«Объединенная авиастроительная корпорация готова к продолжению и укреплению сотрудничества с Индонезией и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона», – заявил директор по военно-техническому сотрудничеству ОАК Виктор Чернов в ходе выставки Indo Defence 2018. По его словам, «это касается и поставок самолетов, и расширения системы послепродажного обслуживания авиатехники». АТР – очень важный для Объединенной авиастроительной корпорации регион, в котором традиционно ведется сотрудничество со многими странами. «Это Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Мьянма», – отметил Виктор Чернов. Выставка в Джакарте – одно из основных мероприятий военно-технического сотрудничества в АТР. При этом Indo Defence – универсальная выставка, здесь представлена как авиационная техника и средства ПВО, так и вооружение для сухопутных войск и флота. |
«КОБРА ПУГАЧЕВА», «КОЛОКОЛ» И… «УМОЛЧАНИЕ»
На Indo Defence 2018 ОАК представила объединенную экспозицию всемирно известных предприятий: «Сухой», «Иркут», «МиГ», «Ил», «Бериев». Посетители могли ознакомиться с информацией о таких образцах отечественной авиационной промышленности, как истребители Су-35 и МиГ-35, перспективный авиалайнер МС-21, морской патрульный самолет Ил-114МП. Сегодня, параллельно с поставками истребителей, ОАК продвигает на рынок и учебно-тренировочные самолеты: уже хорошо известный и эксплуатирующийся в ВВС четырех зарубежных стран Як-130, а также новый УТС Як-152. «Это достаточно бюджетная машина для первоначального летного обучения – своего рода учебная парта, – отметил Виктор Чернов. – После него курсанты учебных заведений, готовящих военных летчиков, продолжают подготовку на более сложном типе – Як-130, который обеспечивает комфортный переход на сложные современные типы самолетов – как на «Сухие», так и на «МиГи».
Один из важнейших вопросов для ОАК сегодня – это обеспечение послепродажного обслуживания авиационной техники. «Наши предложения по комплексному послепродажному обслуживанию, во-первых, являются оптимальными для заказчика, а во-вторых, позволяют поддерживать очень высокую степень готовности авиапарка по техническому состоянию, – подчеркнул Виктор Чернов. – Как правило, это долгосрочные контракты, заключающиеся на срок от трех до пяти лет».
Особенность Азиатско-Тихоокеанского региона – большое количество прибрежных и островных государств – обусловила наличие в экспозиции самолетов-амфибий Бе-200 и Бе-103. Не стоит забывать, что Индонезия – самое крупное островное государство мира, к тому же – четвертое по численности населения. Поэтому, по мнению Виктора Чернова, поставки Джакарте Бе-200 могут стать одним из перспективных направлений сотрудничества. «С учетом географических особенностей и островной структуры Индонезии этот самолет мог бы решать как задачи пожаротушения и ликвидации последствий стихийных бедствий, так и, не нуждаясь в развитой сухопутной аэродромной инфраструктуре, мог бы перевозить пассажиров и грузы».
При этом, как подчеркнул Виктор Чернов, Индонезия «является давним и надежным партнером России в сфере авиации и обладает опытнейшим летным составом».
Подводная радиостанция IVA S/W. |
Следует отметить, что в 2018 г. исполнилось 60 лет с момента начала первых поставок советской продукции военного назначения в Индонезию. Первоначально страна получила вездеходы ГАЗ-69, а с 1958 г. начались поставки более серьезной техники: самолетов и боевых кораблей. Индонезия получила десятки истребителей МиГ-17, УТС МиГ-15УТИ, бомбардировщиков Ил-28 и транспортных самолетов Ил-14. ВТС с Джакартой Россия возобновила в 1990-х гг. Как отмечал генеральный директор АО «Рособоронэкспорт» Александр Михеев, «начиная с ноября 1992 года общий объем поставок продукции военного назначения в Индонезию составил более $2,5 млрд.». За это время были поставлены бронетранспортеры БТР-80А и боевые машины пехоты БМП-3Ф, автоматы Калашникова «сотой» серии, вертолеты типа Ми-35 и Ми-17, а также истребители семейства Су-27/30СК: в 2003 г. Индонезия приобрела два самолета Су-27СК, в 2010 г. – еще три модернизированные машины Су-27СКМ. В 2003 г. были заказаны два истребителя Су-30МК, а в 2008 и 2011 гг. – еще суммарно девять Су-30МК2.
