Взгляд из-за брони
БМП-3 пока рано отправлять на покой

Спешу оговориться сразу: я не являюсь «экспертом по бронетехнике», более того, даже не имею желания стать им. Дело в том, что среди так называемых «экспертов», пишущих о том, «как плоха наша БМП» или «какая БМП нужна России», я вижу ученых мужей, внимательно изучающих опыт мирового и отечественного танкостроения, знающих все о наших, американских и израильских боевых машинах.

Борис КОРОТКОВ

Но знающих все это только лишь по научным статьям и теориям друг друга. Я же отношусь к другой категории – категории практиков, тех, кому волею судьбы пришлось не статьи в журналах штудировать, а ночами изучать «Техническое описание и руководство по эксплуатации». А утром вместе с механиками-водителями, наводчиками-операторами и старшим техником роты приводить вычитанное ночью, придуманное на этой основе в бессоннице и увиденное под распахнутыми люками, «шиферками» и «поликами» к единому знаменателю. Я горжусь тем, что за четверть века службы в Вооруженных Силах неплохо освоил эксплуатацию и БМП-1, и БМП-2, и БМП-3. Причем приходилось из них выжимать все, на что они были способны не по ТТХ, а по своему фактическому состоянию. Другими словами, я офицер, имеющий большой опыт эксплуатации этих машин в реальных условиях войн и конфликтов.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С «ЛАСТОЧКОЙ»

Мое знакомство с БМП-3 и служба на этих машинах оказались немного нелепыми. В училище (Омское ВОКУ) нас учили на БМП-2 и БТР-80, а в войсках первой машиной, которую мне пришлось осваивать и эксплуатировать, оказалась БМП-3. Позже, в Северо-Кавказском военном округе, перешел на БМП-2, а затем пришлось воевать на БМП-1 и машинах на ее базе. Потом снова БМП-2 и, наконец, родная ласточка – «троечка».

В училище на кафедре вооружения и стрельбы нам преподавали состав вооружения БМП-3, но все по плакатам и стендам. Видеть саму машину можно было стоя в карауле в парке учебных машин да при ее выходе на полигон, когда БМП-3 проносилась мимо строя курсантов по танковой дороге. Уже тогда обращало на себя внимание то, как машина идет по неровностям – корпус буквально плывет в воздухе, и лишь опорные катки отрабатывают все ямы, выбоины и кочки.

И вот, после выпуска и первого лейтенантского отпуска, назначение в 228-й мотострелковый полк 85-й мотострелковой дивизии в Новосибирске – там состоялось мое первое личное знакомство с БМП-3. Командир роты Саша Ложкин, выпустившийся годом раньше из моего же училища, привел меня в парк боевых машин и, показав на технику, буднично произнес: «Вот эти три машины – твои. Бояться их нечего – там все просто, как три копейки». В первый раз даже несколько жутковато было подходить к этому чуду инженерной мысли, которое, по словам преподавателей в училище, было напичкано электроникой на уровне космического корабля.

Но после того, как мы вместе полазили 20-30 минут по БМП-3, все как-то незаметно встало на свои места. Правильно мудрые люди говорят: «Глаза боятся, а руки делают». Уже все тумблеры и кнопки стали нажиматься в нужной последовательности, стали понятны и просты все операции, необходимые не только для запуска двигателя, но и для перевода вооружения в боевое положение, для прицеливания и ведения огня. Половину всех манипуляций, которые на БМП-2 приходилось выполнять при помощи отвертки и специального крюка, «троечка» просто взяла на себя. Даже немного обидно стало – для чего четыре года тренировались выполнять на скорость процесс загрузки боеприпасов и заряжания орудия, для чего руки сбивали в кровь, когда надо только опустить конец ленты в приемный рукав и нажать кнопку.

По плавности хода БМП-3 на голову превосходит «двойку».

После первой встречи наступила пора работ в парке, подготовки техники к полевому выходу, в ходе которой и состоялось плотное знакомство с «ласточкой». Большим преимуществом было то, что все командиры отделений, наводчики-операторы и механики-водители не просто закончили учебное подразделение, но и были там сержантами и инструкторами. Немалую помощь в освоении техники оказывали и заводские бригады, постоянно работавшие в полку. Не буду однако подробно пересказывать историю своей службы. Перейдем к делу.

