За рухнувшей Берлинской стеной выросли новые стены
Национальные интересы всегда доминировали, доминируют и на обозримую перспективу будут доминировать во взаимоотношениях суверенных государств

Тридцать лет назад пала Берлинская стена. С 13 августа 1961 г. она разделяла два мира – социализма и капитализма, две колоссальные по своей мощи военно-политические группировки – Организацию Варшавского договора и НАТО. Стена была самым передовым рубежом глобального противостояния, но при этом она, несмотря ни на что, все же позволяла поддерживать глобальный мир и международную безопасность в ходе многочисленных конфликтов двух противоположных идеологий и общественно-экономических формаций.

Петр МЕНЬШИКОВ

9 ноября 1989 г. объединение Германии стало реальностью. Не прошло и года, как 3 октября 1990 г., в 00 часов 00 минут по центральноевропейскому времени ГДР – образованное 7 октября 1949 г. первое на немецкой земле социалистическое государство рабочих и крестьян – прекратила свое существование. Граждане ГДР, едва отметив сорокалетие своей страны как оплота мировой системы социализма и члена Организации Варшавского договора, станут гражданами Федеративной Республики Германия – члена ЕС, партнера США по Трансатлантическому взаимодействию и союзника по Североатлантическому альянсу.

Годовщина падения Берлинской стены вновь оживила дискуссию о самых разных аспектах объединения Германии. Впрочем, большинство из них представляют интерес скорее для историков и философов, рассуждающих о возможных альтернативных путях развития исторического процесса. Широчайший спектр порой диаметрально противоположных оценок относительно степени общегерманской интеграции, повсеместные рассуждения о том, что было в ГДР и ФРГ, как и во что все это трансформировалась в единой Германии – при всей важности такого рода дискурса не он имеет приоритетного значения с точки зрения практической значимости оценки событий, последовавших после падения Берлинской стены, в Германии, Европе да и в мире в целом для объективного анализа сегодняшнего состояния международных отношений и моделирования возможных перспектив развития мировой политики.

«Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя». Эйфория перестроечной молодости, эпохи нового политического мышления прошла. Искренняя любовь оказалась далеко не взаимной, по сути иллюзорной и односторонней. Вера в себя как абсолютных приверженцев исключительно общечеловеческих ценностей, подогретая заверениями Запада о стремлении установить с СССР отношения подлинного взаимного доверия, оказалась ложной, недальновидной и в принципе не отвечающей реалиям сохранения государственного суверенитета.

Только в 2015 г. численность натовского контингента в странах Балтии, Польши и Румынии увеличилась в 13 раз.

Много лет спустя, 19 октября 2017 г., на итоговой пленарной сессии XIV ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» под названием «Мир будущего: через столкновение к гармонии» президент России напомнит о встрече занимавшего в свое время пост министра иностранных дел А. Козырева с Ричардом Никсоном. Козырев тогда заявил, что у России нет национальных интересов, есть только общечеловеческие интересы. Никсон в ответ лишь покачал головой.  «Это говорит о том, что у Никсона есть голова, а у господина Козырева, к сожалению, отсутствует. Коробка есть черепная только, но головы как таковой нет», – подытожит Владимир Путин.

Упущенные возможности и нереализованные шансы – вот лейтмотив падения Берлинской стены для СССР. Отсутствие объективной оценки выгодности для СССР условий вывода войск из Германии, фактически полностью безвозмездная передачи властям ФРГ обширных территорий, которые по итогам Второй мировой войны и послевоенного урегулирования контролировали советские войска, утрата колоссального советского имущества в ГДР. От объединенной страны можно было требовать послевоенных репараций, выплату которых с восточных земель советские власти заморозили в 1950-х. Пройдет время, и экс-канцлер Гельмут Коль скажет, что ГДР досталась ФРГ «по цене бутерброда».

Слепая вера никак и ничем не подтвержденным в правовом, даже в формально-протокольном плане обещаниям лидеров Запада не расширять членство НАТО за счет бывших восточноевропейских социалистических стран или республик, вышедших из состава Союза ССР.

Все эти далеко не однозначные по своей направленности факторы – следствие падения Берлинской стены и последующего объединения Германии.

И вместе с тем имеет место казавшийся укрепившимся в политической практике германских элит курс на достижение приоритетного многостороннего партнерства с Россией. Ведущее место российско-германского товарооборота в сопоставлении с другими странами-членами Евросоюза. Германия как локомотив нашего внешнеэкономического сотрудничества на европейском континенте в сфере поставки углеводородов. Приверженность официального Берлина, несмотря на секционную политику Запада в отношении России в последние годы, концепции общеевропейского сотрудничества от Лиссабона до Владивостока.

7 октября 1989 г. Михаил Горбачев и Эрих Хонеккер вместе отметили 40-летие ГДР. А уже через несколько недель советское руководство совершенно безучастно наблюдало за отстранением руководителя ГДР от власти.

