Индия была и остается важнейшим партнером России в сфере военно-технического сотрудничества. Со стороны может показаться, что эта фраза звучит как мантра – повторяемое много раз священное заклинание, которому в индуизме приписывается волшебная исцеляющая и одухотворяющая сила. |
Однако на самом деле никакого волшебства здесь нет ни для одной из сторон. Стратегический уровень взаимовыгодного партнерства в столь чувствительной сфере, как поставки вооружения и военной техники, – это повседневная реальность для наших стран, своего рода рутина, однако без какого-либо негативного подтекста. И нанести серьезный ущерб этому партнерству до сих пор не удавалось ни другим странам, прилагающим огромные усилия для проникновения и закрепления на индийском рынке продукции военного назначения, ни отдельным разногласиям между Россией и Индией по некоторым совместным программам (здесь, в частности, можно вспомнить проект создания среднего транспортного самолета МТА, об отмене которого недавно стало известно).
В ИНДИЮ С «ТРИУМФОМ»
Как бы ни хотелось кому-то разрушить альянс Москвы и Дели в сфере ВТС, сделать этого не удается. Основу боевой мощи индийских ВВС, Сухопутных войск и флота составляет российское оружие: многофункциональные истребители С-30МКИ, основные боевые танки Т-90, авианосец «Викрамадитья» с авиагруппой в составе палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. И этот список продолжает пополняться. В настоящее время ведется подготовка контракта на поставку Индии зенитных ракетных систем большой дальности С-400 разработки Концерна ВКО «Алмаз – Антей».
Выставке Aero India 2017 был посвящен спецвыпуск журнала «Национальная оборона». |
Межправительственное соглашение на поставку в Индию ЗРС С-400 «Триумф» было подписано в ходе российско-индийского саммита в октябре 2016 г. Как отметил в ходе аэрокосмического салона Aero India 2017 заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимир Дрожжов, Россия рассчитывает, что соответствующий контракт будет заключен уже до конца 2017 г. В настоящее время ведутся предконтрактные переговоры.
|
В дни проведения Aero India 2017 Вячеславу Дзиркалну, заместителю генерального директора Концерна ВКО «Алмаз – Антей» по внешнеэкономической деятельности, был задан вопрос о том, почему С-400 пользуется столь большим интересом на рынке высокотехнологичной продукции военного назначения. Ответ был прост: «На данный момент С-400 – лучшая система ПВО дальнего действия в мире». Этот факт подтверждает не только подготовка соответствующего контракта с Индией, но и уже заключенное соглашение о поставке «Триумфов» в Китай (контракт с КНР, как сказал директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов, в настоящее время находится на стадии производства). Китай совершенно очевидно достиг весьма существенного прогресса в деле разработки современных систем вооружения, однако по-прежнему предпочитает реализовывать чувствительные с точки зрения обеспечения национальной безопасности программы в сотрудничестве именно с Россией.
По понятным причинам какие-либо подробности готовящегося контракта с Индией на поставку ЗРС С-400 не раскрываются. Известно лишь – и это в ходе India 2017 подтвердил Вячеслав Дзиркалн – системы будут поставляться в Индию в готовом виде, ни о какой локализации их производства речи не идет.
А для того, чтобы удовлетворить требование Дели о трансферте технологий при закупке оружия зарубежного производства в соответствии с действующим в последние годы принципом «Make in India», предлагается организовать в стране систему послепродажного обслуживания на базе мобильного комплекса «РЕДИКОМ», разработанного входящим в «Алмаз – Антей» ГПТП «Гранит». «Мы предлагаем вариант оснащения уже имеющихся в Индии мощностей для осуществления послепродажного обслуживания нашей техники с последующей передачей необходимой документации и оборудования, что дало бы возможность индийским партнерам работать уже самостоятельно», – сказал Вячеслав Дзиркалн. «Концерн имеет право на осуществление обучения иностранных специалистов проведению сервисных работ», – подчеркнул заместитель генерального директора «Алмаза – Антея».
Передвижной ремонтно-диагностический комплекс «РЕДИКОМ» предназначен для технического обслуживания и восстановительного ремонта зенитных ракетных систем и комплексов, а также средств радиолокации на местах ее эксплуатации. Оборудование комплекса, размещенное в унифицированных кузовах-контейнерах, позволяет обслуживать и ремонтировать цифровую, цифро-аналоговую, аналоговую радиоэлектронную аппаратуру, механические и гидравлические агрегаты и узлы, системы жизнеобеспечения, шасси. Размещение мастерских в унифицированных кузовах-контейнерах, оснащенных полным набором систем жизнеобеспечения (кондиционеры, отопление, фильтро-вентиляционные установки), позволяет решать возложенные на комплекс задачи фактически в любых климатических зонах и погодных условиях.
