МВМС-2011: завышенные ожидания и «синицы в клетке»
Салон МВМС-2011 жил интересной и насыщенной жизнью. На нем и впрямь было мало журавлей в небе, зато оказалось немало «синиц в клетках»

Вызвали удивление некоторые публикации, появившиеся в средствах массовой информации после завершения V Международного военно-морского салона. Ряд СМИ, причем относящихся к числу тех, что явно «в теме», то есть хорошо знают ситуацию на флоте и в судостроительной отрасли, обрушились с критикой на МВМС-2011. Мол, он не удался и стал салоном «несбывшихся надежд».

Юрий МАКАРОВ

Александр МОЗГОВОЙ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – МОСКВА

Мы категорически не согласны с такими оценками. Они – результат завышенных ожиданий, свойственных российскому менталитету, заквашенному на дрожжах беспочвенной мечтательности. Дескать, «по щучьему велению и моему хотению»… Но, увы, чудес не бывает. МВМС-2011 лишь отражает нынешнее положение дел в российском ВМФ и отечественном кораблестроении. Напротив, если бы все складывалось хотя бы по лекалам МВМС, то картина на флоте и в промышленности была бы иная – не столь драматическая.

Нам довелось быть участниками всех пяти салонов, и мы смеем утверждать, что «крайний» оказался не хуже, а в чем-то лучше предыдущих. Во-первых, он, безусловно, стал более авторитетным. Присутствие в Гавани сразу трех фрегатов ВМС стран НАТО и увеличение количества зарубежных участников в павильонах – тому подтверждение. Много интересного было и на стендах российских предприятий.

Командир корвета «Сообразительный» капитан 2 ранга Алексей Телепов.

Попробуем посмотреть на салон непредвзятым взглядом. Несомненно, «звездой» российской экспозиции стал корвет «Сообразительный» – первый серийный типа «Стерегущий» разработки ЦМКБ «Алмаз», построенный Северной верфью. По плану, озвученному президентом Дмитрием Медведевым в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 г., он должен был войти в состав ВМФ еще в прошлом году. Но недостаточное финансирование и неготовность некоторых агрегатов не позволили этого сделать. Корабль только недавно вышел на ходовые испытания.

Корвет оставил самое благоприятное впечатление. Во-первых, его помещения не столь затеснены, как это имеет место на головном корабле, то есть он более комфортабельный для экипажа. «Мы над этим поработали», – коротко заметил по этому поводу главный конструктор проекта Игорь Иванов. Во-вторых, корвет получил более эффективное и мощное зенитное вооружение. Вместо «рогатого чудовища», как моряки именуют ЗРАК «Кортик-М», который сводит на нет усилия конструкторов по уменьшению радиолокационной заметности, появился ЗРК «Редут», чьи ракеты размещаются в подпалубных пусковых установках. Архитектура корабля приобрела законченный «стелсовский» вид. Правда, «Редут» еще ни разу не стрелял с реального корабля. «Сообразительный» первым получил новый ЗРК и, очевидно, станет испытательной платформой при его доводке.

Корветы типа «Стерегущий» отвечают самым строгим современным требованиям. Именно поэтому они привлекают внимание зарубежных клиентов. Как стало известно на салоне, «Рособоронэкспорт» ведет переговоры о продаже ВМС Алжира двух кораблей проекта 20382 – экспортной версии российских корветов. Подписание контракта ожидается до конца года.

Малый артиллерийский корабль (МАК) «Волгодонск» проекта 21630 «Буян» разработки Зеленодольского ПКБ, построенный Судостроительной фирмой «Алмаз», тоже очень удачный. Это небольшая, но серьезно вооруженная канонерка придется очень кстати Каспийской флотилии. Однако смущают сроки ее строительства. Если головной МАК этого типа заложили в январе 2004 г. и ввели в состав флота в сентябре 2006 г., то 500-тонный «Волгодонск» провел на стапеле больше шести лет! Причина долгостроя – отсутствие должного финансирования, хотя известно, что чем дольше длится строительство корабля, тем дороже он обходится.

Противодиверсионный катер П-104 проекта 21980 «Грачонок».

