|
Скоростной патрульный катер «Ястреб». |
В канун саммита форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), состоявшегося в сентябре во Владивостоке, в аэропорт столицы Приморского края транспортный самолет Ан-124-100 доставил необычный груз – два пограничных катера проекта 12150 «Мангуст» разработки ЦМКБ «Алмаз». Они построены рыбинским Судостроительным заводом «Вымпел». Надо заметить, что катера эти немаленькие. Их длина – 19,2 м, ширина – 4,4 м, а полное водоизмещение составляет 27,2 т. «Мангусты» срочно потребовались на Дальнем Востоке для обеспечения безопасности мероприятий, проводившихся в рамках АТЭС. |
Устойчивый спрос на катера проекта 12150 со стороны Береговой охраны Пограничной службы ФСБ, МЧС, ВМФ, МВД и Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ понятен. «Мангусты» развивают высокую максимальную скорость в 53 узла. Они маневренны и способны принимать ту полезную нагрузку, которая требуется конкретному заказчику. Для различных силовых ведомств «Вымпелом» построено около двух десятков таких катеров, и сборка их продолжается. Сейчас ЦМКБ «Алмаз» совершенствует проект, стремясь придать ему не только более современный дизайн, но и повысить эксплуатационные качества и вооруженность за счет размещения дистанционно-управляемой пулеметной установки, созданием которой занимается НПО «Карат».
«Мангуст» – самый заметный экспонат выставки Interpolitex. |
Катер «Мангуст» вот уже несколько лет подряд является самым заметным, в прямом смысле слова, экспонатом выставки Interpolitex. И не только потому, что он самый крупный, но и из-за неослабевающего к нему интереса среди гостей и участников салона. Что неудивительно. Ведь впереди у Российской Федерации – ряд новых крупных международных мероприятий, которые потребуют усиленных мер обеспечения безопасности со стороны акваторий. В их числе и зимняя Олимпиада-2014 в Сочи.
На выставке Interpolitex 2012 рядом с «Мангустом» разместился скоростной патрульный катер проекта 12260 «Ястреб». Он тоже разработан ЦМКБ «Алмаз», а строительство ведется Ярославским судостроительным заводом. Полное водоизмещение катера – 11,3 т, длина – 13 м, ширина – 3,4 м, максимальная скорость хода – 41 узел. Экипаж состоит из двух человек.
В известном смысле «Мангуст» и «Ястреб» – братья, но судьбы их сложилась по-разному. Здесь нельзя не сказать о том, что в начале 2000-х годов ЦМКБ «Алмаз» предложило целую систему кораблей и катеров для охраны морских рубежей России. Они разделяются на три зоны: экономическую (до 200 миль от своих берегов) и континентального шельфа, территориального моря (12 миль), а также внутренних морских вод. Так вот, если «мангусты» предназначены для охраны территориального моря, то «ястребы» – внутренних вод. Строительство катеров этих двух типов началось практически одновременно, но в силу разных причин проект 12150 вылился в достаточно крупную серию (прежде всего потому, что потребность в таких катерах оказалась выше), а проект 12260 ограничился всего четырьмя единицами.
В ходовой рубке «Ястреба». |
И вот теперь интерес к «ястребам» у силовых ведомств проснулся. Это связано с тем, что так же, как на улицах наших городов стало много машин, речные и прибрежные акватории начали заполняться самыми разными плавсредствами, и при этом не всегда безопасными. Другая причина – в силу малых размеров эксплуатация «ястребов» во внутренних водах обходится дешевле, чем других сторожевиков. На Interpolitex 2012 Ярославский судостроительный завод представлял вариант полицейского катера, который предназначен для морской полиции Сочи.
– Его оснащение отличается от тех «ястребов», что строятся, скажем, для ФСБ, – сказал нам строитель катеров проекта 12260 Андрей Сизов. – Он отличается и от тех, что строились на заводе в начале 2000-х годов. На нем новые дизельные двигатели и современные водометы, позволяющие и развивать высокую скорость, и совершать «крутые» маневры. Радикально изменился дизайн и отделка помещений.
Действительно, «Ястреб» смотрится как игрушка. Эргономика рубки отвечает самым современным требованиям. Имеется кубрик со спальными местами для двух членов экипажа. В достаточно просторной кают-компании в случае надобности помещаются еще четыре человека. Пищу можно подогреть в СВЧ-печи. На крохотном корабле есть даже гальюн. То есть для моряков созданы комфортные условия.
