KADEX 2016: к широкой кооперации
Международная выставка вооружения и военно-технического имущества Kazakhstan Defence Expo (KADEX) в Астане – один из самых «молодых» вернисажей оборонной индустрии

БМП «Барыс» с боевым модулем «Байкал» стала «звездой» выставки KADEX 2016.

Впервые KADEX состоялся в 2010 г. и сразу же завоевал популярность. И не только у государств Центральной Азии, но и в весьма далеких от этого региона странах. Не стала исключением и выставка KADEX 2016, состоявшаяся 2-5 июня в столице Казахстана. В ней приняли участие более 350 фирм и организаций, из которых примерно треть казахстанские. Россию под эгидой «Рособоронэкспорта» представляли 40 предприятий, продемонстрировавшие в натурных образцах, в моделях и макетах свыше 250 образцов военной техники и вооружения (ВВТ).

Елена ЕЛКИНА

Александр ФЕДОРОВ

АСТАНА – МОСКВА

Между Вооруженными Силами Казахстана и Концерном ВКО «Алмаз – Антей» существуют давние и прочные связи. На вооружении Сил воздушной обороны и Сухопутных сил этой центральноазиатской республики состоят разнообразные зенитные ракетные комплексы производства российского концерна. Так, совсем недавно в Казахстан для укрепления Единой региональной системы противовоздушной обороны на безвозмездной основе поставлены зенитные ракетные системы С-300ПС. По просьбе Астаны на KADEX 2016 демонстрировался натурный образец автономного боевого модуля ЗРК малой дальности «Тор-М2КМ», который выпускается входящим в концерн Ижевским электромеханическим заводом «Купол».

По сравнению с широко известным ЗРК «Тор-М2Э» боевой модуль «Тор-М2КМ», предназначенный для защиты самых разных объектов от ударов средств высокоточного оружия, а также для уничтожения малоразмерных самолетов, вертолетов, дистанционно управляемых летательных аппаратов, то есть возможных средств террористических атак, имеет ряд преимуществ. У него увеличены зоны поражения по дальности и высоте. Он может размещаться на любой платформе грузоподъемностью не менее 20 т. Комплекс можно перевозить на внешней подвеске вертолетов Ми-26Т, которые имеются на вооружении ВВС Казахстана, или в грузовых отсеках транспортных самолетов Ил-76. В стационарном варианте модули ЗРК можно устанавливать на крышах зданий, на буровых платформах и т.д. Образец, демонстрировавшийся на KADEX 2016, был размещен на шасси автомобиля КамАЗ. И это не случайно. Такие машины, в том числе и военного назначения, выпускаются совместным российско-казахстанским предприятием «КамАЗ-Инжиниринг» в Кокшетау.

Автономный боевой модуль ЗРК малой дальности «Тор-М2КМ».

Презентация «Тор-М2КМ» на KADEX 2016 вызвала большой интерес у представителей Министерства обороны Казахстана. Комплекс привлек пристальное внимание делегации Министерства обороны Белоруссии, а также посланцев других государств, приехавших на выставку. Экспозицию Концерна ВКО «Алмаз – Антей», на которой была представлена продукция входящих в объединение НПО «Алмаз» (ЗРС С-400 «Триумф» и С-300ПМУ2 «Фаворит»), ИЭМЗ «Купол» (различные модификации ЗРК «Тор» и модернизированная ЗРК «Оса-АКМ1»), Ульяновского механического завода (ЗРК средней дальности «Бук-М2Э» и ЗПРК «Тунгуска-M1»), НПО «Стрела» (РЛС «Сова», «Фара-ВР» и 1Л277), посетили более 20 официальных иностранных военных делегаций. «В целом выставка оправдала наши ожидания, – заявил заместитель генерального директора концерна по внешнеэкономической деятельности Вячеслав Дзиркалн. – Мы получили тот результат, на который рассчитывали».

