С опорой на ядерное оружие
США намереваются сохранить и укрепить глобальное лидерство за счет стратегических наступательных сил

Министерство обороны США подготовило новый «Обзор ядерной политики», опубликованный в феврале 2018 г. (Nuclear Posture Rewiev, NPR 2018, далее – Обзор-2018). В нем нашли свое отражение взгляды военно-политического руководства США на проведение ядерной политики в современных условиях и на среднесрочную перспективу. Обзор-2018 имеет ярко выраженную антироссийскую направленность. По сравнению с предыдущим Обзором-2010, который указывал на возрастающую роль неядерного сдерживания, Обзор-2018 направлен на усиление роли ядерной составляющей военной мощи США, особенно на региональном уровне с опорой на нестратегическое ядерное оружие при сохранении ведущей роли ядерных стратегических наступательных вооружений в силовом сдерживании на глобальном уровне.

Алексей ЕВСЮКОВ

Михаил СОСНОВСКИЙ

Александр ХАЗОВ

На основе анализа материалов Обзора-2018, опубликованного в открытой печати, можно выделить следующие его особенности по сравнению с предыдущим Обзором-2010.

1. Главными внешними угрозами для США в документе названы следующие государства: Россия, Китай, Северная Корея и Иран. Россия впервые со времен «холодной войны» в документах подобного рода названа не только политическим, но и потенциальным военным противником.

2. В Обзоре-2018 вновь, как и во времена администрации президента Рональда Рейгана, постулируется возможность превентивного применения ядерного оружия (ЯО): «в настоящее время является неоправданным взять на себя обязательство не применять ядерное оружие первым».

Отмечается, что ЯО будет играть ключевую роль в противодействии как ядерному нападению на Соединенные Штаты и (или) их союзников, так и «стратегическому нападению с использованием неядерного оружия и широкомасштабной агрессии с использованием конвенциональных вооружений».

Заявленная готовность США к нанесению «ограниченного» превентивного ядерного удара приводит к снижению «ядерного порога» и повышает возможность эскалации ядерного конфликта.

3. Авторы Обзора-2018 подчеркнули, что «существующее ядерное оружие обладает излишне большим разрушительным воздействием для того, чтобы его применять в конфликтах низкой интенсивности». Поэтому планируется пополнение арсеналов новыми типами ядерных боеприпасов (ЯБП) малой мощности. По американской классификации их обобщенное название «мини-ньюки», которые подразделяются на три категории по мощности ядерного заряда (ЯЗ) в тротиловом эквиваленте в тоннах:

а) «micro-nukes» – десятки тонн;

б) «mini-nukes» – сотни тонн;

в) «tiny-nukes» – единицы (до 5) килотонн.

Категории «а» и «б» условно отнесем к сверхмалой, «в» – к малой мощности.

4. Утверждается, что поскольку Россия для деэскалации военных действий угрожает применением в первую очередь нестратегического (тактического) ядерного оружия (НСЯО), то США должны для сдерживания России от эскалационного применения ЯО обладать – кроме стратегических ядерных вооружений большой мощности – достаточным количеством носителей с ЯБП малой мощности.

5. На основании этих посылов приняты решения на оснащение некоторых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) Trident D5 новыми ядерными боевыми блоками (ЯББ) малой мощности, а также на производство с 2020 г. новой высокоточной ядерной авиабомбы (ЯАБ) В61-12 с целью сдерживания России от применения тактического (по российской терминологии – нестратегического) ЯО в региональном военном конфликте. Ожидаемое принятие на вооружение ядерных боевых блоков малой мощности для БРПЛ и высокоточной ЯАБ позволяет рассматривать планирование их применения как вклад в реализацию концепции «ядерное оружие поля боя». Некоторые эксперты уже назвали Обзор-2018 «стратегией ограниченной ядерной войны», в основе которой лежит нанесение локальных ядерных ударов без «неприемлемого ущерба» для США, который последовал бы в случае войны с применением стратегического ЯО. Однако это утверждение спорно, т.к. любой ядерный удар США по объектам России и (или) ее союзников приведет к ответному ядерному удару.

