Le Bourget как репетиция МАКСа
Наш ОПК демонстрирует готовность к сотрудничеству с Европой, но контракты приберегает для российского авиасалона

«Что касается гражданской сферы, то мы не почувствовали изменения отношения наших партнеров, проекты реализуются в соответствии с обязательствами и по программе Sukhoi Superjet 100, и по программе МС-21, и по обсуждаемому с китайской компанией COMAC проекту  широкофюзеляжного самолета, который планируется создавать с привлечением широкой международной кооперации», – заявил президент ОАК Юрий Слюсарь в ходе проходившего в Ле Бурже авиасалона Paris Air Show 2015.

Илья КЕДРОВ

Игорь КОРОТЧЕНКО

ПАРИЖ – МОСКВА

Разного рода вопросы, так или иначе касающиеся того, как западные санкции в отношении России повлияли на российский авиапром, были наиболее популярными у журналистов в ходе общения Юрия Слюсаря с прессой. И ответ на них он дал исчерпывающий и вполне однозначный.

А вот на зрелищность Le Bourget 2015 и в конечном итоге на его качество в целом заметное похолодание отношений между Россией и Западом заметно повлияло.  В этом году, в отличие от Le Bourget 2013, «живых» российских боевых самолетов и вертолетов на парижском авиасалоне, естественно, не было. В летной программе не участвовали и российские пилотажные группы. Совершенно однозначно, ни летной программе, ни статической экспозиции это на пользу не пошло.

КУРС НА ВОСТОК

Исключением стал российский региональный лайнер Sukhoi Superjet 100, демонстрировавшийся в ливрее мексиканской авиакомпании Interjet. На юбилейном авиасалоне Le Bourget 2013 состоялась торжественная передача первого «Суперджета» мексиканскому перевозчику, в рамках салона 2015 г. был представлен уже 16-й борт, предназначенный Interjet.

Президент ОАК Юрий Слюсарь.

Говоря об эксплуатации Sukhoi Superjet 100 в Мексике Юрий Слюсарь отметил: «мы с радостью отмечаем, что самолетом довольны. Он показывает свою исправность, надежность безопасность. Для нас это вдвойне важно, так как Латинская Америка является одним из перспективных направлений».

На сегодняшний день парк SSJ100 мексиканской авиакомпании – самый массовый среди зарубежных заказчиков российского лайнера. Но в недалеком будущем, по всей видимости, наиболее крупным заказчиком «Суперджета» станет Китай: геополитический разворот России с Запада на Восток отразится и на географии экспортных поставок российского авиапрома.

Стоит напомнить, что 8 мая в Москве было подписано рамочное соглашение о создании лизинговой компании для поддержки продаж SSJ100 в Китае и в странах Юго-Восточной Азии. Согласно договоренностям, в течение трех лет российско-китайская лизинговая компания приобретет у АО «Гражданские самолеты Сухого» до 100 «Суперджетов» на общую сумму около $3 млрд. Юрий Слюсарь отметил также, что в ходе Le Bourget 2015 с китайскими коллегами был обсужден и актуализирован статус совместного проекта создания широкофюзеляжного среднемагистрального самолета. Партнером России в этом проекте выступает китайская авиастроительная корпорация COMAC, доли участия РФ и КНР – 50 на 50. Стоимость создания самолета по состоянию на 2014 г. оценивалась примерно в $13 млрд. Планируется, что первый летный экземпляр нового лайнера появится в 2021 г., а серийное производство может стартовать через 10 лет, в 2025 г. При постройке самолета планируется использовать компетенции ОАК по производству композитного крыла, которые нарабатываются по мере реализации проекта МС-21. Поэтому крыло будет изготавливаться компанией «АэроКомпозит» в Ульяновске, а фюзеляж планируется собирать в Китае. В целом доля композитных материалов в конструкции будущего широкофюзеляжного самолета составит около 50%. Как и в случае с МС-21, ставка на прогрессивные технологии позволит снизить общий вес машины, тем самым сделав ее более экономичной, а следовательно – более выгодной в эксплуатации для компаний-перевозчиков.