Для соответствия принципу «Make in India» Россия предлагает организовать систему послепродажного обслуживания С-400 на базе мобильного комплекса «РЕДИКОМ». |
Рабочие места в мастерских оборудованы автоматизированными системами контроля и диагностики, что позволяет снизить время, необходимое для выявления неисправности в радиоэлектронной аппаратуре. Предусмотрены возможности хранения наборов ЗиП для осуществления ремонта.
Комплекс универсален и может использоваться для ремонта практически любой техники как отечественного, так и зарубежного производства. В последнем случае эксплуатанту необходимо предоставить лишь техническую документацию к образцам вооружения и военной техники, на основе которой специалисты «Гранита» разработают тест-программы для диагностики радиоэлектронного оборудования.
Помимо разработчика комплекса «РЕДИКОМ» ГПТП «Гранит» и создателя ЗРС С-400 НПО «Алмаз», на объединенном стенде Концерна ВКО «Алмаз – Антей» свою продукцию представили его дочерние общества: АО «ИЭМЗ «Купол», АО «УМЗ», АО «ВНИИРА», ПАО «НПО «Стрела», ПАО «Радиофизика» – разработчики и производители средств ПВО сухопутного и морского базирования, автоматизированных систем управления, радиолокационных станций и комплексов контроля воздушного пространства и наземной разведки.
В целом на выставке Aero India 2017 в экспозиции Концерна ВКО «Алмаз – Антей» был сделан акцент на модернизации и ремонте профильной продукции военного назначения, распространенной в Юго-Восточной Азии. Так, ИЭМЗ «Купол» представил программу модернизации ЗРК «ОСА-АКМ» до уровня ЗРК «ОСА-АКМ1», а УМЗ – модернизации зенитного ракетно-пушечного комплекса «Тунгуска» до уровня «Тунгуска-М1» и зенитной самоходной установки «Шилка» до уровня «Шилка-М4».
В настоящее время готовится расширение продуктового ряда Концерна, предлагающегося на экспорт. В частности, ведутся работы по оформлению паспорта экспортного облика ЗРК «Бук-М3». По внешнему виду (не говоря о значительно расширенных боевых характеристиках) за счет размещения ракет в транспортно-пусковых контейнерах новый комплекс заметно отличается от своих предшественников. Как отметил Вячеслав Дзиркалн, «разработчики изделия – специалисты НИИП имени Тихомирова – выступили с предложением дать экспортному варианту комплекса отдельное наименование. Предлагаемое название ассоциируется с наименованием первого поколения ЗРК в экспортном исполнении. В Концерне ВКО «Алмаз – Антей» рассчитывают, что широкая известность комплексов «Бук» за рубежом будет способствовать успешному продвижению на внешнем рынке ЗРК «Бук-М3Э». По нашим данным, по боевой эффективности среди мобильных комплексов класса средней дальности равных комплексу «Бук-М3» не существует».
Среди других образцов военной продукции, представленных Концерном ВКО «Алмаз – Антей» на Aero India 2017, следует отметить радиолокационные комплексы охраны объектов и границы, в частности, многоцелевая РЛС «Сова» разработки тульского НПО «Стрела» заинтересовала представителей Министерство внутренних дел и погранслужбу Индии.
«Помимо того, что мы представляем на этой выставке зенитные ракетные системы и комплексы, в этом году большое внимание мы уделили гражданской продукции, – сказал Вячеслав Дзиркалн в ходе Aero India 2017. – Концерн является законодателем мод в области автоматизированных систем управления воздушным движением (АС УВД), поэтому здесь проходит много встреч и переговоров именно по этой тематике».
Заместитель генерального директора Концерна ВКО «Алмаз – Антей» в частности отметил, что индийская сторона проявляет заинтересованность в поставках АС УВД разработки и производства Концерна, систем обзора летного поля (A-SMGCS), к первичным и вторичным радиолокаторам, системам и средствам связи, навигации, метеообеспечения. «Рассматриваются различные предложения модернизации технических средств аэронавигационной системы Республики Индия, организации совместного производства в рамках государственной программы «Make in India». На текущий момент возможность оснащения аэропортов Индии оборудованием АС УВД производства Концерна находится в стадии проработки. Помимо индийской стороны, также проявляют интерес к нашему оборудованию такие страны, как Мьянма, Вьетнам, Иран, Индонезия», – заявил Вячеслав Дзиркалн.
