Дырявый зонтик ЕвроПРО
России есть что противопоставить усилиям США по нивелированию нашего ракетно-ядерного потенциала

Президент России Владимир Путин на пресс-конференции, состоявшейся в ходе его двухдневного визита в Грецию, заявил, что Россия будет принимать ответные меры, чтобы минимизировать угрозу, которую представляет размещение элементов ПРО США в Европе. В результате, по его словам, те районы Румынии, в которых появилась инфраструктура ПРО, окажутся под прицелом.

Мидыхат ВИЛЬДАНОВ

Следует напомнить, что 12 мая в Девеселу (Румыния) состоялась церемония постановки на боевое дежурство объекта системы ЕвроПРО Aegis Ashore. На следующий день было торжественно обозначено начало строительства аналогичного объекта в Редзиково (Польша). При этом представители НАТО и Пентагона в очередной раз поспешили заверить, что комплекс направлен против иранской и северокорейской ракетных угроз.

В связи с этим Владимир Путин заявил: «Сами Соединенные Штаты подписали договор с Ираном. Мы поддерживали эту позицию администрации США. Иран выполняет положения достигнутого соглашения. Где же теперь эти ядерные угрозы со стороны Ирана? Их нет, а создание системы противоракетной обороны продолжается».

По оценкам российских и зарубежных специалистов, система ЕвроПРО будет развернута к 2020 г. Это подтверждается достаточным и устойчивым финансированием мероприятий по ее созданию. Так, затраты на строительство объекта ЕвроПРО в Румынии составили $800 млн., в дальнейшем финансирование будет составлять по $20 млн. в год. Кроме того, около $150 млн. должны выделять союзники по НАТО.

С вводом в строй первого объекта ЕвроПРО в Девеселу румынские закаты больше не будут беззаботными.

Создаваемая группировка противоракет наземного и морского базирования системы ЕвроПРО, благодаря мобильности и способности к оперативному наращиванию боевого состава, будет в определенной степени девальвировать российский потенциал ядерного сдерживания. Как отметил российский президент, «развертывание противоракетной обороны США и ЕвроПРО представляет угрозу безопасности РФ. Это не оборонительная система. Это часть ядерного стратегического потенциала США, выведенная на периферию. В данном случае периферия – Восточная Европа. И люди, которые принимают соответствующие решения, должны знать, что они жили до сих пор спокойно, безбедно и в безопасности. Теперь, после размещения этих элементов ЕвроПРО, мы вынуждены подумать, чтобы эти угрозы купировать».

В связи с этим предлагается следующий комплекс информационных, военно-политических, оперативных и организационно-технических мер, обеспечивающих подавление, уничтожение ключевых объектов инфраструктуры и прорыв глобальной системы ПРО США и ЕвроПРО. Важно подчеркнуть, что они выработаны на основе докладов российских военных ученых на форуме «Армия-2015» на площадке «Дестабилизирующая роль глобальной противоракетной обороны США и ПРО НАТО».

МЕРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

Главы многих государств разделяют негативное отношение военно-политического руководства (ВПР) России к развертыванию ЕвроПРО и других региональных сегментов глобальной ПРО США. Они скептически относятся к указанным планам США, высказываются за коллективное обсуждение вопросов европейской противоракетной обороны, объективно оценивают риски, связанные с развертыванием этих систем, и полагают, что любые меры в области глобальной безопасности будут нежизнеспособными без учета интересов России.

