Для точной навигации
ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» и перспективы развития корабельных инерциальных навигационных систем

Центральный прибор БИНС «Бемоль».

Одним из основных направлений деятельности ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» является создание инерциальных навигационных комплексов подводных лодок и инерциальных систем навигации и стабилизации (СИНС) для надводных кораблей.

Анжелика ВАСИЛЕВСКАЯ

 

Сегодня самой востребованной инерциальной системой навигации и стабилизации для надводных кораблей российского ВМФ является СИНС «Ладога-М», а для экспортных поставок ее аналог – СИНС «Ладога-МЭ». Одна из модификаций СИНС является ядром навигационных комплексов для современных неатомных подводных лодок.

Анжелика Георгиевна ВАСИЛЕВСКАЯ – заместитель начальника отдела маркетинга и инвестиций ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор»

Развитие инерциальных навигационных систем до недавнего времени было связано с задачей повышения точностных характеристик и шло по пути построения платформенных ИНС на различных типах гироскопов.

Рынок требует снижения стоимости систем при сохранении точностных характеристик и повышении эксплуатационных. Решение этой задачи возможно путем перехода от карданных ИНС к бесплатформенным инерциальным навигационным системам (БИНС) и новым типам гироскопов – волновым оптическим. ЦНИИ «Электроприбор» имеет большой опыт создания бесплатформенных систем на волоконно-оптических гироскопах (ВОГ). На отечественном рынке хорошо известны системы типа «Мининавигация-1», «Мининавигация-К». Различным заказчикам поставлено уже более 180 бесплатформенных гировертикалей и гироазимутгоризонтов.

В 2010 г. Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» вывел на рынок малогабаритную систему гироскопической стабилизации и курсоуказания «Бекар-Н», в экспортном исполнении «Бекар-Э». К несомненным достоинствам вышеназванных систем можно отнести низкую стоимость, надежность выработки навигационных и динамических параметров, малые габариты и массу, неограниченное время непрерывной работы.

Для применения на гражданских судах разработан гирогоризонткомпас «Омега». Летом 2011 г. запланированы его испытания на соответствие требованиям Российского морского регистра судоходства и Российского речного регистра.

И все-таки главной целью Концерна является создание высокоточной БИНС для надводных кораблей. В результате эффективного взаимодействия ЦНИИ «Электроприбор» с СПбГУ ИТМО созданы образцы высокоточного волоконно-оптического гироскопа. Новая бесплатформенная инерциальная навигационная система на базе этих гироскопов будет впервые представлена на Международном военно-морском салоне МВМС-2011 (ЛенЭкспо, 7 павильон, стенд 712). Серийные поставки корабельных БИНС планируются на 2012-2013 годы.