|
На церемонии закладки ПСКР «Океан». |
На Зеленодольском заводе имени А.М. Горького, входящем в группу компаний ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс», 30 мая состоялась закладка пограничного сторожевого корабля 1-го ранга проекта 22100 «Океан» разработки ЦМКБ «Алмаз». Для российской Береговой охраны Пограничной службы ФСБ этот ПСКР станет не просто сторожевиком нового поколения, но и вообще принципиально новым по своей идеологии. |
Прежде всего потому, что корабль изначально предназначен для решения задач БОХР, а не представляет собой переделку проекта боевого корабля или вспомогательного судна ВМФ в пограничный. Отсюда и новые возможности ПСКР по охране морских границ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
Так будет выглядеть ПСКР проекта 22100. |
ПСКР проекта 22100 предназначены также для патрулирования дальних морских и океанских зон. Возможно использование кораблей этого типа для борьбы с пиратами и террористами, незаконной миграцией и оборотом наркотических средств, для пресечения контрабанды, участия в аварийно-спасательных операциях и тушения пожаров на судах. Как явствует из шифра проекта, район плавания ПСКР – океанский, то есть неограниченный. Его автономность – 60 суток. Сторожевик может ходить в тропиках и арктических водах, преодолевая лед толщиной до 80 см. Вооружение включает автоматическую артиллерийскую установку и крупнокалиберные пулеметы. Есть площадка для взлета и посадки вертолета типа Ка-27, а также ангар для его хранения. В корме – устройство для спуска на воду и подъема бортовых досмотровых катеров на ходу корабля. Поскольку ПСКР будет находиться на службе в море длительное время, предусмотрены комфортные условия для экипажа. Одним словом, таких ПСКР в нашей стране еще не строили.
В руках генерального директора ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» Рената Мистахова закладная доска нового пограничного сторожевика. |
Выбирая завод-строитель, пограничники провели тендер в несколько этапов. В конкурсе участвовали ведущие верфи страны. В итоге победил Зеленодольский заводе имени А.М. Горького. Почему? Нам довелось побывать на этом предприятии. Первое, что бросилось в глаза – чистота в цехах. Скажите, мелочь. Но ведь не секрет, что некоторые отечественные судостроительные заводы больше напоминают склады вторсырья, нежели современные производства. Дисциплина труда и продуманная организация сборки судов способствуют достижению качественных результатов. Очевидно, на выбор Пограничной службы повлияло и устойчивое экономическое положение предприятия. Его выручка в 2011 г. по сравнению с предыдущем годом выросла на 0,5% – до 7,7 млрд. руб., а чистая прибыль увеличилась в 1,8 раза – до 3,2 млн. руб.
Военно-морской флот РФ давно уже плодотворно сотрудничает с этим заводом, который находится не на берегу моря или океана, а в среднем течении Волги. Достаточно напомнить, что именно в Зеленодольске был построен первый в постсоветскую эпоху боевой корабль нового проекта – ракетный «Татарстан» проекта 11661 разработки Зеленодольского ПКБ. На этом предприятии ведется серийное строительство противодиверсионных катеров (ПДК) проекта 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел» и малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М» разработки Зеленодольского ПКБ. Для флота зеленодольцы строят также буксиры и другие вспомогательные суда.
Ракетный корабль 2-го ранга «Дагестан» проекта 11661К после испытаний ракетного комплекса «Калибр-НК» готовится вступить в строй ВМФ. |
Весна этого года ознаменовалась для зеленодольских судостроителей целой цепью знаковых и радостных событий. В последние дни апреля на Каспии с высокой точностью отстрелялся ракетами КРК «Уран» первенец российского флота новой эпохи – «Татарстан». В мае на Черном море впервые с борта ракетного корабля 2-го ранга «Дагестан» проекта 11661К были успешно осуществлены пуски ракет комплекса «Калибр-НК», который в ближайшие годы станет стандартным оружием кораблей ВМФ РФ. То есть «Дагестан» не просто новый корабль, который в ближайшее время пополнит Каспийскую флотилию, но и испытательная платформа, благодаря которой получило «путевку в жизнь» новое оружие, способное поражать надводные и береговые цели на дальности до 300 км. В мае в Новороссийске поднял флаг второй «Грачонок», который вошел в состав Черноморского флота (первый несет службу на Балтике). В том же месяце на Зеленодольском заводе началось строительство четвертого корпуса ПДК проекта 21980.
Пользуются спросом корабли зеленодольской постройки и у зарубежных заказчиков. Так, в 2011 г. ВМС Вьетнама пополнили два фрегата типа «Гепард 3.9», сделанные зеленодольцами. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными клиентами относительно постройки кораблей и катеров разных классов.
Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» на боевой службе. |
И вот настала очередь «Океана». «Сегодня действительно очень торжественный день для республики, для зеленодольцев, заводчан и, безусловно, для морских пограничников, – сказал на торжественной церемонии заместитель главы Пограничной службы ФСБ РФ – руководитель департамента Береговой охраны Юрий Алексеев. – Закладывается корабль 1-го ранга водоизмещением 2700 т с высокими тактико-техническими характеристиками. Нам важен этот корабль, потому что он будет оснащен тем оборудованием, теми системами, которые позволят нам решать задачи по обеспечению безопасности страны». Он выразил уверенность в том, что коллектив завода справится с этой задачей. В свою очередь генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» Ренат Мистахов подчеркнул, что начало строительства пограничного сторожевого корабля 1-го ранга – знаковое для предприятия событие, новая веха в его развитии. Оно совпало с широким техническим перевооружением и модернизацией производства. И новые технологии позволят серийно строить сложные военные корабли и гражданские суда.
Скоростное глиссирующее пассажирское судно проекта А145. |
Впрочем, это продолжение традиций предприятия. Зеленодольский завод всегда был на острие технического прогресса. В Книге рекордов Гиннесса он может претендовать сразу на два почетных первых места. Именно на его стапелях собраны самые большие в мире боевые корабли на подводных крыльях проектов 1145 «Сокол» и 11451 «Сокол-2» разработки Зеленодольского ПКБ, а также крупнейшие в мире ракетоносцы на воздушной подушке проекта 1239 «Сивуч», созданного специалистами ЦМКБ «Алмаз». То есть зеленодольцы охотно берутся за реализацию сложных инновационных проектов и умеют работать, как мы убедились, с самыми разными конструкторскими бюро.
Сейчас, например, заводом освоено строительство глиссирующих пассажирских судов проектов А45 и А145 водоизмещением соответственно 68 и 80 т разработки петербургского «Агат Дизайн Бюро». Они перевозят по рекам и в прибрежной зоне морей от 50 до 150 пассажиров со скоростью 40 узлов. К слову, корпуса этих судов могут использоваться в качестве базовых при создании пограничных и боевых катеров.
Зеленодольский судостроительный завод за свою 115-летнюю историю построил около 1,5 тысячи военных кораблей и гражданских судов (сухогрузов, танкеров, буксиров и др.). Широкий диапазон номенклатуры продукции Зеленодольского завода имени А.М. Горького – свидетельство высокого профессионализма рабочих и инженеров предприятия. И их курс в океан проложен точно.
P.S. 16 июня на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького состоялся спуск на воду третьего (второго – серийного) противодиверсионного катера проекта 21980 «Грачонок», а следом на Северный флот ушел морской буксир МБ-12 проекта 745МБ.