«Иркут» открывает новые направления
Новый российский лайнер МС-21 может стать бестселлером на рынке Латинской Америки

В ходе выставки FIDAE 2016, проходившей в столице Чили Сантьяго, президенту Чили Мишель Бачелет были представлены проект нового российского среднемагистрального пассажирского самолета МС-21, а также амфибия Бе-200 и другие новые образцы российского авиапрома, в частности региональный самолет SSJ100.

Илья КЕДРОВ

САНТЬЯГО – МОСКВА

МС-21 – ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ

Как заявил генеральный конструктор – вице-президент по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации, гендиректор РСК «МиГ» Сергей Коротков, разработанный Корпорацией «Иркут» лайнер МС-21 «будет, наверное, самым востребованным в своем сегменте машин пассажировместимостью 120 кресел». Главная задача – вывести новую машину на латиноамериканский рынок после завершения ее создания и сертификации.

Как отметил глава департамента регионального маркетинга Корпорации «Иркут» Виктор Личаев, работы по проекту МС-21 ведутся строго по графику. После выкатки машины, намеченной на июнь, в декабре 2016 г. должен состояться ее первый полет. В настоящее время на Иркутском авиазаводе ведется сборка нескольких самолетов, предназначенных для летных и статических испытаний.

К Як-130 проявляют интерес сразу несколько стран Латинской Америки.

Оценивая потенциал МС-21 на латиноамериканском рынке, следует, по мнению Виктора Личаева, учитывать тот факт, что местным авиакомпаниям в период до 2035 г. нужно будет приобрести около 1800 среднемагистральных лайнеров размерности МС-21. Доля нового российского самолета на этом рынке может составить 100-150 машин. Поэтому уже сейчас наряду с переговорами с авиакомпаниями по поводу продаж МС-21 ведется работа по формированию в регионе сети послепродажного обслуживания. В частности, в настоящее время совместно с властями одного из штатов Бразилии изучается возможность создания там инфраструктуры для поддержки продаж и послепродажного обслуживания лайнеров МС-21.

Начало серийного производства МС-21 запланировано на 2017 г. Напомним, что МС-21 – это семейство пассажирских самолетов нового поколения, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. В рамках программы в настоящее время разрабатываются самолеты МС-21-300 (160-211 мест) и МС-21-200 (130-176 мест). Использование передовых технических решений в области аэродинамики, двигателестроения, установка самолетных систем последнего поколения и новые решения в области комфорта обеспечивают самолетам семейства конкурентные преимущества над существующими и модернизированными самолетами других производителей.

Для того чтобы превзойти самолеты других марок, при создании МС-21 сделана ставка на инновационные решения, внедрение которых в конструкцию лайнера позволит добиться наилучших технических характеристик в классе. Для уменьшения массы и, соответственно, меньшего расхода топлива в конструкции применены композиционные материалы и перспективные металлические сплавы. В частности, МС-21 получит так называемое «черное», то есть композитное крыло большого удлинения. Впервые в мировой практике было принято решение внедрить в производство метод вакуумной инфузии и автоматизированную выкладку сухого углеродного наполнителя, что позволило создать интегральные элементы конструкции консолей крыла воздушного судна. Такое решение позволит повысить топливную эффективность на 6-8%. В целом ожидается, что по топливной эффективности МС-21 превзойдет такие самолеты, как Airbus 320neo и Boeing 737MAX, а китайский С919 по этому показателю оставит далеко позади.

Диверсификация производственной линейки – создание принципиально нового пассажирского самолета в дополнение к суперуспешным как на внешнем, так и на внутреннем рынке истребителям семейства Су-30МК/СМ – важнейшая задача как для самой Корпорации «Иркут», так и для страны в целом. Олег Демченко не раз говорил, что если Россия не сможет создать такой самолет, как МС-21, то гражданской авиации у нас больше не будет. Нет сомнений в том, что «Иркут» успешно доведет процесс создания МС-21 до конца. Наличие уже на сегодняшний день твердых предоплаченных контрактов на поставку 175 новых лайнеров можно считать хорошим стартом для нового российского гражданского самолета. Так что гражданская авиация у нас все-таки будет. Это тем более важно в сегодняшний реалиях, когда стало окончательно очевидно, что возлагать все надежды на зарубежную технику в чувствительных для национальной безопасности секторах, к которым относится и транспорт, – весьма недальновидно и опасно.

Для повышения боевых возможностей Як-130 «Иркут» в инициативном порядке оснастил его лазерным дальномером.

Что касается военного сегмента продуктового ряда Корпорации «Иркут», то на рынке Латинской Америки в настоящее время имеются перспективы у учебно-боевого самолета Як-130. «Потребность есть, мы это чувствуем, – сказал Сергей Коротков. – Обучение летного состава – первостепенная задача, и здесь Як-130 мог бы стать очень полезным приобретением».