Третья премьера салона – противодиверсионный катер П-104 проекта 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел» и постройки Зеленодольского завода им. А.М. Горького. Катера этого типа, предназначенные для обнаружения и уничтожения подводных диверсантов и террористов в базах, портах и на рейдах, придут на смену противодиверсионным катерам проекта ПВ1415, которые уже выслужили положенные сроки.

Нельзя не упомянуть среди новинок салона рейдовый водолазный катер (РВК) «Водолаз Литвин», построенный ОАО «Завод Нижегородский теплоход» (ЗНТ) для гражданского заказчика. Уже сданы четыре таких катера и ведется строительство еще шести. В этом году по заданию ВМФ РФ конструкторское бюро «ЗНТ инжиниринг» откорректировало технический проект в соответствии с требованиями флота. Переработанный проект получил обозначение ZT28D «Пеликан». По нему ЗНТ будет строить РВК, оснащенные самым современным водолазным оборудованием, для замены много лет служивших ВМФ катеров типа «Фламинго». Кстати, «Завод Нижегородский теплоход» первый раз принимал участие в МВМС, но выглядел весьма уверенно, предлагая силовым ведомствам не только РВК, но и патрульные катера типов НСК-18 и НСК-27, а также аварийно-спасательные суда, морские и ледокольные буксиры.

Как всегда на салоне вызывали восхищение скоростные пограничные сторожевые катера «Соболь» и «Мангуст» постройки питерской Судостроительной фирмы «Алмаз» и рыбинского судостроительного завода «Вымпел». Как сообщил главный конструктор этих небольших, но эффективных кораблей Борис Лейкис из ЦМКБ «Алмаз», сейчас по заданию этого КБ ведется разработка дистанционно-управляемой с помощью оптико-электронной системы наведения пулеметной установки, которая поступит на вооружение таких катеров.

Рейдовый водолазный катер «Водолаз Литвин».

В Гавани и у причала Морского вокзала Санкт-Петербурга не хватило места для размещения всех кораблей, катеров и судов, прибывших на салон. Поэтому корвет «Стерегущий», несомненный фаворит МВМС-2007, и сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», чья премьера состоялась на МВМС-2009, ошвартовались у набережной Лейтенанта Шмидта, гостеприимно уступив свою стоянку в Гавани немецкому фрегату Hamburg, который неофициально стал флагманом иностранной флотилии, голландскому фрегату Van Amstel и американскому Carr. Критики салона, впрочем, нашли и тут повод для атаки на МВМС-2011. Мол, ВМС США намеренно направили в Санкт-Петербург устаревший корабль, дабы таким образом продемонстрировать свое пренебрежительное отношение к мероприятию. Здесь, судя по всему, дал знать рефлекс, выработанный за годы «холодной войны»: раз американское значит «антинаше». Действительно, фрегат Carr – корабль не новый. Он вошел в строй в 1985 г., то есть отслужил уже 26 лет. Но фрегат вовсе не старая калоша. После Санкт-Петербурга Carr, приписанный к 6-му флоту США, отправился в трехмесячное плавание в европейских водах.

Генеральный директор Balt-Military-Expo Марек Бычковски приглашает на ярмарку в Гданьске.

Нельзя не назвать еще одного, так сказать, неофициального участника МВМС-2011. В первые дни работы салона у Английской набережной можно было увидеть ракетный катер проекта 12418 «Молния» разработки ЦМКБ «Алмаз». Он построен Средне-Невским судостроительным заводом по заказу ВМС Туркменистана и сейчас проходит испытания.

На открытой площадке впервые демонстрировались пусковые установки противокорабельных ракетных комплексов Club и «Уран», смонтированные в стандартных транспортных контейнерах. Их можно размещать на обычных грузовых судах, железнодорожных платформах и автомобилях, способных перевозить контейнеры. Появление информации о таких установках наделало немало шума на выставках LIMA 2009 и DSA 2010, которые проводятся в Малайзии. Некоторые западные СМИ принялись упрекать Россию в том, что она готова поставлять подобное «замаскированное» оружие «нелояльным режимам», которые смогут использовать его для террористических целей. Однако, как сообщил начальник военно-морского департамента «Рособоронэкспорта» Олег Азизов, заявки на приобретение контейнеризированных комплексов пока ни от кого не поступали. Очевидно, руководители «нелояльных режимов» понимают, что никто им эти системы не продаст. Странам с развитыми регулярными ВМС они не нужны. Суда российского торгового флота можно пересчитать по пальцам. Значит, интересная идея канет втуне? Но не будем спешить с выводами.