6. Новым является то, что БРПЛ Trident D5 (точность более 300 м по предельному отклонению) будет оснащаться ЯББ малой мощности (около 5 кт). Такая мощность не обеспечивает эффективное поражение целей, кроме слабозащищенных. Возможно, что новая модификация ЯББ станет боеприпасом переменной мощности. Например, нижняя ступень мощности будет обеспечиваться задействованием только первичного ядерного инициатора (ориентировочно 3-5 кт) штатного ЯЗ W76 мощностью примерно 100 кт. Зарядом W76 оснащены ЯББ Mk-4(4A) для БРПЛ Trident D5. На весьма большую вероятность принятия данного технического решения указывает утверждение: «Министерство обороны и Национальное управление по ядерной безопасности разработают боеголовку малой мощности для БРПЛ. Это относительно низкозатратная и не занимающая много времени модификация  существующего потенциала». Менее вероятно, что каким-либо образом для повышения боевой эффективности будет значительно повышена точность БРПЛ, поскольку решение этой задачи является весьма сложной проблемой применительно к боевым блокам стратегических баллистических ракет, и вряд ли оно будет «низкозатратным и не занимающим много времени».

Представители Госдепартамента, министерств обороны и энергетики США отвечают на вопросы прессы после презентации «Обзора ядерной политики 2018».

7. Американские ЯБП для НСЯО уже несколько десятилетий оснащаются ЯЗ переменной мощности, включая ступени малой мощности. Состав американского «активного арсенала» тактических (нестратегических) ЯБП, а таковыми на 2018 г. в США являются ядерные боевые части (ЯБЧ) крылатых ракет морского базирования (КРМБ) и тактические ЯАБ, представлен в таблице 1, в таблице 2 приведены данные по их мощностям, срокам и объемам производства («активный арсенал» составляют две категории ЯБП: «оперативно-развернутые», то есть установленные на носителях или содержащиеся при авиабазах базирования самолетов-носителей, и «оперативного хранения» – находящиеся на хранении готовые к применению ЯБП, которые могут быть установлены (возвращены) на носители в сроки, определяемые доставкой и установкой на носители).

Использование в ядерных боеприпасах зарядов переменной мощности существенно повышает гибкость применения ЯО в зависимости от условий обстановки. При обеспечении требуемой эффективности поражения целей применение ЯБП на пониженной ступени мощности может существенно снижать негативное воздействие ядерных взрывов на окружающую среду и избегать нанесения избыточного поражения.

В Обзоре-2018 отражены взгляды военно-политического руководства США на проведение ядерной политики в современных условиях.

На сегодняшний день практически все американские ЯБП «активного арсенала» имеют ядерные заряды переменной мощности, включая ступени малой мощности, кроме ЯББ межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и БРПЛ, а также стратегической ЯАБ типа В61-11.

Новое в том, что В61-12 – это планирующая (максимальная дальность полета – до 120 км, в зависимости от высоты сброса), высокоточная (предельное отклонение менее 12 м) бомба. Она обладает повышенной боевой эффективностью по сравнению с ЯАБ свободного падения В61-4, у которой точность значительно хуже (предельное отклонение около 180 м). От В61-4 новая бомба В61-12 унаследовала ядерный заряд переменной мощности с теми же ступенями. Она является универсальной, поскольку предназначена для применения самолетами как тактической, так и стратегической авиации. К середине 2020-х гг. В61-12 должна стать основной ядерной бомбой ВВС США. Планируемый объем выпуска – до 500-600 ед. При этом особо оговаривается, что стратегические ЯАБ переменной мощности В83-1 (четыре ступени: от единиц кт до 1,2 Мт) и проникающая В61-11 (мощность 340 кт) «останутся в арсенале по крайней мере до тех пор, пока в достаточной степени не будет подтверждена эффективность В61-12».

8. В 2003 г. Конгрессом США был снят установленный в 1994 г. запрет на проведение исследований по ядерным зарядам малой мощности (менее 5 кт), т.е. была отменена часть «поправки Спратта-Фурс». Другая часть этой поправки, предусматривающая запрет на проведение испытаний, производство и закупку таких ЯЗ (ЯО) новой разработки, была сохранена, по крайней мере данных об ее отмене нет. Таким образом, разработка, производство и поставки Вооруженным Силам новых ЯБП малой мощности (или имеющих ступень малой мощности), создаваемых на основе старых образцов, формально не нарушают имеющийся законодательный запрет.