Однако в целом советские руководители не сумели предвидеть последствия своих действий для СССР и всего мира. По своей сути произошла односторонняя сдача позиций. Продуманная стратегия по всему комплексу проблем, связанных с процессом объединения Германии, подменялась во многом спонтанной реакцией на происходящие события.

В Москве параллельно допускались варианты не вхождения объединенной Германии ни в какие военно-политические блоки и наделения ее статусом нейтрального или неприсоединившегося государства, одновременного членства в Варшавском Договоре и в НАТО, роспуска обоих блоков и одновременного вывода советских и американских войск, создания некоей 150-ти километровой демилитаризованной зоны на границе ФРГ и ГДР. Фактически было проигнорировано предложение руководства ГДР конца января 1990 г., когда уже после падения Берлинской стены был выдвинут поэтапный план объединения государства за 5-6 лет, которое в итоге должно было стать нейтральным в военном отношении. Заметим, ни Франция, ни Англия как участники переговоров по вопросу объединения Германии также не были сторонниками поспешного форсирования процесса создания единого немецкого государства.

Но в итоге Западные страны добились на переговорах по формуле 2+4 принятия своей позиции по ключевому вопросу о военно-политическом статусе объединенной Германии, настояв на ее интеграции в НАТО. ГДР была фактически поглощена ФРГ и автоматически стала членом Североатлантического альянса. Советские войска были выведены из всех восточноевропейских стран; США и НАТО сохранили свое военное присутствие в Европе, в том числе и на территории ФРГ после вывода советских войск из Германии, включая размещение ядерного оружия и средств его доставки. Владимир Путин впоследствии констатирует: «Мы не заявляли о своих национальных интересах, а нужно было делать это с самого начала. И тогда, может быть, мир был бы более сбалансированным».

Абсолютное безучастие советское руководство проявило и к руководителю ГДР Эриху Хонеккеру, трагическая судьба которого после отстранения от власти приготовит ему и скитания бездомного, лишенного всех сбережений больного престарелого человека, и депортацию из СССР в ФРГ, и тюремное заключение в той же берлинской тюрьме Моабит, куда он молодым коммунистом был посажен нацистами.

Небольшой штрих, характерный для политического пейзажа тех дней. Автору довелось присутствовать на обеде в узком кругу, который дала жена руководителя ГДР Маргот Хонеккер в честь Раисы Максимовны Горбачевой, сопровождавшей советского лидера в ходе одного из его визитов в Берлин. Маргот Хонеккер, пристально смотря на свою гостью, прямо и настойчиво повторяла одну и ту же мысль: мировая система социализма под влиянием проводимой в СССР перестройки, политики гласности и открытости сталкивается с самыми серьезными с момента своего создания вызовами и угрозами. Последствия могут иметь непредсказуемый характер. Центробежные силы стремительно набирают обороты. Вся система идет в разнос, рушатся складывавшиеся десятилетиями фундаментальные устои организации жизни общества. Если начнется даже малейший распад системы в любом ее звене, неминуемо рухнет она вся с непредсказуемыми и не просчитанными на перспективу последствиями. Раиса Максимовна напротив, смотря в пол-оборота на переводчика, говорила о приоритете политики нового политического мышления и высвобождении огромных человеческих ресурсов вследствие процессов перестройки, не реагируя на высказывания хозяйки стола.

Техника Западной группы войск готовится к погрузке на паром для возвращения на Родину. СССР без боя сдал позиции в Европе, завоеванные в ходе Второй мировой войны.

К счастью, этот урок в Москве все же усвоили. Были осмыслены ошибки недоработок, осознана значимость и безальтернативность последовательного и неукоснительного соблюдения на международной арене национальных интересов страны с опорой на нормы международного права и в соответствии с Уставом ООН. Наличие у государства суверенитета, обуславливаемых им национальных интересов и суверенного права их отстаивать на международной арене, в том числе и за счет всемерного укрепления оборонного потенциала, – об этом  президент России Владимир Путин отчетливо заявил в ходе выступления на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2007 г.

Национальные интересы всегда доминировали, доминируют и на обозримую перспективу будут доминировать во взаимоотношениях суверенных государств – главных акторов современных международных отношений. Даже в рамках их масштабной экономической и валютно-финансовой интеграции с делегированием части национального суверенитета над региональным законодательным и исполнительным институтам ЕС – об этом говорит позиция Британии по проблематике Брекзита.  Даже в военно-политических альянсах противоречия между США и Турцией в рамках НАТО обусловлены именно желанием Анкары утвердить свою внешнеполитическую субъектность. То же и в мировой экономике – помимо торговых войн США с Китаем мы видим сегодня и внешнеэкономические дискриминационные режимы, введенные Белым домом в отношении ЕС. В мировой политике нет вакуума, просчеты, ошибки, невнимание, незаинтересованность одних акторов международных отношений незамедлительно возмещается активностью других. Вернуть упущенное трудно, а иногда и невозможно в принципе.