БМП-3 С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАКТИКА

Эксперты от прессы твердят: экипаж важней железа, а у БМП-3 огромный недостаток – двигатель сзади, а не спереди, как у M2 Bradley, других западных БМП или танка «Меркава», на которых двигатель является дополнительной защитой для экипажа и десанта. Можно сколь угодно рассуждать о преимуществах тяжелой БМП – уровень защиты, огневая мощь, в одном строю с танками… А, может, стоит начать от печки, от своей, русской печи? Для чего нужна БМП Российской армии? Для выполнения задач, определенных предназначением ВС РФ. Думаю, что с этим согласятся все.

Тогда давайте для начала сравнивать те условия, в которых должны выполнять задачу наши мотострелковые войска, а не Армия обороны Израиля или ВС США. В Конституции, Военной доктрине и других руководящих документах ВС РФ указано, что наша армия должна защищать страну от внешней агрессии и участвовать в контртеррористических операциях на территории РФ, а также для участия в миротворческих миссиях согласно международных договоренностей России в рамках ООН.

Следовательно, основным театром военных действий для ВС РФ, а значит и для БМП, будет являться территория России и прилегающих к ней государств. Исходя из характеристик географических зон нашей Родины, надо признать, что нам нужна именно плавающая БМП, способная без подготовки преодолевать водные преграды, а тяжелая БМП таковой быть не может.

Армии обороны Израиля на ее ТВД с малым количеством рек не нужны плавающие БМП. Пехотные (моторизованные и механизированные) части армии США имеют на вооружении БМП M2 Bradley, изначально имеющую ограниченную плавучесть. В последнее время ВС США ведут боевые действия в основном в песках, и дальнейшее ухудшение свойств M2 Bradley по самостоятельному преодолению водных преград в следствие усиления бронирования не является для них существенной проблемой.

У нас же, от Днепра и до Уссури с Амуром, вся территория лежит между водоразделами и руслами рек.

Хочу спросить у сообщества экспертов: кто из вас водил БМП-1 (БМП-2) и БМП-3? И не пробный круг по парку или по выровненной дорожке директрисы на полигоне, а хотя бы по старому разбитому танкодрому, по которому уже месяца три-четыре носились танки, БМП, МТЛБ и САУ. Даже не буду спрашивать про вождение по отрогам Терского хребта, про подъемы на «серпантины» перевала Харами и Чуйскому тракту, про грязь рисовых «чеков» под Энгель-юртом и глину под Новогрозненским и Аллероем. Кто стрелял из штатного вооружения и стрелкового оружия из десантных отделений этих машин?

Ответ предвижу один – никто.

А задаю я этот вопрос вот почему: тот, кто водил БМП с передним расположением МТО (БМП-1, БМП-2) и БМП-3, знает разницу между ними.

Если мотострелки предпочитают ехать на броне, то открытые люки десантного отделения БМП-3 превращаются в дополнительную защиту.

Любой, даже малоопытный механик-водитель знает, как «мотают» своим носом «копеечка» и «двоечка», как надо вертеть машину, чтобы она на «нырке» не поймала носом яму, а то ведь можно и амортизаторы пробить, и торсионы с балансирами раскидать вдоль дороги или вообще «поймать дельфина» – нырнуть в лужу с головой.

Пересев на БМП-3, сразу ощущаешь, что на ней центровка и балансировка, благодаря переносу двигателя в корму, резко изменились в лучшую сторону, а применение в конструкции ходовой части двойных торсионов еще больше улучшили ходовые качества машины.

Хорошая плавность хода БМП-3 облегчает жизнь не только механику-водителю, но и наводчику-оператору, которому теперь не надо искать паузу между прыжками и нырками, он может вести огонь практически в полигонных условиях, даже при движении по кочкам, ямам и ухабам. Не стабилизатором единым жив наводчик-оператор.

Еще одним доводом оппонентов БМП-3 является расположение десанта и необходимость полностью открывать верхнюю кормовую проекцию машины с высадкой десанта поверх двигателя.

Что ж, посмотрим на это с точки зрения практики.