Исследования, проведенные в научно-исследовательских организациях РАН, Минобороны и ОПК РФ, показывают, что система ЕвроПРО является уязвимой, поскольку создается на основе наземных и корабельных объектов инфраструктуры, обладающих низкой живучестью и физической защищенностью. Она характеризуется также недостаточной эффективностью по поражению российских МБР, БРПЛ и крылатых ракет большой дальности с перспективными видами боевого оснащения, поскольку добиться точного кинетического перехвата («пуля в пулю») большого количества маневрирующих боевых блоков, прикрытых комплексом средств преодоления ПРО, не представляется возможным. Более того, в ходе ядерного планирования предусматривается определенная количественная избыточность МБР, БРПЛ и боевых блоков с целью гарантированного прорыва системы ПРО и нанесения заданного ущерба военно-экономическому потенциалу противников. Однако об этом не знают руководство и общественность Польши, Румынии, Чехии, Турции, Испании, Италии, Великобритании, Норвегии, Дании, стран Балтии и других государств альянса, которые размещают на своей территории объекты ЕвроПРО и тактическое ядерное оружие (ТЯО), наивно полагая, что будут надежно прикрыты противоракетным зонтиком. Как будет показано ниже, этот зонтик является дырявым. В реальности вышеупомянутые  страны становятся заложниками, поскольку основные элементы системы ЕвроПРО будут уничтожены в первую очередь с началом стратегической операции на Европейском ТВД, при применении СЯС ВС РФ с пуском МБР, БРПЛ и ВТО большой дальности. Опыт применения группировкой кораблей ВМФ РФ крылатых ракет «Калибр» в Сирии – наглядное тому подтверждение.

Закладка комплекса Aegis Ashore в Польше.

Вместе с тем большинство руководителей европейских стран трезво оценивают потенциальные угрозы для их государств в случае, если проводимая ими политика в отношении американской ПРО окажется в одном русле с политическими противоракетными амбициями Вашингтона. Поэтому в информационном плане важно проводить информационные акции с целью:

– затягивания и в перспективе – срыва процесса реализации американских планов создания глобальной ПРО и ЕвроПРО;

– дискредитации системы противоракетной обороны среди населения государств, вовлекаемых американцами в программу ПРО, с акцентом на бесперспективность ее применения против российских баллистических ракет и их боевого оснащения нового поколения, способных беспрепятственно преодолевать любые современные системы ПРО;

– формирования в обществе понимания того факта, что участие страны в программе ЕвроПРО, размещение ее элементов, а также ТЯО на своей территории превращает ее в объекты первоочередного поражения в случае какого-либо военного конфликта.

С этой целью необходимо задействовать контакты ВПР государства, МИДа и Минобороны России и других ведомств с представителями российских и зарубежных средств массовой информации для доведения до международного сообщества позиции России в отношении развертывания ЕвроПРО, ее негативного влияния на стратегическую стабильность и международную безопасность в мире; шире использовать средства массовой информации, в том числе и возможности электронных сетей, для распространения материалов о негативных последствиях развертывания США системы ЕвроПРО; активизировать работу неправительственных организаций на территории США, деятельность которых отвечает российским интересам, в том числе по направлениям, позволяющим в той или иной мере противодействовать развертыванию противоракетной обороны и др.

2005 г., затопленный Новый Орлеан.

В связи с этим представляется весьма эффективным использовать вышеперечисленные аргументы в интересах усиления информационного противоборства и формирования мирового общественного мнения о сомнительной эффективности и бесперспективности глобальной ПРО США и ее региональных сегментов. В электронных и печатных СМИ, различных Интернет-ресурсах, в ходе проведения дискуссий, форумов и брифингов аргументировано обосновывать угрозы безопасности для общественности тех стран, которые размещают на своей территории объекты системы ЕвроПРО и ТЯО США.

Предлагается также задействовать принцип активизации населения, состоящий в том, что в странах, где предполагается развернуть или уже развернуты элементы системы ЕвроПРО, инициировать протестные движения местного населения такого масштаба, чтобы воспрепятствовать реализации этих планов или осложнить функционирование этой системы.

Кроме того, по мнению известного ученого Константина Сивкова, в информационной работе с населением следует обратиться к возможному использованию в качестве основных поражающих факторов разрушительных геофизических процессов, создаваемых боеприпасами определенного тротилового эквивалента. Так, гипотетическое воздействие даже одиночного такого боеприпаса по геофизически уязвимой точке, например, по Йелоустоунскому супервулкану, может привести к его извержению с последующим полным уничтожению США как государства. Несколько таких боеприпасов, взорванных одновременно в расчетных точках Атлантики или Тихого океана, могут породить суперцунами, способное затопить территорию США на глубину до нескольких сотен километров от побережья с уничтожением здесь практически всей инфраструктуры. В качестве доказательства катастрофических последствий катаклизма такого рода можно вспомнить ураган «Катрин» 2005 г., в результате которого оказалось затоплено 80% площади города Новый Орлеан.

