Возвращение на Черный континент
Россия помогает странам тропической Африки обеспечить национальную безопасность

Минувший 2018 г. можно назвать поворотным для политики России в Африке южнее Сахары. Наша страна не только активизировала экономическое сотрудничество с традиционными партнерами на Черном континенте, но и стала играть (под эгидой ООН) более существенную роль в урегулировании многочисленных этноконфессиональных конфликтов в государствах, которые бывшие европейские метрополии всегда считали своими сателлитами. Это, конечно, вызывает растущее раздражение в западных столицах. Так, если судить по публикациям французских СМИ, Париж особенно недоволен сближением Москвы с франкофонными государствами. Самыми заметными событиями на этом направлении стали российская военно-техническая помощь Центральноафриканской Республике и отправка в эту страну инструкторов для подготовки военнослужащих национальной армии.

Алексей АНДРЕЕВ

Кроме того, в апреле прошлого года было заключено соглашение о военном сотрудничестве с Гвинеей (как отметили в Минобороны РФ, впервые после распада СССР). Затем в августе на форуме «Армия-2018» в подмосковной Кубинке соглашения по ВТС с Россией подписали Буркина-Фасо, Бурунди, Сьерра-Леоне, обсуждалось дальнейшее сотрудничество в этой сфере с Кот-д’Ивуаром. Власти Демократической Республики Конго (бывшего Заира) также заявляли о желании расширить кооперацию с РФ в самых разных областях – от сельского хозяйства до оборонной сферы. Вот уже несколько лет Россия помогает крохотным Коморским островам в подготовке кадров для правоохранительных органов, а в начале ноября текущего года была достигнута договоренность о сотрудничестве в борьбе с терроризмом. В принципе этот перечень можно продолжать и продолжать. При этом африканские политики, всерьез задавшиеся целью защитить национальный суверенитет своих стран, не могут не учитывать недавние ошибки своих коллег.

Амаду Тумани Туре так и не стал своим для Парижа. После его свержения последовала дальнейшая властная чехарда, что привело к интервенции Франции, поддержавшей восстание туарегов.

МАЛИЙСКИЙ УРОК

Речь идет прежде всего о неудачной попытке теперь уже бывшего президента Республики Мали Амаду Тумани Туре в 2002- 2012 гг. выйти из орбиты влияния Парижа. Показательно, что после переворота 22 марта 2012 г., приведшего к его свержению, тогдашний министр иностранных дел Франции Ален Жюппе призвал провести в Мали демократические выборы, но даже не заикнулся о «восстановлении законной власти». Свергнутый президент давно вызывал подозрения у Елисейского дворца. Будучи выпускником Рязанского выcшего воздушнодесантного командного училища и получив затем дополнительное военное образование во Франции, он так и не стал своим для Пятой Республики. Считался своего рода «последним из могикан» советского влияния в Западной Африке. После распада СССР в условиях усилившейся конкурентной борьбы между западными державами обратился за помощью к Пекину.

В итоге к 2012 г. в обмен на допуск к разработке месторождений золота и (с чем уж никак не могла примириться Франция) урана китайцы занялись строительством инфраструктурных объектов в Мали, включая мост через реку Нигер и сахарный завод в столичном Бамако, сеть больниц и медпунктов по всей стране и т.д. Параллельно Китай предоставлял льготные кредиты в юанях, что гарантировало поставки именно китайских товаров (сельскохозяйственной техники, оборудования, удобрений, текстильной продукции, чая).

Китайцы уже готовились приступить к строительству скоростной автотрассы длиной 240 км, которая связала бы столицу с туарегским севером страны. Но все планы нарушило восстание туарегских сепаратистов. Каналы их зарубежной поддержки во время обострения кризиса в 2011- 2012 гг. до сих пор до конца не выяснены, во всяком случае, туарегские «защитники прав нацменьшинств» пользовались симпатиями французских гуманитарных организаций. Последние же имели полную свободу действий на территории Мали. Этот мятеж и «неспособность» президента с ним справиться как раз и спровоцировали переворот в марте 2012 г., вызвавший, в свою очередь, резкую активизацию радикальных исламистских группировок. После свержения Туре последовала дальнейшая властная чехарда, что в итоге привело к интервенции Франции в январе 2013 г. и формированию нынешней профранцузской властной вертикали. Ценой вопроса стали небывалый взрыв террористической активности во франкофонной Западной Африке и угроза утраты Мали единой национальной государственности.

Начав интервенцию в Мали в 2013 г., Франция до сих пор не может справиться с ситуацией в этой стране.

В любом случае, если Париж начинал 2013 г. с военных действий в Мали, то закончил он его интервенцией в ЦАР. Причем с Мали французские военные не разобрались до сих пор, разве что переформатировали начинавшую затягиваться военную операцию «Сервал» в рассчитанную на более длительный срок акцию с таким же говорящим названием «Бархан».

