Навигационная авария как предупреждение о диверсии
Дело о столкновении «Донца» со «Святым Георгием Победоносцем» решили спустить на тормозах

АПЛ «Святой Георгий Победоносец» на параде.

Виновника этой навигационной аварии вычислили быстро. Им оказался экипаж малого рыболовного сейнера (МРС) «Донец», принадлежащего ООО «Рыбное» из Петропавловска-Камчатского.

Александр МОЗГОВОЙ

 

А дело было так. 21 сентября этого года в Авачинском заливе в 2 часа ночи с минутами капитан МРС Казимир Гайдамович начал расхождение с малым рыболовным траулером «Кормчий», следовавшим встречным курсом. Тем временем вахтенные атомной подводной лодки стратегического назначения «Святой Георгий Победоносец», стоявшей на якоре в бухте Моховой, обнаружили цель, шедшую на АПЛ. Подводники попытались вызвать сейнер по УКВ-связи, но безуспешно. Тогда в сторону «Донца» выпустили красную сигнальную ракету, предупреждающую об опасном сближении. Но на борту сейнера сигнал не заметили, и он продолжил движение тем же курсом. Такая же реакция, точнее полное ее отсутствие, была на еще три красные ракеты. В 2 часа 10 минут «Донец», лишь в последний момент сделав попытку уклониться от удара, навалился на левый борт атомохода.

В результате атаки на эсминец Cole погибли 17 членов экипажа корабля.

После столкновения на сейнере дали задний ход. МРС обошел лодку, увеличил ход и стал уходить из бухты. Учитывая неадекватное поведение экипажа «Донца», подводники пришли к заключению, что рыбаки были сильно «под мухой». Когда утром портовые власти проводили досмотр рыболовного судна, то у них тоже сложилось впечатление, что ряд членов его команды пребывает в состоянии алкогольного опьянения. Впрочем, специальной экспертизы не проводилось и понятно почему. Через несколько часов после столкновения рыбаки могли «снимать стресс» или отмечать день рождения тещи капитана. То есть к делу подозрения в пьянстве уже никак нельзя подшить.

Пробоина в борту эсминца Cole.

К счастью, никаких серьезных последствий эта навигационная авария не повлекла. В результате касательного соприкосновения с кормовой частью АПЛ на «Донце» остался лишь след от стертой краски, а «Святой Георгий Победоносец» получил легкие повреждения: от удара пострадало противогидроакустическое резиновое покрытие и в цистерне главного балласта образовалась небольшая трещина.

В начале октября Дальневосточная транспортная прокуратура возбудила в отношении Казимира Гайдамовича дело по статье 11.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Если вина капитана будет доказана, то ему грозит «наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или лишение права управления судном на срок до одного года». Очень страшное наказание!

Судя по всему, дело о столкновении «Донца» со «Святым Георгием Победоносцем» решили спустить на тормозах. И не потому, что вина экипажа сейнера неочевидна, а потому, что если «копать», то очевидными станут промахи командования военно-морской базы, а, следовательно, и командования Тихоокеанским флотом.

Почему атомный подводный крейсер стратегического назначения, чей полный ракетный залп способен снести с лица Земли, скажем, пол-Японии, стоял на якоре в акватории с интенсивным гражданским судоходством? Кому в голову пришла такая мысль? Если бы на месте «Донца» водоизмещением 163 т оказалось бы более крупное судно, то трещиной в цистерне главного балласта дело бы не ограничилось. И при счастливом стечении обстоятельств АПЛ пришлось бы поставить в длительный ремонт. А это означало бы, что российский дальневосточный арсенал морских сил ядерного сдерживания на долгое время уменьшился бы на треть.

Вызывает множество вопросов организация охраны водного района (ОВР) Камчатской флотилии. Или она вообще не существует? Почему после столкновения судно-нарушитель благополучно покинуло место происшествия? Почему осмотр «Донца» состоялся только утром? Чем в это время занимались силы ОВРа?

Малый сторожевой катер ВМС США патрулирует рейд. И не дай бог кому-нибудь ослушаться его предупреждения!

После атаки террористами 12 октября 2000 г. в порту Адена американского эсминца Cole, в результате которой погибли 17 человек, а сам корабль получил серьезные повреждения, командование Военно-морских сил Соединенных Штатов установило жесткие правила охраны кораблей и судов ВМС США в базах, портах и на рейдах. Эти правила предусматривают ограждение кораблей бонами и патрулирование акваторий, где они стоят, малыми сторожевыми катерами ВМС или Береговой охраны. Если какие-нибудь плавсредства нарушают установленный режим плавания и не реагируют на предупреждающие или запрещающие сигналы, то эти катера обязаны открывать огонь на поражение по нарушителям, какой бы флаг они ни несли.

Россия, к сожалению, относится к числу стран, в которых террористическая угроза велика. И нетрудно представить, что бандформирования могут организовать атаку на боевые корабли. И при той организации дела, которую мы наблюдали у Петропавловска-Камчатского, такая атака вполне способна увенчаться успехом.