Во-первых, десант расположен весьма комфортно для совершения длительных маршей – практически в центре масс БМП, а это означает, что мотострелков не мотает, как в БМП с передним расположением двигателя, где они располагаются на длинном конце рычага. Спросим у рядового мотострелка: «Каково, тебе, сынок, на марше в сотню километров летать в «десанте» вперемешку с вещмешками, оружием и соседями»? Кроме того, мотострелки быстро смекнули, какую пользу для себя можно извлечь из подножек, ручек и дверей с люками на корме машины. На первом же показном тактическом учении, которое мы проводили для членов военного совета округа, удивился, когда солдаты, при преодолении прохода в минно-взрывных заграждениях, не побежали за машиной по гусеничным колеям, с трудом угадываемым на сухой земле, а тут же вскочили на подножки, уцепились за ручки и проехали проходы за кормой машины, прикрываясь ее броней. Скорость преодоления минного поля оказалась в три раза выше, чем при прохождении его в пешем порядке за машиной, риск оступиться и наступить на мину снизился практически до нуля.

Во-вторых, выход через двигатель ничуть не труднее, чем через тесные кормовые дверцы или аппарель.

В-третьих, в условиях локальных конфликтов в горно-лесистой местности, например, в Чеченской республике, когда мотострелки предпочитают ехать на броне, а не внутри машины, открытые люки десантного отделения превращаются в бронеборта своеобразного открытого сверху бронекузова.

Некоторые критики БМП-3 ставят в упрек создателям машины то, что пехотинцы, выполняющие роль наводчиков курсовых пулеметов, должны высаживаться под огнем противника через верхние люки, расположенные в передней части машины.

Чтобы ответить на эту претензию, надо коснуться таких понятий, как вместимость десантного отделения, оргштатная структура (ОШС) мотострелкового отделения и тактика ведения наступательного боя.

БМП-3 создавалась в советское время под мотострелковое отделение ВС СССР. Согласно штата в него входили: командир отделения – командир боевой машины (КО-КБМ), наводчик-оператор (НО), механик-водитель (МВ), пулеметчик (П), стрелок-гранатометчик (СГ), стрелок – помощник гранатометчика (СПГ), старший стрелок и стрелок. Итого – восемь человек в составе отделения.

Чтобы курсовые ПКТ стали средством уничтожения противника, механиков-водителей надо учить стрельбе из них.

Десантное отделение свободно вмещает в себя пять человек, хотя в нем без каких-либо проблем могут расположиться и шесть десантников. Боевое отделение – два человека (КО-КБМ и НО). Отделение управления – три человека. Всего – 10 человек. Свободными остаются два места в машине.

В ВС РФ количество личного состава в мотострелковом отделении то уменьшалось, то увеличивалось, но никогда не превышало восьми человек.

Перехожу к тактике. Существуют два вида наступления – на подготовленную оборону и на неподготовленную оборону противника.

При ведении наступления на подготовленную оборону личный состав спешивается и атакует в пешем порядке при поддержке БМП.

При ведении наступления на неподготовленную оборону предусматривается ведение наступления без спешивания мотострелков.

После прорыва обороны противника – даже при нынешних взглядах на ведение боевых действий, всеми ведущими странами особое внимание уделяется опережению противника на путях отхода с задачей недопущения его организованного отступления и организации обороны на промежуточных рубежах. Вот здесь мы и будем суммировать наши ОШС и техническую вместимость с тактикой.

При наступлении на подготовленную оборону противника весь десант располагается в десантном отделении и лишь экипаж занимает свои места через верхние люки башни и отделения управления. Места наводчиков курсовых пулеметов остаются свободными, а сами курсовые пулеметы ставятся на стопора и переходят под управление механика-водителя.

Если же наступать предстоит на более слабого противника – без спешивания, то на первый план выходит огневая мощь боевой машины. Вот в этом случае и нужны курсовые ПКТ с раздельным управлением ими.

В ходе преследования противника и его опережения с выходом на промежуточные рубежи, важной характеристикой боевой машины является способность ведения огня вперед и во фланги без спешивания десанта. В данном случае курсовые пулеметы и возможность ведения огня стрелками через амбразуры становятся не менее важными, чем огонь башенной установки.

Не знаю, есть ли сейчас другие БМП, у которых имеется такая комфортная возможность вести огонь из стрелкового оружия через бортовые амбразуры, или нет, но то, что эта возможность у БМП-3 на голову выше, чем у БМП-1и БМП-2, – это точно.