Огромным вниманием пользовалась и экспозиция АО «НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ). Это объединение демонстрировало на открытой площадке модернизированный танк Т-72 с системой управления огнем и тепловизионным прицелом в новой комплектации. Машина ориентирована для действий в городских условиях. Генеральный директор УВЗ Олег Сиенко сказал: «Для всех Т-72, в том числе для танков, произведенных для казахстанской стороны, предусмотрена программа модернизации. Сейчас мы хотим расширить пакет модернизации до уровня Т-72Б3. В рамках двустороннего сотрудничества мы также планируем программу обучения казахстанских специалистов».

Разведывательная машина, оснащенная средствами наблюдения НПО «Стрела».

Внимание специалистов привлекли 82-мм минометы 2Б24 и 2Б25 «Галл», дистанционно управляемые модули разработки и производства нижегородского ЦНИИ «Буревестник», входящего в корпорацию «УВЗ». Благодаря небольшой массе (45 кг) и возможности быстрой разборки на составные элементы, миномет 2Б24 позволяет достигать высокой маневренности, эффективно и своевременно выполнять задачи ведения боевых действий в современных условиях. Его скорострельность составляет 20 выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы – более 6000 м, а минимальная – около 100 м. Из походного (разборного) положения в боевое миномет приводится за 30 секунд.

Модернизированный танк Т-72 Уралвагонзавода.

Миномет 2Б25 «Галл» по габаритам меньше 2Б24. Его масса не превышает 13 кг, а расчет состоит из двух человек. Прицельная дальность стрельбы – от 100 до 1200 м. У него есть огромные преимущества: он стреляет бесшумно, без выброса пламени и дыма. Это оружие не заменимо для оснащения сил специальных операций и разведывательных подразделений.

Несомненно, «звездой» KADEX 2016 стала колесная бронированная машина пехоты «Барыс» («Ирбис», или «Снежный барс»). Она – плод широкой кооперации казахстанских, южноафриканских и российских специалистов. Шасси БМП с колесной формулой 8х8 разработано южноафриканской Paramount Group на базе бронетранспортера Mbombe 8. Его боевая масса – 28 т, длина – 7,8 м, высота по крыше корпуса – 2,6 м, ширина – 2,9 м. Дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 500 л.с. позволяет развивать максимальную скорость по шоссе до 110 км/ч. Запас хода по шоссе – до 800 км. Экипаж состоит из трех человек, еще семь – десант. Это весьма продвинутая бронированная платформа. На «Барысе» ее венчает необитаемый боевой модуль «Байкал» с дистанционно управляемой 57-мм автоматической пушкой АУ-220М разработки ЦНИИ «Буревестник».

БМП «Барыс» – плод сотрудничества Казахстана с ЮАР и Россией.

Первоначально «Байкал» создавался для российско-французской бронированной машины «Атом». Однако после того как фирма Renault Trucks Defense вышла из этого проекта в связи с объявленными против России санкциями, Уралвагонзавод принялся налаживать кооперацию с другими партнерами. В феврале прошлого года на выставке IDEX 2015 стало известно о планах УВЗ и эмиратской компании Emirates Defense Technologies размещать на колесной БМП Enigma дистанционно управляемую пушку ЦНИИ «Буревестник». Потом на выставке RAE 2015 в Нижнем Тагиле была продемонстрирована боевая машина пехоты «Деривация» на базе БМП-3 с модулем «Байкал». И вот теперь на KADEX 2016 организовали презентацию еще одной БМП, шасси которой разработано в ЮАР, боевой модуль в Нижнем Новгороде, а собрана машина предприятием Kazakhstan Paramount Engineering в Астане.

На презентации «Барыса» генеральный директор УВЗ Олег Сиенко рассказал президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву об уникальных возможностях 57-мм пушки АУ-220М, которая может поражать любые из ныне существующих БТР и БМП, а также вертолеты, низколетящие самолеты и БЛА. Дальность ее стрельбы – до 12 км, скорострельность – 120 выстрелов в минуту.