Секрет от Леонида Грабовца

Судостроительная фирма «Алмаз» – российский рекордсмен по числу построенных для российских силовых ведомств, а также зарубежных заказчиков кораблей и катеров. Вот и на МВМС-2011 из двадцати единиц, представленных в акватории Гавани, – четыре собраны в эллингах СФ «Алмаз». Это – малый артиллерийский корабль «Волгодонск», пограничный сторожевой катер типа «Соболь», десантный корабль на воздушной подушке «Мордовия» и опытовое судно «Буран». В чем секрет успешной деятельности предприятия?

– Секрет очень простой и его можно сформулировать коротко: никогда не подводить заказчика! – так отвечает на этот вопрос генеральный директор Судостроительной фирмы «Алмаз» Леонид Грабовец. – Наши заказчики знают, что мы не подведем, поэтому и заключают с нами контракты. Среди наших заказчиков Пограничная служба ФСБ РФ, Военно-морской флот, ФСВТС и «Рособоронэкспорт», Федеральная таможенная служба и другие ведомства, а также город Санкт-Петербург.

Мы хотели бы на этом салоне показать построенный нами пограничный сторожевой корабль нового поколения «Рубин» проекта 22460 разработки Северного ПКБ. Но потребность в таких ПСКР очень велика, и он уже несет службу на Черном море. Мы ведем строительство первого серийного корабля этого типа и надеемся на получение новых заказов. Думаю, через два года на салоне 2013 года мы продемонстрируем еще более впечатляющую линейку алмазовских кораблей и катеров.

На стенде компании «Радар ммс» и ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева можно было познакомиться с материалами по КВК 1200. В пресс-релизе «Радара ммс», этот корабль именуется «корветом» (в таком случае аббревиатура КВК, очевидно, расшифровывается как «корвет на воздушной каверне»), а в рекламной листовке ЦКБ по СПК – «быстроходным экспедиционным судном с каверной», хотя далее описываются его достоинства как спасательного и обеспечения экологического контроля. Длина КВК 1200 – около 80 м, ширина – 14,8 м, водоизмещение – порядка 1200 т, скорость полного хода по тихой воде – 35 узлов. За платформой, на которую могут совершать посадку легкие вертолеты или беспилотные летательные аппараты типа «Горизонт Эйр S-100», который демонстрировался на салоне в павильоне и на открытой площадке, находится вместительный трюм. В нем можно размещать контейнеры с вооружением, в том числе ПКР комплексов Club-K и «Уран-К», модули с противоминным и противолодочным вооружением, катера спецназа и даже бронетехнику, которая принимается через кормовую аппарель. Общая грузоподъемность этой «кенгуриной сумки» – 150 т, что вполне достаточно для скоростного судна такого водоизмещения. Не исключено, что КВК 1200, показанный на салоне, – гражданская версия одного из участников тендера, организованного ВМФ по корвету охраны водного района. У этого проекта есть и хорошая экспортная перспектива, в том числе в варианте с контейнеризированными ракетными пусковыми установками.

Малый артиллерийский корабль (МАК) «Волгодонск».

Главный конструктор ЦМКБ «Алмаз» Борис Лейкис (на фото слева) знакомит гостей салона с катером «Соболь».

 

«Неофициальный участник» МВМС-2011 – ракетный катер проекта 12418 «Молния», построенный Средне-Невским заводом для ВМС Туркменистана.

