За лидерство на рынке ВМТ
ОАО «ОСК» на Международной выставке военно-морских вооружений Euronaval 2012

НАПЛ «Амур-1650».

Участие российских кораблестроителей в престижных выставках Euronaval стало уже традиционным. Начиная с 1996 г., российские проектанты и кораблестроители принимают активное участие как в демонстрационной, так и научной части парижского салона военно-морской техники.

Юрий МАКАРОВ

На верфях ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) к 2020 г. должны быть построены для военных моряков  надводные и подводные корабли 23 типов. Их суммарное водоизмещение составит 800000 т. Большая часть тоннажа – 550 тыс. т – придется на новые корабли, остальной тоннаж – на корабли, подлежащие модернизации. Столь масштабные планы предусматривают активную работу как конструкторских бюро, так и судостроительных заводов. Среди новых боевых кораблей, принятых на вооружение ВМФ и строящихся серийно, можно назвать корветы проекта 20380 разработки ЦМКБ «Алмаз», корабли проектов 11661 и 21630 Зеленодольского ПКБ, дизель-электрическую подводную лодку проекта 677 разработки ЦКБ МТ «Рубин». В настоящее время продолжается серийное строительство этих кораблей для ВМФ России. Следует отметить, что темп строительства новых кораблей постоянно растет.

НАПЛ проекта 636.

Российские кораблестроители сохраняют заслуженный авторитет у зарубежных заказчиков. ОСК представляет зарубежным партнерам на выставке Euronaval 2012 практически всю номенклатуру боевых кораблей: от катеров охраны прибрежных районов до фрегатов и неатомных подводных лодок.

Ориентируясь на широкие требования заказчиков, а также учитывая особенности экономического потенциала и районов боевого использования подводных лодок, линейка предложений включает три типа субмарин: «Амур-1650», «Амур-950» и проверенного временем проекта 636.

Большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 636 отличается отработанностью конструкторских решений, надежностью в эксплуатации и эффективным ракетно-торпедным вооружением. К новому поколению подводных лодок следует отнести проекты типа «Амур». Основными их достоинствами являются низкий уровень шумности при повышенных возможностях обнаружения целей и мощное ракетное вооружение для поражения надводных, подводных и наземных целей. Головная НАПЛ проекта «Амур-1650» принята на вооружение ВМФ России. Дальнейшее развитие проекта предусматривает размещение воздухонезависимой установки. Сравнительно небольшие размерения НАПЛ проекта «Амур-950» ориентированы на страны, не ставящие своей целью действия в океанской зоне, а имеющие выход к ограниченным морским акваториям. Подводная лодка может действовать в морях, имеющих небольшие глубины, где ограничивается применение других субмарин. Небольшой экипаж (20 человек) позволяет его подготовить более качественно и с меньшими затратами. Размещение ракетного оружия в вертикальных пусковых установках обеспечивает залповое применение (до 10 ракет в залпе).

НАПЛ «Амур-950».

Линейка фрегатов и корветов представлена достаточно известными экспортными проектами 11356, 22356, «Гепард-3.9», 20382, 11541 – аналогами российских кораблей, строящихся серийно для ВМФ. Каждый из них оптимизирован для широкого круга задач и районов боевого применения. Проект 11356 представляет собой многоцелевой корабль, предназначенный для решения всего круга задач в дальней морской зоне. Наряду с высокоэффективным ракетным комплексом Club-N, предназначенным для поражения надводных и наземных целей, фрегаты проекта 11356 имеют эшелонированную (два рубежа) оборону от средств воздушного нападения и комплекс активной противоторпедной защиты «Пакет-Э/НК», эффективно решающий задачи отражения торпедной атаки вероятного противника. Фрегат проекта 22356 – корабль нового поколения, оснащенный ракетным комплексом «Калибр-НКЭ» в вертикальных пусковых установках, а также самой современной системой ПВО, включающей комплексы дальней зоны (ЗРК «Риф-М»), средней зоны (ЗРК «Штиль-1») и ближней зоны (АК-630М). По насыщению системами оружия и вооружения фрегат является одним из самых современных в мире.

Экспортный фрегат проекта 11356.

Сбалансированный по составу вооружения и водоизмещению корвет проекта 20382 «Тигр» предназначен для действий в ближней морской зоне. Его основными задачами являются охрана территориальных вод, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, побережья, военно-морских баз и портов, борьба с транспортировкой наркотиков и с террористическими группами. Наряду с высокой эффективностью боевых систем большое внимание конструкторами уделялось условиям обитаемости и несения боевой службы экипажем. Размещенная на корабле интегрированная мостиковая система стала новой вехой в формировании информационно-боевых систем надводных кораблей. Корвет проекта 20382 по своим боевым возможностям, уровню и объему решаемых задач вполне может выполнять функции легкого фрегата. Проект выполнен таким образом, что корабль, по сути, представляет собой универсальную платформу, легко трансформируемую в соответствии с изменяющимися требованиями заказчика.

