Схватка за Индию
Производители истребителей вновь бьются за крупнейший заказ

Воздушный парад, традиционно открывающий выставку Aero India, в 2019 г. порадовал любителей авиации сразу несколькими по истине легендарными самолетами. Сперва в небе над авиабазой Йелоханка степенно пророкотала «Дакота» – Douglas C-47 в исторической ливрее ВВС периода первых лет независимости Индии, затем стремительно промелькнул МиГ-21-93 (в Индии его называют Bison).

Илья КЕДРОВ

Александр НОВИКОВ

БАНГАЛОР – МОСКВА

Такое вступление к Aero India 2019 вышло более чем символичным, учитывая тот факт, что буквально через день после закрытия авиасалона резко обострилась ситуация в зоне индо-пакистанского конфликта в Кашмире. Дело в том, что С-47, реставрация которого была закончена совсем недавно, получил исторический бортовой номер VP905. «Дакота» именно с такой регистрацией первой 27 октября 1947 г. совершила посадку в Сринагаре, положив начало воздушному мосту по переброске в Кашмир индийских войск, задачей которых было вытеснить пуштунcкие вооруженные формирования, вторгшиеся в Кашмир с территории Пакистана.

С-47 с регистрацией VP905 напоминает о самом первом индо-пакистанском конфликте в Кашмире.

Что касается МиГ-21, то на сегодняшний день Индия является единственной страной из числа эксплуатантов этих машин, где этот самый массовый истребитель третьего поколения составляет реальную боевую силу, а не служит лишь демонстрацией наличия ВВС, без которых в наше время независимому государству существовать как-то неприлично. Это и было подтверждено 27 февраля в ходе воздушного боя между ВВС Индии и Пакистана в небе все над тем же Кашмиром. При этом нельзя сказать, что результаты этого скоротечного боестолкновения, в котором индийский МиГ-21 был сбит, пилот, подполковник (Wing Commander) Абхинандан Вартхаман, катапультировался и попал в плен, однозначно свидетельствуют лишь об устарелости МиГ-21. На исход ближнего воздушного боя (теоретики давно уже записали его в число устаревших тактических приемов, но от этого «собачьи схватки» не исчезли из реальной жизни) влияют слишком много факторов помимо технических характеристик самолета, в частности, уровень подготовки пилота, быстрота реакции, эффект внезапности, да и просто удача.

Но как бы то ни было, Абхинандан Вартхаман стал новым национальным героем Индии, а политики успели посоревноваться в громких заявлениях, особенно актуальных в преддверии всеобщих выборов. Оппозиция обвинила действующую власть в том, что она слишком затянула процесс обновления ВВС, в результате чего численность находящихся в боевом составе истребителей сокращается, а списание старых типов самолетов, в первую очередь все тех же МиГ-21-93, откладывается.

На таком фоне в Индии вновь разворачивается эпопея с закупкой крупной партии многофункциональных истребителей. Предыдущий тендер MMRCA, официально тянувшийся с 2008 по 2015 г., завершился неоднозначным контрактом на 36 «Рафалей». Однако поскольку изначально, в далеком уже 2001 г., целью программы MMRCA было объявлено приобретение 126 самолетов, авиационная общественность ожидала начало «второго сезона» великой истребительной саги. И скоро ему будет дан старт.

В боевом строю ВВС Индии по-прежнему сохраняются более 100 истребителей МиГ-21-93.

ПОД ПРИКРЫТИЕМ Су-30МКИ

Незадолго до начала Aero India 2019 стало известно, что старт нового тендера, предусматривающего закупку 110 истребителей на оценочную сумму свыше $20 млрд. (1,4 трлн. рупий), несколько задерживается. Как сообщает India Times со ссылкой на источники в ВВС, решение о начале официального проведения тендера (выпуск «запроса о предложениях») примет следующее правительство, которое будет сформировано после всеобщих выборов в апреле-мае 2019 г. Несколько должностных лиц также подтвердили изданию, что ответы на «запрос об информации» были получены от семи компаний после предварительного запроса, выпущенного в апреле 2018 г.

