Народно-освободительная армия Китая: вчера, сегодня, завтра
Интервью военного атташе при посольстве КНР в РФ генерал-майора Куй Яньвэя журналу «Национальная оборона»

Сотрудничество по военным делам и военной технике между оборонными ведомствами двух стран имеет глубокий содержательный план и широкие перспективы. Сотрудничество в военной сфере между двумя сторонами является открытым и прозрачным. Китай и Россия развивают взаимовыгодное военное сотрудничество, чтобы укрепить безопасность в регионе и во всем мире, защитить глобальную стратегическую стабильность. Российско-китайское военное сотрудничество не направлено против каких-либо третьих стран.

Интервью

Игорь КОРОТЧЕНКО

— Господин военный атташе, позвольте начать наш разговор с вопроса об истории создания регулярной армии Китая.

— Народно-освободительная армия Китая родилась 1 августа 1927 года во время Наньчанского восстания в провинции Цзянси. Наньчанское восстание запустило первый залп вооруженного сопротивления Коммунистической партии Китая реакционному Гоминьдану, это восстание символизирует начало вооруженной борьбы под самостоятельным руководством КПК. Впоследствии во время Гражданской войны, Войны сопротивления японским захватчикам и Освободительной войны наша армия меняла свое название: она называлась Рабоче-Крестьянской Революционной армией, Рабоче-Крестьянской Красной армией, Восьмой армией и т.д., с сентября 1946 года была переименована в Народно-освободительную армию Китая, и данное название используется до сего времени.

Если 1 октября 1949 года при образовании КНР общая численность НОАК составляла 5,5 млн. человек, то после начала политики реформ и открытости в 1978 году, когда ключевым пунктом государственной деятельности стало развитие национальной экономики, личный состав армии несколько раз существенно сокращался: в 1982 году армия была сокращена до чуть более 4 млн. человек. Затем после сокращения на 1 млн. человек в 1985 году, на 500 тыс. в 1997 году, 200 тыс. в 2003 году, 300 тыс. в 2015 году, к концу 2017 года общая численность НОАК снизилась до 2 млн. человек.

Под стратегическим руководством председателя Си Цзиньпина национальная оборона и реформа НОАК выведены на новый уровень.

24-26 ноября 2015 года Центральный военный совет в Пекине созвал конференцию по реформе НОАК, которая является символом начала реформирования китайской армии и имеет историческое значение. В течение более чем трех лет национальная оборона и армейская реформа Китая были выведены на новый уровень: было создано командование Сухопутных войск, из бывших 18 армий Сухопутных войск сформированы 13 армий; Второй артиллерийский корпус переименован в Ракетные войска, сформированы Войска стратегической поддержки и Войска объединенного тылового обеспечения при ЦВС; бывшие Генеральный штаб, Главное политическое управление, Главное управление тыла и Главное управление вооружений и военной техники реорганизованы в 15 функциональных ведомств ЦВС, которые выступают в качестве штабных, исполнительных и обслуживающих органов под централизованным руководством ЦВС; упразднены существовавшие ранее семь военных округов и созданы пять зон боевого командования, образованы органы объединенного оперативного командования в этих зонах; в целом сформирована совершено новая система командования и управления на основе принципа: «Центральный военный совет осуществляет общее управление, военные зоны отвечают за боевую подготовку и оперативные действия, а роды войск направляют силы на свое соответствующее строительство и развитие». Осуществлена революционная реконструкция организационной структуры и системы Вооруженных Сил Народной армии.

— Каковы основные положения военной доктрины Китайской Народной Республики?

— 24 июля этого года Государственный совет КНР опубликовал Белую книгу «Национальная оборона Китая в новую эпоху», которая является десятой Белой книгой по национальной обороне – книги выпускаются китайским правительством с 1998 года. Данное издание является первой комплексной Белой книгой по национальной обороне после 18-го съезда КПК. Мы опубликовали новую Белую книгу по национальной обороне, чтобы описать защитную оборонную политику Китая в новую эпоху, наилучшим образом ознакомить международное сообщество с практикой, целью и значением строительства прочной обороны и могучей армии Китая, чтобы укрепить понимание международного сообщества о Китае, а также способствовать взаимодоверию и сотрудничеству Китая со всеми странами мира.