Виктор Личаев, в свою очередь, отметил, что к Як-130 проявляют интерес сразу несколько стран региона. С ними ведутся интенсивные консультации, ряд переговоров состоялся непосредственно в ходе салона FIDAE 2016. Он отметил, что многие потенциальные заказчики Як-130 интересуются перспективой наращивания его боевых возможностей и Корпорация «Иркут» активно работает для реализации этих пожеланий. Фактически на базе Як-130 может быть создан легкий штурмовик. Серийно выпускающаяся версия Як-130 может нести ракеты класса «воздух-воздух» Р-73Э с ИК головками самонаведения и корректируемые авиабомбы KAБ-500Кр с телевизионной системой наведения, а также обычные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг, неуправляемые ракеты, подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л и подвесные топливные баки. Защиту самолета от поражения управляемыми ракетами обеспечивают два контейнера РЭП с устройством выброса пассивных помех.

«Иркут» в инициативном порядке предпринял ряд мер для наращивания боевых возможностей машины. На опытном образце Як-130 установлен лазерный дальномер, предназначенный для визуального распознавания наземных и надводных целей и измерения наклонной дальности до них. Дальномер позволяет успешно выполнять боевые задачи по поражению наземных целей в горных условиях. Эта машина была впервые продемонстрирована в ходе авиасалона МАКС-2015. В составе ее оборудования также был продемонстрирован разработанный в Беларуси бортовой комплекс обороны (БКО) «Талисман-НТ», который призван существенно повысить выживаемость Як-130 при выполнении ударных миссий. Этот БКО предназначен для обеспечения защиты самолета от всех типов авиационных и зенитных управляемых ракет с активными (полуактивными) радиолокационными, оптико-электронными (инфракрасными и полуактивными лазерными) головками самонаведения, от наземных систем ПВО, использующих зенитные управляемые ракеты с командной системой наведения. «Талисман-НТ» также обеспечивает защиту самолета от «дружественного огня» авиационных ракетных комплексов перехвата и наземных систем ПВО. К основным достоинствам комплекса можно отнести и то, что он способен автоматически, без участия летчика или оператора, ставить помехи всем облучающим радиоэлектронным средствам противника, при этом количество одновременно подавляемых бортовых и наземных РЭС не ограничено.

Виктор Личаев подчеркнул также, что авионика Як-130 имеет открытую архитектуру, поэтому на борт можно интегрировать системы, предложенные самим заказчиком.

Среди иностранных заказчиков Як-130 сегодня – Алжир, Беларусь, Бангладеш и Мьянма.

Кстати, вскоре после завершения авиасалона FIDAE 2016 заместитель министра обороны Юрий Борисов и президент ПАО «Корпорация «Иркут» Олег Демченко подписали государственный контракт на поставку ВКС РФ еще 30 учебно-тренировочных самолетов Як-130. В соответствии с условиями контракта, машины должны быть переданы заказчику до конца 2018 г.

Надо отметить, что Як-130 сегодня – это не просто учебный самолет, а составная часть учебно-тренировочного комплекса, который предлагает заказчикам Корпорация «Иркут». Комплекс включает учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры, самолет первоначального обучения Як-152, УБС для повышенной подготовки Як-130 и интегрированную систему объективного контроля. Этот комплекс позволяет реализовать все этапы подготовки военного летчика. Его важный элемент – Як-152 был впервые представлен на зарубежной выставке именно в ходе салона FIDAE 2016.

Осознавая свой возросший потенциал, Чили, как и другие страны региона, сегодня хотят самостоятельно выбирать нужные им самолеты.

Як-152 пока еще не встал на крыло. В настоящее время программа создания нового российского самолета первоначального обучения находится на этапе постройки первого опытного самолета, предназначенного для проведения летных испытаний. Основным заказчиком на сегодняшний день является Министерство обороны России, предполагается, что Як-152 будут закупаться и для ДОССАФ. О намерении приобрести самолет завило и ДОССАФ Республики Беларусь. В качестве будущих зарубежных покупателей рассматривается широкий круг стран, в том числе тех, которые имеют опыт эксплуатации самолета Як-52, и тех, кто уже использует УТС Як-130.

«ВЕГА» ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ ТРАГЕДИИ

«Учитывая специфику региона, Концерн ВКО «Алмаз – Антей» представляет на FIDAE 2016 продукцию как гражданского, так и военного назначения», – заявил заместитель генерального директора Концерна по производственно-технологической политике Александр Ведров.