Напомним, что к 6 июля 2018 г. четыре фирмы представили предложения о поставке двухдвигательных истребителей: американская Boeing (F/A-18E/F Super Hornet), французская Dassault (Rafale), консорциум Eurofighter (Typhoon) и российская корпорация «МиГ» (МиГ-35). Еще два претендента предложили однодвигательные истребители: шведская Saab (Gripen Е) и американская корпорация Lockheed Martin (F-16 Block 70). В августе 2018 г. к тендерному процессу присоединился седьмой участник – Су-35.

Су-30МКИ – самый массовый и совершенный самолет ВВС Индии.

В настоящее время ВВС Индии изучают представленные участниками предварительные данные для уточнения технических требований, которые ВВС будут использовать для подготовки официального «запроса о предложениях».

На текущий момент было проведено несколько раундов встреч с иностранными поставщиками. Одним из основных вопросов являлось участие индийской промышленности в изготовлении самолетов по данному потенциальному контракту. Согласно плану, в их конструкции должно быть использовано не менее 45% комплектующих индийского производства.

Источник India Times также сообщил, что, в отличие от предыдущего конкурса на приобретение 126 средних многоцелевых боевых самолетов, ВВС не планируют проводить обширные полевые испытания, которые могли бы занять около двух лет. Вместо этого определенные параметры будут оцениваться индивидуально, скорее всего, в стране-производителе самолета. Известно, что шесть из семи конкурентов уже прошли летные испытания в рамках программы MMRCA. Но поскольку с тех пор машины получили некоторые модификации, по мнению источника India Times, ВВС Индии вполне могут, в случае необходимости, провести ограниченные летные испытания на территории страны-производителя. Из этого следует, что в ВВС хотели бы побыстрее получить новые самолеты. Однако сложность индийских бюрократических процедур, связанных с закупкой вооружений и военной техники, оставляет на это мало шансов. Но, по всей видимости, процесс все-таки не будет столь растянут во времени, как в случае с программой MMRCA.

Проведение длительных тендерных процедур с неоднозначным результатом возможно благодаря тому, что у Индии есть надежная, современная и боеспособная основа ВВС. Это – свыше 250 многофункциональных истребителей поколения «4+» Су-30МКИ, поставленных корпорацией «Иркут» или выпущенных по ее лицензии на заводах корпорации HAL.

На сегодняшний день Су-30МКИ – самый массовый и совершенный самолет в индийских Вооруженных Силах. Он позволяет с успехом решать все стоящие перед ВВС задачи: обеспечение ПВО страны, завоевание господства в воздухе, поражение высокоточным оружием наземных и морских целей.

Россия представила на Aero India 2019 широкий спектр военной и гражданской авиатехники.

Самолет, созданный на основе передовых российских технических решений, постоянно развивается.

В недалекой перспективе комплекс вооружения строевых Су-30МКИ пополнится и за счет новых образцов индийского производства. В первую очередь здесь надо отметить сверхзвуковую крылатую ракету BrahMos, испытания авиационного варианта которой с борта Су-30МКИ прошли в конце 2017 г. Ожидается, что КР BrahMos-A будет принята на вооружение ВВС Индии в начале 2020 г. Этому будут предшествовать квалификационные испытания со стрельбой по морским и наземным целям. Планируется оснастить этими ракетами как минимум 40 истребителей Су-30МКИ. Аналогичного комплекса, способного прорвать самую мощную ПВО, нет более ни у кого в мире.

Началось изготовление установочной партии авиационных ракет «воздух-воздух» полностью индийской разработки Astra с дальностью полета 80-110 км. Испытательные пуски с самолета этой УР проводятся с 2014 г. также с борта Су-30МКИ, российский же истребитель первым получит ее на вооружение, хотя планируется также оснащение УР Astra самолетов МиГ-29 и Mirage 2000.

Интеграция перспективных образцов авиационных средств поражения индийского производства и разработки возможна благодаря открытой архитектуре бортового радиоэлектронного оборудования Су-30МКИ, которая впервые в российской практике изначально закладывалась в конструкцию самолета, а сейчас уже стала стандартом.