ЦАР: КИТАЙСКИЙ СИНДРОМ И ПРЕЗИДЕНТ-МАТЕМАТИК

Разлад Парижа с властями ЦАР произошел практически по тем же причинам, что и охлаждение отношений с Бамако: в Банги тоже пошли на риск «излишнего» сближения с КНР в совместном освоении природных ресурсов, что вызвало негативную реакцию Франции. При этом власти ЦАР не озаботились хоть какими-то гарантиями национальной безопасности. Китайские компании занялись разработкой месторождений алмазов. Геологи из КНР также готовились к разведке на золото и уран, причем в Банги обещали заключить с Пекином концессию на добычу урана. Китайцы также намеревались открыть в Центральноафриканской Республике Институт Конфуция, который должен был стать центром распространения культурного влияния Поднебесной. Однако, как и в Мали, в ЦАР набирала силу вооруженная оппозиция, использовавшая радикально-исламистскую идеологию, густо замешанную на местных родоплеменных распрях.

Как и в случае с Туре, свержение легитимного президента Франсуа Бозизе в марте 2013 г. не встретило особого противодействия Парижа; французские военные лишь взяли под охрану международный аэропорт Банги. Однако за этим последовал куда больший политический хаос, чем в Мали, с которым при помощи все-таки проявивших активность бойцов французского контингента и миротворцев Афросоюза удалось справиться лишь к концу 2015 – началу 2016 гг. В этот период в стране наконец прошли президентские выборы, на которых победил компромиссный политик, обещавший начать процесс достижения национального единства в ЦАР – известный африканский ученый, экс-ректор университета Банги, доктор математики ФостенАрканж Туадера, успевший поработать премьерминистром при Бозизе (в 2010 г. он даже открыл в Банги отделение международного Университета Евклида). Однако президент-математик столкнулся с теми же проблемами, что и его предшественники. Рост антифранцузских настроений в стране, сопровождавшийся все более кровавыми столкновениями между военизированными «христианскими» и «мусульманскими» группировками, привел к необходимости поиска зарубежных друзей, не обремененных грузом колониального прошлого. Причем местные чиновники в своем неприятии действий «французских друзей» солидаризировались с населением. Особое недовольство у них вызвало то, как быстро французы взяли под контроль находившиеся в их концессии алмазные копи и урановый рудник, но, как и во время переворота 2013 г., практически ничего не сделали для наведения порядка на улицах Банги. Хотя именно для этого французский спецназ и был направлен в ЦАР.

В местных СМИ французов даже стали обвинять в потакании массовым убийствам, вспоминая об их аналогичном бездействии во время геноцида в Руанде в 1994 г.

Париж недоволен сближением франкофонных государств с Москвой и пытается решить эти проблемы старым колониальным способом – с помощью Иностранного легиона.

«НЕСОИЗМЕРИМАЯ ПОДДЕРЖКА»

В любом случае, чтобы в очередной раз не раздражать Париж, Туадера не рискнул обращаться к китайским партнерам за помощью военнотехнического характера. В октябре 2017 г. на встрече с главой российского МИД Сергеем Лавровым он, по официальным сообщениям, просил Россию обратиться в ООН с просьбой временно снять ограничения на поставки в ЦАР оружия и техники. Кроме того, власти в Банги срочно нуждались в обучении бойцов создаваемых заново Вооруженных Сил. Спустя месяц Совбез ООН частично отменил эмбарго на поставки оружия в ЦАР, и уже 26 января 2018 г. первый Ил-76 приземлился в аэропорту Банги. По информации МИД РФ, помимо партий стрелкового оружия и боеприпасов, в ЦАР затем были направлены 175 российских инструкторов (пятеро военных и 170 гражданских).

Встреча Владимира Путина с президентом Центральноафриканской Республики Фостеном-Арканжем Туадерой.

В мае 2018 г. Туадера участвовал в Петербургском экономическом форуме, в рамках которого состоялась его встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. Глава ЦАР тогда особо отметил значение российской помощи невоенного характера, когда с востока на запад ЦАР «по очень трудному маршруту прошел российский конвой». Целью этой операции, по его словам, «было учредить мобильные больницы, которые окажут просто несоизмеримую поддержку нашему населению, которое сейчас находится в очень непростой гуманитарной ситуации».

Активное проникновение Китая в Африку очень нервирует Запад.

В октябре 2018 г. российское внешнеполитическое ведомство сообщило, что обучение уже прошли более тысячи военнослужащих ЦАР и в планах обеих сторон продолжение оказания Банги военного содействия, включая отправку дополнительного количества военных инструкторов. Параллельно российские представители в ЦАР развернули работу по организации круглых столов, конференций и других мероприятий с участием политических активистов представляющих различные политические группировки страны «с целью поиска путей выхода из затянувшегося кризиса».

