет желать лучшего. Мы обратили внимание вот на какое обстоятельство: суммарное водоизмещение двух кораблей Королевских ВМС Нидерландов (8500 т), прибывших на салон, оказалось значительно больше, чем всей российской выставочной «эскадры» (3950 т). Конечно, это достаточно условный показатель, но и он свидетельствует об остром дефиците корабельного состава ВМФ РФ.

Корвет «Бойкий» – флагман российской эскадры на МВМС-2013.

Модель морской высокоскоростной универсальной базовой платформы с воздушной каверной на днище КВК-1200 разработки ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева.

Уж, коль, мы упомянули о голландских кораблях, то стоит рассказать о них подробнее. Одновальная дизель-электрическая подводная лодка Dolfijn – третья в серии из четырех единиц типа Walrus (еще две по несколько измененному проекту были построены для ВМС Тайваня). Субмарины эти по западным меркам создавались мучительно долго (головная – 13 лет, Dolfijn – 7 лет). Возникали проблемы со сталью, с двигателями и т.д. Но, в конце концов, получились очень неплохие лодки с полным электродвижением. Их подводное водоизмещение – 2800 т, максимальная глубина погружения – 300 м, подводная скорость хода – до 20 узлов. Альбакоровские обводы корпуса обеспечивают хорошую обтекаемость и позволяют снизить уровень шумов во время движения. Они первыми среди серийных ПЛ получили Х-образное кормовое оперение. Через четыре носовых торпедных аппарата можно стрелять тяжелыми торпедами Mk 48 с дальностью хода 55 км или противокорабельными ракетами Sub Harpoon с дальностью стрельбы до 130 км. Боезапас ракет и торпед – 20 единиц или 40 мин. Благодаря широкому внедрению средств автоматизации, в том числе АСБУ SEWACO VIII, экипаж этих ДЭПЛ составляет 52 человека. Из-за диффузора выхлопа выдвижных устройств, установленного в кормовой части ограждения выдвижных устройств, эти лодки «в профиль» напоминают человека в лихо заломленной на затылок кепке или фуражке, какие были в моде в начале прошлого века.

Субмарины типа Walrus по своим характеристикам близки российским ПЛ проекта 877/636, поэтому на противолодочных учениях ВМС НАТО часто играют роль последних. Срок службы этих лодок достиг 20 лет или уже превысил его. Встал вопрос об их замене. Однако было принято решение модернизировать всю серию по программе IP-W. Ею предусматривается оснащение подлодок оптоэлектронными мачтами Kollmorgen Model 86, непроникающими в корпус, с телевизионными и инфракрасными камерами, новыми средствами связи, работающими в SHF-диапазоне. Кроме того, на кораблях будут заменены системы боевого управления и гидроакустические станции. Реализация программы рассчитана до 2019 г., после чего лодки послужат еще, по меньшей мере, до 2025 г.

Генеральный директор Зеленодольского завода им. А.М. Горького Ренат Мистахов (справа) докладывает Дмитрию Рогозину о ситуации с катером А145.

Фрегат Evertsen – четвертый и последний в серии типа De Zeven Provincien. Эти корабли относят к лучшим в своем классе. Фрегат, прибывший на МВМС-2013, назван в честь адмирала Корнелиса Эвертсена, прославившегося во время англо-голландских войн XVII века. Полное водоизмещение корабля – 6050 т, длина – 144,24 м, ширина – 18,8 м, осадка – 5,18 м. Комбинированная дизель-газотурбинная установка позволяет развивать 28-узловую скорость хода. Вооружение включает пусковую установку Mk 41, в вертикальных ячейках которой размещаются 32 ЗУР SM-2 IIIA большой дальности и 32 ЗУР Evolved Sea Sparrow средней дальности. На корабле также имеются две счетверенные пусковые установки ПКР Harpoon, 127-мм универсальная артиллерийская установка Oto Melara, две семиствольные 30-мм артустановки обороны ближнего рубежа Goalkeeper, несколько пулеметов, два двухтрубных торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами и вертолет NH-90. То есть состав вооружения хорошо сбалансирован, однако преимущество отдается средствам противоздушной обороны. Для обнаружения воздушных целей и наведения на них ракет используются радары SMART-L и APAR фирмы Thales Nederland. Дальность действия SMART-L по воздушным целям – до 400 км (по крылатым ракетам, выполненным с использованием stealth-технологий, – 65 км). Эта РЛС одновременно может отслеживать до 1000 воздушных целей и до 100 морских. РЛС APAR используется не только для обнаружения 200 воздушных целей на дальности до 150 км и 150 морских на дистанции до 32 км, но и для наведения ракетного оружия.

Макет 50-узлового малого спасательного судна «Калан».

