Значимым событием для российско-индийских отношений стало назначение посла Индии в Российской Федерации Панкаджа Сарана на должность заместителя советника премьер-министра Индии по национальной безопасности. |
Саран назначен на новую должность сроком на два года. До этого он уже дважды работал в офисе премьер-министра в Дели: на позициях заместителя начальника/директора (1995-1999 гг.) и начальника управления (2007-2012 гг.).
Как написала влиятельная индийская газета The Economic Times, назначение Панкаджа Сарана в Совет национальной безопасности отражает рост числа и, соответственно, влияния «русофилов» в правительстве Нарендры Моди. Это не может не сказаться положительным образом на укреплении и расширении привилегированного стратегического партнерства Москвы и Дели (именно так официально характеризуются российско-индийские отношения). С активной работой Сарана в Москве связывают новые успехи в поступательном развитии сотрудничества в различных областях, в первую очередь в области экономики и военно-технического сотрудничества. Интересно, что другой бывший посол Индии в РФ – Пунди Шринивасан Рагхаван – также сегодня работает в Совете национальной безопасности. И он, и Саран владеют русским языком.
С активной работой Панкаджа Сарана в Москве связаны новые успехи в развитии российско-индийского сотрудничества в различных областях, в том числе в ВТС. |
Как отмечает The Economic Times, нынешний глава Совета национальной безопасности Аджит Довал всегда был убежденным сторонником развития российско-индийского сотрудничества и сыграл ключевую роль в формировании повестки майской встречи президента РФ Владимира Путина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в Сочи.
Панкадж Саран поступил на дипломатическую службу в 1982 г. В 1984-1986 гг. работал третьим, затем вторым секретарем посольства Индии в Москве. В 1986-1989 гг. – начальник отдела департамента Восточной Европы Министерства иностранных дел Индии. В 1989-1992 гг. работал в Дакке (Бангладеш) вторым, затем первым секретарем Верховной комиссии Индии. В 1992-1994 гг. – первый секретарь (политика) посольства Индии в Вашингтоне. В 1994 г. вернулся в Дели, назначен заместителем начальника в офисе первого заместителя министра иностранных дел Индии. С 1995 г. – на должности заместителя начальника офиса премьер-министра, затем возглавил офис. В 1999-2002 гг. – советник (политика и коммерция) в посольстве Индии в Каире. 2002-2005 гг. – в постоянном представительстве Индии в Организации Объединенных Наций (Женева). В 2005-2007 г. – вновь в Министерстве иностранных дел (глава департамента по Непалу и Бутану). Затем в 2007-2012 гг. работал начальником управления в офисе премьер-министра Индии. В 2012-2015 гг. – вновь в Дакее, на должности верховного комиссара Индии в Бангладеш. C января 2016 г. – посол Индии в Российской Федерации.
Панкадж Саран – обладатель степеней магистра по экономике (Делийская школа экономики, Делийский университет) и бакалавра по экономике (Колледж Хинду, Делийский университет). Среди личных интересов – теннис, гольф, бридж и чтение. Супруга – Прити Саран, работает в Министерстве иностранных дел в Дели. В семье двое сыновей.
«Аджит Довал, Панкадж Саран, Пунди Шринивасан Рагхаван являются известными экспертами по России и тесно связаны с высшими эшелонами российских политических кругов. Двое последних были нашими послами в России. Другой заместитель главы Совета национальной безопасности, бывший глава Отдела исследований и анализа (RAW, индийская внешняя разведка – прим. ред.) Раджиндер Ханна – эксперт по исламскому терроризму, знакомый с российской позицией по этой проблеме. Экспертом по России является и экс-заместитель главы Совета нацбезопасности доктор Арвинд Гупта, возглавляющий сегодня важный исследовательский центр Vivekananda International Foundation», – заявил The Economic Times С.Д. Прадхан, который сам ранее занимал должность заместителя советника по национальной безопасности.
Специалисты по России будут отвечать за сотрудничество Дели с Москвой в непростой период на международной арене, и их присутствие отражает стремление Индии к сохранению отношений с РФ «вне зависимости от отношений с другими державами», отмечает The Economic Times.