Социализм и миролюбивые культурные традиции Китая определили оборонный характер государственной идеологии, мирную внешнюю политику КНР. Однако в современном мире лучшая основа миролюбивой политики – мощные вооруженные силы.

Белая книга «Национальная оборона Китая в новую эпоху» разделяется на четыре части: предисловие, основной текст, заключение и приложение, всего около 27 тыс. иероглифов. Основной текст содержит шесть глав: «Обстановка безопасности в мире», «Защитная оборонная политика Китая в новую эпоху», «Выполнение миссии и задач Вооруженных Сил в новую эпоху», «Национальная оборона и армия Китая на пути реформы», «Рациональные и умеренные расходы на оборону», «Активное служение строительству сообщества единой судьбы человечества». В приложении – 10 таблиц, которые рассказывают об аппарате и органах Центрального военного совета, масштабе и структуре китайских расходов на оборону, главных мероприятиях совместных учений и тренировок НОАК и НВП Китая с иностранными партнерами с 2012 года, главных миротворческих операциях ООН, в которых приняла участие Китайская армия и т.д.

Социализм и миролюбивые культурные традиции Китая определили оборонный характер государственной идеологии, стратегический выбор следования по пути мирного развития, мирную внешнюю политика КНР. Основное содержание Белой книги «Национальная оборона Китая в новую эпоху» имеет шесть направлений:

Первое: защита суверенитета, безопасности и интересов развития страны является основной целью национальной обороны Китая в новую эпоху.

Второе: отказ от гегемонии, экспансии и расширения сфер влияния представляет собой отчетливую особенность обороны Китая в новую эпоху. Китай уверенно идет по пути дружественного сотрудничества со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования, отнюдь не идет по старому пути стремления к гегемонизму или по стереотипу «держава обязательно будет гегемоном».

Третье: осуществление военного стратегического курса в новую эпоху является руководством в оборонной политике КНР. Содержание военного стратегического курса в новую эпоху включает: твердо придерживаться принципов обороны и сдержанности, осуществлять активную оборону, то есть «пусть нас не трогают, и мы не тронем, а если тронут – мы не останемся в долгу». Делается акцент на единство подавления войны и победы в войне, а также на единство обороны в стратегическом плане с наступлением в оперативном и тактическом планах.

Военный атташе при посольстве КНР в РФ генерал-майор Куй Яньвэй.

Четвертое: Китай всегда ведет свою ядерную политику в соответствии с принципами «никогда и ни при каких условиях не применять ядерное оружие первым, а также никогда не использовать и не угрожать применением ядерного оружия в отношении государств, не обладающих ядерным оружием, и зон, свободных от ядерного оружия». Китай выступает за полный запрет на ядерное оружие и уничтожение всех имеющихся арсеналов, не намерен участвовать в гонке вооружений ни с одним государством, всегда поддерживает свой ядерный потенциал на минимальном уровне, который необходим для обеспечения безопасности страны. Китай твердо соблюдает свою оборонительную ядерную стратегию, ее цель – сдерживать использование или угрозу использования ядерного оружия против Китая со стороны других стран, обеспечивать стратегическую безопасность Китая.

Пятое: следование военному пути с китайскими особенностями считается путем развития обороны Китая в новую эпоху. Стратегическими целями военного строительства Китая в новую эпоху являются: во-первых, к 2020 году в основном реализовать механизацию, добиться значительного прогресса информатизации, существенно повысить стратегическую способность; во-вторых, к 2035 году в основном осуществить модернизацию оборонной инфраструктуры и армии страны путем всеобъемлющей модернизации теории военного искусства, организационной и кадровой модернизации Вооруженных Сил, модернизации вооружения и военной техники в соответствии с процессом модернизации страны; в-третьих, к середине XXI века сделать Народную армию полноценной и первоклассной в соответствии с мировыми стандартами.

Шестое: обеспечение строительства сообщества единой судьбы человечества имеет мировое значение для обороны Китая в новую эпоху. Мечты китайского народа и других народов мира близки и похожи. Мирный, стабильный и процветающий Китай является одним из условий благополучия и счастья для всего мира. Мощная Китайская армия является прочной силой для защиты мира во всем мире, а также для обеспечения строительства сообщества единой судьбы человечества.

