Airshow China 2018: Россия представила в Китае новейшие разработки
Объединенная двигателестроительная корпорация представила на выставке в Чжухае свои разработки в области гражданского и военного двигателестроения

Ключевые компании авиационно-космической отрасли России представили на выставке Airshow China 2018 свои новейшие разработки в военной и гражданской сферах, обсудили текущие и перспективные проекты сотрудничества с китайскими партнерами.

Александр НОВИКОВ

Airshow China – крупнейшая авиационная выставка в Китае. Она проводится с 1996 г. под патронажем Государственного совета КНР, а также Министерства гражданской авиации, Министерства авиационной промышленности, Совета по содействию международной торговле и правительства города Чжухай.

«Россия одной из первых откликнулась на приглашение китайской стороны принять участие в дебютном Airshow China в 1996 году. К 2018 году выставка наряду с российским МАКС вошла в пятерку крупнейших авиакосмических салонов в мире, и Рособоронэкспорт с большим удовольствием отмечает ее огромное влияние на глобальные тренды в мировой авиации. Сегодня российская экспозиция в Чжухае является одной из наиболее представительных и масштабных из всех международных выставок с нашим участием», – заявил генеральный директор компании Рособоронэкспорт Александр Михеев.

На объединенной российской экспозиции, организатором которой выступал Рособоронэкспорт, были представлены стенды 14 головных предприятий-разработчиков и производителей продукции для Военновоздушных сил, войск ПВО и космоса. Среди них: АО «Вертолеты России», Концерн ВКО «Алмаз – Антей», АО «ОДК», ПАО «ОАК», АО «КРЭТ», АО «КТРВ» и Госкорпорация «Роскосмос». Всего российские компании продемонстрировали гостям выставки более 200 образцов вооружения и военной техники.

Одним из основных событий Airshow China 2018 стала презентация макета российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.

Объединенная авиастроительная корпорация представила на своей экспозиции модели самолетов Су-35, Су-32, МС-21-300, Як-152, Як-130, Ил-96-400М, Ил-112В, МТС, Бе-200, Бе-103, SSJ100 и CR929.

«Авиасалон в Китае – важнейшая для нас зарубежная выставка, на которой мы будем вести активную работу с нашими китайскими партнерами в рамках развития совместной программы создания дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета CR929 и других проектов, поэтому масштабы нашего участия в выставке растут год от года», – заявил президент ОАК Юрий Слюсарь.

В ходе выставки в Китае ОАК представила свой, уже ставший традиционным, обзор рынка гражданской авиации на следующие 20 лет. Китай является одним из основных драйверов роста рынка АТР, а Азиатско-Тихоокеанский регион в целом, согласно прогнозам ОАК, будет самым емким в мире по потребности в новых самолетах до 2037 г.

Как отдельно отметили в ОАК, в Азиатско-Тихоокеанском регионе ведется активная работа по продвижению самолетов-амфибий производства и разработки ТАНТК им. Бериева, уникальные характеристики которых позволят странам региона «использовать их с максимальной гибкостью и эффективностью».

Одним из наиболее ярких событий Airshow China 2018 стала презентация полномасштабного макета перспективного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) CR929. Макет позволил продемонстрировать потенциальным заказчикам и будущим пассажирам уровень комфорта салона для пассажиров экономического класса. Базовая версия лайнера CR929-600 в трехклассной компоновке будет способна перевозить 280 пассажиров на расстояние до 12 000 км. Семейство самолетов будет состоять также из модификации с удлиненным (CR929-700) и укороченным (CR929-500) фюзеляжем.

Интерьер лайнера CR929.

«Сотрудничество России и Китая по программе широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета – выдающийся пример кооперации в мировом авиастроении. Конкурентоспособность на высокоразвитом глобальном рынке гражданской авиации, особенно в самом ресурсоемком и сложном сегменте широкофюзеляжных самолетов, требует объединения усилий, ресурсов, преимуществ каждого из партнеров. Это касается и экономики, и технологий, и опыта, и человеческого капитала. Наши компании – ПАО «ОАК» и СОМАС – показывают пример такой глубокой кооперации в рамках программы CR929», – заявил Юрий Слюсарь.

Главный конструктор CR929 от российской стороны Максим Литвинов рассказал, что программа CR929 находится на этапе эскизного проектирования и отбора поставщиков основных систем и оборудования, который завершится до конца 2019 г. В результате будет сформирован окончательный облик самолета. Также он отметил, что, по договоренности с СОМАС, Инженерный центр по разработке ШФДМС будет расположен в России.

Год назад в Шанхае было зарегистрировано совместное предприятие ОАК и СОМАС – CRAIC (ChinaRussia Commercial Aircraft International Corp. Ltd.). Оно выполняет функцию оператора программы. Сферы ответственности СП – производство, реализация, послепродажное обслуживание, маркетинг, бизнес-планирование и управление программой. Итоговая сборка самолетов также будет проходить в Шанхае.

Холдинг «Вертолеты России» в Чжухае впервые представил в рамках выставки в Азии натурные образцы своей техники – вертолеты Ми-171А2 и «Ансат». Кроме того, на стенде «Вертолетов России» демонстрировались модели вертолетов Ми-171А2, «Ансат» и Ка-32А11ВС, а специалисты холдинга проводили для потенциальных заказчиков презентации о конкурентных преимуществах вертолетов отечественного производства.

