Для охраны водных границ
Морской компонент XIX Международной выставки INTERPOLITEX 2015

Пограничный сторожевой корабль «Полярная звезда» выходит на испытания.

На международных выставках средств обеспечения безопасности государства (INTERPOLITEX), которые проводятся каждый октябрь в Москве, всегда можно познакомиться с новинками кораблестроения, предназначенными для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ, морских частей Внутренних войск, МВД, Федеральной таможенной службы и МЧС, а также с перспективными проектами, ориентированными на эти ведомства.

Александр МОЗГОВОЙ

Так было и на INTERPOLITEX 2015. Правда, на выставке этого года по каким-то причинам отсутствовала продукция таких традиционных участников форума, как Судостроительная фирма «Алмаз», Ярославский судостроительный завод, Рыбинская верфь, Костромской судомеханический завод, Московский судостроительный и судоремонтный завод, питерская фирма «Мнев и Ко». Может быть, это связано с несколько перенасыщенной выставочной программой текущего года. Судостроительные сюжеты присутствовали весьма весомо и на форуме «Армия-2015», и, само собой разумеется, на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, и на выставке «Нева-2015», и на «Дне инноваций МО РФ». Несомненно, на количестве участников INTERPOLITEX 2015 сказались и стесненные обстоятельства, в которых оказались предприятия из-за экономических трудностей, переживаемых страной.

Модель одной из версий пограничного сторожевого корабля на базе ракетно-артиллерийского катера проекта 12300 «Скорпион».

Как и следовало ожидать, самый значительный стенд морской тематики был у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). А на нем доминировали образцы продукции ЦМКБ «Алмаз» – ведущего российского разработчика пограничных сторожевых кораблей (ПСКР) и катеров (ПСКА) для Береговой охраны (БОХР). В алмазовской секции можно было познакомиться с моделями ПСКР проекта 10410 «Светляк», ПСКА проекта 12200 «Соболь» и проекта 12150 «Мангуст». Все они серийно строятся для нужд российской БОХР. Из новых разработок, пожалуй, можно назвать лишь еще одну версию ПСКР на базе ракетно-артиллерийского катера 12300 «Скорпион», который так и остался невостребованным отечественным ВМФ, хотя сейчас настало время выводить из состава флота по возрасту и заменять РКА проекта 12411 «Молния», составляющих основу ударных сил на всех морских и океанских театрах у российских берегов. Пограничная модификация «Скорпиона» предназначена для охраны территориального моря и прибрежных коммуникаций. Этот небольшой корабль полным водоизмещением около 600 т и длиной 60 м несет развитые средства обнаружения, навигации и связи. Его максимальная скорость хода – порядка 30 узлов с дизельной энергетической установкой и 35 узлов с газотурбинной, дальность плавания – 3500 миль, автономность – 15 суток. ПСКР вооружен 57-мм автоматической артиллерийской установкой А-220М, шестиствольным 30-мм автоматом АК-630М, двумя 14,5-мм пулеметами и ПЗРК типа «Игла». Имеется вертолетная площадка и ангар для размещения вертолета Ка-226.

Патрульно-противолодочный корабль PS-500.

К слову, на стенде рыбинского Судостроительного завода «Вымпел» можно было увидеть модель пограничного «Скорпиона» с несколько иным составом вооружения. На нем главный калибр представлен 100-мм автоматической пушкой А-190 «Универсал», а вертолетный ангар отсутствует.

По каким-то совершенно неведомым причинам ЦМКБ «Алмаз» не продемонстрировало модель своего новейшего детища – ПСКР проекта 22100 «Океан». Головной сторожевик этого типа «Полярная звезда», построенный Зеленодольским заводом имени А.М. Горького, начал испытания на Балтике 15 октября, то есть за пять дней до начала работы INTERPOLITEX 2015.

ПСКР этого типа – корабли нового поколения. Они должны прийти на смену ПСКР проекта 11351 «Нерей» и работать в суровых океанских приполярных акваториях. Их ледовый класс – Arc4, то есть эти сторожевики способны осуществлять самостоятельное плавание в разреженных однолетних арктических льдах при их толщине до 0,6 м в зимне-весеннюю навигацию и до 0,8 м в летне-осеннюю. Закрытые бак и корма позволят избегать обледенения. Навигационно-тактический комплекс дает возможность выполнять задачи в самых сложных условиях.

Модель перспективного многофункционального судна MVP-30 разработки ССЗ «Вымпел».

Район плавания «океанов» – неограниченный, то есть в случае надобности они могут нести службу и в тропиках. Дальность плавания ПСКР проекта 22100 – 12000 миль, автономность – 60 суток, водоизмещение – около 3000 т, длина – 91,8 м, ширина – 14,8 м, максимальная скорость хода – более 20 узлов. У «океанов» есть подруливающее устройство и складывающиеся успокоители качки. Они оснащены несколькими катерами и моторными шлюпками, предназначенными для использования в штормовых условиях (их можно спускать на воду и принимать на борт на ходу), а также краном-манипулятором. Поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС размещается в ангаре, а для взлета и посадки он использует площадку в кормовой части. Вооружение сторожевика достаточно традиционное для кораблей этого класса. Оно включает одну 76-мм артиллерийскую установку АК-176МА и два 12,7-мм пулемета.

Скоростной патрульный катер проекта 17MJ «Муром».

Самое главное отличие «океанов» от всех отечественных и многих зарубежных кораблей БОХР, пожалуй, состоит в обеспечении самых комфортных условий для 41 члена экипажа и двадцати человек приписного персонала. Они размещаются не в кубриках, а в удобных и уютных каютах на одного-двух человек.