Открывая Le Bourget 2015, президент Франции Франсуа Олланд с удовольствием упомянул об экспортном успехе, наконец постигшем  истребитель Rafale.

Юрий Слюсарь сказал, что в настоящее время доля гражданского сегмента в структуре выручки ОАК составляет около 20%. Остальное приходится на долю военной продукции, которая для ОАК «является основой бизнеса и ключевым фактором». «В горизонте ближайших восьми-десяти лет наша задача – увеличить долю гражданского сегмента до 50%», – поделился планами президент ОАК.

По его словам, в рамках стратегии по увеличению доли гражданской продукции компания рассматривает в качестве ключевых несколько проектов, в первую очередь – серийно выпускаемый SSJ100. Следующей машиной, которая должна обеспечить прирост гражданского сегмента – МС-21. Создание этого лайнера выходит на финишную прямую. «В этом году мы ожидаем выкатки самолета МС-21 в Иркутске, в середине 2016 года ожидаем первый его вылет», – сообщил Юрий Слюсарь.

В дальнейшем к региональному SSJ100 и среднемагистральному узкофюзеляжному МС-21 должен добавится широкофюзеляжный российской-китайский самолет. Президент ОАК сказал также, что в настоящее время «дополнительно обсуждается с лизинговыми компаниями и авиакомпаниями проект турбовинтового самолета на 60-70 мест с использованием задела, который был создан при запуске турбовинтового Ил-114». Таким образом, согласно текущим планам ОАК будущая линейка гражданской авиатехники российского или совместного производства заполнит основные ниши внутрироссийских авиаперевозок и будет продвигаться на те рынки, на которых наиболее реально конкурировать с продукцией лидеров, таких как Airbus и Boeing.

Украинская премьера

Киевское ГП «Антонов» на Le Bourget 2015 представило новый транспортный самолет Ан-178, впервые поднявшийся в воздух 7 мая.

Ан-178 имеет максимальную грузоподъемность 18 т, максимальную дальность полета 5500 км. Машина может базироваться на различных аэродромах, включая грунтовые и высокогорные. Разработчики позиционируется Ан-178 как замену ветерану Ан-12. О начале создания этой машины на базе пассажирского Ан-158 фирма «Антонов» объявила 23 февраля 2010 г.

 

Что касается «непрофильной» для нынешнего Le Bourget темы военной авиации, то Юрий Слюсарь подтвердил успешное развитие программы создания истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50). «Те три новых образца, которые подключатся к летным испытаниям в 2015 году, позволят значительно расширить программу испытаний. В этой ситуации мы по-прежнему говорим о том, что переход на государственные испытания и поставка установочной партии ожидается в конце 2016 года – начале 2017 года, как нами с заказчиком обсуждалось и законтрактовано», – сказал президент ОАК. Он отметил также, что истребители Т-50 в процессе испытаний демонстрируют соответствие тем характеристикам, которые были изначально заявлены. При этом, как сообщил генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Владислав Масалов, завершен технический проект двигателя второго этапа для ПАК ФА, и уже в этом году планируется изготовить два двигателя-демонстратора. Владислав Масалов подчеркнул, что все работы по этому направлению ведутся в соответствии с графиком, оговоренном в госконтракте на создание нового двигателя.

Важным пунктом деловой программы ОАК на Парижском авиасалоне стали переговоры с представителями индийской стороны по реализации проекта создания среднего военно-транспортного самолета МТА. Вследствие ряда причин, не последнее место среди которых занимают чрезвычайно сложные и неспешные бюрократические процедуры, свойственные индийской системе заказа и производства продукции военного назначения, работа эта идет ни шатко ни валко. К настоящему моменту завершен этап предварительного проектирования нового транспортника, с технической точки зрения стороны готовы начать рабочее проектирование самолета. Индийская сторона согласовала оснащение самолета двигателем ПС-90. «Если успеем в короткое время создать конкурентоспособный продукт, то у него будут яркие перспективы. Мы будем призывать индийскую сторону максимально ускорить процедуру согласования и перейти к процессу проектирования самого самолета, так чтобы мы до 2020 года обеспечили первый вылет и начало летных испытаний», – сказал по этому поводу Юрий Слюсарь.