Помню, как выполняли упражнение стрельб из стрелкового оружия из десантного отделения БМП-1. Было чудом, если удавалось в узенький застекленный сектор прицельно выпустить очередь в пляшущую перед глазами мишень – о ходовых качествах БМП-1 и БМП-2 я уже говорил.

Устанавливая в первый раз автомат в бойницу БМП-3, я удивился тому, что здесь нет окошка для прицеливания и наблюдения за целью. Оказалось, что в этой машине солдату нет необходимости целиться, прижимаясь к автомату, для этого предусмотрена прицельная марка в смотровом приборе стрелка ТНПО, которая двигается туда, куда поворачивается оружие мотострелка. Пятиминутное упражнение в движении, и перекрестие прицельной марки в круге прочно стало удерживаться на выбранном предмете. Сочетание двойных торсионов, задней центровки и размещения десанта в районе центра масс машины обеспечивает ведение эффективного огня без необходимости удерживать одновременно и оружие, и цель в поле зрения на одной линии с глазом.

Главный калибр БМП-3 – 100-мм орудие 2А70.

Неудобно стрелять лишь через кормовую бойницу: для того чтобы открыть из нее огонь, пулеметчику нужно проползти в туннель, в темноте на ощупь подготовить оружие к бою, после чего вести огонь в этой тесноте. Но в каких случаях понадобится стрелять через кормовую бойницу? Разве что в условиях окружения машины с десантом внутри. Другими словами, эта бойница нужна на крайний случай, когда уже будет не до тесноты и темноты.

Однако основным вооружением БМП является, конечно, орудие в башне.

Сейчас много спорят о том, какое вооружение более подходит для машин такого класса. Есть мнение, что нужно остановиться на 30-40 мм, есть мнение о необходимости усиления пушечного вооружения до 57 мм или даже об установке танковых орудий. Можно много рассуждать на эту тему, но вариант, сочетающий в себе мощное 100-мм и скорострельное 30-мм орудия, уже давно создан – это боевой модуль «Бахча».

100-мм орудие 2А70, являющееся также пусковой установкой ПТУР, имеет в своем боекомплекте осколочно-фугасные снаряды (ОФС) и противотанковые управляемые ракеты. На переключателе типа баллистики имеется положение «Р-100». Мало кто знает, что оно предназначено для осуществления воздушного подрыва снаряда на подлете к цели. Это позволяет бороться с живой силой противника, находящейся на обратных склонах высот, в оврагах, за стенками и в окопах, а также вести эффективный огонь по воздушным целям.

Для того чтобы охарактеризовать отличные характеристики системы управления огнем БМП-3, расскажу опять же случай из своей практики. Однажды, во время ночных стрельб на контрольных занятиях моему сержанту сообщили с вышки, что у него получилось два перелета за оценочный габарит (выполнялось упражнение стрельба сходу из 100-мм орудия по орудийному расчету, мишень – орудийный щит и 5 ростовых фигур). Тот обозлился на проверяющего и прямо в эфир выдал: «Третьим снарядом выношу подъемник!» Начальник полигона знал, что это значит и возопил: «Не надо!» Потом, когда поехали смотреть результаты стрельбы, выяснилось: две болванки прошили щит по центру, а третья ударила прямо под основание мишени, переломив стойку.

На БМП-3 параллельно со 100-мм орудием установлена 30-мм пушка 2А72. Она, в отличие от более известной 2А42, перезаряжается за счет длинного хода ствола. Это не только уменьшает загазованность в боевом отделении машины, но и создает больший эллипс рассеивания снарядов в полете, что позволяет более эффективно вести огонь по скоростным низколетящим воздушным целям.

Энергия этого орудия такова, что длинная очередь способна остановить на полном ходу танк Т-80. Можно представить себе, что будет внутри танка при подобном «торможении». О наличии каких-либо приборов наблюдения, целеуказания, управления стрельбой, активной защиты машины или зенитной пулеметной установки после такого «ливня» можно и не говорить – башня становится похожей на свежевыбритый череп.

