Саммит «Россия-Африка»: назревшая необходимость
Задача деловой части саммита «Россия-Африка» – создать новую систему связей между африканскими государствами и нашей страной

В Сочи под сопредседательством президента Российской Федерации Владимира Путина и президента Арабской Республики Египет, председателя Африканского союза Абдельфаттаха Сиси проходит саммит и экономический форум «Россия-Африка». Это первое в истории российско-африканских отношений мероприятие столь высокого уровня и масштаба. На него приглашены главы всех государств Африканского континента, а также руководители крупнейших региональных объединений и организаций. На форуме, обсуждается широкий круг вопросов международной повестки дня, сверены часы по актуальным проблемам, представляющим наибольший интерес для России и государств Африки.Особое внимание на саммите уделяется состоянию и перспективам отношений России со странами Африканского континента, развитию взаимодействия в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях с акцентом на поиск путей ускоренного и системного развития всего комплекса российско-африканского сотрудничества. Предусматривается углубленный обмен мнениями по выработке согласованных мер по противодействию терроризму, трансграничной преступности, другим вызовам и угрозам региональной и глобальной безопасности.

Леонид ФИТУНИ

В результате крушения однополярной модели мироустройства, постепенного ослабления значимости США и прочих стран «золотого миллиарда» в мировой экономике и укрепления в ней позиций крупных многонаселенных восходящих стран, таких как Китай, Индия, Бразилия, Индонезия и др., сильно обострились противоречия между «старыми» и «новыми» набирающими силу игроками – как государственными, так и негосударственными (ТНК, НКО, религиозные движения и группировки).

Запад всеми силами и угрозами пытается сохранить за собой господствующие высоты мировой экономики и политики, а восходящие страны ведут наступление на укрепления старого миропорядка в условиях все еще значительного превышения суммарных экономических бастионов противника над своими позициями. Вопрос стоит так: либо Запад во главе с США сохранит привилегию диктовать в мире правила игры и свободно распоряжаться мировыми ресурсами для процветания «золотого миллиарда», либо с особым положением и частью контролируемой ныне ресурсной базы исключительности и благосостояния придется расстаться. Процесс уже пошел. Он уже начинает разъедать привычный сверхвысокий уровень благополучия и социальный мир («желтые жилеты», внутриэлитный конфликт в США) в богатых странах, походя сея испуг и замешательство в стане мелких сателлитов, привыкших к щедрой подкормке с барского стола. Чтобы шагреневая кожа былого непререкаемого могущества сжималась медленнее, ее нужно подпитывать вливаниями огромных объемов дополнительных ресурсов – природных, трудовых, интеллектуальных, генетических. В 1990-е гг. это были ресурсы стран бывшего соцлагеря. Сегодня хотят подпитать ее за счет не до конца опустошенных ресурсных возможностей развивающихся стран. Но они нужны и самому «Незападу» для собственного подъема и роста. «Новые» игроки из числа стран Азии, Африки и Латинской Америки считают их своими.

Египет, который возглавляет президент Абдельфаттах Сиси, является надежным стратегическим партнером России.

ПРИЧИНЫ ИНТЕРЕСА К АФРИКЕ

Африке в этом турбулентном и непредсказуемом водовороте выпала особая роль. Сегодня ведущие мировые державы, центры экономической силы и транснациональные корпорации узрели в ее ресурсном, человеческом и нарастающем экономическом потенциале залог и едва ли не необходимое условие своего собственного благополучия в формирующейся новой модели миро­устройства, в системе складывающихся новых глобальных правил игры.

Объясняется это тем, что на сегодняшний день Африка – один из немногих регионов мира со стратегическим резервом природных и трудовых ресурсов, а также огромным неиспользованным потенциалом экономического роста, доступ к которым становится жизненно важным для ведущих мировых держав сначала для победы во взаимном противоборстве, а далее – для собственного успешного развития. Объектом конкуренции и обостряющегося соперничества являются уникальные ресурсные богатства континента, быстрорастущие рынки потребления товаров и услуг, интеллектуальный потенциал и симпатии ее самого быстрорастущего в мире населения. Важны и политические выгоды, которые идут рука об руку с экономическим сотрудничеством со странами континента. Последние составляют почти четверть всех голосующих членов ООН и многих других международных организаций. Их поддержка – важный стратегический ресурс на мировой дипломатической арене, способной обеспечить создание солидарной силы в процессе перестройки существующих институтов, механизмов и структур глобального управления, изменения баланса сил в мире.