Из продукции военного назначения были представлены зенитные ракетные системы и комплексы большой и средней дальности: С-300ВМ «Антей-2500», «Бук-М2Э», различные модификации ЗРК «Тор-М2Э», пушечно-ракетный комплекс «Тунгуска-М1», а также РЛС наземной разведки «Фара-ВР», 1Л277 производства НПО «Стрела» и РЛС обнаружения воздушных целей «Небо-СВУ», «Небо-УЕ», 55Ж6УМЕ, 55Ж6МЕ, 1Л121Е, 1Л-122Е производства ФНПЦ «ННИИРТ».

На FIDAE 2016 Концерн ВКО «Алмаз – Антей» широко представил свою гражданскую продукцию.

Как отметил Александр Ведров, на салоне FIDAE 2016 «Алмаз – Антей» уделил особое внимание представлению услуг по ремонту и модернизации средств войсковой ПВО, таких как ЗРК «Оса-АКМ», ЗПРК «Тунгуска-М», ЗСУ-23-4 «Шилка».

Что касается гражданской продукции Концерна ВКО «Алмаз – Антей», то ВНИИРА и НПО «ЛЭМЗ» продемонстрировали комплексы средств автоматизации (КСА) линейки «Синтез», КСА наблюдения и контроля аэродромного движения (НКАД) «Вега» и другие изделия, успешно внедренные при создании нового Центра управления полетами Московского авиаузла. «Стоит отметить уникальный опыт Концерна по проектированию аэропортов «с нуля» и оснащению их «под ключ», что является нашим преимуществом для потенциальных заказчиков из стран Латинской Америки», – сказал Александр Ведров.

Среди продукции НПО «ЛЭМЗ», представленной на FIDAE 2016, стоит отметить комплекс средств автоматизации управления наземным движением «Вега».

Комплекс предназначен для наблюдения и контроля за движением воздушных судов во время полета в районе аэродрома, при взлете и посадке, во время руления и стоянки, а также аэродромных транспортных средств. Комплекс позволяет анализировать обстановку и выдавать диспетчеру предупреждения о возможных конфликтных ситуациях и рекомендации по их разрешению.

Комплекс «Вега» обрабатывает и объединяет информацию от нескольких РЛС обзора летного поля «Атлантика», обзорного аэродромного радиолокатора, многопозиционной системы наблюдения (в состав которой входят радиомаяки, установленные на аэродромных транспортных средствах) и средств автоматического зависимого наблюдения, плановую и фактическую информацию о положении и траекториях самолетов, о погодных условиях в зоне аэропорта.

Внедрение такой системы позволяет исключить вероятность трагедий, аналогичных той, что имела место во Внуково, когда в результате столкновения со снегоуборочной машиной во время взлета потерпел катастрофу самолет, на борту которого находился главный управляющий нефтегазовой компанией Total Кристоф де Маржери.

Подобными системами уже оснащены аэропорты в Санкт-Петербурге, Сочи, Новосибирске, Хабаровска, подмосковный аэродром государственной авиации «Чкаловский». Ведутся работы по оснащению этой системой аэропорта «Внуково».

Элементы комплекса «Вега»..

НАЧИНАТЬ С ЧИСТОГО ЛИСТА ВСЕГДА СЛОЖНО

Подводя итоги работы Объединенной авиастроительной корпорации на выставке FIDAE 2016, Сергей Коротков отметил, что делегация ОАК провела много переговоров с представителями ряда латиноамериканских государств. Это, в частности, и Чили, и Аргентина, и Перу, и Колумбия. «Они хотят с нами сотрудничать, – подчеркнул Сергей Коротков. – Пугает новизна – раньше ведь здесь почти не было нашей авиационной техники. Возникают вопросы – как ее эксплуатировать и обслуживать? Когда ты начинаешь с чистого листа – то такие вопросы неизбежны. Но они понимают, что если, скажем, самолеты марки «МиГ» эксплуатируют более 20 стран мира, значит это хорошие самолеты. Что касается гражданской авиатехники, то большую положительную роль играет успешный опыт эксплуатации регионального лайнера Sukhoi Superjet 100 в Мексике».

Регион Латинской Америки сегодня активно развивается. Чили, например, имеет 60-е место в мире по уровню дохода на душу населения – это около $14,7 тыс. на человека. Для сравнения, в Бразилии – $11,7 тыс., а в России – $11,5 тыс. Осознавая свой возросший экономический потенциал, свою привлекательность для зарубежных компаний-производителей и инвесторов, здесь отказываются от господствовавшего раньше принципа «бери что дают, потому что это самое лучшее». Именно по такому принципу на протяжении многих лет многие страны получали на вооружение устаревшую, подержанную американскую военную технику, а также гражданские самолеты. Сегодня и военные, и бизнес хотят выбирать то, что им действительно нужно, что позволит и дальше развивать страну. Поэтому российская авиационная техника, обладающая лучшими параметрами по критерию «эффективность-стоимость», обязательно будет востребована в Латинской Америке.