Необходимо активизировать работу соответствующих структур России по исследованию проблем уязвимости территории и объектов военно-экономического комплекса США и других европейских стран, разместивших у себя объекты ЕвроПРО и ТЯО США, с докладом результатов в Министерство обороны России. Так, даже военное руководство США, оценивая последствия ракетно-ядерных ударов КНДР, заявило о полной незащищенности объектов инфраструктуры от воздействия электромагнитных импульсов (ЭМИ), возникающих при высотных ядерных взрывах или в результате действия специальных генераторов ЭМИ. Наиболее уязвимыми оказались системы электроснабжения, что приводит (по результатам моделирования) к потере управления государством, хаосу и др. Другой пример. Заявлено о начале работ по модернизации 150-200 ядерных авиабомб типа В61-3, В61-4, В61-7, размещенных в хранилищах на территории пяти стран-участников альянса. Планируется разработка новой авиабомбы типа В61-12. При этом основные работы по ее созданию будут проводиться на континентальной части США, что связано с большим количеством воздушных и морских перебросок авиабомб туда и обратно. Как известно, транспортирование ядерного оружия является самым уязвимым мероприятием ядерного обеспечения и отличается значительным количеством демаскирующих признаков. Это означает, что операции по подготовке и транспортированию этих авиабомб представляют собой привлекательные цели для террористических атак с непредсказуемыми последствиями для руководства США и стран НАТО и мирного населения.

Это ли не тема для планирования и проведения информационных акций со стороны многочисленных российских структур информационного противоборства и СМИ?

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Российская сторона имеет возможность реализовать следующий комплекс военно-политических мер.

Первое. Это постоянное информирование мировой и российской общественности о грубых нарушениях американской стороной положений бессрочного Договора о РСМД. Так, МИД РФ неоднократно заявлял, что в нарушение этого Договора американцы создают ракеты-мишени меньшей и средней дальности, которые используются при проведении испытаний элементов системы ПРО. В ближайшей перспективе американская сторона планирует перейти к очередному этапу испытаний противоракет типа GBI с перехватом стратегических ракет-мишеней, что будет связано с нарушениями действующего Договора о СНВ. Следует также подчеркнуть, что американское руководство не поддержало российско-китайскую инициативу по глобализации Договора о РСМД, что привело к распространению ракет средней и меньшей дальности. В связи с этим президент России Владимир Путин отметил: «Пусковые установки, развернутые в Румынии, могут быть легко переоборудованы для размещения ракет средней и малой дальности. Это явное нарушение Договора о РСМД. Причем переоборудование проводится в очень короткие сроки, и для нас с вами это действительно будет незаметно, что там происходит. Мы даже не сможем это контролировать». По оценкам российских специалистов, не представляет серьезных технических проблем оснащение уже существующего противоракетного комплекса (ПРК) в Румынии и строящегося в Польше крылатыми ракетами типа Tomahawk Block IV, и это еще более серьезная для нас угроза. Кроме того, американцы не могут дать гарантию, что с боевых кораблей США будут запускаться именно ракеты-перехватчики, а не совершенно новые ракеты повышенной дальности полета, летящие по баллистической траектории.

Загрузка противоракеты GBI на объекте НПРО США на Аляске.

Представляется, что и российская сторона обязана прагматично подойти к соблюдению положений Договора о РСМД, особенно в части, касающейся производства и развертывания ракетных комплексов типа «Искандер», в том числе с крылатыми ракетами большой дальности. Тем более что в Государственной думе РФ уже заявили о возможности подготовки проекта заявления о выходе России из Договора о РСМД. Следует также периодически объявлять о возможности восстановления группировки РСМД на востоке России, что вызовет озабоченность китайских стратегических партнеров. Появляется возможность вместе с руководством Китая и других государств Азиатско-Тихоокеанского региона выработать согласованные меры противодействия планам США по развертыванию глобальной ПРО и ПРО АТР. Важно отметить, что председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров не исключил выхода России из Договора о СНВ в ответ на размещение объектов ЕвроПРО: «Безусловно, это крайняя мера, и, я надеюсь, дело до нее не дойдет, однако выход из СНВ возможен, если Россия увидит, что развертывание элементов ЕвроПРО носит необратимый характер и существует реальная угроза нашей безопасности».