На стенде ОСК Северное ПКБ тоже демонстрировало несколько своих разработок. В том числе ПСКР проекта 22460Э – экспортный вариант сторожевика типа «Охотник». Он практически ничем не отличается от базовой версии.

Северное ПКБ на INTERPOLITEX 2015 показало также патрульно-противолодочную версию корабля PS-500. Его водоизмещение – около 520 т, длина – 62 м, ширина – 11 м, осадка – 2,4 м, максимальная скорость хода в зависимости от типа энергетической установки – 28-35 узлов. Вооружение состоит из 57-мм автоматической артиллерийской установки А-220М, двух крупнокалиберных пулеметов и РБУ-6000 для поражения субмарин. Правда, обнаружить обтекатель гидроакустической станции, которая должна выдавать целеуказание для наведения бомбометной установки, в днищевой части модели PS-500 не удалось.

Напомним, что по проекту PS-500 во Вьетнаме был построен и передан в 2001 г. ВМС этой страны легкий ракетный корвет с бортовым номером HQ-381. Однако он редко отрывался от пирса. Его мореходные качества не отвечали спецификационным требованиям. Вот почему СРВ вынуждена была отказаться от серийного строительства кораблей типа PS-500 и наладила лицензионный выпуск РКА проекта 12418 «Молния» разработки ЦМКБ «Алмаз». В прошлом году на одной из вьетнамских верфей при участии Северного ПКБ началась модернизация HQ-381. Очевидно, этот опыт послужит импульсом для внесения необходимых корректив в проект PS-500.

Стенд рыбинского Судостроительного завода «Вымпел» лишь немного уступал по размерам экспозиции ОСК. Это и понятно. Предприятие – ведущий производитель пограничных скоростных сторожевых катеров проекта 12150 «Мангуст» и пограничных малых катеров проекта 21850 «Чибис» разработки ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева. В этом году в рамках программы импортозамещения завод начал сдавать Береговой охране «мангусты» с двигателями «Звезда» вместо дизелей немецкой фирмы MTU.

Катер «Ка-Хем 730» предназначен для работы на мелководных реках.

ССЗ «Вымпел» продемонстрировал на INTERPOLITEX 2015 модель перспективного многофункционального судна MVP-30 разработки конструкторского бюро завода. Его носовая оконечность и корпус выполнены по схеме Sea Axe, то есть «морской топор». Такая конструкция улучшает пропульсивные качества, позволяет «рассекать» волны на больших скоростях хода и не дает носу выпрыгивать из воды. Это, в свою очередь, повышает мореходные качества, снижает нагрузки на корпусные конструкции от ударов о волны и заливаемость палубы, повышает скорость. Как сообщил руководитель службы маркетинга завода Андрей Чекаев, на испытаниях модели MVP-30 в условиях, близких к реальным штормовым, ее не удалось ни потопить, ни опрокинуть. Остается пожелать успехов корабелам из Рыбинска в продвижении проекта MVP-30 к стапелю и морю.

«Озерная Верфь» из Шлиссельбурга показала на выставке натурный образец скоростного патрульного катера проекта 17MJ «Муром». Он может использоваться в качестве патрульно-инспекторского, штабного, спасательного, природоохранного и служебно-разъездного. Его водоизмещение – 24 т, длина – 18 м, ширина – 4 м, осадка – 0,8 м. С помощью водометных движителей «Муром» развивает 40-узловую скорость. Экипаж в зависимости от выполняемых задач состоит из 2-4 человек. Катер также принимает 6-8 человек спецперсонала или пассажиров.

Продукцию «Озерной верфи» приобретают ФГУП «Росморпорт», которое осуществляет управление морскими торговыми и специализированными портами, и Федеральная таможенная служба. Теперь, судя по всему, предприятие из Шлиссельбурга намеревается расширить круг своих клиентов, рассчитывая на заказы БОХР, МВД и МЧС.

Пограничный дебаркадер проекта 09662 «Пост» с солнечными батареями.

Натурным образцом была представлена и фирма «Ка-Хем Бот» из Красноярска. Катер «Ка-Хем 730» длиной 7,95 м, шириной 2,45 м грузоподъемностью 1200 кг и дальностью хода до 400 км развивает скорость 50-65 км/ч. Он имеет усиленную конструкцию и предназначен для работы на мелководных и порожистых реках. Катер годится для оснащения МВД, МЧС и подразделений спецназа.

А вот Судоремонтно-судостроительная корпорация (ССК) из Городца Нижегородской области занимается преимущественно сборкой несамоходных судов: плавдоков и плав-причалов. Для Береговой охраны это предприятие строит пограничные дебаркадеры проекта 09662 «Родшер». Они служат командными пунктами, плавбазами для катеров. С них осуществляется визуальный и радиолокационный контроль надводной обстановки прилегающих акваторий. Длина дебаркадера – 24,8 м, ширина – 13,52 м, водоизмещение – около 180 т. На выставке этого года ССК продемонстрировала новую версию дебаркадера под шифром «Пост». Он оснащен солнечными батареями для частичного обеспечения агрегатов и систем судна электропитанием.

Выставка INTERPOLITEX 2015 убедительно продемонстрировала, что отечественные разработчики и производители морской техники и в нынешние непростые времена не опускают руки и продолжают создавать корабли, катера и иные средства, способные достойно защитить водные границы России.