ДРК: В «ОДНОЙ ПАРАДИГМЕ» С РОССИЕЙ

По другую сторону реки Убанги, на которой расположена неспокойная столица ЦАР, начинается территория соседней Демократической Республики Конго (ДРК), огромной страны, по территории сопоставимой со всей Западной Европой. Ее нередко называют «кладовой Африки», поскольку по ассортименту добываемых в стране полезных ископаемых можно изучать таблицу Менделеева. Здесь есть все: от золота и железной руды до кобальта и того же урана. Двадцать лет назад эта страна, казалось, получила шанс на независимое развитие. Революция 1997 г., в результате которой был свергнут прозападный режим маршала Мобуту, привела к власти его давних оппонентов во главе с партизанским вожаком Лораном-Дезире Кабилой, в молодости воевавшим против мирового империализма в одном окопе с легендарным Че Геварой (во время одной из африканских экспедиций кубинских революционеров).

Жозеф Кабила голосует на выборах 30 декабря 2018 г.

Кабила начал с возвращения стране исторического названия «Конго» и выхода из Международной организации франкофонии (МОФ), объявив ее орудием французского неоколониализма. Причем его правительство уже тогда пыталось выстроить отношения с Россией, подписав с нашей страной в 1999 г. соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Роковой ошибкой Лорана Кабилы стала попытка радикального передела регионального алмазного рынка (с частичной национализацией добывающей отрасли в самой ДРК), на котором господствовали западные компании. Конфликт с транснациональными корпорациями добром не кончился. В 2001 г. Кабила был убит. Следствие склонялось к версии, что заказчиками убийства были контрабандисты алмазов, работавшие то ли на европейских, то ли на израильских перекупщиков драгоценных камней.

Сын Кабилы-старшего Жозеф, избранный главой государства после гибели отца, начал проводить более осторожную внешнюю политику. Нормализовал отношения с Францией, вернув страну в МОФ. Однако активное вмешательство Парижа во внутренние дела ДРК, обвинения теперь уже Кабилы-младшего в авторитаризме, попытках пересмотра Конституции и прочих «антидемократических грехах» заставили Киншасу со временем вспомнить о намечавшейся кооперации с Россией.

В марте 2017 г. в ходе визита главы МИД ДРК Леонара Ше Окитунду в Москву были рассмотрены перспективы сотрудничества в сфере добычи полезных ископаемых, модернизации сельского хозяйства страны, в области энергетики. После этого визита в ДРК заговорили и о необходимости актуализации соглашения 1999 г.: так и не преодолевшая целую череду этнополитических конфликтов африканская страна остро нуждается в военно-технической помощи, включая обучение военнослужащих национальной армии. В парламенте обсуждается ратификация этого документа в новой редакции, где прописаны конкретные параметры военно-технического сотрудничества. Однако такие вопросы в Конго быстро не решаются: слишком долго Киншаса придерживалась прозападной ориентации во внешней политике, и ее корректировка, несмотря на нынешние напряженные отношения между ДРК и государствами ЕС, требует от руководства страны немалых усилий.

«Сегодня мы находимся в новой парадигме: раз Россия интересуется Африкой, мы видим ее присутствие в ЦАР, мы «обновляем» старый документ», – так прокомментировал сложившуюся ситуацию в одном из своих публичных выступлений сам президент Кабила-младший. 30 декабря 2018 г. в ДРК состоялись выборы главы государства, в которых Жозеф Кабила уже не участвовал. На выборах победила оппозиция, и теперь уже новым властям предстоит определять параметры сотрудничества с нашей страной.

* * *

Сотрудничество со странами Черного континента в области обеспечения их национальной безопасности остается одним из важнейших направлений африканской политики России. Выступая 22 октября 2018 г. на прошедшем в Москве I Общественном форуме «Россия-Африка», министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил реализацию проектов в сфере ВТС в общем контексте развития отношений со странами Африки. Он также подчеркнул историческое значение этих отношений – в том плане, что, в отличие от Запада, «наша страна не запятнала себя преступлениями колониализма, всемерно способствовала обретению свободы и суверенитета народами континента».

С площадки общественного форума министр анонсировал проведение в ближайшее время еще двух крупных мероприятий – Российскоафриканского парламентского форума, а также бизнес-форума «Россия-Африка», после которых станет возможным проведение полноценного саммита «Россия-Африка» с участием президента РФ и лидеров африканских стран. Так что усиление кооперации с Черным континентом по вопросам безопасности и ВТС как нельзя лучше ложится в общую канву современного внешнеполитического курса Российской Федерации.

Алексей Владимирович АНДРЕЕВ – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник РИСИ