Второе. Актуально развитие диалога с вышеупомянутыми странами-членами НАТО, на территориях которых размещаются объекты инфраструктуры системы ЕвроПРО, ТЯО, с целью убеждения в бесперспективности их намерений прикрыть территорию противоракетным зонтиком США. Уместно проинформировать руководство этих государств, что эти объекты считаются стратегическими. Для их поражения заблаговременно планируется необходимый наряд МБР, БРПЛ и ВТО большой дальности, дислоцированных в удаленных регионах и морских акваториях России, находящихся вне зон досягаемости сил и средств ЕвроПРО. Акцентировать внимание, что различные варианты неточных кинетических перехватов боевых блоков МБР и БРПЛ средствами ПРО (THAAD, Patriot PAC-3) будут происходить на конечном участке полета над территориями их государств со всеми вытекающими последствиями. Полезно также напомнить европейцам, что ракетные удары будут наноситься и по хранилищам с американским ТЯО, авиабазам тактических истребителей-носителей на территории Германии, Италии, Бельгии, Голландии и Турции, где находятся 150-200 ядерных авиабомб типа В61 общей мощностью 20 Мт.

Другие военно-политические меры. Это дальнейшее расширение военно-политического сотрудничества с Республикой Беларусь в вопросах возможного размещения РК «Искандер-М» и организации совместной системы ПВО; задействование потенциала СНГ, ОДКБ и ШОС для решения проблем коллективной безопасности государств в условиях развертывания глобальной и ЕвроПРО; использование имеющихся между США и некоторыми государствами блока НАТО противоречий по размещению и финансированию строительства объектов ЕвроПРО и обеспечения безопасности американского ТЯО в Европе.

ОПЕРАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Состав оперативных мер в настоящее время включает:

– создание перспективных видов ракетных комплексов и боевого оснащения МБР и БРПЛ с учетом боевых возможностей глобальной и ЕвроПРО;

– оптимальное целераспределение при ядерном планировании с целью исключения попадания баллистических трасс полета ракет в зоны досягаемости информационно-ударных средств глобальной и ЕвроПРО;

– возможность передислокации ПГРК «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс» в новые позиционные районы;

– выбор и скрытие районов боевого патрулирования российских РПЛСН, где перехват стартующих БРПЛ корабельными средствами ПРО США невозможен;

– совершенствование существующих и разработка новых форм и способов боевого применения соединений и частей РВСН, морской и авиационной составляющих СЯС с целью прорыва системы ЕвроПРО;

– организация оперативной маскировки при проведении учебно-боевых и испытательных пусков МБР, БРПЛ и перспективных видов боевого оснащения;

– планирование отработки условных задач поражения объектов ЕвроПРО в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Что касается технических мер, то значительная их часть реализована в существующих ракетных комплексах РВСН и МСЯС. К ним относятся: наличие короткого активного участка полета твердотопливных ракет; применение разделяющихся головных частей с индивидуальным наведением боевых блоков; снижение радиолокационной и оптической заметности боевых блоков; их маскировка на заатмосферном участке траектории за счет применения пассивных ложных целей; комплектование платформ разведения головных частей станциями активных помех для подавления информационных средств ПРО и др.

Одна из мер ассиметричного противодействия системе ЕвроПРО – превентивное уничтожение ее информационно-ударных средств с привлечением ОТРК «Искандер-М».