После Airshow China 2018 вертолеты Ми-171А2 и «Ансат» отправились в демонстрационный тур по Юго-Восточной Азии.

«Китай является одним из ключевых эксплуатантов вертолетной техники не только в Азии, но и в мире. На сегодняшний день здесь зарегистрировано более 400 российских вертолетов, но этот рынок продолжает активно расти, ему нужны современные гражданские машины, и мы готовы их предложить. Мы представим на Airshow China 2018 Ми-171А2 и «Ансат» – модели, по которым мы отмечаем предметный интерес со стороны китайских партнеров. Уже запущен процесс сертификации этих вертолетов в КНР, по «Ансату» он завершится в самое ближайшее время», – подчеркнул генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.

После авиасалона вертолеты Ми-171А2 и «Ансат» отправились в демонстрационный тур по странам Юго-Восточной Азии. Маршрут длиной почти 5 тысяч километров пролегал через Ханой (Вьетнам), Пномпень (Камбоджа), Бангкок (Таиланд) и Куала-Лумпур (Малайзия). В рамках тура прошли демонстранционные полеты, а также мероприятия для партнеров и потенциальных эксплуатантов, в ходе которых представители холдинга рассказывали о ключевых преимуществах российских вертолетов, системе их послепродажного обслуживания и финансовых инструментах для комфортного приобретения техники.

На «полях» Airshow China 2018 «Вертолеты России» заключили контракт на поставку 20 вертолетов «Ансат» в интересах Ассоциации медицины катастроф КНР. Машины будут переданы заказчику в многоцелевой комплектации. Компания China General Aviation Service подтвердила намерение о приобретении партии Ми-171А2. Шесть воздушных судов планируется изготовить и передать заказчику до 2022 г. «Вертолеты России» в рамках Airshow China 2018 также провели с китайской компанией United Aviation Technology переговоры по вопросу организации центра технического обслуживания и ремонта российских вертолетов в Шэньчжене.

На стенде Объединенной двигателестроительной корпорации.

Объединенная двигателестроительная корпорация представила на выставке в Чжухае свои разработки в области гражданского и военного двигателестроения. Гости стенда ОДК могли ознакомиться с российским гражданским двигателем нового поколения ПД-14, созданным для авиалайнера МС-21, двигателями АЛ-41Ф-1С и РД-93 для истребительной авиации, гражданским вертолетным двигателем ВК-2500ПС. На стенде ОДК была также представлена совместная с ФГУП «ЦИАМ» экспозиция образцов передовых технологий авиационного двигателестроения, которые будут применяться на перспективных двигателях ОДК.

В ходе салона состоялись переговоры ОДК с представителями китайских корпораций AVIC, CATIC, AECC, COMAC, на которых обсуждались вопросы сотрудничества при разработке, производстве и поставках перспективной продукции, сервисного обслуживания и ремонта двигателей.

«Китайская Народная Республика является одним из ключевых зарубежных партнеров корпорации, – заявил генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов. – Сегодня сотрудничество двигателестроительных отраслей России и Китая переходит к новому формату, включающему совместную разработку силовых установок, а также современных технологий и материалов. В последние годы активно развиваем гражданский вектор в этой области сотрудничества».

С 1992 г., когда начался современный этап российско-китайского сотрудничества в двигателестроении, Российской Федерацией поставлялись в Китай самолетные двигатели АЛ-31Ф/ФН, РД-93, Д-30КП2, Д-30КУ-154. Помимо этого в КНР было поставлено большое количество двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 для вертолетов марок «Ми» и «Ка».

В 2016 г. в Китае была сформирована корпорация Aircraft Engine Corporation of China (AECC), которая специализируется на разработке, производстве, обслуживании и ремонте авиационных двигателей для боевой и гражданской авиации. С этого времени AECC является ключевым партнером ОДК в Китае. Значимым событием стало подписание в сентябре 2017 г. в Пекине ОДК и AECC CAE меморандума о сотрудничестве по разработке газотурбинного двигателя для российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.

ОДК уделяет значительное внимание работе по содействию китайской стороне в поддержании исправности и сервисному обслуживанию поставленных ранее российских двигателей. Так, в 2017 г. на государственном машиностроительном заводе «Цзиньцзян» в г. Чэнду были завершены работы по освидетельствованию производства, предназначенного для капитального ремонта вертолетных двигателей семейства ТВ3-117/ВК-2500.

В рамках выставки ОДК представила свое видение развития рынка коммерческих авиадвигателей Китая и перспектив российских силовых установок для гражданской авиации. По оценке специалистов ОДК, емкость сегмента китайского рынка гражданских авиационных двигателей, в котором холдинг готов предлагать свои новейшие разработки, составит 12 500 силовых установок до 2037 г. Речь идет о двигателях для региональных, среднемагистральных и дальнемагистральных авиалайнеров. В данном сегменте продуктовая линейка ОДК будет представлена российско-французским двигателем SaM146 (базовое применение – Sukhoi Superjet 100), новейшим российским гражданским двигателем ПД-14 (базовое применение – МС-21), а в перспективе – двигателем ПД-35 для широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов.