«Нейтрализовать и дать достойный отпор»
Министр обороны Узбекистана раскрывает секреты военного строительства

Подготовка и воспитание будущих офицеров построены на современных принципах.

Высокие военно-политические руководители Республики Узбекистан редко дают интервью зарубежным изданиям. Потому об оборонной политике и об армии этой страны, входящей в Содружество независимых государств, не часто услышишь из первых уст. Министр обороны Узбекистана генерал-майор Кабул БЕРДИЕВ рассказал журналу «Национальная оборона» о современном облике Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Интервью

Михаил СЕВАСТЬЯНОВ

— Кабул Раимович, как бы вы обозначили основные этапы строительства и реформирования Вооруженных Сил Республики Узбекистан?

— С момента обретения независимости нашей страной, президентом Республики Узбекистан – Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами самое пристальное внимание уделяется реформированию Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Основной целью реформирования является создание небольшой по численности, современной, мобильной, хорошо вооруженной армии, способной эффективно решать стратегические и тактические задачи, нейтрализовать и дать достойный отпор любым посягательствам на неприкосновенность наших границ, мир и стабильность в стране.

На основе принятой Концепции национальной безопасности, всестороннего анализа быстро меняющейся общественно-политической ситуации, внешних и внутренних вызовов и угроз безопасности страны была сформирована долгосрочная программа реформирования армии, основанная на абсолютно новых принципах строительства и организации Вооруженных Сил.

На начальном этапе становления Вооруженных Сил Республики Узбекистан были созданы военные округа, пограничные регионы и группировки войск на важнейших направлениях. Войска ПВО и ВВС были объединены в один вид Вооруженных Сил. Разработаны новые организационно-штатные структуры. Оптимизирован состав Вооруженных Сил.

Очередным этапом совершенствования военной системы республики стала реорганизация Генерального штаба в Объединенный штаб Вооруженных Сил, который объединил в своем составе важнейшие силовые структуры, позволил создать связанный единой целью и задачами оборонный комплекс страны, ставший «мозговым центром» обучения, оперативно-стратегического управления и планирования, организации боевого применения войск.

Во всех военных округах были созданы школы подготовки сержантов, организован учебный процесс. Планомерно начат переход к комплектованию войск на контрактной основе.

В последующие годы развития национальных Вооруженных Сил решительно повышена эффективность боевой подготовки войск. Практически завершен переход нашей армии на профессиональную, контрактную основу. Много сделано для модернизации и укрепления материально-технической и учебной базы военных училищ и школ подготовки сержантов, оснащения их современной компьютерной техникой, коммуникационными, информационными технологиями и современными средствами обучения. И все это – во имя подготовки и воспитания командиров и сержантов нового поколения, способных принимать в любых ситуациях нестандартные и эффективные решения.

Немало сделано в этот период в сфере оснащения войск современными видами вооружения и боевой техники.

Реализованы целевые комплексные программы, направленные на обеспечение военнослужащих жильем, различными видами медицинского обслуживания, повышение денежного довольствия, а также стимулирование лиц, отслуживших срочную военную службу. Указанные меры позволяют значительно улучшить материальные, социально-бытовые условия военнослужащих и членов их семей.

Кабул Раимович БЕРДИЕВ родился 5 апреля 1955 г. в Аккурганском районе Ташкентской области. В 1976 г. окончил Ташкентское высшее танковое командное училище; в 1988 г. – Военную академию имени М.В. Фрунзе; в 2002 г. обучался на высших академических курсах Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 1976-1998 гг. служил на различных командных и штабных должностях в рядах Вооруженных Сил. В 1998-2000 гг. – начальник Главного управления – заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Узбекистан. В 2000-2003 гг. – заместитель начальника Объединенного штаба Вооруженных Сил Республики Узбекистан. В 2003-2006 гг. – начальник Ташкентского высшего общевойскового командного училища. В 2006-2008 гг. – министр по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан. В июне-сентябре 2008 г. – заместитель министра обороны – командующий войсками Юго-Западного военного округа.

Указом президента Республики Узбекистан от 17 сентября 2008 г. назначен министром обороны Узбекистана.

— Каковы, на ваш взгляд, основные результаты военного строительства?

— Оглядываясь на пройденный нелегкий путь, мы имеем все основания заявить, что благодаря проделанной за прошедшие годы огромной по масштабам и уникальной по содержанию работе, Узбекистан сегодня располагает современной, небольшой по численности, мобильной, хорошо подготовленной национальной армией, способной эффективно решать тактические и стратегические задачи по обеспечению безопасности, территориальной целостности страны, неприкосновенности ее границ, охране мирной жизни наших людей.