Фрегат «Гепард-3.9».

Фрегат проекта «Гепард-3.9» – экспортный вариант проекта 11661 для ВМФ России. Большие модернизационные возможности позволили реализовать в проекте конструктивные решения по существенному снижению заметности, а также разработать ряд вариантов оснащения боевыми системами и размещения корабельного вертолета. Смешанная главная энергетическая установка типа CODOG обеспечивает кораблю высокие максимальные скорости хода и экономичность при патрулировании районов.

Для обеспечения государственных интересов в ближней морской зоне ОСК предлагает боевые корабли класса «корвет» проектов 22500, 21632 «Торнадо» и 12300 «Скорпион». Каждый из них может занять свою «нишу» на мировом рынке. Так корабль проекта 22500, водоизмещением около 1000 т оснащен практически полным составом вооружения, включая вертолет постоянного базирования. Предлагаемые варианты комплектования корабля ударным ракетным оружием («Калибр-НКЭ» и «Уран-Э»), ЗРК и артиллерийскими установками позволяют заказчику сформировать рациональный по эффективности и ценовым показателям заказ на корабль.

Фрегат проекта 22356.

Корабли проекта 21632 «Торнадо» одинаково хорошо могут действовать как на мелководье (максимальная осадка составляет около двух метров) – на судоходных реках, в их устьях и в архипелажных акваториях, так и в открытом море. Водометные движители обеспечивают ему высокую маневренность и управляемость на малых ходах, а также значительную скорость хода на небольших глубинах, снижают шумность и ходовую вибрацию. Благодаря широкому внедрению средств автоматизации, численность экипажа в зависимости от модификации корабля составляет 29-39 человек. Некоторые системы вооружения не имеют аналогов для своего класса кораблей. Это – автоматическая 100-мм универсальная артиллерийская установка А-190Э, предназначенная для поражения морских, береговых и воздушных целей, пусковая установка МС-73 комплекса А-215 «Град-М», предназначенного для поражения площадных береговых целей. На корабле реализованы требования международной конвенции по предотвращению загрязнения моря MARPOL 73/78 и Венской конвенции по защите озонового слоя Земли.

Корвет проекта 20382 «Тигр».

На Euronaval 2012 ОСК представляет ракетно-артиллерийский катер (легкий корвет) проекта 12300 «Скорпион». Для поражения надводных кораблей и судов противника на нем могут быть установлены 2х4 ПУ «Уран-Э» с ракетой Х-35Э (дальность стрельбы 130 км) или 2х2 ПУ «Яхонт» с ракетой 3М-55Э (дальность стрельбы 300 км). Для поражения кораблей и судов на малых дальностях (до 20 км) катер оснащен артиллерийской установкой А-190Э калибра 100 мм с высокой скорострельностью. Размещение на катере ДПЛА существенно расширяет его поисковые возможности.

Патрульные корабли класса OPV представлены проектами 22160 и 22460Э, предназначенными для несения погранично-патрульной службы по охране территориальных вод и исключительной экономической зоны, оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах и экологического мониторинга окружающей среды.

Артиллерийский корабль проекта 21632 «Торнадо».

Патрульное судно проекта 22160, водоизмещением около 1800 т обеспечивает длительное присутствие в дальней морской зоне. Для увеличения поискового потенциала и проведения поисково-спасательных операций на корабле предусмотрено базирование 12-тонного вертолета. У него высокие скоростные характеристики (максимальная скорость – до 30 узлов). Корабль спроектирован с учетом обеспечения комфортных условий размещения экипажа.

Патрульный корабль проекта 22460Э, успешно эксплуатируемый Береговой охраной Пограничной службы России, предназначен для охраны природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа. Размещение в ангаре легкого вертолета при сравнительно малом водоизмещении (680 т) обеспечивает мобильность при задержании скоростных целей.

То есть представленные на Euronaval 2012 ОСК проекты боевых и патрульных кораблей, сочетающие в себе высокие мореходные качества и сбалансированные системы вооружения, способны удовлетворить требования самых взыскательных заказчиков.

Корвет проекта 22500.