Теперь о ПТРК. ПТУР на БМП-3 запускается через орудие – пусковую установку. На БМП-1 и БМП-2 с ПТРК «Фагот» или «Конкурс» для подготовки ПТУР к пуску надо было высовываться наружу, вставлять пусковой контейнер в направляющие и потом, оторвавшись от основного прицела, вести ракету к цели. В БМП-3 ракету надо лишь дослать в канал ствола, наведение осуществляется через основной блок-прицел. Единственное преимущество у предыдущих машин в сравнении с «тройкой» состоит в том, что в них была предусмотрена возможность выноса ПТРК из машины и работы с переносной пусковой установки. Это не повредило бы и БМП-3.

Через кормовую бойницу БМП-3 стрелять действительно неудобно. Но и нужна она лишь на крайний случай.

В заключение краткого обзора вооружения машины хочу остановиться на курсовых пулеметах ПКТ.

Да, механику-водителю проблемно управлять машиной и вести прицельный огонь из пулеметов в ходе боя, но на остальных машинах и этой возможности нет. Сколько раз бывало так, что механик-водитель видит цель, а стрелки в цепи ее не наблюдают, в то время как наводчик–оператор занят уничтожением другой цели, так что – оставить противника необстрелянным? Даже просто очередь в направлении цели – это уже целеуказание, а также срыв прицельного ведения огня противником. Не так-то просто спокойно прицелиться, когда по тебе два пулемета стреляют.

Однако два курсовых ПКТ – это не просто средство психологического воздействия на противника, а в первую очередь средство его уничтожения. Механиков-водителей надо учить стрельбе из курсовых пулеметов. Следовательно, надо вводить в программу обучения и в курс стрельб соответствующие упражнения и вырабатывать методику обучения такой стрельбе.

Вернемся теперь к вопросу компоновки БМП-3 и попробуем разобраться, насколько сильно влияет переднее расположение двигателя на уровень защиты экипажа и десанта.

У БМП-3 в носовой части расположен топливный бак с перегородками и поплавками, гасящими колебания топлива, протектированные стенки которого воспрещают его детонацию. Этот бак, в случае пробития брони, примет на себя все, что прилетело спереди в машину.

Если вместо топливного бака разместить двигатель и защищать экипаж его ценой, насколько это продлит жизнь людей? Машина, потерявшая вследствие попадания в двигатель подвижность и электроснабжение всех цепей питания приборов и управления вооружением, обречена жить на поле боя всего несколько секунд.

БМП-3 с пробитым топливным баком, пусть даже потерян кто-то из членов экипажа, сможет и за себя постоять, и выйти из-под удара, и закрыть дымами себя и свой десант. Именно повышение живучести БМП, ее способность продолжать «огрызаться» до последнего позволяют сохранить жизни людей, а не сомнительный выигрыш нескольких секунд ценою жизни машины.

ПРОБЛЕМЫ БМП-3 – ЭТО ПРОБЛЕМЫ ВСЕЙ РОССИЙСКОЙ АРМИИ

За время службы я слышал много нареканий на БМП-3 и от офицеров, но когда спрашивал их, сколько они на ней прослужили, то выяснялось, что ни один из них не имел счастья даже познакомиться с машиной. Все разговоры об излишней сложности БМП-3 и неприспособленности к ремонту в полевых условиях базируются на словах кого-то со стороны. Эти разговоры ходили даже у нас в училище на рубеже 1980-1990 гг. Однако я не слышал от офицеров 228-го мотострелкового полка нареканий на сложность; механики-водители, которые призывались из колхозов и из шахт, копаясь в двигателях, не говорили о том, что ее невозможно отремонтировать. Солдаты срочной службы вполне успешно осваивают машину, просто их надо учить этому, учить в учебных подразделениях, учить каждодневно в частях, учить и воспитывать. Машина, одновременно с простотой, требует детальной подготовки личного состава для ее эксплуатации и применения по боевому предназначению. Тогда она и покажет себя во всем блеске стали и огня.

Из 326 случаев выхода из строя БМП-3, зафиксированных за два года в 19 омсбр, почти 99% – это неисправности, возникшие в ходе эксплуатации по вине личного состава, а довольно большая часть претензий вообще не подтверждается при проверке ремонтными бригадами: зачастую свое неумение и недостатки в подготовке личный состав просто пытается переложить на машину.