Китайская армия остается верной принципам общей, комплексной, устойчивой и совместной концепции безопасности, способствует координации, взаимодополнению и сотрудничеству между различными механизмами безопасности, согласует обеспечение безопасности с принципами равноправия, взаимного доверия, справедливости, совместного строительства и совместного использования.

— Каковы расходы страны на оборону?

— Расходы Китая на оборону по назначению подразделяются на расходы на содержание личного состава, расходы на обеспечение военной подготовки и расходы на снаряжение. Сфера расходов на обеспечение военной подготовки включает воинские части действительной службы, службу запаса, народное ополчение и т.д. С 2012 по 2017 год расходы Китая на оборону с 669,192 млрд. юаней увеличились до 1043,237 млрд. юаней. Если рассчитать по текущим ценам, среднегодовой темп роста ВВП Китая составляет 9,04%, среднегодовой темп роста бюджетных расходов – 10,43%, среднегодовой темп роста расходов на оборону – 9,42%, средняя доля расходов на оборону от ВВП – 1,28%, от бюджетных расходов – 5,26%. Доля расходов на оборону от ВВП стабильна и растет вместе с расходами государственных финансов.

Исходя из доли расходов на оборону от ВВП, с 2012 по 2017 год средняя доля расходов на оборону от ВВП Китая составляет около 1,3%, в США – около 3,5%, в России – около 4,4%, в Индии – около 2,5%, в Великобритании – около 2%, во Франции – около 2,3%, в Японии – около 1%, в Германии – около 1,2%. По средней доле расходов на оборону от ВВП Китай занимает шестое место среди стран с самыми большими военными расходами в мире, это показатель у КНР – самый низкий среди постоянных членов Совета Безопасности ООН.

С 2012 по 2017 год средняя доля расходов на оборону в госбюджете Китая составляет около 5,3%, у США – около 9,8%, у России – около 12,4%, у Индии – около 9,1%, у Великобритании – около 4,8%, у Франции – около 4,0%, у Японии – около 2,5%, у Германии – около 2,8%. По средней доле расходов на оборону в госбюджете Китай занимает четвертое место.

Расходы Китая на оборону в целом являются открытыми и прозрачными, их уровень рациональный. По сравнению с ведущими странами мира, доля затрат КНР на оборону от ВВП и в финансовых расходах страны небольшая, оборонные расходы на душу населения низкие. Уровень расходов на оборону в Китае соответствует экономическому развитию страны, продолжает разумно увеличиваться.

В настоящее время НОАК ускоряет процесс насыщения войск новыми и высокотехнологичными вооружениями.

— Известно, что уровень подготовки китайских солдат и офицеров очень высокий. По состоянию на 2018 год НОАК занимает третье место в рейтинге сильнейших армий мира после ВС США и ВС России. Расскажите об особенностях боевой подготовки ваших военнослужащих.

— Военная подготовка является основной практической деятельностью вооруженных сил в мирное время. Китайская армия последовательно проводит военную подготовку, и боеспособность армии – это главный критерий. Совершенствуются уставы, правила военной подготовки и система стандартов; создается и оздоравливается система надзора за подготовкой, организуется надзор за военной подготовкой к чрезвычайным и боевым ситуациям по всей армии, реализуется режим ответственности в военном обучении и подготовке к войне, проводятся массовые мероприятия в сфере боевой подготовки, соревнования, непрерывно повышается уровень практической подготовки.

В НОАК начался подъем практической боевой подготовки. С 2012 года по всей армии широко реализуются целенаправленные программы подготовки на разных стратегических направлениях, а также учения в разных видах и родах войск, состоялось более 80 практических маневров уровня «бригада-дивизия» и выше. Все зоны боевого командования в соответствии с задачами своего стратегического направления организуют серию совместных боевых маневров «Восток», «Юг», «Запад», «Север» и «Центр», усердно повышая общую боеспособность.

Отношения между вооруженными силами Китая и России непрерывно интенсифицируются, достигнув нового исторического уровня.