В основе возросшей геоэкономической и геополитической значимости континента лежат следующие  неоспоримые фундаментальные реалии, признанные сегодня как многими экспертами, так и реальными вершителями судеб мира.

Во-первых, с начала XXI века регион переживает беспрецедентно длительный период реального экономического роста. Почти два десятка лет среднегодовые темпы прироста ВВП – примерно 4,5% по континенту, в целом превышают среднемировые показатели. Это означает, что при всех трудностях экономическое отставание Африки пусть медленно, но сокращается, а существенная часть населения становится более зажиточной. В 2018 г. две африканские страны – Гвинея и Руанда – поделили первое и второе места в мире по темпам годового прироста ВВП – 8,7%. Годом раньше этот показатель превысил у обеих стран 10%.

Уникальные ресурсные богатства африканского континента давно стали объектом конкуренции и обостряющегося соперничества ведущих государств мира.

Во-вторых, Африка – один из немногих регионов планеты со все еще не до конца изученным и лишь отчасти освоенным природно-сырьевым потенциалом. Она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, платиноидов, кобальта, ванадия, колтана, алмазов, фосфоритов, флюорита; второе – по запасам руд меди, асбеста, урана, сурьмы, бериллия, графита; третье – по запасам нефти, газа, ртути, железной руды. Значительны также запасы титана, никеля, висмута, лития, тантала, ниобия, олова, вольфрама, драгоценных камней и др.

Уровень зависимости военно-промышленного комплекса Соединенных Штатов от импорта из некоторых стран Африки цветных и редких металлов, технологически необходимых для производства современных видов вооружений, в частности, двигателей для военной авиации, достигает 60%, а по кобальту превышает 70%.

Как отмечалось, особенно важно, что этот потенциал еще окончательно «не поделен» и остается доступным для «внешних игроков». Глобализация и научно-технический прогресс создали необходимые условия для более полного раскрытия этого потенциала и интеграции в мировые цепочки производства и потребления. За него и развернулась ожесточенная схватка между мировыми тяжеловесами.

В-третьих, текущая динамика народонаселения на континенте и складывающиеся тренды в этой области с большой вероятностью могут принести Африке колоссальный демографический дивиденд. Ведь в XXI веке, наряду с традиционными лидерами – США и ЕС, на авансцену развития выходят крупные страны с многочисленным населением – Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, все более определяющие мировую экономическую и политическую повестку дня. Население Африки увеличивается самыми быстрыми темпами в мире, растет удельный вес африканцев в общей численности населения планеты. По прогнозам ООН, к 2099 г. они будут составлять более 40% мирового населения.

Вашингтон избрал путь милитаризации своего присутствия в Африке. Командование ВС США AFRICOM насчитывает 7 тыс. военнослужащих.

Преобладание в составе жителей континента молодежи создает благоприятные перспективы для формирования трудовых ресурсов, а также для увеличения емкости внутреннего рынка. В условиях сохраняющихся высоких темпов роста экономики это уже не обуза, а расширяющийся платежеспособный спрос на товары и услуги. Уже сейчас очевидно, что в Африке произошло критическое «улучшение качества» трудовых ресурсов. Благодаря успехам образования и профессиональной подготовки выросла численность квалифицированных кадров различного уровня. Уровень подготовки в ведущих университетах континента сегодня не ниже, а порой и выше, чем в отдельных странах ЕС, СНГ и даже чем во многих частных вузах России. Африканских врачей, средний медицинский и подготовленный технический персонал охотно принимают на работу в странах Европы, в США, Канаде, Австралии. При этом, правда, на родине сохраняется острая нехватка профессионалов.

