|
Ми-38. |
В то время, как в некоторых других промышленных отраслях России заметен спад деловой активности, связанный со сложной внешнеполитической обстановкой и экономической ситуацией, выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2016, проходившая в конце мая в Москве, продемонстрировала успешное развития российского вертолетостроения как в технологическом плане, так и в рамках международной кооперации. В этом году выставка собрала 224 компании, в их числе – 44 зарубежных из таких стран, как США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Австрия, Бельгия, Норвегия, Канада, ЮАР и Чехия. |
На HeliRussia 2016 было представлено 16 натурных образцов вертолетов, которые наглядно продемонстрировали богатство и многообразие российской вертолетной индустрии: среди продемонстрированных моделей – как исключительно российские, так и модели, построенные с применением зарубежных узлов и агрегатов, а также вертолеты иностранного производства и машины зарубежной разработки, построенные в России.
В частности, на HeliRussia 2016 был впервые показан новый многоцелевой вертолет Ми-171А2 в оффшорной версии. Ми-171А2 символизирует собой синтез опыта и талантливых решений конструкторов советской школы вертолетостроения, воплотившихся в семействе вертолетов Ми-8/17, с новейшими материалами, электронными технологиями и разработками, ставшими доступными в XXI веке. Специалисты КБ Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля внесли более ста принципиальных изменений в конструкцию сертифицированного по нормам EASA Ми-171А1, оснастили вертолет новейшими двигатели ВК-2500ПС-03 производства компании «Климов» и комплексом авионики КБО-17 производства Ульяновского конструкторского бюро приборостроения. Изготавливает опытные образцы вертолета Улан-Удэнский авиационный завод холдинга «Вертолеты России», там же будет осуществляться и серийное производство Ми-171А2. Сертификация этой винтокрылой машины запланирована на 2017 г.
На HeliRussia 2016 был в очередной раз продемонстрирован и другой, не менее значимый российский вертолет – Ми-38. В этот раз демонстрировалась почти серийная машина. Этот вертолет средне-тяжелого класса открывает новый весовой сегмент в линейке отечественной вертолетной техники. Спроектированный Московским вертолетным заводом им. М.Л. Миля и выпускающийся на Казанском вертолетном заводе Ми-38 оснащен двигателями ТВ7-117В разработки компании «Климов», сертифицированными в 2015 г., и комплексом авионики ИБКО-38 производства Группы «Кронштадт» с индикацией данных на пяти ЖК-дисплеях. Ми-38 – один из самых высокоавтоматизированных вертолетов в мире: пилотажно-навигационный комплекс позволяет выполнять в автоматическом режиме полет по маршруту, посадку, висение и стабилизацию на любом режиме полета.
Ми-38 в транспортной конфигурации имеет сертификат типа, который подтверждает соответствие конструкции вертолета требованиям российских и иностранных авиационных норм.
Одной из заметных новостей выставки стало решение Министерства обороны России закупить Ми-38 для нужд Военно-космических сил. Транспортная версия вертолета Ми-38 позволяет наращивать функционал и расширять область его применения, создавая специализированные версии, в том числе «арктический» вариант вертолета по аналогии с Ми-8АМТШ-ВА. Вертолет Ми-38 в военно-транспортной модификации пройдет ряд летных испытаний на соответствие требованиям заказчика, а по их результатам будут спланированы дальнейшие закупки этой машины для нужд ВКС.
Достигнута договоренность о поставке военному ведомству трех Ми-38 с опционом еще на пять машин.
Ми-171А2 в оффшорной версии. |
Заместитель генерального директора Казанского вертолетного завода Игорь Бугаков в ходе HeliRussia 2016 сообщил, что поставки военно-транспортной версии Ми-38 планируется начать в 2018 г., а коммерческого варианта – в конце 2018 или начале 2019 г. Первым гражданским оператором может стать компания «Роснефть», которая рассматривает возможность использования Ми-38 для обслуживания нефтедобывающих платформ на шельфе.
Выставка HeliRussia из года в год собирает большое количество компаний различного профиля, которые занимаются разработкой, производством и обслуживанием систем вертолетов и иной авиационной техники. Не стала исключением и выставка этого года, на ней выступили со своими новинками и показали перспективные разработки все крупные отраслевые холдинги: «Технодинамика», КРЭТ, ОДК, ОПК и «Швабе» Госкорпорации «Ростех», а также группа «Кронштадт».
В ходе выставки компания «Технодинамика» сообщила о старте работ по проектированию двигателей нового поколения для российских вертолетов: в рамках программы импортозамещения разрабатываются маршевые двигатели серии ТД-700, предназначенные для легких вертолетов «Ансат» и Ка-226Т. Предполагается, что моторы семейства ТД-700 в течение четырех лет смогут заменить двигатели производства Pratt & Whitney Canada PW207K и Turbomeca (Safran) Arrius 2G1, которыми сейчас оснащаются эти вертолеты.
Новые двигатели, в отличие от западных моделей, будут рассчитаны на более широкий диапазон эксплуатационных температур и получат широкие возможности для форсирования мощности.
КРЭТ представил комплекс бортового оборудования для вертолетов и самолетов авиации общего назначения КБО-42Т, а также продукцию для нового ударного вертолета Ми-28НЭ «Ночной охотник» – нашлемную система целеуказания и индикации НСЦИ-В, бортовую радиолокационную станцию Н-025Э и лазерную станцию оптико-электронного подавления из состава оптико-электронной системы защиты самолетов и вертолетов «Президент-С». Лазерная станция оптико-электронного подавления предназначена для противодействия всем существующим и перспективным ракетам с тепловыми головками самонаведения. Первые образцы станции уже переданы на «Роствертол» для оснащения вертолетов, предназначенных для иностранных заказчиков.
Также КРЭТ продемонстрировал комплекс радиоэлектронной борьбы для вертолетов «Рычаг-АВМ». Планируется, что производство комплекса начнется в 2017 г., а поступление в войска – в 2018-2019 гг. В частности, такой комплекс может устанавливаться на модернизированные вертолеты Ми-8АМТШ-ВА.