В Сухопутных войсках широко практикуются соревнования по боевой подготовке, реализованы практические учения с боевой стрельбой «Переход», «Огневая мощь» и т.д. ВМС расширяют тренировки в открытом море, авианосная ударная группа впервые осуществила боевые учения в дальней морской зоне – в западной части Тихого океана, состоялись морские военные парады в акваториях Южно-Китайского моря и вблизи г. Циндао, была организована серия практических боевых двусторонних учений «Маневрирование» и систематические всеэлементные маневры. ВВС усиливают систематические практические тренировки по всей территории страны, организовали боевые полеты над Южно-Китайским морем, патрулирование над Восточно-Китайским морем, выходили в западную часть Тихого океана, регулярно проводят «Красный меч» и другие боевые маневры. Ракетные войска организуют двусторонние проверочные и практические тренировки в масштабе полков и бригад, усиливают подготовку по совместным огневым ударам, регулярно проводят серию маневров «Небесный меч». Войска стратегической поддержки активно вливаются в систему совместных боевых действий, основательно проводят двусторонние тренировки и подготовку к чрезвычайным и боевым ситуациям в новых сферах. Войска объединенного тылового обеспечения продолжают интеграцию в систему совместных боевых действий, организуют серию учений «Тыловая миссия» и т.д.

— За счет каких мер поддерживается высокая мобилизационная готовность страны и НОАК?

— Армия поддерживает необходимое состояние боевой готовности – это важная гарантия для эффективного реагирования на угрозу безопасности и выполнения миссий и задач. ЦВС и органы объединенного оперативного командования в зонах боевого командования строго реализуют режим боеготовности, регулярно проводят проверки и учения для обеспечения боеготовности. Последовательные усилия предпринимаются для повышения эффективности объединенного оперативного командования, обеспечения надежного и эффективного управления чрезвычайными ситуациями и для успешного решения неотложных, сложных и опасных задач. В 2018 году ЦВС провел внезапную проверку во всех Вооруженных Силах. Учения прошли на территории 21 провинции, автономного района и города центрального подчинения, а также в акваториях Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.

Чтобы отреагировать на угрозы безопасности, с которыми сталкивается страна, армия Китая предпринимает решительные шаги по подготовке к военной борьбе и всесторонне повышает боеспособность в новую эпоху. НОАК прикладывает усилия, чтобы сделать военную стратегию сбалансированной и стабильной, сосредоточенной на обороне и координирующей множество областей. Мы повышаем сознательность в подготовке на случай войны, ужесточаем режим боевой подготовки, усиливаем боевое дежурство, основательно организуем боевые маневры, создаем стандартный режим и соблюдаем качественное состояние боеготовности, эффективно выполняем боевое дежурство, патрулирование и другие задачи. Упорно отстаиваем идею всенародной обороны, создаем новые стратегию, тактику, содержание и методы народной войны.

С целью защиты единства страны НОАК укрепляет свою подготовку к военной борьбе с упором на море. Мы организуем патрулирование кораблей и самолетов

вокруг острова Тайвань и посылаем строгое предупреждение сепаратистским силам, ратующим за «независимость Тайваня».

J-31 – уже второй тип истребителя пятого поколения, разрабатывающийся в КНР.

— Какими льготами пользуются офицеры и рядовой состав НОАК?

— В главе 10 в статьях 53-65 «Закона о воинской службе КНР» специально определены различные материальные льготы, которыми офицеры и солдаты НОАК должны обладать. В том числе согласно статье 53 государство обеспечивает соответствующие обязанностям военнослужащих условия действительной службы, в том числе денежное довольствие, пособия, денежные поощрения и т.д. Военнослужащие действительной службы также пользуются отпуском, санаторно-курортным лечением, медицинским обслуживанием, жилым помещением и другими видами материальных льгот согласно правилам. В соответствии с уровнем социально-экономического развития государство повышает уровень социального обеспечения военнослужащих действительной службы. Установлен режим страхования для военнослужащих, который объединен с системой социального страхования. Согласно статье 54 государство установило и совершенствует режим трудоустройства демобилизованных солдат, предлагая разные конкретные варианты трудоустройства. Так, демобилизованные самостоятельно выбирают работу, выходят на пенсию, получают денежное содержание, имеют возможность продолжить учебу и т.д. Согласно статье 60 солдаты срочной службы после демобилизации могут поступить в среднее профессиональное училище без вступительных экзаменов, а те, кто сдает экзамены для поступления в вуз, получают дополнительные баллы и другие льготы. Поступившие в вуз или среднее профессиональное училище в течение года получают стипендию от государства. Согласно статье 61 уволившиеся сержанты, которые отдали службе 12 лет и больше, могут устроиться на работу при содействии народного правительства уровня уезда и выше в местности их размещения. Во время ожидания трудоустройства народное правительство данной местности, по соответствующим постановлениям государства, предоставляет им пособие; сержанты, которые провели на службе 30 лет и больше или достигшие 55-летнего возраста, получают статус пенсионеров. Согласно статье 64 административные органы, общественные организации, предприятия и бюджетные учреждения обязаны принять и разместить уволившихся военнослужащих, во время набора и приема сотрудников и при равных условиях должны принять демобилизованных военных в первую очередь.