Здесь важно отметить, что «Алмаз – Антей» планирует дальнейшее расширение линейки высокотехнологичной гражданской продукции. Концепция развития Концерна предусматривает, что стратегическое значение в этом сегменте будет иметь гражданское приборостроение, радиоэлектроника, создание автоматизированных систем управления, автономных энергетических установок, развитие энергосберегающих технологий и технологий для переработки и утилизации для нужд ЖКХ, медицины, транспорта, связи, безопасности и промышленного производства.
То есть речь в данном случае не идет о производстве, например, бытовой электроники и других товаров народного потребления – попытки переориентировать ОПК на штамповку кастрюль уже имели место в 1980-1990 гг. и продемонстрировали свою полную несостоятельность, граничащую с вредительством. Каждый сегмент промышленности должен заниматься своим делом, тем более что трансферт высоких технологий из военной в смежные гражданские сферы – это уже отработанный в мировой практике прием, неоднократно доказавший свою эффективность.
ИНДИЙСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ ТЕНДЕР – НОВАЯ СЕРИЯ
Главной авиационной интригой авиасалона Aero India 2017 была ситуация вокруг планирующейся закупки Индией крупной партии (200 единиц) однодвигательных истребителей – наследие так и не реализованной до конца программы MMRCA. Министр обороны Индии Манохар Паррикар в ходе выставки раскрыл некоторые детали этого проекта.
Истребители должны быть собраны в стране в рамках концепции «Make in India» с масштабной передачей технологий.
Планируется, что истребители Су-30МКИ ВВС Индии пройдут глубокую модернизацию до версии «Супер Сухой». |
Как сообщил местным СМИ Манохар Паррикар, на текущий момент в проекте лидируют две компании – американская Lockheed Martin с F-16 bloсk 70 (F-16V) и шведская Saab с JAS 39E/F Gripen. Министр сказал и о F/A-18E/F Super Hornet американской фирмы Boeing, хотя эта тяжелая двухдвигательная машина явно не подходит под условия готовящегося тендера. Является ли это заявление ошибкой или свойственной Индии вариативностью – пока не ясно. Во всяком случае, F/A-18E/F уже участвовал в знаменитом тендере в рамка программы MMRCA, в котором также должны были участвовать многофункциональные истребители среднего класса.
По словам Манохара Паррикара, выбранный самолет будет собираться на созданном в Индии предприятии, специально построенном под проект в рамках предлагаемого стратегического партнерства. После выбора модели самолета Индия в течение определенного периода времени определит исключительно индийские частные компании в качестве субподрядчиков.
Отвечая на вопросы журналистов о том, что якобы уже принято решение по переносу завода по сборке F-16 в Индию, министр обороны заявил, что сам узнал об этом из СМИ, хотя и не отрицал того факта, что такие переговоры действительно велись с администрацией Барака Обамы. Администрация Дональда Трампа, по его мнению, может иметь другую точку зрения на эту и другие программы, и индийское руководство готово их обсудить, понимая, что любая сделка такого масштаба должна соответствовать приоритетам политики США.
Шведская фирма Saab готова предложить Индии не только последнюю сухопутную модификацию истребителя Gripen – JAS 39E/F, но и палубную версию этой машины, которая пока существует только в виде модели. |
|
Как бы то ни было, но в ходе Aero India 2017 шведская фирма Saab развернула небывало бурную деятельность по продвижению своего истребителя на индийский рынок. Представители компании заявляли о максимально возможной передаче технологий Индии, а также продвигали на выставке палубную версию «Грипена» для новых индийских авианосцев, работа по созданию которых уже началась.
Проект создания морской версии JAS 39E/F пока еще не вышел из бумажной стадии, хотя, по словам представителей компании Saab, постройка летного образца истребителя начнется «очень скоро». Поскольку шведский флот не располагает авианесущими кораблями, первый полет морского «Грипена» состоится с палубы авианосца «третьей страны». Основной кандидат на эту роль – США, поскольку вряд ли шведам удастся достичь понимания в этом вопросе с Парижем, который рассчитывает самостоятельно продать Индии свой палубный Rafale M.
Помимо продвижения на индийский рынок JAS 39E/F, Saab предлагает в качестве либо отдельной, либо дополнительной опции повышение боевых возможностей легкого истребителя Tejas индийской разработки. Шведы готовы интегрировать на борт этого самолета свою РЛС, аналогичную устанавливающейся на «Грипене», а также оснастить Tejas подвесным контейнером с малогабаритной РЛС с ФАР, которая позволяет применять с борта истребителя всеракурсные ракеты класса «воздух-воздух».
Россия также будет участвовать в тендерах на поставку Индии 200 новых истребителей и палубных машин для перспективных авианосцев. Наши претенденты – МиГ-35 и МиГ-29К/КУБ. Как сказал в ходе Aero India 2017 Владимир Дрожжов, российское предложение на первый конкурс было подано еще до официального начала тендерных процедур.