А вот стенд Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) одновременно порадовал и разочаровал. Обрадовал своим размахом, а разочаровал неспособностью организовать пространство экспозиции. Очевидно, не хватило опыта. Ведь умение заполнить пустое пространство по Питеру Бруку – большое искусство. В стенде ОСК на МВМС-2011 легко угадывались дизайнерские решения экспозиций французской компании DCNS на выставках Euronaval, которые по четным годам проводятся в Париже. И в этом нет ничего плохого. Но не учтено несколько обстоятельств. На своем обширном вернисаже DCNS, как правило, представляет достаточно крупные модели кораблей, чтобы специалисты могли рассмотреть их детали. На минувшем же МВМС Объединенная судостроительная корпорация показала малоформатные модели кораблей и катеров, которые прежде неоднократно выставлялись на тесных стендах предприятий, ныне входящих в ОСК. Поэтому они как бы растворялись, если не «тонули» в большом пространстве. Не стоит забывать, что DCNS – монокомпания, то есть при создании кораблей и судов она руководствуется единой концепцией развития продуктовой линии фирмы. ОСК, во всяком случае, пока – холдинг, объединяющий предприятия, которые нередко выступают как конкуренты по отношению друг к другу. И выставлять их продукцию в «общей кастрюле» вряд ли целесообразно. Не спасло ситуацию и внедрение моделей концепт-шипов. Это тоже заимствование у компании DCNS, которая не упускает случая продемонстрировать свою «продвинутость» в сфере кораблестроения. Каждую новую выставку французская фирма обновляет ряд концепт-моделей. И это не случайно. Футуристические разработки, которые, как правило, никогда не воплощаются в металле, призваны привлечь внимание к DCNS публики и прессы (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №11/2010). И не более того.

После посещения санкт-петербургского салона фрегат Carr взял курс в Средиземное море.

Из действительно перспективных проектов мы нашли на стенде ОСК только одну новую модель – патрульного корабля, почему-то названного Sarsar, разработки Зеленодольского ПКБ. В нем угадываются архитектурные элементы малого ракетного корабля «Буян-М». Водоизмещение Sarsar – около 1000 т. Вооружение: одна 57-мм автоматическая артиллерийская установка А-220М, пулеметы и вертолет. Патрульник привлек внимание зарубежных гостей салона. Этот достаточно простой корабль, способный действовать в открытом море и в мелководных прибрежных акваториях, необходим и для охраны богатств исключительной экономической зоны, и для борьбы с пиратами, террористами, контрабандистами, а также с перевозчиками наркотиков.

Но, конечно, для салона высокого уровня, каким себя позиционирует МВМС, модели одного нового корабля на стенде ведущей российской судостроительной фирмы мало. Как нам сообщили представители ОСК, в запасе конструкторских бюро, входящих в это объединение, имеется немало перспективных проектов боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов. Но из соображений секретности на салоне их не демонстрировали. Непонятно, для чего эта игра в секреты, которая в итоге оборачивается против отечественной судостроительной промышленности и интересов страны в целом. На зарубежных выставках аналогичного профиля всегда можно познакомиться с перспективными разработками. Ведь секреты не во внешнем облике, не в перечислении тактико-технических элементов кораблей или их оружия и оборудования, а в том, как они действуют и каким образом производятся.

Группа сотрудников ФНПЦ ОАО «Марс» (генеральный директор Владимир Маклаев – второй слева) у стенда предприятия.

БЛА «Горизонт Эйр S-100».

Разнообразную и интересную продукцию показали электронные фирмы военно-морского профиля. Так, на стенде концерна «НПО «Аврора» можно было познакомиться с уникальной автоматизированной информационно-управляющей системой (АИУС) «Лама-ЭКМ». Она – плод совместных усилий «Авроры», концернов «Гранит-Электрон» и «Океанприбор». Система предназначена для эксплуатации на неатомных подводных лодках ограниченного водоизмещения. Пульт системы «Лама-ЭКМ» позволяет обеспечивать совместную работу операторов БИУС, гидроакустического и радиолокационного комплексов. В нем реализована новая концепция интерфейса, позволяющая операторам как самостоятельно распределять видеокадры ГАК, РЛК и БИУС по экранам пульта, так и автоматически в зависимости от текущей тактической обстановки.