Ведется целенаправленная системная работа по повышению боеспособности Вооруженных Сил, коренному реформированию и укреплению организационной структуры армии, обеспечению слаженного взаимодействия всех родов войск, территориальных округов, частей и подразделений как единого самодостаточного организма.

Принципиально изменило облик, суть, содержание и боевые возможности нашей армии, морально-нравственную обстановку в воинских коллективах сокращение срока призыва на военную службу до одного года, организация самого призыва один раз в год, значительное повышение в войсках доли сержантов-контрактников, введение службы мобилизационного призывного резерва.

— Какие изменения произошли в структуре и боевом составе, организационно-штатном построении войск?

— На основе принятой Оборонной доктрины и поэтапной реализации долгосрочной комплексной программы реформирования и модернизации, а также принципиально отличного от старых подходов и шаблонов построения армии, создана новая система управления Вооруженными Силами, отвечающая современным стандартам и требованиям возможного театра ведения военных действий в регионе.

Внедрена принципиально новая организационно-штатная структура Вооруженных Сил, их основных боевых подразделений. Ликвидированы отделения, роты, полки, вспомогательные пункты управления и другие малоэффективные подразделения, что позволило кардинальным образом перестроить вертикаль построения армии и ее частей, повысить их мобильность, оперативность и огневые возможности. И что особенно важно – обеспечить самостоятельность и ответственность командиров всех уровней.

Несоизмеримо повысилась мощь армии, ее боевой потенциал, мобильность боевых частей и подразделений, их готовность к ведению быстротечных локальных операций.

На важнейших операционных направлениях созданы подразделения Сил специальных операций. Особая система подготовки этих подразделений, оснащенность современными видами вооружения делают их мощным средством, способным дать достойный отпор любым агрессивным устремлениям вероятного противника. Это подтверждает опыт проведения операций по ликвидации бандгрупп международных террористов, проникших в горные районы Сурхандарьинской и Ташкентской областей.

— В чем выражаются изменения в системе обучения офицеров и сержантов-профессионалов, военнослужащих срочной службы?

— Подготовка офицеров по линии высших военно-образовательных учреждений Министерства обороны Республики Узбекистан осуществляется в Ташкентском высшем общевойсковом командном, Чирчикском высшем танковом командно-инженерном, Джизакском высшем военном авиационном, Самаркандском высшем военном автомобильном командно-инженерном училищах и на Специальном факультете Ташкентского университета информационных технологий.

Меняется система обучения в военных училищах, где подготовка и воспитание будущих офицеров построены на принципиально новой, отвечающей современным требованиям учебной, технической и морально-нравственной основе. Благодаря созданной системе подготовки, переподготовки, воспитания военных кадров обновлен практически весь командный, сержантский состав Вооруженных Сил.

В военных училищах созданы специальные центры моделирования и симуляции, которые оснащены современными тренажерами, способными моделировать обстановку, максимально приближенную к боевым условиям. В учебные программы внесены необходимые изменения, отражающие современные требования к ведению боевых операций с учетом передового опыта ведущих зарубежных государств.

Офицеры, проявившие себя за годы службы наилучшим образом, проходят дальнейшее обучение в Академии Вооруженных Сил Республики Узбекистан, образованной в 1994 году. В академии созданы все необходимые условия для военно-научной работы. Обучение ведется и на Высших курсах подготовки и переподготовки командного состава.

В настоящее время в войсках более двух третей военнослужащих прошли обучение в школах подготовки сержантов.

— Правда ли, что в настоящее время юноши призываются на действительную срочную военную службу на конкурсной основе? Каковы особенности организации призыва в армию?

— Важной составляющей создания в стране мобильной профессиональной армии стало реформирование срочной военной службы. Она по-прежнему выполняет функции системы массовой подготовки юношей к выполнению норм Закона о всеобщей воинской обязанности и военной службе. Вместе с тем значительно усилена ее роль как важного института пополнения рядов Вооруженных Сил молодыми кадрами с высокой нравственной и профессиональной подготовкой, готовыми к исполнению долга по защите страны.

Сокращение срока призыва на военную службу до одного года, введение службы мобилизационного призывного резерва, организация самого призыва один раз в год на конкурсной основе, меры по повышению в войсках численности военнослужащих по контракту позволили принципиально изменить систему боевой подготовки и воспитательной работы, отношение к военной службе в обществе, в целом повысить боевую готовность нашей армии.