Фрагмент интерьера кают-компании катера «Ястреб». |
Повышающийся спрос на малые скоростные катера со стороны силовых ведомств инициировал их широкое предложение конструкторскими бюро и заводами-изготовителями. Так, Московский судостроительный и судоремонтный завод (МССЗ), который, казалось, уже много лет назад отошел от военной тематики, на Interpolitex 2012 продемонстрировал целую линейку катеров, предназначенных для Береговой охраны, ВМФ, МЧС и ФТС. Сейчас это предприятие строит для ФГУП «Росморпорт» многоцелевые катера проекта МРВ14 разработки ЗАО «Морская техника». Их полное водоизмещение – 15 т, длина – почти 14 м, ширина – 4,3 м, максимальная скорость хода – 22 узла. Их задача – обследование водных путей, доставка лоцманов и экипажей, участие в спасательных операциях, транспортировка грузов массой до 0,5 т. Катер оснащен инновационной пропульсивной установкой Volvo Penta IPS 450, которая добавляет 20% к максимальной скорости, 15% к скорости разгона и при этом позволяет экономить до 30% топлива. С помощью системы динамического позиционирования катер сохраняет заданное положение при проведении спасательных операций даже при плохих погодных условиях.
Теперь на базе катера проекта МРВ14 разработан патрульный вариант Patrol MT14. Он отличается от прототипа составом снаряжения. Предусмотрены места для размещения легкого вооружения. По желанию заказчика катер может быть бронирован за счет применения средства Aramat, которое представляет собой композит, состоящий из карбоновых и стекловолокон, а также материала Twaron, придающего всей конструкции необходимую прочность.
Многоцелевой катер проекта МРВ14. |
На МССЗ по заказу ВМФ началось строительство бортовых рабоче-разъездных катеров проекта 21770 «Катран» разработки ЦМКБ «Алмаз», предназначенных для обеспечения и поддержания повседневной деятельности больших надводных кораблей и вспомогательных судов при стоянке на рейдах и в базах. В ВМС США и НАТО такие катера используются также для патрулирования акваторий в зарубежных портах, где надежность обеспечения мер безопасности вызывает сомнение. Надо полагать, что и «катраны» смогут выполнять аналогичные функции. Их длина – 9,12 м, ширина – 3,32 м, осадка – 0,67 м, скорость – 32 узла, дальность плавания – 100 миль, автономность – 1 сутки, экипаж – 2 человека. Это небольшое судно, способное вмещать в каюте 10 человек, может совершать переходы при волнении до 5 баллов, а поднимать его на борт и спускать на воду безопасно при четырехбальной волне. То есть катер, судя по всему, получается очень даже хороший. Одно непонятно – почему ему был присвоен шифр «Катран», который уже имеет ракетно-артиллерийский катер проекта 20970 разработки того же «Алмаза»?
Модель бортового рабоче-разъездного катера проекта 21770 «Катран». |
Схожего назначения с Patrol MT14 предлагал на выставке катер Средне-Невский завод. Патрульно-разъездной «бот» проекта Р1535 имеет полное водоизмещение около 17 т, длину – 15,35 м, ширину – 4 м и максимальную скорость хода – 38 узлов. Экипаж – три человека, а пассажировместимость – 12 человек. Катер оснащается четырехместной трехметровой шлюпкой жестко-надувного типа с подвесным мотором.
Стало уже традицией, что Рыбинская верфь на каждой выставке Interpolitex устраивает премьеры. Сначала это был пожарно-спасательный катер «Лидер 12М» длиной 13,2 м и скоростью хода 35 узлов, в прошлом году патрульный катер – «Лидер 17» длиной 18,5 м, водоизмещением в 21 т и максимальной скоростью в 48 узлов. В МЧС эти суда получили постоянную прописку. А осенью этого года один из «лидеров 17» пополнил корабельный состав флотилии Федеральной таможенной службы.
Патрульно-разъездной катер проекта Р1535. |
На Interpolitex 2012 Рыбинская верфь снова продемонстрировала новинку – многофункциональный поисково-спасательный катер «Лидер 10». Это самый маленький представитель семейства. Его полное водоизмещение – 6,1 т, длина – 9,19 м, ширина – 2,95 м, максимальная скорость хода – 40 узлов. Дальность плавания составляет 200 миль. Кроме двух человек экипажа на этом «лидере» в случае надобности свободно размещаются еще 4 человека. Катера после всесторонних испытаний удостоились самых высоких похвал специалистов и уже служат в Новороссийске, Туапсе и Балтийске.