Объединение средств освещения обстановки, целеуказания и управления в единое целое позволила впервые в России создать прообраз интегрированной системы боевого управления подводных лодок. И работа в этом направлении будет продолжена. Во время салона генеральные директора НПО «Аврора» Константин Шилов, «Гранит-Электрон» Георгий Коржавин и «Океанприбор» Герман Александров подписали соглашение о создании консорциума по разработке автоматизированных информационно-управляющих систем. Как подчеркнул Константин Шилов, «впервые три предприятия приборостроительной подотрасли судостроения объединили свои усилия, научный и творческий потенциалы для создания принципиально нового продукта». В свою очередь, Герман Александров отметил, что «тот продукт, который мы предлагаем, не только позволит российскому флоту выйти на передовые рубежи, но и занять России совершенно новое место на рынке данных изделий».

НПК «Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи» (НИИДАР) наряду с демонстрировавшейся прежде береговой загоризонтной РЛС поверхностной волны «Лагуна», способной обнаруживать и одновременно сопровождать до 50 надводных целей на дальности от 15 до 250 км, представил также систему автоматизированного мониторинга водной поверхности «Акватория» на основе РЛС малой дальности. Она предназначена для сбора, обработки и накопления информации об изменениях уровней водной поверхности с целью прогноза стихийных бедствий и своевременного принятия превентивных мер. Учитывая постоянную угрозу цунами в Тихоокеанском регионе, такие системы крайне необходимы.

Модель одного из концепт-шипов на стенде ОСК.

С целым букетом новых изделий и предложений выступило на салоне Московское конструкторское бюро «Компас». Так, базовый автоматизированный ремонтный стенд «БАРС» предназначен для диагностики и ремонта абсолютно всех радиоэлектронных систем и комплексов кораблей. Его главная особенность в том, что он совмещает высокую функциональность и мобильность. Стенд прост в эксплуатации и не требует от пользователя высокой квалификации. Он значительно сокращает временные и материальные затраты на ремонт электронной аппаратуры. Стоимость российской разработки в три-четыре раза ниже идентичных зарубежных изделий.

 

Работы ведутся по графику

Крупнейший военно-морской объект по линии военно-технического сотрудничества России с другими странами – это модернизация, а точнее перестройка в полноценный авианосец крейсера «Адмирал Горшков», который в индийском флоте получил название Vikramaditya. Как ведутся работы по реконструкции корабля на Северном машиностроительном предприятии?

– Работы ведутся по утвержденному графику, – подчеркнул в беседе с нами главный инженер Севмаша Алексей Алсуфьев, возглавлявший на МВМС-2011 делегацию этого предприятия. – Сейчас авианосец проходит швартовные испытания, то есть проверяются установленные и смонтированные на нем агрегаты и системы, в том числе главная энергетическая установка. Завершены работы по затяжке кабелей. Ведется регулировка радиоэлектронных средств. На корабле установлено авиационно-техническое оборудование, то есть тормозные тросы и гидравлические задержники. Монтируются самолетоподъемники.

В соответствии с достигнутыми договоренностями регулярные проверки выполненных работ проводятся представителями ВМС Индии. С их стороны бывают и замечания. Это неизбежно, потому что на Vikramaditya устанавливается много нового оборудования не только российского, но и индийского производства, а также закупленное в третьих странах. Оно требует интеграции с кораблем и друг с другом. Хочу подчеркнуть, что все технические вопросы решаются в деловой и конструктивной атмосфере. Специалисты индийского экипажа, на сегодняшний день это около 150 человек, активно участвуют в изучении и освоении корабля и его оборудования.

В конце текущего года авианосец должен выйти на ходовые испытания. В следующем, как только позволит ледовая обстановка, они будут продолжены. Мы рассчитываем, что с мая по сентябрь будут проверены не только сам корабль, но и его авиационное вооружение с реальными посадками и взлетами самолетов и вертолетов на палубу Vikramaditya. Корабельная практика экипажа из 1400 человек и приемные испытания заказчиком завершат весь цикл.

— Есть планы у Севмаша по возвращению к выполнению экспортных контрактов по строительству неатомных подводных лодок?

— Сейчас вся производственная программа Севмаша сосредоточена на выполнении гособоронзаказа до 2020 г. Но мы подтверждаем свою готовность к выполнению экспортных заказов по неатомным подводным лодкам. Для этого у нас все есть: и опыт, и производственные мощности, и взаимопонимание с проектантом таких кораблей – ЦКБ МТ «Рубин». И если будет принято соответствующее решение, то мы выполним экспортный контракт.