Своим мнением о значении назначения Панкаджа Сарана и о перспективах российско-индийских отношений в целом с журналом «Национальная оборона» поделились крупные индийские эксперты в области международной политики и военно-стратегических вопросов.
Нандан Унникришнан. |
Нандан Унникришнан, вице-президент исследовательского центра Observer Research Foundation (ORF, Нью-Дели):
«Посол Панкадж Саран выполнил в Москве отличную работу, и назначение на пост заместителя советника по национальной безопасности – это достойное признание его заслуг. По моей оценке, взгляд Сарана на современную международную политику – очень тонкий и детализированный. Кроме того, он ставит себе задачей формирование и консолидацию Индии в качестве великой державы мирового уровня. Поэтому я считаю, что он, безусловно, будет выступать за сотрудничество с Россией, в особенности, в оборонном секторе. Но России также нужно понимать, что он не рассматривает ее просто как магазин, где покупают оружие, а как партнера в деле строительства индийского военно-промышленного комплекса. В связи с этим, по моему мнению, России следует адаптироваться к новой реальности и быть готовой к тому, чтобы делиться технологиями, помогать Индии развивать свой как кадровый, так и промышленный потенциалы, и там, где это возможно, совместно разрабатывать системы вооружения».
Профессор Санджай Кумар Панди, директор Центра изучения России и Центральной Азии, Школа международных исследований, Университет имени Джавахарлала Неру (Нью-Дели):
Санджай Кумар Панди. |
«Назначение Панкаджа Сарана новым заместителем советника по национальной безопасности можно интерпретировать по-разному: возрастающее значение дипломатии и внешней политики в процессах принятия решений в области национальной безопасности Индии; сохраняющаяся значимость отношений с Россией в планах Индии, касающихся безопасности и дипломатии; попытка индийского правительства отреагировать на последствия выхода США из сделки с Ираном, в особенности, в части отношений с Россией – ее привилегированным стратегическим партнером и наиболее важным источником военных поставок. Это также говорит о признании «калибра» Сарана как дипломата. Он доказал свой профессионализм на посту верховного комиссара Индии в Бангладеш, достигнув соглашения об обмене территориями (что ранее считалось невозможным). Став послом Индии в России, он делал все возможное для укрепления отношений с Москвой. На последние несколько лет выпал ряд испытаний в отношениях между двумя странами. Однако в ходе его работы на посту посла мы увидели рост сотрудничества с области углеводородов между Индией и Россией. Приобретение индийскими государственными компаниями значительных долей в месторождениях Ванкор и Таас-Юриях в последние годы и российские инвестиции в Индии обозначили новое направление. Приобретение российским консорциумом во главе с нефтяным гигантом НК «Роснефть» компании Essar Oil – крупнейшая российская зарубежная инвестиция и крупнейшее иностранное капиталовложение для Индии. В качестве самого недавнего блестящего успеха Панкаджа Сарана можно расценивать первый неформальный саммит президента Владимира Путина и премьер-министра Нарендры Моди, проведенный в Сочи в конце мая.
Отношения Индии и России – исторические и особые. В постсоветскую эру у Индии и России – схожие интересы в сфере безопасности и схожий взгляд на мировое устройство. Хотя военное сотрудничество по-прежнему значительное, потенциал в области экономических связей полностью не реализован. В меняющейся глобальной и региональной динамике странам необходим регулярный диалог на различных уровнях. Также им нужно согласовать общий мировоззренческий и идеологический базис для придания стабильности двусторонним отношениям».
Правин Сони. |
Правин Сони, главный редактор FORCE, ведущего индийского журнала, посвященного обороне и безопасности:
«Россия для Индии есть и будет основным и эксклюзивным источником военных технологий – как стратегических, так и предназначенных для непосредственного ведения войны. В более широком смысле, в то время как Индия нужна Соединенным Штатам Америки для реализации их собственных стратегических устремлений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Россия необходима Индии для поддержания стратегического мира с Китаем, что обеспечит рост геополитического влияния Индии».