Глава Уралвагонзавода сообщил журналистам, что сейчас рассматривается возможность установки боевого модуля «Байкал» на колесной бронированной машине российского производства. «Думаем, что это тоже будет формула 8х8. Неплохие наработки в этом направлении есть у компании Олега Дерипаски – «Русские машины», – заметил он. Очевидно, речь идет о новейшей колесной бронированной платформе «Бумеранг».

«Военно-промышленная компания» (ВПК), управляющая деятельностью военного бизнеса «Русских машин», демонстрировала в Астане бронеавтомобиль «Тигр» и БТР-82А. Обе эти машины состоят на вооружении казахстанских силовых структур.

Кстати, на KADEX 2016 генеральный директор «Военно-промышленной компании» Александр Красовицкий поделился очень интересной информацией о БТР-90 «Росток». Известно, что этот бронетранспортер был принят на вооружение Российской армии, но в серийное производство не пошел. Казалось бы, о нем все забыли. Все, но не в ВПК. По словам руководителя компании, на базе БТР-90 создан бесшумный бронетранспортер с гибридной энергоустановкой и электротрансмиссией. «Этот уникальный образец уже стоит в Нижнем Новгороде и ждет своего часа», – подчеркнул Александр Красовицкий.

Многоцелевой легкий вертолет «Ансат».

Казахстанский парк вертолетной техники российского производства сегодня составляет около 200 машин. В их ряду спасательные и военно-транспортные модификации семейства Ми-8/17, многоцелевые вертолеты соосной схемы винтов Ка-32A11BC, а также ударные вертолеты Ми-24В и тяжелые транспортные Ми-26Т. У Астаны есть планы по приобретению новых винтокрылых машин. До конца текущего года Россия поставит Казахстану четыре ударных вертолета Ми-35М. Ведутся переговоры о приобретении этой страной боевых вертолетов Ми-28НЭ «Ночной охотник».

Учебно-боевой самолет Як-130 на демонстрационной площадке KADEX 2016.

Помимо Ми-35М холдинг «Вертолеты России» представил на KADEX 2016 вертолеты «Ансат», Ми-171А2 и Ми-38. Многоцелевой легкий двухдвигательный газотурбинный вертолет «Ансат» одновинтовой схемы с рулевым винтом, запущенный в серийное производство в прошлом году на Казанском вертолетном заводе, может развивать максимальную скорость 275 км/ч и летать на расстояние свыше 500 км. С помощью быстросъемного оборудования вертолет может оперативно переоснащаться для выполнения широкого круга задач и применяться для перевозки грузов и пассажиров, использоваться для наблюдения, поисково-спасательных работ. Он имеет самую большую кабину в своем классе и способен транспортировать в ней до 1300 кг полезной нагрузки. В Астане демонстрировался медицинский вариант «Ансата», который вызвал большую заинтересованность казахстанских силовых и гражданских ведомств. Они также выразили желание познакомиться с учебным вариантом машины – «Ансат-У», более 30 единиц которых уже поставлены Вооруженным Силам России.

Истребитель Су-30СМ из состава ВВС Казахстана.

Ми-38 в медико-эвакуационном исполнении впервые показывался в Казахстане. Вертолет может применяться для перевозки грузов и пассажиров, использоваться в качестве поисково-спасательного, а также патрульного для контроля морских акваторий.

В Казахстане планируется создать предприятие по лицензионной сборке вертолетов Ка-226Т соосной схемы винтов. Он отличается превосходной управляемостью и энерговооруженностью. Машины этой модели оснащаются современным пилотажно-навигационным оборудованием. Отсутствие рулевого винта и компактные габариты позволяют использовать посадочные площадки небольшого размера. В Казахстане предполагается также открыть центр сервисного обслуживания Ка-226Т.