Когда начинался процесс создания Су-30МКИ, индийские ВВС хотели получить самый современный самолет, которого на тот момент еще не было не только в России, но и в мире. Более того, не существовало опыта столь серьезной переделки прототипа по требованиям иностранного заказчика. В этом контексте контракт на Су-30МКИ открыл новую эпоху не только в практике российской, но и в мировой практике торговли истребителями. Более того, он фактически предопределил индийскую концепцию Make in India, в соответствии с которой в Нью-Дели приняли принципиальное решение по возможности отказаться от закупки готовых ВВТ и сосредоточиться на совместном производстве высокотехнологичных образцов вооружения.

В настоящее время Министерство обороны Индии намеревается увеличить количество Су-30МКИ в строевых эскадрильях. Буквально за несколько дней до начала Aero India 2019 стало известно, что Военно-воздушные силы Индии сделали запрос России на лицензионное производство на заводе госкомпании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) в Насике 18 дополнительных Су-30МКИ. Стоимость нового контракта оценивается в 80 млрд. рупий ($1,12 млрд.).

Для Индии стоимость покупки и эксплуатации МиГ-35 будет на 20% меньше, чем у западных истребителей

Первоначально об этом сообщили индийские СМИ, позднее в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству России подтвердили получение соответствующей заявки. В ходе Aero India 2019 глава HAL Р. Мадхаян также подтвердил план по закупке дополнительных 18 Су-30МКИ.

Сборка новой партии может начаться в 2020 г., когда HAL завершит выполнение действующих контрактов, предусматривающих поставку ВВС Индии в общей сложности 222 Су-30МКИ. Индийские СМИ особо отмечают, что истребители новой партии получат компоненты топливной системы, произведенные в Индии с применением аддитивных технологий.

Ведутся также и переговоры о модернизации самых массовых самолетов ВВС Индии. Официальных комментариев из России в связи с общим ужесточением режима распространения информации в сфере ВТС также не поступало. Вопрос о возможных направлениях обновления Су-30МКИ до известной степени позволяет прояснить информация об аналогичной программе для Су-30СМ российских ВКС.

«Выросший из шинели» Су-30МКИ, Су-30СМ стал самым массовым постсоветским истребителем нового производства – в ВВС и морской авиации их насчитывается около 110, при этом ожидаются и дальнейшие закупки.

Программа модернизации Су-30СМ стартовала в России в 2018 г. по инициативе Министерства обороны РФ. Она осуществляется силами корпорации «Иркут» и ОКБ Сухого при участии ряда ведущих предприятий российского ОПК. В конце февраля 2019 г. в ходе визита на Иркутский авиазавод вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что модернизированная машина будет унифицирована с истребителем Су-35 по бортовому оборудованию и вооружению, что позволит снизить ее себестоимость. Благодаря модернизации возрастут боевые возможности самолетов: увеличивается дальность обнаружения и опознавания воздушных целей, в состав вооружения войдут новые высокоточные средства поражения воздушных, наземных и морских целей на дальности несколько сотен километров. Известно также, что обновленные Су-30СМ получат те же двигатели АЛ-41Ф-1С, что устанавливаются и на Су-35.

В рамках опытно-конструкторских работ на Иркутском авиазаводе завершен комплекс доработок и наземных проверок. Первый модернизированный Су-30СМ готовится к проведению летных испытаний, в которых примут участие три машины. Завершить испытания модернизированных самолетов планируется до конца 2019 г.

Как уже отмечалось, начавшаяся в первой половине 1990-х гг. программа Су-30МКИ стала провозвестницей принципа Make in India – тогда впервые индийская сторона выступила не просто в роли покупателя образца вооружения, а стала соавтором создания современного истребителя, а позже приступила к его серийному производству на своей территории по российской лицензии.

Сегодня предстоящая модернизация машины откроет новую страницу в нашем военно-техническом сотрудничестве, вновь объединив возможности и усилия двух стран в деле совершенствования истребителей Су-30МКИ и Су-30СМ, которые составляют и в обозримом будущем будут составлять основу боевой авиации Индии и России.