В настоящее время самый интригующий вопрос в отношении российско-индонезийского ВТС – контракт на поставку этой стране многофункциональных истребителей Су-35. Согласно индонезийским источникам, переговоры между Россией и Индонезией о приобретении восьми машин этого типа на сумму $1,14 млрд. шли с начала 2016 г. Летом 2017 г. заказ был увеличен до 11 самолетов при той же стоимости с опционом на пять машин для формирования полноценной эскадрильи. Опцион планируется реализовать по мере появления средств в оборонном бюджете Индонезии.
В ВВС Индонезии Су-35 должны заменить устаревшие американские легкие истребителей F-5E/F Tiger II. В настоящее время помимо них, наших Су-27СК и Су-30МК/МК2 ВВС Индонезии располагают также 32 американскими F-16, в число которых входят как F-16A, так и 24 истребителя F-16C/D, поставленных из наличия ВВС США и модернизированных до уровня Block 32+. Такое распределение парка легких и тяжелых машин говорит о вполне разумном желании командования ВВС страны нарастить возможности боевой авиации за счет тяжелых многофункциональных Су-35, по своим характеристикам вплотную приблизившимся к истребителям пятого поколения.
В феврале 2018 г. появилась неофициальная информация, что контракт на покупку Джакартой 11 истребителей Су-35 подписан. Позднее помощник президента России по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин ее подтвердил. Однако санкционная политика США, направленная в значительной степени именно на вытеснение России с мирового рынка оружия, привела к необходимости скрывать подробности военно-технического сотрудничества, чтобы не подставлять под удар партнеров. В середине марта 2018 г. Владимир Кожин прямо сказал в интервью телеканалу «Россия 24», что США пытались сорвать этот контракт, а Индонезия подвергалась давлению со стороны Вашингтона при подготовке соглашения. Так что теперь и информация о будущем индонезийских Су-35 подчиняется двум законам из области медицины и стихосложения, один из которых гласит «не навреди», а второй предполагает наличие такой фигуры речи, как умолчание.
НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ АКВАЛАНГИСТОВ
На Indo Defence 2018 российская делегация продемонстрировала не такую масштабную, как авиатехника, но при этом весьма интересную новинку: мобильную радиостанцию беспроводной подводной связи. Это уникальная разработка: до сих пор на рынке не было устройств, позволяющих людям в легководолазном снаряжении свободно обмениваться речевой информацией между собой, а также с надводными и подводными плавсредствами, в том числе и через ледовый слой.
Технология разработана компанией IVA Technologies. Основными модулями подводной радиостанции, пока имеющей обозначение IVA S/W, являются приемопередатчик и приемопередающая антенна. В полнолицевой водолазной маске смонтирована гарнитура связи и контроллеры управления связью. Радиостанция позволяет организовывать связь в промежуточных слоях водной среды, в условиях гидроакустических шумов, а также в прибрежной зоне даже при наличии водорослей и других естественных и искусственных преград. Максимальная дальность передачи голосовой информации составляет 100 метров, предельная глубина – 30 метров.
По внешнему виду радиостанция представляет собой прямоугольную коробку с жесткой кольцевой антенной, закрепляющуюся на баллоне с воздухом на спине аквалангиста. По словам представителя IVA Technologies, радиостанция в том виде, в котором она была представлена на Indo Defence 2018, – это фактически демонстратор. Серийный образец будет значительно компактнее, кольцевая антенна получит эластичный корпус.