На KADEX 2016 «Вертолеты России» заключили с Комитетом по чрезвычайным ситуациям МВД и другими ведомствами Казахстана меморандумы о намерениях по закупке вертолетной техники в период с 2016 по 2020 годы. Сейчас стороны согласовывают план-график поставок воздушных судов, их типы и количество.

В этом году Россия поставит Казахстану четыре вертолета Ми-35М.

Как заявил заместитель министра обороны Казахстана Окас Сапаров, военное ведомство республики рассматривает вопрос о приобретении у Объединенной авиационной корпорации, которая принимала участие в работе KADEX 2016, истребителей Су-35 поколения 4++. «Российская Федерация – наш партнер, – сказал он. – Восемьдесят процентов закупок вооружения и военной техники приходится на Россию. С каждым годом наши отношения только улучшаются».

Действительно, военно-техническое сотрудничество двух стран находится на высоком уровне. Это во многом объясняется тем, что Россия поставляет свою продукцию военного назначения в Казахстан по ценам, близким к внутренним, то есть они ниже, чем на мировом рынке. Таможенные правила в рамках Евразийского экономического союза еще более упростили ВТС двух государств.

Беспилотный ударный летательный аппарат Wing Loong I китайского производства, состоящий на вооружении ВВС Казахстана.

Однако это не означает, что Астана в военно-техническом сотрудничестве держит равнение исключительно на Москву. Совсем нет. Во-первых, Казахстан ориентируется на всемерное развитие собственной оборонной промышленности – модернизацию и создание новых высокотехнологичных предприятий, выпускающих ВВТ. Во-вторых, Астана для своих Вооруженных Сил стремится получать лучшее из имеющегося на мировом рынке, но по умеренной цене.

На выставке KADEX раз от раза становится больше казахстанской продукции военного назначения, созданной в кооперации с зарубежными фирмами. В этом году, например, на открытой площадке можно было познакомиться с местной версией 122-мм реактивной системы залпового огня «Град» разработки предприятия «Казтехнологии». Эта РСЗО размещается на платформе автомобиля КамАЗ с колесной формулой 6х6. Машина с бронированной кабиной оснащена автоматизированной системой управления огнем и навигационной системой. РСЗО может вести огонь разными боеприпасами, в том числе турецкими снарядами Т-122 с дальностью поражения до 40 км.

А вот другой красноречивый пример. Если совместное предприятие Kazakhstan Paramount Engineering только готовится к производству БМП «Барыс», то бронированная колесная машина (БКМ) «Арлан» («Волк») с колесной формулой 4х4 уже серийно выпускается. Она создана на базе южноафриканского бронетранспортера Marauder. Ранее его лицензионное производство было налажено в Азербайджане. Машина отличается усиленным противоминным бронированием. Корпус имеет компоновку типа «разнесенная броня» с V-образным днищем. Уровень защиты от взрыва мины составляет до 8 кг в тротиловом эквиваленте под корпусом и до 14 кг под каждым колесом. На БКМ можно навешивать дополнительную броню. Для трех членов экипажа и семи десантников имеются противовзрывные сиденья для противодействия взрывной волне при боковых взрывах и подрывах на минах. Цельную защиту личного состава и живучесть экипажа обеспечивает бронированная капсула боевого отделения. Боевой вес «Арлана» – 16 т, максимальная скорость – 100 км/ч. Машина в базовой комплектации оснащена стабилизированным дистанционно управляемым боевым модулем «Сарп» с 12,7-мм пулеметом. Предусмотрена установка кондиционера.

Боевая колесная машина «Арлан» – плод сотрудничества Казахстана с ЮАР.

На базе БКМ «Арлан» создано целое семейство бронеавтомобилей специального назначения. В их числе машина с турельной установкой на четыре ПЗРК «Игла» и разведывательно-дозорный автомобиль. Обе машины демонстрировались на выставке.