Предполагаемый внешний вид новой американской КРВБ большой дальности LRSO.

Исходя из оценки перспектив развития ядерного арсенала США, можно предположить, что существующие ЯБП будут составлять его основу еще не менее 10-12 лет. Начало кардинального ядерного перевооружения ВС США можно ожидать не ранее второй половины следующего десятилетия. При этом тенденция оснащения ЯБП зарядами переменной мощности (в т.ч. со ступенями сверхмалой и малой мощности) однозначно сохранится для обеспечения многовариантности применения ЯО.

При этом новые ЯЗ, скорее всего, будут лишь модификациями существующих зарядов, прошедших натурные ядерные испытания. Представляется, что появление принципиально новых конструкций ЯЗ без проведения ядерных испытаний в обозримом будущем маловероятно. Однако, учитывая стремительное развитие вычислительной техники и методов моделирования, полностью исключать в дальнесрочной перспективе возможность принятия на вооружение новых ЯБП (ЯЗ) без натурных испытаний нельзя.

9. Подтверждается приверженность США выполнению положений договоров в области ядерного оружия и готовность, «если будет достигнута договоренность», к продлению действия Договора СНВ-3 на 5 лет – до 2026 г. При этом Россию обвиняют в отказе от предложений по новому раунду переговоров по ядерному разоружению. В Обзоре-2018 утверждается, что «Россия продолжает нарушать ряд договоров, наиболее существенное нарушение связано с системой, запрещенной Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности». Под этой системой в США подразумевают оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-М» с крылатой ракетой наземного базирования Р-500, хотя она является ракетой малой дальности и, таким образом, не подпадает под положения данного Договора, о чем неоднократно заявляли российские официальные лица.

10. В Обзоре-2018 в ультимативной форме объявлено, что США в ответ на российские нарушения «незамедлительно приступают к работе по восстановлению готовности к применению» КРМБ в ядерном оснащении. Предположительно, в «активном арсенале» для их оснащения имеется примерно 100 ЯБП категории «оперативного хранения». Нельзя также исключать вероятность того, что их количество может увеличиться до 300 ед. за счет возврата 200 ЯБП из категории «длительного хранения»  в категорию «оперативного хранения» (ЯБП «длительного хранения» – это резервные заряды, хранящиеся на военных складах в собранном виде с удаленными нейтронными генераторами и узлами, содержащими тритий). Возможно, что часть из них даже будет переведена в категорию «оперативно-развернутые» (с установкой ЯБП на КРМБ и развертыванием этих ракет на подводных лодках). Кроме того, США угрожают «быстрым развертыванием новых современных КРМБ». Подчеркивается, что КРМБ в ядерном оснащении «соответствуют всем договорам и соглашениям», при этом они  расширят диапазон вариантов отражения нападения с применением ядерного или неядерного оружия, повысят эффективность сдерживания.

Новая планирующая высокоточная ядерная авиабомба В61-12.

Имеющиеся у США КРМБ BGM-109А Tomahawk в ядерном оснащении предназначены для оснащения многоцелевых атомных подводных лодок. Имеется около 300 ЯБП для КРМБ Tomahawk (около 100 ЯБЧ типа W80-2 категории «оперативного хранения» и около 200 типа W80-0 категории «длительного хранения»). Перевод ЯБЧ W80-0 в категорию «длительного хранения» был осуществлен в 2012-2017 гг. (W80-2 планировалось после 2020 г. также отправить на «длительное хранение»). До конца следующего десятилетия, как следовало из Обзора-2010, все они подлежали ликвидации. Такое решение объяснялось тем, что наличие у ВМС США нескольких тысяч высокоточных КРМБ в обычном оснащении уже тогда позволяло при их применении выполнить значительный объем задач, обеспечиваемый ранее применением НСЯО. Но, судя по Обзору-2018, это решение аннулировано, и ВМС США снова будут располагать ядерными КРМБ.