В отношении перспективных МБР и БРПЛ можно обратиться к заявлениям академика Юрия Соломонова, говорившего, что «завершается создание принципиально нового типа боевого оснащения, которое поставит точку на всех разговорах относительно нашей борьбы с несуществующей системой ПРО вероятного противника. Осталось лишь адаптировать разработку к имеющимся на вооружении ракетным комплексам». По информации руководства РВСН, такая адаптация учтена в Государственной программе вооружения до 2020 г. Кроме того, ведется разработка перспективных ракетных комплексов с повышенными возможностями по преодолению ПРО: ракетный комплекс с «тяжелой» МБР «Сармат», РК «Рубеж» и боевой железнодорожный комплекс «Баргузин». Важно отметить, что в действующем Договоре о СНВ, в отличие от предыдущего Договора о СНВ-1, отсутствуют ограничения по забрасываемому весу. Это создает благоприятные условия для комплектации платформы головной части МБР и БРПЛ боевыми блоками и комплексом средств преодоления (КСП) ПРО в требуемом соотношении их весовых параметров в зависимости от типа и характеристик объекта поражения.

Представляется целесообразным и применение мер ассиметричного противодействия глобальной и ЕвроПРО. Наиболее реалистичными из них являются:

– превентивное уничтожение информационно-ударных средств ЕвроПРО высокоточными средствами поражения, в том числе с привлечением РК «Искандер-М», крылатых ракет всех типов;

– функциональное подавление радиолокационных станций системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе (СПРЯУ), системы контроля космического пространства (СККП) и ПРО, расположенных на территориях европейских государств;

– уничтожение объектов системы управления и связи, расположенных на территории ряда государств НАТО, что приведет к нарушению обмена информацией между радиолокационными станциями и пунктами управления глобальной и ЕвроПРО;

– действия Сил специальных операций.

Эффективной мерой противодействия ЕвроПРО будет уничтожение пунктов управления объединенного командования ВС США в Европейской зоне, где осуществляется подготовка и проведение противоракетных операций (АвБ Рамштайн).

Наиболее убедительной и эффективной мерой преодоления глобальной ПРО США и ее региональных сегментов является применение перспективных стратегических ракет по объектам на территории США через Южный полюс Земли. Известно, что территория США с данного стратегического направления почти не прикрыта – имеется лишь РЛС на АвБ Эглин, что явно недостаточно.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

В Пентагоне продолжают твердить, что система ЕвроПРО не способна перехватывать российские МБР и БРПЛ. Мол, с точки зрения географии и физики невозможно сбить эти ракеты из пунктов, размещенных в Румынии или Польше. Очередной раз подчеркивается, что главной целью развертывания ПРО в Европе является противодействие ракетной угрозе со стороны Ирана. И что на пусковых установках Мк 41 не планируется размещать ракеты средней дальности и крылатые ракеты, а ракеты-перехватчики не будут иметь боевой фугасной части.

Поэтому вполне правомерно было бы еще раз спросить у руководства США и НАТО: почему бы тогда объекты ЕвроПРО не разместить на территориях Турции, Исландии, Великобритании и Канады, что сняло бы ряд озабоченностей России? Но ответа не последует, поскольку в таком случае фрагменты пораженных ракет и ядерных боеголовок будут падать на территорию этих союзников США по НАТО.

На совещании в Сочи с руководством Министерства обороны и ОПК Владимир Путин заявил: «Размещение американских систем ПРО в Европе – это не защита, а наращивание ядерного потенциала США в Восточной Европе, это дополнительные шаги к раскачке международной системы безопасности и старту новой гонки вооружений. Но мы в эту гонку втягиваться не будем и пойдем своим путем, работать будем аккуратно. Но будем корректировать планы, чтобы купировать угрозы безопасности России».

В США создается новая ядерная авиабомба В61-12.

Очевидно, что вышеизложенные меры купирования не являются стартом к новой гонке вооружений, а представляют собой совокупность реализуемых в рамках выделенных ассигнований штатных задач и функций органов государственного и военного управления РФ, направленность которых должна уточняться в соответствии со складывающейся военно-политической и стратегической обстановкой. Что касается военно-технических мер, то в перспективные виды СНВ всегда закладываются тактико-технические требования по противодействию ПРО вероятных противников. Как известно, строительство и развитие СЯС ВС РФ определено соответствующими планами, Договором о СНВ, Государственной программой вооружения и государственными оборонами заказами. Дополнительных объемов финансирования не требуется.

Мидыхат Петрович ВИЛЬДАНОВ – профессор Академии военных наук, Заслуженный военный специалист Российской Федерации, генерал-майор, кандидат военных наук, доцент