Как сообщило Министерство обороны Казахстана, на KADEX 2016 с турецкой судостроительной компанией Dearsan Ship Construction Industry был подписан меморандум о приобретении ракетно-артиллерийского корабля для Военно-морских сил республики. Речь, судя по всему, идет о новой модификации патрульного корабля типа Tuzla полным водоизмещением 400 т, длиной 55,75 м, шириной 8,85 м и 25-узловой максимальной скоростью хода. Для турецких ВМС на стапелях Dearsan построено 16 таких кораблей. Они предназначены преимущественно для охраны баз и портов. Их вооружение включает спаренную 40-мм артиллерийскую установку Oto Melara, два стабилизированных 12,7-мм пулемета фирмы Aselsan, четырехствольную реактивную бомбометную установку с гидроакустической станцией Simrad SP92 Mk II. С некоторой долей натяжки эти патрульные корабли можно отнести к малым противолодочным кораблям, хотя они, конечно, ближе к большим противодиверсионным катерам.

Разведывательная машина на базе БКМ «Арлан».

Компания Dearsan также выполнила заказ на поставку десяти таких кораблей для ВМС Туркменистана. Часть из них – для Береговой охраны – практически аналогична базовой версии, но без противолодочного вооружения. Другие корабли – для ВМС – напротив, имеют гораздо более мощное вооружение. Помимо спаренной 40-мм артустановки, двух крупнокалиберных пулеметов и РБУ на них размещены две двухконтейнерные пусковые установки для противокорабельных ракет Marte ER или Exocet MM40 Block 3 производства западноевропейского концерна MBDA, две дистанционно управляемые турельные установки с ПЗРК и два дистанционно управляемых 25-мм автомата. Комплектующие для этих кораблей изготавливаются в Турции, а окончательная сборка осуществляется на судостроительно-судоремонтном заводе в Туркменбаши (бывшем Красноводске).

Зенитная установка с ПЗРК «Игла» на базе БКМ «Арлан».

Очевидно, в Казахстане хотят перенять опыт Туркменистана. Поэтому и был выбран проект ракетно-артиллерийского корабля на базе ПК Tuzla.

Практически одновременно с меморандумом о приобретении турецкого корабля был подписан аналогичный документ с немецкой фирмой Abeking & Rasmussen. «Военно-морские силы Казахстана проводят мониторинг современных ракетных кораблей с ударным противокорабельным ракетным комплексом, – заявил в этой связи командующий ВМС страны вице-адмирал Жандарбек Жанзаков. – Одна из германских компаний изъявила желание организовать на нашей территории производство этих кораблей. На этой выставке мы подписываем протокол о намерениях, и у компании будет основание для дальнейшей отработки по данному проекту».

Фирма Abeking & Rasmussen, основанная в 1907 г., – очень известная. На ее верфях построено свыше 6500 судов, преимущественно парусных и моторных яхт. Для ВМС она проектировала и строила только тральщики, для береговых охран – патрульные суда, одно из которых построено на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». Для ВМС Латвии в Риге собирались из немецких комплектующих небольшие патрульные корабли с малой площадью ватерлинии типа Skrunda. Ракетными кораблями это германское предприятие никогда не занималось. Но, вполне вероятно, может освоить и их производство. Однако казахстанскую сторону, несомненно, в первую очередь привлекло желание Abeking & Rasmussen развернуть строительство таких кораблей на территории этой прикаспийской страны.

Патрульный корабль типа Tuzla.

Впрочем, меморандумы, протоколы о намерениях и даже предварительные контракты еще не означают, что все эти планы будут реализованы. У российских предприятий судостроительной отрасли здесь есть, увы, печальный опыт. Еще в 2010 г. в канун первой выставки KADEX был заключен предварительный контракт по сборке на уральском судостроительном заводе «Зенит» малых ракетно-артиллерийских катеров проекта 20970 «Катран», специально разработанных ЦМКБ «Алмаз» под требования ВМС Казахстана. Эти небольшие корабли с отлично сбалансированным вооружением предназначены для выполнения разных задач: ударных, патрульных и противодиверсионных. Сделке дал добро сам президент Нурсултан Назарбаев, который ознакомившись с проектом на KADEX 2010, сказал: «Будем строить!». Однако «катраны» так и не дошли до стапеля.