В рамках программы Су-30МКИ развиваются и другие направления сотрудничества. Индийские предприятия стали эксклюзивными провайдерами капитального ремонта самолетов Су-30МКИ. Его объемы растут, что обеспечивает рост боеготовности парка ВВС. Инфраструктура и опыт позволяют Индии стать региональным центром ремонта самолетов семейства Су-30МКИ для стран АзиатскоТихоокеанского региона. По всей видимости, и модернизация парка истребителей этого типа ВВС Индии изначально будет вестись на территории страны с передачей части российских технологий индийским партнерам.

МиГ-35: РЕИНКАРНАЦИЯ

Надо отметить, что решение России выставить на новый индийский тендер помимо МиГ-35 еще и тяжелый Су-35 стало несколько неожиданным. Но главным российским предложением по-прежнему остается МиГ-35. Машина с таким обозначением участвовала и в конкурсе по программе MMRCA, однако сегодня это – готовая машина. В 2007 г., когда состоялась первая презентация МиГ-35 в Бангалоре, тот истребитель был лишь прототипом. В ближайшее время должен завершиться весь комплекс испытаний МиГ-35. В конце 2018 г. генеральный директор АО «РСК «МиГ» Илья Тарасенко заявил: «Мы находимся на стадии производства, в ближайшее время самолеты начнут поступать в эксплуатирующие организации Минобороны».

В первый день работы Aero India 2019 министр обороны Индии Нирмала Ситхараман посетила стенд ОАК на выставке в сопровождении министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Министр презентовал госпоже Ситхараман истребитель МиГ-35, отметив его конкурентные преимущества. Было подчеркнуто, что покупка и эксплуатация МиГ-35 обойдется до 20% дешевле, чем аналогичные предложения прямых конкурентов.

Илья Тарасенко подтвердил готовность поставки авиационного комплекса МиГ-35 для Дели на эксклюзивных условиях. Среди них – готовность локализовать производство МиГ-35 на территории Индии после принятия на вооружение установочной партии этих самолетов. «Мы уже делаем масштабные шаги навстречу правительству Индии в рамках этой программы и готовы делать это в дальнейшем. Инженеры корпорации «МиГ» имеют многолетний опыт сотрудничества с индийскими партнерами и четко понимают все потребности индийских ВВС», – подчеркнул Илья Тарасенко.

В ходе презентации была отмечена высокая степень модульности МиГ-35: при обновлении и техническом обслуживании нет необходимости разбирать самолет или его часть, достаточно просто заменить необходимый модуль. Например, в полевых условиях замена силовой установки занимает всего 58 мин. Надо отметить, что в ходе тендера MMRCA отсутствие таких возможностей было одной из основных претензий индийской стороны.

Кстати, накануне Aero India 2019 стало известно, что Индия планирует купить у России как минимум 21 новый истребитель МиГ-29UPG в дополнение к 69 имеющимся на вооружении в настоящее время.

ДЛЯ ВНУТРЕННИХ ПЕРЕВОЗОК: МС-21, SSJ100, Ил-114. ПЛЮС Бе-200

Помимо военной авиации, на Aero India 2019 российская делегация представила и свои гражданские проекты. Параллельно с презентацией авиатехники была предложена и новая концепция послепродажного обслуживания. Предполагается, что все российские самолеты независимо от производителя будут обслуживаться по принципу «одного окна», что должно существенно сократить для эксплуатантов затраты и время на проведение техобслуживания и ремонта лайнеров.

Бе-200 известен как самолет для ликвидации последствий стихийных бедствий. Но Россия предлагает Индии обратить внимание на возможности его использования как пассажирской машины.

Вице-президент по маркетингу и продажам ПАО «Корпорация «Иркут» Кирилл Будаев, занимающий аналогичную должность и в компании «Гражданские самолеты Сухого», представил комплексную концепцию расширения парка самолетов индийских авиакомпаний за счет пакета лайнеров российского производства: среднемагистрального МС-21-300, региональных реактивного SSJ100 и турбовинтового Ил-114.