У машин раннего выпуска приемо-передатчик дальномера был расположен над стволом и после каждого марша приходилось проводить его выверку.

А что же мы хотим, когда учебных подразделений, готовящих специалистов по обслуживанию и ремонту БМП-3, уже нет, ремонтных подразделений в штатах бригад не осталось (только подразделения обслуживания), в штате мотострелковой бригады даже нет аккумуляторщика, хотя первое место в перечне неисправностей занимают именно севшие аккумуляторные батареи, не говоря уже о том, что в училищах до сих пор курсантов учат на БМП-2 и БТР-80. Когда делал фотографии для этого материала, спросил у лейтенанта о его впечатлениях от машины. В ответ услышал: «Не знаю пока – в училище мы ее не изучали, а здесь я всего раз ее по кругу провел летом и все». А ведь вопрос свой я задал ему уже зимой.

С одной стороны избавили армию от несвойственных ей задач – отдали весь ремонт техники заводским структурам, но с другой стороны – этим самым мы лишили солдата ежедневного общения с машиной, изучения не стенда в классе, а живой, закрепленной за ним техники со всеми ее индивидуальными особенностями. Механик-водитель превратился в обычного ездока, не способного ни на что, кроме как давить на педали и крутить штурвал.

Ведь нет более действенной технической подготовки, чем собственноручный ремонт вверенной техники под присмотром специалиста, но и должности старших техников перешли в разряд сержантских. А кто сейчас сержант? Сержант – это тот же «срочник», прослуживший от полугода до года и так же, как и все остальные, не имеющий опыта войскового ремонта машины. Из кого тогда растить старших техников, если все ремонтные работы выполняют заводские бригады?

Машины с течением времени выходят из заводского гарантийного обслуживания, а личный состав их ремонтировать не умеет – вот к чему привело увлечение аутсорсингом.

В свое время мне пришлось командовать сводным взводом учебных машин, а потом и сводной ротой учебных БМП-3 на полигоне в Шилово. Задачей этих подразделений фактически были ремонт, восстановление и подготовка машин учебно-боевой группы к занятиям.

И первое, что мне пришлось делать – это учиться у механиков-водителей и артмастеров. Это уже потом я сам мог, не залезая в двигатель, подсказать любому солдату, что у него сломалось и что надо сделать, а поначалу я сам учился. Да, я это говорю, ничуть не стесняясь, – я учился у солдат и сержантов, советовался с прапорщиками и офицерами, надоедал вопросами ребятам из заводских бригад. Не вижу в этом ничего постыдного. Но обратите внимание – учился у солдат и сержантов срочной службы, а не у профессиональных военнослужащих по контракту, а это уже говорит об их уровне подготовки.

Как и у любой другой машины, у БМП-3 есть свои слабости и недостатки. А кто-нибудь сможет мне показать машину без них?

Суть наших основных претензий к конструкции машины заключалась в том, что приемо-передатчик дальномера был установлен над стволом орудия, из-за чего после каждого марша при подготовке к стрельбе (ведению боя) приходилось проводить его выверку.

Однако уже сейчас в бригаде идет замена БМП-3 с прежним расположением прибора на машины, у которых приемо-передатчик перенесен на броню башни справа от орудия.

Изначально в конструкцию БМП-3 была заложена возможность изменения клиренса, но механизм оказался слаб и постоянно выходил из строя, поэтому его сначала заблокировали, а потом и вообще сняли. Так до сих пор машина и не получила нового механизма изменения клиренса (МИК). А ведь его наличие способствует повышению точности огня на пересеченной местности, улучшению проходимости и повышает возможности по скрытному расположению за элементами рельефа местности или ландшафта, а вкупе – повышает огневые способности и выживаемость машины на поле боя.

С учетом пожеланий военных у более новых БМП-3 приемо-передатчик перенесен.

Не отработан до сих пор режим работы механизма заряжания (МЗ) 100-мм орудия 2А70, именуемый «серия», который позволяет досылать в канал ствола очередной снаряд без дополнительного нажатия кнопки МЗ. Дело в том, что при работе в этом режиме у механизма заряжания лапки захвата снаряда выбивает внутрь, что приводит к задержке стрельбы. Более того, до сих пор не решен вопрос – а нужен ли вообще этот режим? На мой взгляд, можно легко обойтись и без него, а в некоторых случаях режим «серия» может оказать и медвежью услугу, когда срочно необходимо произвести выстрел не тем снарядом, который уже автоматически дослан в орудие. В войсках, по крайней мере, им вообще не пользуются.