Модель малого патрульного корабля типа Skrunda фирмы Abeking & Rasmussen.

Много лет тянулись переговоры о строительстве для ВМС Казахстана малых ракетных кораблей проекта 21362 «Торнадо» из ставшего сегодня знаменитым семейства «буянов» Зеленодольского ПКБ. И тоже результат нулевой.

Только одно российское предложение было принято Казахстаном – о строительстве на питерском Средне-Невском судостроительном заводе рейдового тральщика проекта 10750Э разработки ЦМКБ «Алмаз», получившего название «Алатау». Он сейчас преступает к заводским ходовым испытаниям. Однако обещанного заказа на второй корпус пока не последовало.

Еще один пример казахстано-российского сотрудничества в военно-морской области – строительство на заводе «Зенит» в Уральске пограничных кораблей проекта 0300 «Барс» и ракетно-артиллерийских кораблей проекта 250 «Барс-МО». Оба корабля созданы на базе небольших судов-снабженцев проекта 22180 разработки Северного ПКБ. Но если ПСКР проекта 0300 вполне соответствуют своему предназначению, то «барсы-МО» можно отнести к ракетно-артиллерийским кораблям с натяжкой. При полном водоизмещении 240 т и максимальной скорости хода 23-28 узлов они несут комплекс «Барьер-ВК» с противотанковыми управляемыми ракетами украинского производства, предназначенными для поражения небольших морских целей, ЗРС «Арбалет-К» с ПЗРК «Игла» и 30-мм шестиствольную артиллерийскую АК-360. То есть это неплохо вооруженные патрульные корабли, но серьезный противник им не по зубам.

Модель малой подводной лодки «Пиранья-Т» на стенде ОСК.

Есть несколько причин, которые тормозят развитие ВТС Казахстана в сфере военно-морских вооружений. Во-первых, в Астане понимают, что в случае угрозы берегам республики с морских направлений всегда можно обратиться к Москве за содействием, и Каспийская флотилия ВМФ РФ придет на помощь. Во-вторых, главные источники угрозы видятся на сухопутных границах и от террористических организаций. Поэтому первостепенное внимание уделяется оснащению Сухопутных сил и Сил воздушной обороны, а также подразделений специальных операций и обеспечения правопорядка. В-третьих, Казахстан так же, как и Россия, по-прежнему относится к числу государств преимущественно с сырьевой экономикой. Падение мировых цен на нефть и уголь не самым лучшим образом отразилось на финансах страны. Приходится выбирать приоритеты. И здесь военно-морской вектор не относится к ключевым. В-четвертых, ВТС с Россией в области кораблестроения сегодня связано с определенными рисками. В проектах кораблей, предлагавшихся Астане, немало комплектующих – агрегатов, приборов и вооружения – нероссийского производства. Программа импортозамещения еще далека до завершения. Конечно, эти проблемы решаемые, но они требуют выстраивания определенных схем и времени. Но зачем себя лишний раз утруждать и ломать голову, когда можно обратиться к зарубежной фирме, не знающей таких забот?

Рейдовый тральщик «Алатау» проекта 10750Э перед началом ходовых испытаний.

И все-таки на стенде российской Объединенной судостроительной корпорации на KADEX 2016 всегда было многолюдно. Представители ВМС азиатских стран очень интересовались малыми ракетными кораблями проекта 21362 «Торнадо» и других модификаций «буянов», ракетными катерами «Скорпион» и «Катран», малыми подводными лодками типа «Пиранья-Т», тральщиками проектов 12702 и 10750Э. Они действительно обладают большим экспортным потенциалом, и выставка в Астане стала хорошей площадкой для демонстрации их возможностей.

Представители ВМС разных государств были частыми гостями на стенде ОСК.