Под знаком 11356
Завершая передачу фрегатов Индии, ПСЗ «Янтарь» строит серию подобных кораблей для ВМФ России

Фрегат Tarkash.

Трудно переоценить значение проекта 11356 для Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь». Заключив контракт на три фрегата этого проекта для ВМС Индии, калининградская верфь получила возможность и нашла в себе силы вернуться к активной производственной деятельности.

Выполняя контракт, «Янтарь» значительно укрепил свои позиции в российском судостроении и вступил в новый этап развития. В следующем году Индии будет передан последний серийный фрегат, а на заводском стапеле уже строятся первые три из шести кораблей проекта 11356, заказанные Военно-морским флотом России. Это – важнейшая производственная программа предприятия на ближайшие годы. О реализации двух серий одного проекта рассказывают участники строительства.

Алевтин ДМИТРИЕВ, помощник генерального директора ПСЗ «Янтарь» по строительству проекта 11356 (Индия), представитель ОАО «Рособоронэкспорт» на заводе:

– Для завода этот проект нельзя назвать новым – в свое время «Янтарь» построил 19 сторожевых кораблей проекта 1135, на базе которого впоследствии Северное проектно-конструкторское бюро создало проект 11356 для индийских ВМС. Можно сказать, – это шедевр Северного ПКБ. В таком небольшом корпусе, с таким относительно невеликим водоизмещением – около 3600 т – размещено достаточно серьезное количество оружия, в том числе мощный ударный ракетный комплекс. На первой тройке фрегатов это был Club-N, а здесь уже – комплекс BRAHMOS – совместная российско-индийская разработка со сверхзвуковой ракетой, которая летит на сверхмалых высотах и практически неуязвима.

Фрегат Trikand проходит швартовные испытания.

Сейчас второй фрегат Tarkash («Колчан») – идет по плану. Он завершает на Балтике приемопередаточные испытания в присутствии государственной комиссии заказчика. С индийской стороной мы согласовали, что передача корабля состоится 9 ноября. В октябре Tarkash должен после испытаний вернуться на завод. Ему предстоит произвести окончательную отделку помещений и подготовиться к подъему индийского флага. Третий корабль – Trikand («Лук») – достраивается. Он проходит стадию швартовных испытаний. Его передача индийской стороне запланирована на июнь будущего года.

Февраль 2012 г. Командующий Балтийским флотом, в настоящее время – главком ВМФ РФ, Виктор Чирков прикрепляет закладную доску на секцию фрегата «Адмирал Макаров» – третьего корабля в серии из шести единиц для ВМФ РФ.

Индийская сторона довольна первым кораблем Teg («Сабля»). С 22 июня он находится в Индии, его посетило все руководство ВМС. Фрегат сразу включили в состав флота, и он готовится войти в число боеготовых. На нем планируется проведение стрельб из всех видов оружия – и артиллерийского, и ракетного.

Роман ФЕДЮНИН, руководитель проекта 11356 (РФ) ПСЗ «Янтарь»:

– Российский флот внимательно следил за строительством индийских фрегатов. Специалисты ВМФ РФ принимали участие в сдаче первой тройки фрегатов и сейчас участвуют в сдаче второй. Флот увидел, что корабль проекта 11356 по своим боевым, маневровым, скоростным качествам отвечает современным требованиям. И было принято решение на базе проекта 11356 для зарубежного заказчика разработать проект для Военно-морского флота России. Составили соответствующие требования к новому проекту, которые и были реализованы Северным ПКБ.

Проект для Индии был сделан под южные широты, а российские СКР имеют более широкий район плавания. Кроме того, они будут иметь несколько иной состав вооружения. Впрочем, ряд систем и оборудования перешел к нам из индийского проекта. В их числе дизель-генераторы Wartsila. Но доля импортного оборудования на российских кораблях предельно минимизирована.

«Индийский» опыт очень пригодился при строительстве российских кораблей. Приведу такой пример. Срок строительства индийского фрегата по контракту составлял до 56 месяцев, а у нас по контракту он сокращен до 42 месяцев. Проект уже наработан, внесенные в него изменения понятны, производственно-технологическая база подготовлена, проработаны технологические этапы. Так что завод располагает всем необходимым для реализации российского проекта. Практически вся кооперация, наработанная для индийского проекта, используется для российской серии. Кроме тех изделий, которые отличают наш проект. В остальном – процентов на семьдесят мы движемся по накатанным рельсам. Так проще и понятнее работать и нам, и нашим поставщикам.

«Адмирал Григорович» – головной фрегат проекта 11356, строящийся для ВМФ России.

Дмитрий ЕРМАКОВ, главный инженер ПСЗ «Янтарь»:

– Да, значение заказа серии российских фрегатов проекта 11356 переоценить сложно, причем по разным направлениям – и в плане загрузки мощностей, экономической стабильности, и в социальном и престижном плане. Выполнение этих контрактов позволит заводу на том фундаменте, который заложен при строительстве индийской серии, продолжить развитие своего технического потенциала. В особенности это касается повышения квалификации и роста профессионализма персонала. Не в последнюю очередь благодаря этому заказу Министерства обороны проект реконструкции и технического перевооружения «Янтаря» включен в Федеральную целевую программу развития ОПК, реализация которой уже началась на заводе. Кроме того, такое событие важно не только для нашего предприятия, но и для всей Калининградской области – это гарантированные рабочие места, развитие и имидж региона. Реализация проекта 11356 в очередной раз подтверждает, что завод «Янтарь» является одним из ведущих предприятий отрасли. Его работники, без сомнения, приложат все усилия для того, чтобы сдать Военно-морскому флоту корабли надлежащего качества и в контрактные сроки.

Подготовил Cергей Михайлов, пресс-секретарь ПСЗ «Янтарь»

marketing@shipyard-yantar.ru

www.shipyard-yantar.ru