С другой стороны радует, что произошли изменения в системе ручного перезаряжания 30-мм пушки 2А72 – изменились в лучшую сторону расположение механизма и его рукоятка.

Однако механизм заряжания орудия стоит далеко не на первом месте в перечне неисправностей БМП-3. Тут в числе лидеров все же стартер, частота выхода которого из строя по тем или иным причинам опережает даже неисправности в ТНВД или гидро-объемной передаче (ГОП).

Есть и другие мелкие технические детали, которые иногда ставили в тупик личный состав, например, под двигателем располагаются два патрубка, идущих от масляного бака и от бака с охлаждающей жидкостью. Доступ к ним возможен через технологический лючок, но расположены они так, что для замены маслопровода сначала надо разъединить патрубок системы охлаждения и слить охлаждающую жидкость, а уж потом заниматься заменой маслопровода.

Но весьма радует то, что Курганский завод прислушивается к мнению из войск и постепенно доводит машину, постоянно улучшает ее, устраняя неприятные моменты, даже если это просто расположение переключателей, тумблеров или приборов. Например, было неудобно, не отрываясь от прицела, действовать переключателем баллистики на блок-прицеле наводчика-оператора. Сейчас на машинах ставят обновленный блок-прицел, с него снят переключатель типа баллистики и перенесен на левую сторону погона башни так, чтобы солдат мог легко его найти и переключить не отрываясь от обзора поля боя. У основания блок-прицела появился перископ с более широким полем обзора, чем у прицела.

Был раньше и такой недостаток – при длительном нахождении машины без заводки двигателя масло перетекало в цилиндры двигателя, что при недостаточной подготовке механика-водителя приводило к гидроудару. На нынешних образцах БМП-3 стоит уже реверсивный масляный насос, который сначала откачивает масло в бак, а уж потом нагнетает его в систему – угроза вывода двигателя из строя по этой причине практически ушла в прошлое.

Единственное пожелание, которое сейчас высказывают в беседах наводчики-операторы из числа военнослужащих по контракту к конструкторам и производителям: «Дайте нам прицел помощнее – с большей дальностью ведения огня, орудие позволяет вести огонь на большую дальность, а прицел ограничивает эту возможность. Дайте прицел наподобие танкового».

Новое руководство МО РФ приняло решение об увеличении количества часов, отводимых на техническую подготовку, а также о восстановлении в структуре бригад ремонтных подразделений. И это уже положительный момент, а то заводские бригады вынуждены устранять даже такие неисправности, как: утечка масла из ГОП; течь охлаждающей жидкости из термостата; отвернут концевой выключатель угла заряжания; отогнут концевой выключатель люка; перегорел предохранитель.

А ведь почти четверть списка неисправностей занимают именно такие ничтожные детали, которые любой механик-водитель в состоянии сам исправить при условии, что он этому обучен. Попробовал бы раньше кто-то из механиков-водителей заикнуться о том, что ему для замены предохранителя нужны специалисты от завода. Его, как минимум, подняли бы на смех. Что в боевых условиях и на марше для этого тоже будем ждать представителей завода?

Случаев выхода из строя БМП-3 действительно много, но давайте разберемся в причинах этого.

Первое – это, как я уже и говорил, низкий уровень подготовки личного состава и отсутствие каждодневной практики в обслуживании и эксплуатации техники.

Второе – возросшая интенсивность проведения занятий с практическим выполнением упражнений по вождению машин. Но ведь низкая техническая грамотность личного состава никуда не исчезла! При этом отсутствует необходимое техническое обслуживание в ходе эксплуатации БМП учебно-боевой группы (УБГ). Их попросту гоняют в хвост и в гриву до тех пор, пока они не начинают рассыпаться, а взамен «убитых» машин ставят технику уже боевой группы, которую ждет та же участь.