Следует отметить, КРМБ никакими договорными ограничениями не охвачены, хотя дальность полета ракеты BGM-109А составляет до 2500 км, т.е. она, по сути, является ракетой средней дальности. Более того, поскольку ее дальность превышает 600 км, а носителями этого типа оружия являются подводные лодки, то, по аналогии с БРПЛ, эти КРМБ также должны быть отнесены к стратегическим наступательным вооружениям. Однако США этот вопрос отказались даже рассматривать, и по классификации НАТО все крылатые ракеты морского базирования (в т.ч. и большой дальности) в ядерном оснащении относятся к НСЯО. Единственное ограничение, затрагивающее ядерные КРМБ, содержится в односторонних инициативах США от 27 сентября 1991 г. где, в т.ч., объявлялось о снятии НСЯО с надводных кораблей и подводных лодок. Поэтому с 1992 г. американские КРМБ BGM-109А и ЯБЧ для них в мирное время содержатся на береговых складах. Однако односторонние инициативы не имеют юридической силы, не обременены никакими условиями их соблюдения и выхода из их режима.

В Обзоре-2018 объявлено, что США восстановят готовность к применению КРМБ в ядерном оснащении.

11. В Обзоре-2010 основной задачей в поддержании американского ядерного арсенала ставилось проведение комплекса работ по продлению срока службы ЯБП и носителей. В Обзоре-2018 декларируется необходимость обновления ядерного арсенала в среднесрочной перспективе как за счет модернизации, так и за счет принятия на вооружение новых образцов стратегических и нестратегических ядерных вооружений в связи с определенным устареванием состоящих на вооружении образцов. При этом группировка стратегических наступательных сил США не претерпит принципиальных изменений количественного и качественного состава до середины 2020-х гг., когда начнется их кардинальное перевооружение на новые образцы всей стратегической триады:

– поставки нового стратегического бомбардировщика В-21, которые можно ожидать начиная с 2026 г.;

– начало замены МБР Minuteman III на МБР новой разработки планируется на 2029 г.;

– к началу 2030-х гг. планируется начать перевооружение морской составляющей стратегических наступательных сил на новое поколение стратегических подводных лодок типа Columbia (не менее 12 лодок с БРПЛ новой разработки или с модернизированными БРПЛ Trident D5);

– в связи со старением имеющихся стратегических крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) планируется разработка и принятие на вооружение новой КРВБ большой дальности LRSO (Long Range Stand Off) как в обычном, так и ядерном (с новой ЯБЧ) оснащении для стратегической авиации. Поставки перспективной КРВБ планируются на конец 2020-х гг. При этом надо учесть, что проведенная модернизация позволяет сохранять в «активном арсенале» примерно 600 ЯБЧ W80-3 переменной мощности (5/150 кт) для стратегических КРВБ типов АGM-86В и АGM-129А в течение всего срока службы их носителей – стратегических бомбардировщиков В-52Н (ориентировочно до 2035-2040 гг.).

К началу 2030-х гг. США планируют начать замену ПЛАРБ Ohio новым поколением стратегических подводных лодок.

12. Соединенные Штаты Америки не собираются ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, подписанный ими еще в 1996 г. При этом надо отметить, что мораторий на проведение ядерных испытаний в США действует с 1993 г., а с 1995 г. он ежегодно продлевается президентом. Официальные представители США не раз заявляли, что вопрос об испытаниях может встать при создании нового типа ядерного боеприпаса (заряда) и его аттестации. Техническая готовность Невадского полигона к возобновлению подземных ядерных испытаний по оценкам экспертов составляет (в зависимости от целей испытаний) от 6 до 18 месяцев.

В Обзоре-2018 декларируется, что США не будут проводить ядерные взрывные испытания «если только это не станет необходимым для обеспечения безопасности и поддержания эффективности ядерного арсенала». При этом вероятен вариант, когда США, отменив мораторий, после оперативного проведения серии испытаний ратифицируют Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

В заключение можно констатировать, что Обзор-2018 подчеркивает направленность политики Соединенных Штатов Америки на сохранение и укрепления глобального лидерства, в том числе на комплексное выполнение мер военного характера по сдерживанию России с усилением опоры на ядерное оружие.

Алексей Викторович ЕВСЮКОВ – кандидат военных наук, профессор Академии военных наук (АВН)

Михаил Евгеньевич СОСНОВСКИЙ – кандидат военных наук, профессор, член-корреспондент АВН

Александр Евгеньевич ХАЗОВ – доктор технических наук, доцент, действительный член АВН