КНР отстаивает идею всенародной обороны, создает новые стратегию, тактику, содержание и методы народной войны.

— Как государство проявляет заботу о ветеранах НОАК?

— Китайское правительство всегда уделяет особое внимание работе с демобилизованными военнослужащими и ветеранами. В новое время, чтобы еще больше усовершенствовать работу в данной сфере, в апреле 2018 года правительство КНР специально сформировало Министерство по делам ветеранов. Это важное решение государства опирается на требования совместного развития экономического и оборонного строительства, также это важное стратегическое мероприятие строительства Вооруженных Сил. К настоящему моменту в работе с демобилизованными военнослужащими уже достигнуты впечатляющие результаты. Во-первых, эффективно решается задача размещения демобилизованных. В 2018 году решен вопрос о размещении 82 тыс. уволившихся офицеров, всего приняты и размещены более 400 тыс. демобилизованных солдат, в том числе в основном выполнены задачи размещения более 40 тыс. демобилизованных солдат, которые соответствуют требованиям правительства, осуществлена задача размещения демобилизованных солдат на все 123 центральных предприятия. Выполнена задача размещения более 9,6 тыс. офицеров и сержантов, вышедших на пенсию, с перевыполнением на 30,4%. Во-вторых, мы усиленно продвигаем работу по трудоустройству. 12 армейских и гражданских органов совместно издали «Предложения о содействии трудоустройству демобилизованных военнослужащих в новую эпоху». В 2018 году по всей стране состоялись более 1400 ярмарок вакансий, было предложено более 600 тыс. рабочих мест. В-третьих, был сделан акцент на реализацию обслуживания и обеспечения. С 1 августа 2019 года в среднем на 10% повышено денежное пособие и доплаты основным категориям населения, получающим помощь от государства. После повышения стандарт денежного пособия военнослужащим-инвалидам первой степени составляет: для получивших инвалидность при выполнении боевых задачи – 88,15 тыс. юаней (ежегодно по каждому человеку, далее по аналогии), при исполнении служебных обязанностей – 85,37 тыс. юаней, от болезни – 82,57 тыс. юаней; стандарт денежного пособия ветеранов Красной армии Китая повысился до 61,13 тыс. юаней; члены семей павших героев получают 27,98 тыс. юаней, члены семей погибших военнослужащих при исполнении служебных обязанностей – 24,04 тыс. юаней, члены семей военнослужащих, скончавшихся от болезни, – 22,61 тыс. юаней. Развернута работа по сбору информации о демобилизованных военнослужащих и других лицах, получающих помощь от государства, к настоящему времени уже собрана информация о 39 млн. человек. Сейчас создаются объединенные база данных и платформа управления информации о демобилизованных военнослужащих. С этим историческим шагом работа по демобилизованным военнослужащим вступила в новый этап развития.

В ходе военной реформы к 2017 г. общая численность НОАК снизилась до 2 млн. человек.

— Расскажите о военно-промышленном комплексе страны, главных направлениях развития вооружений.

— За работу в сфере оборонной науки и производства в Китае отвечает Государственное управление оборонной науки, техники и промышленности при Министерстве промышленности и информатизации. Оборонная наука, техника и промышленность в качестве высокотехнологичной сферы, имеющей стратегическое значение для страны, включает в себя шесть важных отраслей: ядерную, космическую, авиационную, оружейную, судостроительную и электронную. Она несет двойную миссию, работая ради мощи армии и богатства страны. Главной обязанностью Государственного управления оборонной науки, техники и промышленности является работа в интересах оборонного и армейского строительства, развитие национальной экономики, а также предприятий и бюджетных учреждений, связанных с Вооруженными Силами. В то же время данное ведомство отвечает за организацию и координацию связи и сотрудничества в сфере атомной энергии и космических операций между правительством Китая и международными организациями. Оно занимается формированием планов, политики, стандартов, законов, правил и надзором за их выполнением в сфере оборонной науки, техники и промышленности.