Третье – одновременно с содержанием техники учебно-боевой группы, в частях содержат подразделения противодействия терроризму, ротные и батальонные тактические группы, что особенно актуально для соединений и частей Северо-Кавказского (Южного) военного округа. Помимо того, что вся техника этих подразделений должна быть технически исправной, так в ней еще и нельзя содержать машины УБГ, а отсюда вытекает необходимость перезакрепления машин для укомплектования тактических групп – перетасовки техники между подразделениями. Когда на машине сидит временщик, то трудно ожидать от него должного отношения к вверенной ему технике. Не моя – не жалко. Отсюда и появляются необслуженные аккумуляторные батареи, неподтянутые дюриты, сгоревшие и незамененные предохранители, отогнутые и отвернутые концевые выключатели, течь масел и жидкостей, которые приводят потом к заклиниванию двигателя или пролому маски башни, незакрытые лючки и пробки в днище машины, из-за которых машины тонут во время плава. А ведь БМП-3 первой партии пришли в бригаду отнюдь не с завода, а из частей Московского военного округа, где эксплуатировались еще с 1990 гг. Именно они и выходят из строя в первую очередь.

Но разве это вина машины? В первую очередь это вина и недостатки людей, принимавших такие решения.

И как ремонтировать технику, как ее поддерживать в нужном техническом состоянии, когда нужны запасные части, а их нет? Ведь кто-то должен следить за потребностью подразделений в запчастях, заказывать их в довольствующих органах, вести учет неисправностей, выполненных работ и замененных деталей. Но из всей технической части в бригаде остался лишь начальник бронетанковой службы – это тоже следствие «оптимизации системы управления» в войсках. Его одного не хватает на то, чтобы быть одновременно в парке боевых машин, в хранилищах техники подразделений, в пункте технического обслуживания и ремонта с заводской бригадой, на полигоне и в полевом парке, а также еще и в кабинете, чтобы выполнять рутинную бумажную работу.

Если продолжать перечислять все, что оказывает крайне негативное влияние на образ машины, то боюсь, что получится статья не о самой БМП-3, а о проблемах армии.

В машину заложен огромный модернизационный потенциал. В частности, она легко вписывается в систему сетецентрического управления – достаточно снабдить ее подходящими средствами приема и обмена информацией, навигации и телекоммуникации. Внутреннее пространство БМП-3 позволяет все это разместить.

Уже разработаны 100-мм управляемый выстрел повышенного могущества с увеличенной дальностью стрельбы, неуправляемый 100-мм выстрел с осколочно-фугасным снарядом повышенного могущества и увеличенной дальностью стрельбы и 30-мм бронебойно-подкалиберный снаряд повышенного могущества. Лишь отсутствие прицела не позволяет увеличить дальность прицельной стрельбы ракетой «Аркан» до 5500 м, а 100-мм ОФС – до 7000 м.

Давно есть наработки и по повышению защищенности БМП-3: ее можно оснастить и динамической защитой, и системой активной защиты, и генераторами помех дистанционным средствам подрыва.

Если нужна единая база для размещения различных систем вооружения, то БМП-3 прекрасно справится и с этим. На ее базе уже разработаны ПТРК «Хризантема», СПТО «Спрут», БРМ «Рысь». Но на БМП-3 вполне можно разместить вооружение «Ноны» и «Вены», зенитные комплексы различной конфигурации, пакеты направляющих РСЗО.

Может быть, уже появилась такая отработанная база, которая превосходит и базу БМП-3 и зарубежные машины такого класса? Отнюдь. «Курганец» пока пребывает в стадии разработки.

Попытка перевести БМП на колесный ход изначально обречена на провал, поскольку колесная база уступает гусеничному движителю по проходимости. Этот вариант приемлем для действий в аравийских и азиатских песках, но никак не в условиях нашей грязи, глины и дорожных направлений, заменяющих сами дороги.

Вот и напрашивается итоговый вопрос: а не рановато ли мы отказываемся от машины, которую даже не до конца узнали, в угоду новому, но пока не апробированному проекту? Может быть, стоит для начала загрузить промышленность заказами на модернизированную БМП-3 с повышенным уровнем защищенности и приспособленную для ведения боя днем и ночью в условиях современной войны? Тогда и для доводки новой БМП, опережающей все существующее в мире, будут время, средства и возможности. Нужно только дождаться мнения военной науки о том, для чего и какая боевая машина пехоты нужна ВС РФ, а дальше, думаю, за конструкторской мыслью дело не станет.