МКБ «Компас» впервые представило на салоне мобильный комплекс базирования надводных кораблей и подводных лодок. Он позволяет быстро разворачивать базы на необорудованном побережье. Комплекс в зависимости от количества комплектующих блоков можно развернуть за 15-30 суток. Автономный пункт базирования обеспечивает не только стоянку кораблей, но и их техническое обслуживание, снабжение электроэнергией, воздухом высокого давления и т.д.

Дочерние подразделение МКБ «Компас» – Межотраслевой информационно-аналитический центр – познакомило участников и гостей салона с комплексом морских тренажеров NAVY. Он создан для обучения курсантов управлению кораблем. На нем будущие мореходы могут отрабатывать навыки по оценке надводной обстановки, управления радио-, навигационными и корабельными техническими средствами, размещенными на ходовом мостике. Тренажер имитирует движение и маневрирование судна, аварийные ситуации и т.п.

Патрульный корабль Sarsar привлек внимание многих зарубежных делегаций.

Генеральные директора (слева направо) концернов «Океанприбор» Герман Александров, НПО «Аврора» Константин Шилов и «Гранит-Электрон» Георгий Коржавин подписывают соглашение о создании консорциума по разработке автоматизированных информационно-управляющих систем.

Один из создателей АИУС «Лама-ЭКМ» – инженер НПО «Аврора» Алексей Гаврилов за пультом управления автоматизированной системой.

МКБ «Компас» и норвежская компания L-3 valmarine подписали на салоне меморандум о сотрудничестве, который в числе прочего предполагает совместное участие в поставке систем управления для десантных вертолетоносцев типа «Мистраль», которые будут строиться для российского флота.

Англоязычная версия журнала «Национальная оборона» – National Defense – на стенде «Рособоронэкспорта».

А президент ОСК Роман Троценко и президент группы компаний «Транзас» Николай Лебедев подписали соглашение о создании совместного предприятия. Оно будет специализироваться на внедрении новых интегрированных систем навигации, автоматизации, управления движением и  обмена информацией на кораблях и судах, строящихся на верфях ОСК. «Создание совместного предприятия – логическое продолжение нашего сотрудничества, – сказал Николай Лебедев. – Мы нашли общий язык с ОСК. Располагая огромным российским и международным опытом работы, сегодня мы добавляем еще одну стратегическую компоненту – сотрудничество с таким гигантом, как Объединенная судостроительная корпорация. Уверен, что подписанное нами соглашение позволит в будущем расширить участие во многих проектах ОСК как в российских, так и в зарубежных».

Однако о гармонии в российском судостроении говорить пока преждевременно. Одна из острых проблем – нерешенность вопроса о принадлежности судостроительных активов Объединенной промышленной корпорации (ОПК). Отвечая на вопрос корреспондента журнала «Национальная оборона» относительно сроков присоединения Северной верфи, Балтийского завода и ЦКБ «Айсберг» к ОСК, президент Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко сказал: «Тревожит финансовое состояние этих предприятий. Сотрудникам задерживается или не выплачивается зарплата. Может произойти банкротство. Тем временем владельцы ОПК сознательно затягивают процесс, выводя активы с предприятий. Мы готовы приобрести Северную верфь, Балтийский завод и ЦКБ «Айсберг». Мы имеем опыт кризисного управления предприятиями, достаточно вспомнить Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» или Амурский судостроительный завод. Чем раньше Центральный банк РФ вступит во владение активами Балтийского завода, Северной верфи и ЦКБ «Айсберг», тем быстрее станет возможно объявить аукцион по продаже заводов и КБ, в котором ОСК намерена принять участие. Ожидаем, что эти разбирательства закончатся осенью или до конца этого года».

Роман Троценко и Николай Лебедев подписывают соглашение о создании совместного предприятия.

В дни работы салона на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) впервые в мире была успешно осуществлена заливка корпуса полностью композитного корабля – базового тральщика проекта 12700 «Александрит» водоизмещением около 1000 тонн. Как уточнил генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо, «это будет суперсовременный корабль с полностью углепластиковым корпусом, выполненным методом композитной инфузии, опережающий по своим техническим характеристикам все нынешние и перспективные проекты своего класса в мире».