Парадоксально, но в годы существования двух противоположных общественно-экономических формаций, противостояния двух глобальных военно-политических блоков удавалось выработать эффективный модус вивенди для взаимного сотрудничества – Хельсинский акт, принципы мирного сосуществования, практика политики разрядки международной напряженности при зашкаливавшем накале идеологического противоборства и разделе мира на сферы влияния. Видение мира было шире. Понимание глобальных проблем глубже. Владимир Путин охарактеризует этот парадокс следующими словами: «В советские времена было больше противоречий и разногласий. Но знаете, чего еще было больше? Уважения было больше. Мы как-то с большим уважением относились к интересам друг друга. Ясно, что это уважение должно быть подкреплено экономической и военной мощью. Это все понятно. Мы сами в значительной степени виноваты, что поставили себя в такое положение. Вот в такое унизительное положение, как в 90-е годы, когда пустили вас на свои ядерные объекты, ожидая ответной реакции. Но ее не последовало, и ожидать такого было, наверное, глупо со стороны тех, кто это делал тогда в новой России».

Необходимо было предвидеть серьезные геополитические перемены в мире в итоге объединения ФРГ и ГДР в единую Германию, но была проявлена известная некомпетентность, имела место наивная вера в обещания Запада, что НАТО будет трансформироваться в исключительно политическую организацию, с окончанием «холодной войны» в Европе сложатся новые отношения, начнется строительство общего европейского дома, СБСЕ обретет новые институты, обеспечивающие широкое и равноправное взаимодействие всех государств континента, с подписанием ДОВСЕ произойдет существенное сокращение вооруженных сил стран Североатлантического альянса, что позволит устранить какую-либо угрозу безопасности СССР.

Берлинской стены нет уже тридцать лет. Но рухнув, она явила миру новые стены. Стена из военного потенциала Североатлантического альянса. Стена из обломков договоров по принципиальнейшим по своей важности для всей системы международной стратегической безопасности вопросам глобальной стабильности. Стена из торгово-экономических санкционных режимов, стена из ограничений культурных, межличностных контактов. Стена из информационных диверсий, все то, что именуется сегодня «гибридной войной», которую Запад ведет против России, стремясь сдержать рост возможностей нашей страны.

Эти стены – глобального масштаба. Но сегодня есть масса более мелких барьеров, разделяющих страны и народы. Две стены, возведенные Венгрией на границе с Сербией для защиты от мигрантов. Десять километров стены, отгораживающей Грецию от Турции. Стена, разделяющая католическое и протестантское население Северной Ирландии. Стена по части границы США с Мексикой, на сооружении которой настаивает республиканский президент Дональд Трамп. Стена в 2400 км на границе Пакистана с Афганистаном. Стена на всем протяжении границы между Северной и Южной Кореей. 900-километровая стена между Саудовской Аравией и Ираком. 215 км стены между Кувейтом и Ираком, 600 км между Йеменом и Саудовской Аравией. Стена между Объединенными Арабскими Эмиратами и Оманом, Узбекистаном и Таджикистаном, Таиландом и Малайзией, Израилем и Западным берегом реки Иордан, между Турцией и территорией приграничного района, оспариваемого Сирией, где проживают курды. 550 км индийской стены разделяют Кашмир, еще 740 км – по границе с Пакистаном. 30 км египетской стены вокруг города Эль-Ариш на Синайском полуострове. Испания окружила стеной город Сеута на севере Африки. 2500 км стены в Западной Сахаре между Марокко и САДР разделяют территории, контролируемые правительством Марокко и формированиями Фронта ПОЛИСАРИО. Стена на границе Ботсваны и Зимбабве. Украина с осени 2014 г. заявляет о строительстве стены на границе с Россией.

Как все эти стены из реалий сегодняшнего мира выглядят на фоне рухнувшей тридцать лет назад Берлинской стены? И что возможно противопоставить нарастающей глобальной хаотизации всей системы международных отношений?

Выступая на итоговой пленарной сессии XVI заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 г., Владимир Путин подчеркнул: «У каждого есть и свои объективные интересы, далеко не всегда совпадающие с интересами других. Но есть и чувство общей ответственности. Есть и здравый смысл, стремление к безопасности. Поэтому без системности мирового порядка не обойтись. Но нужна, безусловно, и гибкость и, добавлю, нелинейность, которая означала бы не отказ от системы, а умение организовать сложный процесс исходя из реалий, что предполагает способность учитывать разные культурно-ценностные системы, необходимость действовать сообща, переступая через стереотипы и геополитические шаблоны. Только так можно эффективно разрешать задачи на глобальном и региональном, да и национальном уровнях».

Президент России особо подчеркнул, что нельзя ничего ломать из того, что было создано в предыдущие десятилетия, несмотря на то, что ситуация в мире кардинальным образом меняется и в Европе, и на американском континенте, и в Африке, и тем более в Азии. Геополитические конструкции, наработанные в предыдущий период, необходимо постепенно трансформировать и приспосабливать к реалиям сегодняшнего мира.

Петр Витальевич МЕНЬШИКОВ – кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой МГИМО МИД России