Ожидается, что происходящие процессы, прежде всего рост доходов, приведут к изменениям в социальной структуре. В первую очередь – к урбанизации и ускоренному росту доли слоев населения, относящихся к среднему классу. В свою очередь это будет влиять на масштабы и структуру складывающегося платежеспособного спроса и, по мере усиления этих процессов, на мировое производство и торговлю. Согласно подсчетам Гуверовского института (США), к 2050 г. наиболее богатые 10% африканцев (около 250 млн. человек) будут обеспечивать пятикратное увеличение спроса на потребительские товары и услуги по сравнению с сегодняшним днем. Открывающиеся возможности заставят мировой бизнес соответственно адаптировать свои рыночные стратегии, характер производства и маркетинговые линейки.

В ЧЕМ ИНТЕРЕС РОССИИ?

Все это говорит о возрастании сравнительной геоэкономической и геополитической значимости Африки в глобальных масштабах. Имеет ли происходящее отношение к национальным интересам России и отражается ли на них? Имеет и весьма большое. Первое и самое главное. В нынешних условиях России крайне важно войти на растущие и делающиеся все более емкими африканские рынки и закрепиться на них. Ведь наличие платежеспособного спроса на продукцию национального производителя – обязательное условие для резкого рывка в развитии. Платежеспособная Африка может и должна стать ресурсом развития не только Китая (по словам одного из высоких китайских политиков, 20% экономического успеха КНР основаны на экономических связях с Африкой), ЕС и США, но и нашей страны.

Военное доминирование призвано обеспечить США контроль над движением сырьевых ресурсов в КНР.

Сегодня учеными доказано, что именно наличие гарантированного емкого и богатого внутреннего рынка сбыта, открытого США для продукции оккупированных ими послевоенных Германии, Японии, а несколько позже и Южной Кореи, позволило состоятся «экономическому чуду» в этих странах. Ни финансовая помощь, ни пресловутое «трудолюбие и бережливость» их граждан не помогли бы, если бы сбыт продукции этих стран ограничивался рамками их узких и истощенных внутренних рынков. Как показал опыт постперестроечного развития, нам подобная щедрость со стороны Вашингтона «не светила» даже в девяностые – «медовый месяц» отношений ельцинской России с США.

Желая сохранить свои доминирующие позиции в мире и понимая значимость рынков сбыта для подъема экономики, США со своими союзниками не только всячески затрудняют для российской несырьевой продукции доступ на свои собственные рынки, но и пытаются не дать Москве освоить новые, в развивающихся странах. В основе принятой в декабре 2018 г. новой американской стратегии в Африке лежит линия на «сдерживание через воспрещение» (deterrence by denial) России и Китая. Под этим понимается перекрытие (в терминологии военных – «воспрещение») для Москвы и Пекина не только возможностей к дальнейшему относительно «беспроблемному» укреплению позиций на континенте, но и к использованию связей с Африкой для усиления своего глобального веса и влияния.

Одним из инструментов достижения этих целей избрана последовательная милитаризация американской вовлеченности в дела континента. Уверенными темпами идет «наземное» обустройство американских военных в регионе. Межвидовое Африканское командование Вооруженных Сил США (AFRICOM) сейчас официально насчитывает 7 тыс. военнослужащих. Кроме того, на территории континента США имеют почти 500 объектов и логистических пунктов «квазивоенного» назначения, или так называемых гражданских объектов, на которых, однако, размещены или заняты военнослужащие США.

Военное доминирование призвано обеспечить контроль над движением прежде всего потоков сырьевых ресурсов для экономики КНР, поскольку Россия в этом плане критически зависит от поставок африканского сырья лишь по паре-тройке наименований. Доля же Африки в китайском валовом импорте сырья, согласно подсчетам Центра стратегических и глобальных исследований Института Африки РАН, близка, видимо, к 23% (официальная статистика Пекина дает более скромные цифры). У США доля ввоза сырья из стран Африки в общем импорте почти вдвое меньше, но в разы превышает российские показатели. По некоторым видам минерального сырья и Вашингтон, и Пекин находятся в очень высокой степени зависимости от Африки. Семь стран континента являются для Вашингтона поставщиками «критически важных минералов» (американская терминология) – минерального нетопливного сырья. Это – ЮАР, ДРК, Руанда, Гвинея, Мозамбик, Марокко и Габон. Из этих стран США ввозят более половины своего годового импорта некоторых видов стратегических материалов: как достаточно распространенных, типа алюминиевого, марганцевого и фосфатного сырья, так и менее распространенных – платины, алмазов, и дефицитных – рубидия, индия, колтана, вольфрама, родия, рутения  и др.