Игорь (слева) и Станислав Абрамовы – династия катерников.

Династия катерников

Станислав Пантелеймонович Абрамов – генеральный директор Судостроительной компании «Триумф», а Игорь Станиславович Абрамов – исполнительный директор этой фирмы. Как нетрудно догадаться, речь идет об отце и сыне. Станислав Пантелеймонович много лет возглавлял одно из ведущих отечественных катерных конструкторских бюро – «Редан». Сейчас оно фактически прекратило свою деятельность. Несколько лет назад несколько ведущих сотрудников «Редана» образовали СК «Триумф». В ней Абрамов-старший возглавляет проектный сектор, а его сын отвечает за производственную деятельность предприятия. Мы встретили Абрамовых на пирсе, к которому были пришвартованы катера «Триумфа»: «Платон» и «Белая акула».

– К сожалению, мы не смогли показать на этом салоне нашу новинку – патрульный катер «Сапсан», – сказал Станислав Абрамов. – Заказчику он срочно понадобился. Ведь лето у нас – самое активное время эксплуатации катеров.

– А я только-что завершил испытания и сдачу серии катеров для зарубежного заказчика из страны, где круглый год – лето, – заметил Игорь Абрамов.

– Вы лично занимаетесь испытаниями катеров? Или это относится к выполнению только экспортных контрактов? – спросили мы.

– Нет, каждый катер, построенный на экспорт, для российских организаций и частных заказчиков, проверяю сам.

– Это объясняется тем, что, судя по салону, в сфере малого катеростроения в России растет конкуренция?

– Да, конкуренция растет, хотя количество строящихся катеров не столь велико, как кажется. В советские времена только по проектам «Редана» около 20 заводов по всей стране строили катера. Сейчас их выпускается в разы меньше. Поэтому конкуренция и низкий спрос требуют внимание к каждому корпусу.

Другими словами, салон жил интересной и насыщенной жизнью. На нем и впрямь было мало журавлей в небе, зато оказалось немало «синиц в клетках», что пошло ему, несомненно, на пользу.

А впереди – новые военно-морские выставки. На МВМС-2011 приглашал на стенды очередного салона Euronaval 2012 его коммерческий директор Жульен Пуиф. Журнал «Национальная оборона» выступит в качества информационного спонсора этого мероприятия. Мы также будем работать на выставке LIMA 2011 и на ярмарке Balt-Military-Expo 2012. Несколько лет российские предприятия не посещали ярмарку, которая проводится в Гданьске. А зря! В Польше и других странах Восточной Европы, которые прежде были членами Варшавского договора, есть большая заинтересованность в восстановлении связей с Россией по линии военно-технического сотрудничества. Об этом сказал нам генеральный директор Balt-Military-Expo Марек Бычковски. Он заверил, что российским участникам и гостям ярмарки будет устроен самый теплый прием. До встречи на военно-морских вернисажах!

Дебют «Лидера»

Группа компаний «Еврояхтинг» и Рыбинская верфь – дебютанты МВМС. Но их появление на салоне, безусловно, запомнится. Они демонстрировали «живьем» пожарно-спасательный катер «Лидер 12М-2». Нам удалось убедиться в отменных ходовых (скорость – до 35 узлов) и маневренных качествах этого небольшого (длина – 13,9 м и водоизмещение – 14,6 т), но очень комфортабельного корабля. Его экипаж – два человека, еще двое – спасатели или медицинский персонал. Он принимает до 14 человек пострадавших. Оснащение позволяет снимать эвакуируемых c воды и с берега. Имеются водолазное снаряжение, мотопомпы и пожарные стволы. Катер, даже если его перевернуть днищем вверх, снова, как Ванька-встанька, становится на ровный киль.

Сейчас на Рыбинской верфи завершается строительство катера «Лидер 17» длиной 18,5 м, водоизмещением 21 т и скоростью хода до 45 узлов. Он предназначен для патрульной, лоцмейстерской и поисково-спасательной службы. Но его, скорее всего, можно будет увидеть уже на следующем салоне.