Проводимый конкурс позволяет отобрать для военной службы наиболее подготовленных юношей, имеющих высокий уровень знаний по общеобразовательным дисциплинам и хорошую физическую закалку. Испытания включают в себя полное медицинское обследование, собеседование, письменное тестирование и проверку уровня физической подготовки.

Призывники, показавшие самые высокие результаты, призываются на срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил.

— Вы упомянули о новом виде службы – в мобилизационном призывном резерве. В чем заключаются ее особенности?

— Если говорить об этом виде службы, то должен отметить, что система службы в мобилизационном призывном резерве полностью себя оправдывает. Там молодые люди приобретают возможность получить необходимую начальную военную подготовку и закалку, почувствовать свою востребованность в жизни.

Юноши, признанные годными по состоянию здоровья к военной службе и не имеющие права на отсрочку, но не призванные на срочную службу, зачисляются в мобилизационный призывной резерв до достижения ими двадцати семи лет. Они могут привлекаться к ежегодным месячным военным сборам, на которых получают соответствующие навыки и знания, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против Республики Узбекистан призываются на действительную военную службу.

По достижении двадцатисемилетнего возраста граждане, прошедшие службу в мобилизационном призывном резерве, зачисляются в состав резерва Вооруженных Сил.

Вооруженные Силы Республики Узбекистан

(O’zbekiston Respublikasi Qurolli Kuchlari)

Общая численность Вооруженных Сил Республики Узбекистан (ВС РУ) – около 48 тысяч человек (2010 г.).

В настоящее время ВС РУ включают в себя Сухопутные войска (24500 чел.), войска ПВО и ВВС (7500 чел.), специальные силы и подразделения, а также подразделения, непосредственно подчиняющиеся Министерству обороны и Объединенному штабу ВС РУ (16000 чел.).

В организационно-штатную структуру ВС РУ входят:

• 5 военных округов;

• 11 мотострелковых бригад;

• 4 артиллерийские бригады;

• 2 воздушно-десантные бригады;

• 1 танковая бригада;

• 1 горно-стрелковая бригада.

Вооружение:

• танки и боевые машины – около 654;

• артиллерийские орудия и минометы – около 451.

— Как в современном Узбекистане решаются вопросы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей?

— В сфере социальной защиты военнослужащих, их семей проводится большая целенаправленная работа. Реализация государственных программ обеспечения военнослужащих жильем, современным медицинским обслуживанием позволила значительно улучшить материально-бытовые условия их жизни.

Так, в создаваемых военных городках каждого военного округа предусматриваются все элементы культурно-бытовой, обслуживающей и медицинской инфраструктуры – магазины, медпункты, детские сады, парки отдыха.

Кроме того, в соответствии с государственной программой обеспечения военнослужащих жильем строятся и сдаются в эксплуатацию военнослужащим и членам их семей многоэтажные дома со всеми удобствами.

Необходимо отметить, что только за последние пять лет более чем в десять раз были увеличены оклады по воинским званиям, выходные пособия при увольнении с военной службы. Меры по материальному и моральному стимулированию лиц, отслуживших срочную военную службу, в том числе установление государственных льгот при поступлении в высшие образовательные учреждения, оказание практической помощи при устройстве на работу, способствовали росту престижа военной службы.

Каждый солдат, отслуживший срочную службу, получает единовременное денежное пособие в размере 16 минимальных размеров заработной платы – около 800 тысяч узбекских сумов. Это вместе с социальными программами, направленными на трудоустройство и адаптацию к гражданской жизни, помогает юношам найти свое место в обществе.

— Какие перспективные задачи поставлены перед армией высшим военно-политическим руководством?

— В праздничном поздравлении президента Республики Узбекистан – Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Ислама Абдуганиевича Каримова к Дню защитников Родины на этот вопрос дается развернутый ответ.

Важнейшая задача – продолжить начатое нами дело по формированию во всех отношениях современной, мобильной, хорошо вооруженной и оснащенной новым оружием и техникой армии, обеспечить системную и комплексную ее модернизацию.

В этой связи важнейшее значение приобретает системный и углубленный анализ современных вызовов и угроз безопасности в регионе. Необходимо выявлять тенденции и возможные последствия их развития в среднесрочной и долгосрочной перспективах, отслеживать и учитывать особенности возможного театра военных действий.

Важно также обеспечить реализацию комплекса мер по дальнейшему повышению эффективности управления и тесной координации всех видов и родов войск, четкого взаимодействия частей и подразделений на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях, быть готовым к отражению и нейтрализации любых попыток вторжения и нарушения границ нашей страны.