Вооруженные Силы Китая оптимизируют общую структуру вооружения и военной техники и прилагают скоординированные усилия для их развития во всех видах и родах войск, координируют развитие основного боевого вооружения, информационной системы и техники обеспечения, всесторонне повышают уровень стандартизации, серийности и унификации. Ускоряют процесс завершения эксплуатации устаревших вооружений. Постепенно создается система, состоящая в основном из нового и высокотехнологичного оружия и военной техники. Ряд новых образцов, например, танки Тип 15, эскадренные миноносцы Тип 052D, истребители J-20, баллистические ракетные комплексы средне-большой дальности DF-26 и т.д. уже приняты на вооружение.

— Расскажите о современном состоянии и перспективах военного и военно-технического сотрудничества Китайской Народной Республики и России.

— Под стратегическим руководством председателя Си Цзиньпина и президента Владимира Путина отношения между вооруженными силами Китая и России непрерывно интенсифицируются, достигая нового исторического уровня. Достигнуты значительные результаты сотрудничества в сфере контактов на высоком уровне, стратегического сотрудничества, совместных практических тренировок и маневров, развития вооружения и военной техники, международной антитеррористической деятельности и т.д. Стратегические консультации между генштабами двух стран были значительно активизированы, происходит постоянный обмен визитами военных делегаций, совместные военные учения и военные соревнования, а также развиваются деловые коммуникации в разных сферах между воинскими частями. В процессе коммуникации и обмена можно взаимно поделиться опытом строительства вооруженных сил другой стороны, а через учения и соревнования можно повысить уровень подготовки и боевые навыки солдат и офицеров. Так, Минобороны России ежегодно проводит Московскую конференцию по международной безопасности и Армейские международные игры, и каждый раз Китай отправляет военную делегацию высокого уровня участвовать в Московской конференции по международной безопасности. В 2018 и 2019 годах делегацию возглавлял министр обороны Китая генерал-полковник Вэй Фэнхэ. Подписаны соглашения о поставках Россией Китаю истребителей Су-35 и ЗРС С-400. В 2016-2019 годах Китай отправлял 41 команду численностью более 3000 военнослужащих в Россию для участия в Армейских играх. В последние годы Китай и Россия семь раза проводили маневры «Морское взаимодействие». В прошлом году Китай отправил 3200 военнослужащих в Россию участвовать в совместных стратегических учениях «Восток-2018», в сентябре этого года в Россию из Китая снова прибыли воинские части на совместные стратегические учения «Центр-2019». Эти совместные учения являются конкретными мероприятиями дальнейшего укрепления всестороннего стратегического взаимодействия, а также продвижения делового сотрудничества между вооруженными силами двух стран в новое время.

С 2012 г. в НОАК реализуются новые программы боевой подготовки войск с упором на соревновательный дух и практические учения с боевой стрельбой.

Министры обороны Китая и России также подписали «дорожную карту» военного сотрудничества на 2017-2020 годы. Согласно материалам Минобороны Китая, данная «дорожная карта» является генеральным планом военного сотрудничества двух стран. Подписание этого документа символизирует, что взаимное доверие и стратегическое сотрудничество двух стран достигло высокого уровня. Перед Китаем и Россией стоят новые угрозы и вызовы в сфере безопасности, им нужно совместно обеспечивать мир и стабильность в регионе.

Сотрудничество по военным делам и военной технике между оборонными ведомствами двух стран имеет глубокий содержательный план и широкие перспективы. Сотрудничество в военной сфере между двумя сторонами является открытым и прозрачным. Китай и Россия развивают взаимовыгодное военное сотрудничество, чтобы укрепить безопасность в регионе и во всем мире, защитить глобальную стратегическую стабильность. Российско-китайское военное сотрудничество не направлено против каких-либо третьих стран.