Многофункциональный поисково-спасательный катер «Лидер 10». |
На базе «Лидера 10» разработан вариант пожарно-спасательного катера «Лидер 10П». Он призван доставлять к месту пожаров боевые расчеты, подавать на очаги возгорания воду через ручные и стационарные лафетные стволы, эвакуировать 10 пострадавших от огня. Сейчас Рыбинская верфь работает над созданием катера «Лидер 11». Он несколько больше «Лидера 10», поэтому более вместительный. Катер предназначен для проведения поисково-спасательных работ. Разработано несколько модификаций. Его предполагается использовать также в качестве патрульного и таможенного.
Костромской судомеханический завод поставляет МЧС пожарно-спасательные катера типов КС-110-39, КС-170 и спасательные проекта КС-701, которые в разных модификациях также используются в качестве патрульных Береговой охраной и МВД. На Interpolitex 2012 была представлена новинка – десантно-патрульная лодка КС-Фьорд 62Р. На наш взгляд, к патрульной службе она малопригодна, а вот роли десантного средства спецназа армии и МВД отвечает в полной мере. Порожнее ее водоизмещение – 625 кг, длина – 6,4 м, ширина – около 2 м. То есть транспортировка лодки возможна на прицепе автомобиля класса «джип» и на подвеске легкого вертолета. Подвесной мотор мощностью до 75 л.с. разгоняет катер до 57 км/ч. Судно с просторным кокпитом берет на борт шесть бойцов с оружием. «Фьорд» оснащается фарой-искателем с дистанционным управлением, радиостанцией УКВ-диапазона, ходовыми огнями и в случае надобности – РЛС типа Furuno. Минимальная осадка с углом килеватости на транце в 12° и широкий корпус, выполненный из легкого алюминиево-магниевого сплава, наилучшим образом подходят для удобной и быстрой высадки десанта даже в условиях наличия прибойной волны. Дешевизна лодки КС-Фьорд 62Р тоже привлекательна.
Десантно-патрульная лодка КС-Фьорд 62Р. |
Но, безусловно, хитом морской составляющей выставки Interpolitex 2012 стали жестко-надувные, то есть типа «Зодиак», лодки новозеландской фирмы Sealegs Corporation Ltd. Они в полной мере оправдывают название компании-производителя (Sealegs в переводе с английского – «Морские ноги»). Дело в том, что эти катера могут ходить не только по морю, но и по суше. Лодки длиной 6,1 или 7,1 м грузоподъемностью 500 и 700 кг соответственно оснащаются подвесными моторами мощностью 115 или 225 л.с., что позволяет развивать им скорость на воде от 65 до более 100 км/ч. Кроме того, они имеют еще один 24-сильный двигатель, вмонтированный в корпус. Через приводы он вращает переднее или все три колеса, которые выдвигаются при выходе катера на берег. Оказавшись на суше, «морские ноги» способны двигаться со скоростью 10 км/ч. Это, конечно, не «Феррари», но вполне достаточная скорость при выполнении разного рода операций – спасательных, патрульных и боевых. Особенно полезны такие катера в разведке, при высадке на берег и эвакуации с него спецназа.
Катер Sealegs выходит на берег. |
Судя по всему, российские силовики уже испытывают и осваивают «sealegs». Отзывы преимущественно положительные, хотя с учетом особых российских дорожных условий ряд элементов катеров требуют доработки. Увы, «морские ноги» – недешевы. В зависимости от модели и комплектации они стоят от 4,5 до 8 млн. рублей. Официальный дилер фирмы Sealegs Corporation Ltd. в России – петербургская компания «Логопром» собирается наладить выпуск лодок в России. И тогда их цена упадет примерно на 40% при ежегодной серии в 100 единиц. Сейчас «Логопром» выбирает верфь, на которой возможна сборка земноводных «зодиаков».
Подводя итог морской составляющей Interpolitex 2012, следует еще раз констатировать, что интерес к обеспечению безопасности акваторий постоянно растет. Он порождает широкий выбор предложений. Российские корабелы проектируют и строят самые разные патрульные, спасательные и пожарные катера, которые, как правило, не уступают аналогам из США и Западной Европы. Однако комплектуются они преимущественно двигателями, движителями и навигационным снаряжением зарубежного производства. И, очевидно, в обозримой перспективе эта тенденция сохранится. Поэтому явно назрел вопрос о создании соответствующих лицензионных производств в России с постоянным увеличением доли локализации на них.