Как отмечалось, у России зависимость от африканских источников сырья на порядки меньше, но и здесь необходимы честные оговорки. После расчленения СССР многие месторождения стратегически важных ископаемых металлов оказались за границами РФ, в государствах, отношения с которым складывают по-разному. Как следствие, сейчас имеется дефицит марганца, хрома, титана, алюминия, циркония, бериллия, лития, рения и редкоземельных металлов иттриевой группы и др. Вместе с тем большинство из таких дефицитных ресурсов имеются в Африке, при этом их запасы велики, себестоимость добычи крайне низкая, а полезное содержание основного компонента в рудах весьма высокое. Но получаем мы из Африки лишь несколько из вышеперечисленных товарных позиций.

Африканцы готовы как продавать эти минералы РФ, так и совместно разрабатывать их месторождения, что в перспективе весьма выгодно обеим сторонам. Тем более что еще во времена СССР была создана подробнейшая геологическая карта Африки, на которую по сей день «точат зубы» наши «партнеры». Ряд отечественных компаний, несмотря на высокую конкуренцию со стороны китайских и западных корпораций, занимаются разработкой африканских месторождений. В первую очередь речь идет не только об экономических лидерах, таких как РУСАЛ, АЛРОСА, РЕНОВА, Nordgold (дочка Северстали), но и фирмах поменьше, которые пытаются освоить африканский рынок.

Во времена СССР наша страна занимала прочные экономические позиции на африканском континенте, что, вопреки утверждениям перестроечной и постперестроечной пропаганды, приносило устойчивый доход, обеспечивало стабильные рынки сбыта для продукции отечественной промышленности. В советский период Африка была важным рынком для экспорта нашей промышленной продукции. Доля сырья в нашем экспорте в Африку была минимальной. В структуре наших продаж на машины, оборудование и транспортные средства приходилось примерно 30%, на лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия – 16%, на готовые пищевкусовые товары – 5%, на другие промышленные товары – 18%.

В наши дни майскими указами президента РФ (2018 г.) поставлена задача увеличить объем экспорта (в стоимостном выражении) несырьевых неэнергетических товаров на $250 млрд. в год, в том числе продукции машиностроения – на $50?млрд. в год и продукции агропромышленного комплекса – на $45?млрд. в год, а также объема экспорта оказываемых услуг – на $100 млрд. в год. Достичь этих цифр без африканского рынка практически невозможно. Промышленность страны начала возрождаться, и российские готовые изделия могут пройти хорошую апробацию на менее враждебных рынках африканских государств, тем более что там на них есть спрос. Подобным путем КНР поднимала свой промышленный экспорт в 1990-е гг., успешно заняв близоруко (или расчетливо?) освобожденный для нее российскими реформаторами быстрорастущий африканский потребительский рынок.

Задача деловой части саммита «Россия-Африка» – создать новую систему связей между африканскими государствами и нашей страной. Цель этих связей – повышение эффективности международного экономического сотрудничества. Участвующие в саммите главы государств и правительств стран Африки исходят из того, что нужно создать движение синергетического типа, благодаря которому Африка может стать существенным экономическим объединением и очень крупным рынком.

России необходимо подключиться к этому процессу не просто для того, чтобы не отставать от других, а имея четкое представление о том, какие геополитические и геоэкономические дивиденды она извлечет из этого сотрудничества, как с его помощью укрепятся мировые позиции страны, как будет простимулирована отечественная экономика и повышен уровень жизни российских граждан.

Все это – решаемые задачи при условии правильной организации политического и экономического сотрудничества с континентом, налаживания осмысленной государственной политики и эффективного повседневного контроля в этой области, формирования стимулов для отечественного бизнеса (как частного, так и государственного) к обоснованной и ответственной экспансии в точки роста и генерирования доходов на континенте. Важнейшим условием достижения этих целей является контроль со стороны специалистов и профессионалов и жесткое пресечение погони за эфемерными сиюминутными выгодами.

Леонид Леонидович ФИТУНИ – член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Африки РАН