Уникальность подводной радиостанции позволяет надеяться на ее успешное продвижение не только на российском, но и на международном рынке. Интерес, проявленный специалистами к этой разработке в ходе выставки в Джакарте, вполне подтверждает эти надежды.
«ТИГРЕНОК» ВЫХОДИТ НА ТРОПУ ВОЙНЫ
Для Индонезии главным событием Indo Defence 2018 стала демонстрация нового среднего танка Tiger МТ, разработанного международным консорциумом в составе индонезийской компании PT Pindad, турецкой FNSS Savunma Sistemleri и бельгийской CMI Defense. В ходе выставки консорциум официально объявил о завершении разработки новой машины, которая получила местное названием Harimau (в переводе с индонезийского – «Тигр»).
Правительства Индонезии и Турции подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу совместной разработки и производства среднего танка (Modern Medium Weight Tank, MMWT) для Сухопутных войск Индонезии в ноябре 2014 г. Эта программа предполагала совместное проектирование и изготовление двух опытных образцов танка.
Целью программы является замена устаревших французских легких танков AMX-13, около 300 ед. которых состоит на вооружении СВ Индонезии. Изначально предполагалось, что именно MMWT станет основным образцом бронетанковой техники в составе СВ Индонезии с учетом ограниченных возможностей применения закупленных в Германии 62-тонных ОБТ Leopard 2А4 в условиях сложного рельефа Индонезии. Основным предназначением новой машины является поддержка действий пехотных подразделений, борьба с легкой и средней бронетехникой, включая разведывательные машины, БМП, БТР и машины боевого обеспечения.
Разработка проекта началась вскоре после подписания меморандума 2014 г. Основную работу по проектированию и постройке опытного образца машины выполнила компания FNSS (совместное предприятие турецкой Nurol Holding и британской группы BAE Systems). Базой для танка стала БМП Kaplan 30, которая, в свою очередь, является развитием линейки гусеничных боевых бронированных машин производства FNSS, восходящих корнями к американскому бронетранспортеру М113.
По результатам проведенного конкурса для MMWT была выбрана двухместная башня C3105 с нарезной 105-мм пушкой бельгийской компании CMI Defence. Башня оснащена автоматом заряжания, в ней размещаются командир и наводчик. Для стрельбы может использоваться широкий набор стандартных боеприпасов, а теоретически – также и 105-мм ракета Falarick с лазерной системой наведения украинской разработки.
Специалисты FNSS изначально предполагали широкое применение в конструкции нового танка, как и БМП Kaplan 30, готовых и давно отработанных технических решений, результатом чего стало оснащение машин дизельным двигателем Caterpillar C13 мощностью 711 л.с. и автоматической трансмиссией Allison/Caterpillar X300. Машина имеет классическую компоновку с задним размещением моторнотрансмиссионного отделения, торсионную подвеску. Ходовая часть позволяет танку Harimau развивать максимальную скорость 78 км/ч. Корпус танка – сварной из стальных бронелистов, дополнительно оснащается модульным пакетом пассивной композитной брони и пакетом защиты днища от мин. Броня обеспечивает защиту четвертого уровня по стандарту STANAG 4569 (то есть «держит» 14,5-мм пулю, выпущенную с расстояния 200 метров), но может быть доведена до пятого уровня, обеспечивающего защиту от 25-мм бронебойных подкалиберных снарядов на дистанции 500 метров. Длина корпуса – 7 м, ширина – 3,2 м, высота – 2,7 м. Боевая масса танка – около 35 т (более точная информация пока не раскрывается).
Средний танк нового поколения. Harimau по-индонезийски значит «Тигр». |
К 2017 г. были собраны два опытных образца и один корпус для взрывных испытаний. Основная часть испытаний опытного образца танка турецкой сборки проводилась на острове Ява летом 2018 г. Ходовые испытания начались в Бандунге, после чего танк был протестирован на маршруте, проходящем через Чипали, Тегал, Семаранг, Саранган, Кебумен, Субанг и Парампонг. Затем машина вернулась в Бандунг для проведения огневых испытаний, которые включали стрельбу по движущейся цели на ходу (Harimau двигался со скоростью 20 км/ч). В июле PT Pindad провела испытания на обстрел корпуса танка из стрелкового оружия и на подрыв на минах.