В ближайшее время фрегаты типа De Zeven Provincien пройдут модернизацию. Она коснется, главным образом, электронного вооружения, а точнее РЛС SMART-L, которые после реализации мероприятий по программе EWC (early warning capability, то есть «возможность раннего предупреждения») получат способность обнаруживать баллистические ракеты на дальности свыше 1000 км. Как подчеркивает журнал IHS Jane’s Naval International, фрегаты типа De Zeven Provincien станут первыми кораблями европейских стран НАТО, способными выполнять задачи ЕвроПРО. Однако в Гааге отмечают, что эти фрегаты «будут только передавать данные» о подлетающих баллистических ракетах союзникам, то есть американским кораблям, а не сбивать их, поскольку голландский флот не располагает ракетами SM-3 IB, способными перехватывать баллистические цели. Но это пока. Как будет дальше, время покажет.

Вернемся в павильоны выставки. Там на стендах можно было обнаружить немало интересных разработок. Нижегородское ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева впервые продемонстрировало модель морской высокоскоростной универсальной базовой платформы с воздушной каверной на днище КВК-1200 в варианте судна экологического контроля, хотя, по правде, оно больше смахивало на боевой корабль. При длине 81,3 м, ширине 14,2 м и полном водоизмещении 1375 т КВК-1200 развивает скорость до 50 узлов. Дальность плавания судна – 4000 миль, а мореходность – 7 баллов. Полезная нагрузка общей массой до 150 т размещается в особой полости в кормовой части и может быть сменной – в контейнерах. Это могут быть необитаемые подводные аппараты и безэкипажные катера или пусковые установки комплекса Club-K. За рубкой – вертолетная площадка для легких винтокрылых машин или беспилотных летательных аппаратов. Как нам представляется, эта универсальная платформа имеет перспективу.

Примерно так может выглядеть перспективный авианосец Крыловского центра.

Рядом с моделью КВК-1200 разместился макет ходовой рубки, похожей на кабину космического корабля, теплохода на подводных крыльях проекта 23160 «Комета 120М». Скоро на СЗ «Вымпел» состоится его закладка. Это судно продолжит прерванную в первые постсоветские годы линию знаменитых крылатых кораблей «Ракета», «Метеор» и «Комета» ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева.

На стенде Зеленодольского завода им. А.М. Горького вице-премьер Дмитрий Рогозин надолго задержался у модели другого пассажирского судна – проекта А145 разработки петербургского «Агат Дизайн Бюро». Оно со скоростью около 40 узлов комфортно перевозит до 150 пассажиров с багажом. Теплоход наилучшим образом подходит для обслуживания гостей Олимпиады в Сочи, однако, как доложил заместителю председателя правительства генеральный директор зеленодольского предприятия Ренат Мистахов, почему-то был выбран вариант закупки поддержанных британских катамаранов. Дмитрий Рогозин обещал разобраться, но, учитывая фактор времени, поезд, как говорится, ушел.

С макетом еще одного оригинального скоростного судна – малого морского спасателя «Калан» – можно было познакомиться на стенде Судостроительной фирмы «Алмаз». При водоизмещении 300 т, длине 40 м, ширине 13 м и суммарной мощности двух двигателей в 20000 л.с., работающих на водометы, оно способно развивать 50-узловый ход. Это достигается за счет довольно простой формы корпуса, но имеющей небольшие подводные крылья оригинальной конструкции, которые на скорости приподнимают судно и «смазывают» воздушными пузырьками днище. При этом «Калан» может принимать два вертолета Ка-27: один размещается в подпалубном ангаре, а другой – на палубе. Этот ангар так же, как и на КВК-1200, имеет многофункциональное назначение. В нем можно размещать самую разную полезную нагрузку. Автор этого, кажущегося на первый взгляд, фантастического проекта – сотрудник СФ «Алмаз» Николай Англинов. Его конструкцией заинтересовались сотрудники ЦМКБ «Алмаз». Они разогнали модель «Калана» принадлежащим бюро опытовым катером-буксировщиком «Мангуст», который, кстати, тоже принимал участие в салоне, до 50-узловой скорости. Эти испытания подтвердили расчеты Англинова. Не скудеет талантами земля русская! Только, какое будущее ждет изобретение? Ответ на этот вопрос сегодня не даст никто.

Директор по страхованию перспективных проектов Страховой группы «СОГАЗ» Юрий Шевченко и редактор журнала Национальная оборона» Елена Елкина обмениваются мнениями о МВМС-2013.

Некоторые перспективные образцы военно-морской техники, очевидно из-за соображений секретности, демонстрировались на закрытых экспозициях. Будто сейчас можно что-то скрыть? Так, во внутренних помещениях стенда Крыловского государственного научного центра высокопоставленным представителям Министерства обороны РФ продемонстрировали концептуальную модель перспективного российского авианосца. Кто-то все-таки запечатлел модель на мобильный телефон и выложил фото в Интернете. Стали известны некоторые характеристики плавучего аэродрома. Его водоизмещение – 80000 т, энергетическая установка – неатомная (неужто котлотурбинная!), способная обеспечивать кораблю 30-узловый ход. Авиагруппа, предположительно, будет состоять из 40 истребителей ПАК ФА и МиГ-29К. На правом борту – два острова, явно «позаимствованных» у строящегося  британского авианосца Queen Elizabeth. Вызывает изумление наличие катапульт и трамплина для обеспечения взлета самолетов. Этот «микс», безусловно, российское «ноу-хау», более нигде не встречающееся. При всем глубоком уважении к сотрудникам Крыловского центра – главного отечественного генератора судостроительной науки – их проект нельзя признать удовлетворительным. Он никак не отвечает представлениям главкомата ВМФ о перспективном авианосце, который должен превосходить все зарубежные аналоги. Да и цена вопроса впечатляет – 400 млрд. рублей, то есть без малого четверть суммы, которую предполагается истратить на строительство кораблей для ВМФ за девять лет до 2020 г. Надо полагать, что и эта астрономическая сумма явно занижена, поскольку не учитывает затрат на сооружение верфи для сборки таких кораблей или модернизацию одной из существующих. Как представляется, не включены в смету десятки НИР и ОКР, которые придется форсмажорно выполнять по мере строительства корабля, а также средства, необходимые для обучения специалистов, доводки и приобретения авиатехники. 400 млрд. как минимум надо умножить на три и тогда можно представить более-менее реальную картину необходимых затрат. Но и они отнюдь не будут гарантировать качество. У России есть печальный опыт, когда авианесущие корабли проводят больше времени у стенки судоремонтного завода, нежели в море.

Катер «Платон» на полном ходу.

Тут надо учитывать и другие статьи государственных расходов. Не случайно в дни работы МВМС-2013 на заседании Совета безопасности РФ в Москве президент Владимир Путин заявил: «Военная организация должна обладать всеми возможностями для того, чтобы предотвратить потенциальную агрессию против России, дать решительный ответ на любые попытки силового давления и шантажа, обеспечить гарантированную защиту суверенитета России, безопасности наших граждан. При этом оборонные программы должны быть разумными и не ложиться тяжким бременем на экономику и социальную сферу страны». Строительство авианосцев для ВМФ РФ явно выходит за рамки разумного.

СВП «Марс-3000» бежит по песчаному берегу.

Обширной была на МВМС-2013 экспозиция оружейников, хотя количество выставленных на открытых площадка образцов ракет, торпед и мин заметно поубавилось по сравнению с предыдущими салонами.

В канун МВМС-2013 Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник» поставил Северной верфи модернизированную 100-мм автоматическую артиллерийскую установку «Универсал» А190-01, с макетом которой можно было познакомиться на стенде нижегородского предприятия. Она предназначена для корвета «Стойкий» проекта 20380, который скоро выйдет на испытания. Всего же с декабря прошлого года ЦНИИ сдал разным судостроительным заводам четыре таких серийных АУ. Они смонтированы или монтируются на малых ракетных кораблях «Град Свияжск» и «Углич» проекта 21631, строящихся Зеленодольским заводом им. А.М. Горького, и на фрегате «Адмирал Григорович» проекта 11356Р разработки Северного ПКБ, готовящегося к спуску на воду на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь».

С очень интересной инициативой выступил на МВМС-2013 Ижевский электромеханический завод «Купол», входящий в Концерн ПВО «Алмаз – Антей». Он представил свою перспективную разработку – морской вариант зенитно-ракетного комплекса «Тор-М2МКМ». Учитывая острый дефицит современных флотских ЗРК ближнего действия, эта инициатива как нельзя актуальна. Напомним, что этот многоканальный комплекс имеет модульное построение. ЗУР 9М331 уничтожают аэродинамические цели всех классов на дальностях 1000-15000 м, высотах от 10 до 10000 м в сложной помеховой и метеорологической обстановке. Количество одновременно сопровождаемых целей – 48, а поражаемых – 4. Комплекс «Тор-М2МКМ», что называется, доведен до ума и успешно эксплуатируется в войсках. Потребуется не очень много времени и средств для адаптации его к кораблям.

Обучение операторов ЗРК можно начинать уже сейчас. На выставке демонстрировался тренажер, который размещается в стандартном контейнере на базе автомобиля КАМАЗ или стационарно. Его можно перебрасывать на нужное место авиационным, железнодорожным и водным транспортом.

Радиотехническое предприятие «РАТЕП», также входящее в Концерн ПВО «Алмаз – Антей», показало на выставке макет корабельной турельной установки «Комар» для автоматизированного пуска ракет типа «Игла» в стелсовском исполнении. Наведение на цель осуществляется по целеуказанию от внешней обзорной РЛС, а автономное наведение и слежение за целью выполняется с помощью телевизионной низкоуровневой камеры высокого разрешения.

Оморяченный вариант ЗРК «Тор-М2МКМ».

Всегда хватало специалистов у стенда Группы компаний «Тетис», разрабатывающей и производящей технику для подводных работ. В ближайшее время на предприятии «КАМПО» из Орехово-Зуево, входящем в эту группу, состоится спуск на воду спасательного многофункционального катера проекта 23370 водоизмещением около 100 т. Он строится по заказу ВМФ РФ и представляет собой катамаран, на просторной палубе которого можно разместить широкую номенклатуру спасательных средств и оборудования. Головной катер СМК-2093 будет нести службу в Ленинградской военно-морской базе в составе 501-го аварийно-спасательного отряда. Всего планируется передать флоту 12 таких катеров.

Как никогда массовым на МВМС-2013 было участие фирм, занятых разработкой и производством скоростных малых плавсредств, предназначенных для нужд спецподразделений ВМФ и ФСБ, а также Министерства внутренних дел, Федеральной таможенной службы и МЧС. Интересная деталь: некоторые катера приходили в Гавань на несколько часов, а затем уходили к месту службы. Так случилось, например, с таможенным катером «Белая акула» Судостроительной компании «Триумф» – лидера отечественного малого катеростроения. И только 7-тонный катер «Платон» этой фирмы демонстрировал свои маневренные и ходовые качества участникам и гостям МВМС с первого до последнего дня. Недолго стоял у причала и спасательный катер МЧС проекта 13М постройки «Озерной верфи» из Шлиссельбурга. Затем он отправился к Петропавловской крепости – месту своей «постоянной прописки». Московская фирма «Еврояхтинг» и Рыбинская верфь показали в Санкт-Петербурге сразу два новых своих катера. Это таможенное судно ТС-530 типа «Лидер 17» длиной 18,5 м и максимальной скоростью хода 48 узлов и 40-узловый спасательный катер МЧС «Лидер 10» длиной чуть более 9 м.

На выставке были представлены и суда на воздушной подушке: «Хивус-6» нижегородского предприятия «Аэроход» и «Ямал-730» дубненского ЦКБ «Нептун». Но, безусловно, доминировал среди всех малых судов пассажирский СВП «Марс-3000» нижегородской компании «АКС-Инвест», которая известна как поставщик малых пограничных катеров «Марс-700» Береговой охране РФ. Оранжевый корпус «Марса-3000» привлекал внимание участников и гостей салона. Катер перевозит 33 пассажира в удобных креслах авиационного типа со скоростью до 65 км/ч на дальность до 500 км. Нам довелось выйти в Финский залив на этом СВП. Даже на высокой скорости не ощущалось вибрации. На обратном пути катер «случайно» выскочил на песчаный берег, причем мало кто из пассажиров обнаружил переход от одной среды к другой. На базе «Марса-3000» возможно создание патрульных и десантных катеров для ВМФ и Береговой охраны.

На этой оптимистической ноте хотелось бы завершить наш отчет о МВМС-2013. Но есть одно «но». Сегодня неясна судьба самого салона. Нет, принципиальное решение о его организации в 2015 г. есть. Но где он будет проводиться? Хозяева «Ленэкспо», на котором сейчас базируются выставки в Санкт-Петербурге, продали существующие площади под застройку коттеджей для состоятельных граждан. Сейчас возводится новый крупнейший в России выставочный комплекс «Экспофорум» в Шушарах на юго-западной окраине Санкт-Петербурга, где когда-то колхозники выращивали капусту. Он должен быть готов к началу 2014 г. Но в Шушарах нет моря и вообще никаких водоемов. А это означает, что привлекательность МВМС заметно упадет. «Военно-морскому салону нужен свой дом», – заявил во время его посещения Дмитрий Рогозин. Он предложил создать на принципах государственно-частного партнерства специальную выставочную площадку на намывных землях рядом с новым петербургским пассажирским портом «Морской фасад» на Васильевском острове, что неподалеку от нынешнего «Ленэкспо». Но мы подошли на катере со стороны Финского заливу к месту, куда может быть перенесена выставка. Говоря по-простому, там конь еще не валялся. Поэтому нельзя не согласиться с мнением генерального директора – генерального конструктора Концерна «Моринформсистема-Агат» Георгия Анцева, который считает, что следует договориться с владельцами территории «Ленэкспо» о том, чтобы провести и салон 2015 г. на прежнем месте, а тем временем активно начать возведение нового выставочного комплекса в районе «Морского фасада». Думается, это было бы правильным решением. Санкт-петербургский военно-морской салон должен быть у моря!