Он привел такие данные: объем авиаперевозок в Индии растет быстрее, чем в среднем по миру, с темпом более 6,5% в год. За период 1998-2038 гг. общий прирост пассажиропотока должен составить 70% и через 20 лет достичь уровня 650 млн. авиапассажиров в год. При этом большая часть роста приходится на внутрииндийские воздушные линии. Этому способствуют увеличение численности населения, урбанизация и повышение уровня жизни индийцев. Суммарный прогноз заказов на ближайшие 20 лет – около 2 тыс. самолетов, 90% из которых должны составить среднемагистральные и региональные лайнеры. Поэтому на нишу перевозок между городами Индии в первую очередь и рассчитывают в ОАК. В пользу предложения ОАК говорит ряд важных факторов. У МС-21 – это передовые технические характеристики, значительная часть которых уже подтверждена в ходе ведущихся летных испытаний машины. В соответствии с концепцией создания МС-21 по своим летно-техническим характеристикам и экономичности он должен превзойти имеющиеся аналоги за счет передовой аэродинамики, новейших двигателей и самолетных систем, а также благодаря широкому применению современных композитных материалов.

Одним из важнейших конкурентных преимуществ SSJ100 и Ил-114 является возможность эксплуатации в тяжелых условиях. В ходе эксплуатации в Мексике были продемонстрированы возможности «Суперджета» успешно работать в жарком климате и в высокогорье – высота аэропорта Тулукан, базового для авиакомпании Interjet, составляет 2580 м над уровнем моря. Ил-114 можно будет эксплуатировать со слабо подготовленных аэродромов, что позволяет обеспечивать авиасообщение между населенными пунктами среднего размера и крупными региональными центрами.

Помимо МС-21 и SSJ100 российская делегация представила также и самолет-амфибию Бе-200. Он имеет универсальную конструктивноаэродинамическую схему, наиболее близкие к сухопутным аналогам летно-технические характеристики и большой потенциал для модернизации. Потенциальных заказчиков самолета в первую очередь интересуют возможности Бе-200 по выполнению задач пожаротушения, а также патрульных и поисково-спасательных операций на море. Однако на Aero India 2019 ТАНТК им. Г.М. Бериева представил и довольно оригинальную концепцию поставки пассажирской версии Бе-200 вместе с причальным комплексом, фактически выполняющим роль малого аэропорта. Сегодня в Индии реализуются несколько правительственных программ развития региональных аэропортов и повышения транспортной связанности регионов. В тех случаях, где строительство может быть затруднено в силу природных условий или других причин, в том числе и экономических, однако присутствуют крупные реки, такой проект может быть весьма полезен. До сих пор считается, что времена гражданской гидроавиации, пик развития которой пришелся на 20-30-е годы ХХ века, давно ушли в прошлое, но, возможно, проект ТАНТК им. Г.М. Бериева приведет к локальному ренессансу пассажирских авиаперевозок на самолетах, взлетающих с воды.

С ОПОРОЙ НА СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ

Основную проблему ВВС Индии на сегодня – снижающееся количество истребительных эскадрилий (31 вместо необходимых 42) – предполагается решать как путем приобретения самолетов за рубежом, так и за счет разработки и принятия на вооружение машин собственной конструкции. В настоящее время главный национальный претендент на место в боевом строю ВВС – легкий истребитель LCA Tejas. По сообщениям индийских СМИ, HAL, как ожидается, получит большой заказ на более чем 120 таких самолетов в течение ближайших двух-трех месяцев. ВВС намерены закупить помимо базовой версии 83 самолета в новом варианте Mk 1A.

На Aero India 2019 истребитель Tejas был впервые представлен с РЛС с АФАР UTTAM индийской разработки и двумя ракетами BrahMos NG.

20 февраля, в первый день Aero India 2019, глава DRDO Г. Сатиш Редди передал главкому ВВС маршалу Б.С. Дханоа сертификат об эксплуатационной готовности истребителя LCA Tejas – это произошло только 36 лет спустя после старта программы.