Тогда же было объявлено, что в 2019 г. планируется приступить к серийному производству среднего танка. На начальном этапе в производстве будут задействованы около 50 индонезийских компаний, а в перспективе их количество возрастет как минимум до 100. По условиям соглашения с FNSS, PT Pindad будет отвечать за продажи танков в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а FNSS – на рынки Африки.
Осенью 2018 г. PT Pindad объявила о намерении принять участие в тендерах Филиппин и Бангладеш на закупку средних танков. Начатый ВС Филиппин тендер предусматривает закупку 30 средних танков, Бангладеш – 100 танков. Как заявил директор PT Pindad Абрахам Мозе, средний танк Tiger MT на текущий момент является передовой разработкой и не имеет конкурентов на мировом рынке в своем классе. Он хорошо приспособлен для эксплуатации в регионе Юго-Восточной Азии, поскольку целенаправленно создавался для успешного выполнения боевых задач в жарком влажном климате, на грунтах с невысокой несущей способностью. По словам Абрахама Мозе, цена нового среднего танка будет ниже, чем у немецких Leopard 2A4, приобретенных Индонезией, однако на одном уровне со стоимостью южнокорейского танка (видимо имеется в виду K2 Black Panther).
Известно, что первый заказ инициатора разработки машин – индонезийского Министерства обороны должен составить 44 танка. Однако соответствующий контракт еще не подписан, его заключение ожидается после завершения сертификационных испытаний.
По всей видимости, индонезийско-турецкий «Тигр» станет первым средним (или легким) танком нового поколения, пошедшим в серийное производство. Первым, но не единственным. Осенью 2018 г. компания «Рособоронэкспорт» объявила о выводе на мировой рынок легкого плавающего танка «Спрут-СДМ1» производства концерна «Тракторные заводы». В активе российского конкурента – возможности воздушного десантирования, самостоятельного преодоления водных преград, а также орудие не «как у танка», а полностью идентичное устанавливающемуся на ОБТ – 125-мм гладкоствольная пушка.
Возможность создания легкого танка со 105-мм орудием предусматривается также в рамках проектов боевых машин пехоты CV90, ASCOD и создающейся на базе последней для ВС Великобритании гусеничной платформы Ajax. На Indo Defence 2016 свой вариант среднего танка для Индонезии продемонстрировала и немецкая компания Rheinmetall. Проект предлагалось реализовать на базе БПМ Marder в соответствии с требованиями ВС Индонезии.
Таким образом, сегодня мы наблюдаем весьма любопытный отход от казалось бы окончательно победившей концепции основного боевого танка и возвращение к делению бронетанковой техники на классы исходя из их боевой массы. Это объясняется слишком высокой стоимостью и избыточностью боевых возможностей ОБТ для ведения боевых действий против партизанских и террористических группировок, а ведь именно такая форма войны сегодня является основной для всех воюющих стран.
Немецкий Panzerkampfwagen VI Ausf. H1, более известный под обозначением «Тигр», – один из наиболее известных танков периода Второй мировой войны. Всемирную известность эта машина получила не только, или даже не столько из-за своих боевых качеств (революции в военном деле она не произвела), сколько из-за броского названия. Сегодня боевая машина с именем грозного представителя семейства кошачьих возвращается на поле боя, хотя и выступает в иной весовой категории – Pz-VI был тяжелым танком, Harimau же – средний. Посмотрим, удастся ли ему стать столь же узнаваемым брендом, как «чудо оружию» времен Третьего рейха. Но если продолжать параллели с изделием фирмы «Хеншель», то новый турецко-индонезийский танк можно назвать «Тигренком».