Несомненно, Euronaval – не только прилавок для продажи военно-морской техники, но и место установления и развития взаимовыгодных контактов с зарубежными партнерами.  Международная кооперация не является целью экспортной политики, но она – один из инструментов расширения рынков и удовлетворения требований зарубежных заказчиков.

Создание конкурентоспособной ВМТ и реализация экспортных заказов во многом сегодня определяется международным разделением труда, которое способствует успешному решению задач исполнения контрактов в кратчайшие сроки при приемлемых ценовых ограничениях. Привлекаются зарубежные производители ВМТ и в российском кораблестроении. При этом данное направление реализуется не только для экспортных заказов, но и в ходе исполнения государственного оборонного заказа.

Сотрудничество российских кораблестроителей с ведущими мировыми производителями имеет достаточно длительную историю и охватывает практически все жизненные циклы корабля.

Ракетно-артиллерийский катер (легкий корвет) проекта 12300 «Скорпион».

История сотрудничества российских конструкторских бюро и судостроительных заводов с ведущими мировыми разработчиками специального программного обеспечения в области автоматизированного проектирования насчитывает уже более 25 лет. Сегодня ОСК и его дочерние предприятия активно используют платформу FORAN испанской компании SENER, CATIA французской компании Dassault Systems и успешно внедряют программное обеспечение AVEVA Marine.

Активное вхождение российского кораблестроения в мировую кооперацию произошло в конце прошлого столетия, когда в рамках экспортных заказов реализовывались контрагентские поставки ведущих зарубежных производителей некоторых общекорабельных систем, камбузного оборудования, лакокрасочных покрытий, мебельного оборудования и других комплектующих. Сегодня на кораблях ВМФ России широко используются комплектующие из Германии – сепараторы (Blohm & Voss AG), опреснители (Rochem), камбузное оборудование (Noske-Kaese GbH, Rational), металлообрабатывающие станки (ALBE-Treiding GMBH), Дании – электронасосы (Grundfos САРS), Норвегии – светильники (Glamox International), Финляндии – камбузное оборудование (Malmi Steel, SkyCold) и других стран.

Патрульный корабль проекта 22160.

В последнее время активно развивается сотрудничество ОСК с рядом зарубежных фирм в части главных энергетических установок и дизель-генераторов. Сегодня для кораблей ВМФ РФ и зарубежных заказчиков широко используются главные энергетические установки и дизель-генераторы финской компании Wartsila. Ими, в частности, оснащаются ДВКД типа «Мистраль», пограничные сторожевые корабли нового поколения и ряд проектов строящихся в России для зарубежных заказчиков. Российское представительство компании достаточно эффективно обеспечивает сервисное послепродажное обслуживание систем, поставленных на корабли ВМФ и других силовых ведомств. ОСК и Wartsila осуществляют подготовительную работу по созданию совместного предприятия для производства судовых систем управления. Предприятие будет заниматься производством подруливающих устройств, винто-рулевых колонок и пропульсивных комплексов, оснащенных винтами регулируемого шага.

Разветвленная сеть технического обслуживания и высокое качество двигателей немецкой компании MTU способствуют их внедрению по всему миру. В их числе и Россия. Линейка скоростных патрульных катеров ЦМКБ «Алмаз» проектов 20990, 12200, 20970, сторожевых кораблей Северного ПКБ проектов ПС-500, 22460Э и Зеленодольского ПКБ проекта 21632 имеют конструкторские проработки и практические реализации по установке дизелей марки MTU. На малых скоростных катерах используются водометные системы компании Rolls-Royce Kamewa. Свою «нишу» на российском рынке военного кораблестроения занимает немецкая компания RODE & Schwarz.

Патрульный корабль проекта 224603.

Реализация проекта ДВКД «Мистраль» значительно продвинула сотрудничество ОСК с ведущими французскими производителями ВМТ DCNS, Thales и STX Europe. Напряженная работа при подготовке контрактной документации позволила найти взаимопонимание, общее видение проекта и пути его эффективной реализации.

В рамках работы российской делегации на Euronaval 2012 ОАО «ОСК» сформировала программу презентаций и переговоров по расширению международной кооперации российских кораблестроительных предприятий, которые могут обеспечить обоюдный интерес и быть взаимовыгодными. Сегодня рассматриваются следующие перспективные направления сотрудничества:

— совместное проектирование конкурентоспособных образцов в интересах третьих стран;

— формирование номенклатуры перспективных систем ведущих мировых производителей для обеспечения контрагентских поставок;

— участие в создании совместных предприятий на территории других государств с условием обеспечения всего жизненного цикла боевых кораблей – от проектирования до утилизации.

До встреч на Euronaval 2012!