Опытная эксплуатация LCA Tejas в ВВС Индии началась в июле 2015 г. в 45-й эскадрилье, базирующейся в Коимбаторе (штат Тамил Наду). Общий налет Tejas на сегодня составил 1500 ч. Развитие самолета связано с его оснащением ракетами класса «воздух-воздух» загоризонтной дальности, оборудованием для дозаправки в воздухе и авиационными боеприпасами для ударов по наземным целям. Также проводится работа по увеличению потолка.

Перспективная версия самолета – Tejas Mk 2 – должна совершить первый полет в конце 2023 г. Одним из ключевых отличий от Tejas Mk 1 и Mk 1A станет более мощный двигатель General Electric F414-INS6, который заменит F404. Также истребитель получит инфракрасную систему целеуказания, систему предупреждения о приближении ракет и новое оборудование кабины пилота.

Почти пятое поколение

К выставке Aero India 2019 фирма Lockheed Martin оперативно переименовала свой F-16V Block 70/72 в F-21. Производство самолета с новым названием и некоторыми новыми функциями (заявлено, в частности, об оснащении кабины многофункциональными дисплеями большой площади, аналогичными тем, что устанавливаются на F-35, о возможности нести до шести ракет «воздух-воздух» под каждым крылом) предлагается локализовать в Индии. Lockheed Martin правда не говорит о том, насколько глубоким будет трансфер технологий – здесь индийскую сторону могут ожидать различные сюрпризы. В целом присвоение наиболее совершенной модификации F-16 нового обозначения – не более чем маркетинговый ход. Прототип истребителя впервые поднялся в воздух 45 лет назад, и понятно, что, несмотря на прежний индекс, сегодня это уже совсем другой самолет, относящийся к поколению «4++», поэтому переименование вполне оправдано. Но поскольку индекс «35» уже плотно занят как американским, так и российскими истребителями, то пришлось согласиться на «21». Что точно это значит – то или истребитель XXI века, то ли «недоF-22» – остается только гадать.

 

На Aero India 2019 Tejas был впервые представлен с индийским радаром UTTAM с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), разработанным Electronic Research Development Establishment (LRDE). По оценкам экспертов организации, полная операционная готовность радара будет достигнута после примерно 3-4 лет испытаний в LRDE и в ВВС. UTTAM в итоге сменит израильскую РЛС Elta EL/M-2032, которой оснащаются самолеты Tejas в настоящее время. «Радар способен с высокой точностью отслеживать многочисленные цели и направлять ракеты для поражения воздушных, наземных и морских целей», – отмечают в LRDE.

Параллельно Индия разворачивает амбициозный проект создания собственного среднего истребителя пятого поколения – Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA). Сегодня ведется проработка «пула» «критических» технологий, необходимых для его реализации. Первые четыре прототипа планируется построить к 2025 г. Уже определен двигатель, которым первоначально будет оснащаться AMCA – General Electric F414 (тот же, что и на Tejas).

Проект среднего истребителя пятого поколения AMCA – будущее индийских ВВС.

Глава DRDO Редди заявил в Бангалоре, что его организация находится в поиске потенциальных партнеров для совместной работы по созданию ключевых технологий для проекта AMCA, в том числе для разработки его силовой установки.

Индия активно развивает и вертолетостроение. В Бангалоре были представлены ударные вертолеты Light Combat Helicopter (LCH) и HAL Rudra, а также многоцелевой HAL Dhruv. В ходе выставки HAL официально передала армии Индии три вертолета Dhruv. В 2017 г. армия заказала 22 Dhruv и 18 Rudra.

HAL показала демонстратор технологий перспективного вертолета Dhruv Mk III Advanced Light Helicopter (ALH), названный Naval Utility Helicopter (NUH). В первую очередь он будет предназначен для Береговой охраны и ВМС Индии. NUH сможет применяться в операциях по поиску и спасению, медицинской эвакуации, оказанию гуманитарной помощи и помощи при стихийных бедствиях, а также в противопиратских и антитеррористических миссиях. Отмечается и возможность применения вертолета для разведки и целеуказания.

Разработка NUH находится в завершающей стадии, первый полет ожидается уже в 2019 г.

Авиационная ракета «воздух-воздух» индийской разработки Astra.

ВС Индии придают большое значение приобретению современных беспилотников. На Aero India 2019 был представлен новейший индийский беспилотный летательный аппарат Rustom II, который разрабатывается для нужд всех видов вооруженных сил – ВВС, ВМС и армии. В перспективе он должен прийти на смену или дополнить израильские беспилотники Heron. В феврале 2018 г. Rustom II совершил первый полет в конфигурации с новым, более мощным двигателем. Ожидается, что уже в октябре 2019 г. первые БПЛА этого типа будут переданы Вооруженным Силам для финальных, квалификационных испытаний.

Помимо этого, HAL разработан и был представлен в Бангалоре прототип беспилотника вертолетного типа, предназначенный для разведки и наблюдения. Вес – 200 кг. Он может достигать высоты 6 тыс. м и лететь со скорость 200 км/ч. Предварительная разработка аппарата была завершена в январе 2019 г. Аппарат может применяться для гуманитарных и спасательных операций, разведки, целеуказания и в других целях.

Вертолет HAL Rudra.

В центре новостной повестки Aero India 2019 была и созданная совместным российско-индийским предприятием BrahMos Aerospace сверхзвуковая крылатая ракета BrahMos. СП представило на выставке ее уменьшенный вариант – BrahMos NG массой около 1,3 тонны. За счет значительного снижения веса по сравнению с базовой версией ракеты (2,5 тонны у авиационного варианта), две КР BrahMos NG могут быть размешены на внешней подвеске истребителя Tejas Mk 1A, а Су-30МКИ сможет нести целых пять уменьшенных ракет. Скорость BrahMos NG составит 3,5М, масса боевой части – 180 кг. Как рассказал главный менеджер по маркетингу и экспорту компании BrahMos Aerospace Правин Патхак, значительной экономии массы удалось достичь за счет перевода бортовой аппаратуры на «цифру».

БЛА Rustom II.

В сегменте авиационных средств поражения еще одной новостью Aero India 2019 стали планы HAL провести в ближайшее время испытания совершенно новой управляемой авиабомбы, предназначенной специально для поражения взлетно-посадочных полос аэродромов – Smart Anti-Airfield Weapon (SAAW). Она способна совершать планирующий полет на дистанцию 80 км. Первые пуски будут проведены с учебно-боевых самолетов BAE Systems Hawk Mk.132 ВВС Индии на дальность примерно 80 км уже этим летом. Выбор именно этой платформы объясняется тем, что ВВС планируют серьезно расширить диапазон применения имеющихся на сегодня 104 самолетов Hawk – от учебнотренировочных до легких ударных машин, способных сыграть серьезную роль в потенциальных вооруженных конфликтах. Для этого ВВС намерены интегрировать на борт Hawk целый ряд бомб и ракет, включая и новую SAAW.

Пожалуй, наиболее серьезной заявкой Дели на принадлежность к категории государств мирового уровня по критерию наличия в арсеналах современных вооружений является проект разработки дозвуковой крылатой ракеты большого радиуса действия Nirbhay. Посетители экспозиции DRDO могли увидеть макет этой ракеты. КР Nirbhay («Бесстрашный») может оснащаться ядерной боеголовкой и запускаться с различных платформ. Дальность Nirbhay составляет порядка 1-1,5 тыс. км. Благодаря такому большому радиусу действия ракета должна органично дополнить в структуре ВС Индии сверхзвуковую ракету Brahmos с меньшей дальностью. Nirbhay может совершать маневры вокруг цели и только потом поражать ее, может летать на высоте от 100 м до 4 км с целью избегания обнаружения РЛС противника. После завершения разработки базовой наземной версии планируется создать и авиационный вариант Nirbhay.

На сегодня уже проведено несколько летных испытаний ракеты, однако не все они были удачными. Как утверждают в DRDO, имевшие место проблемы решены. Как сообщили индийские СМИ в ходе Aero India 2019, ведется подготовка к финальным испытаниям в рамках ОКР. Предполагается, что на них ракета выйдет с индийским турбореактивным двигателем Manik.