КОНТРАКТЫ? НА МАКСе!

В ходе Le Bourget 2015 АО «Гражданские самолеты Сухого» и авиакомпания «Якутия» подписали договор на поставку начиная с 2017 г. трех самолетов Sukhoi Superjet 100. Согласно условиям договора лайнеры будут поставлены в версии увеличенной дальности на 93 пассажирских места в конфигурации 8 мест бизнес-класса и 85 мест – эконом-класса. Реализация подписанного договора станет продолжением успешного сотрудничества «ГСС» и авиакомпании «Якутия», которая с начала 2013 г. эксплуатирует два самолета SSJ100 на внутренних и международных маршрутах. «После более чем двух лет эксплуатации SSJ100 в экстремальных климатических условиях северного региона, постоянного взаимодействия с производителем и внесения совместных предложений по усовершенствованию эксплуатации самолета, специалисты и руководство авиакомпании «Якутия» признают авиалайнер Sukhoi Superjet 100 перспективной машиной для развития парка воздушных судов авиакомпании «Якутия», – сказала генеральный директор авиакомпании «Якутия» Ольга Федорова.

Других громких событий, связанных с подписанием контрактов на поставку самолетов российского производств, в ходе салона не случилось. Как отметил президент ОАК Юрий Слюсарь, намечающееся подписание ряда крупных контрактов и презентации новых проектов было решено приурочить к российской выставке МАКС-2015.

Вместо A400M – С-130

В летной программе Le Bourget 2015 по традиции участвовал новый общеевропейский транспортник A400M.

19 июня Генеральная дирекция по вооружению МО Франции (DGA) приняла седьмой A400M из 50 заказанных. Стоит напомнить, что первый самолет этого типа ВВС Франции получили в сентябре 2013 г., хотя изначально планировалось, что поставки начнутся в 2009 г. Поэтому вряд ли стоит удивляться, что на второй день Парижского авиасалона представитель компании Lockheed Martin подтвердил факт подготовки контракта на поставку Франции четырех самолетов C-130.

Информация о том, что Минобороны Франции рассматривает возможность приобретения четырех C-130 в связи с очередной задержкой поставок A400M появилась в конце мая.

Окончательное решение о подписании контракта с Lockheed Martin может быть принято к концу 2015 г. В настоящее время французские специалисты решают, какую именно модификацию С-130 выбрать: «J» или «K».

«МЫ ОТКРЫТЫ ДЛЯ ДИАЛОГА С ЕВРОПОЙ»

Хотя в результате украинского кризиса, введения антироссийских санкций и общего похолодания в отношения между Россией и Западом сотрудничество в сфере оборонной промышленности с европейскими странами находится в точке замерзания, наш главный спецэкспортер – компания «Рособоронэкспорт» традиционно приняла участие в Le Bourget 2015. При этом наличие на ее стенде лазерной инерциальной навигационной системы ЛИНС-100РС, производящейся российско-французским совместным предприятия «РС Альянс», говорит о том, что климатический катаклизм в ВТС между Россией и Францией еще не перешел в область отрицательных температур. Во всяком случае, такое сотрудничество в интересах третьих стран по-прежнему возможно.

Начальник Департамента экспорта специмущества и услуг ВВС «Рособоронэкспорта» Сергей Корнев, возглавлявший делегацию компании на выставке, заявил: «Мы открыты для диалога с европейскими партнерами. Успешная практика сотрудничества за прошедшие годы показала растущий взаимный интерес к кооперации, совместным проектам, в том числе в интересах третьих стран». По его словам, в ходе Le Bourget 2015 делегация «Рособоронэкспорта» провела ряд встреч с представителями европейских компаний. Хотя, конечно, более продуктивными были встречи с традиционными и перспективными партнерами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.

В Париже российский спецэкспортер представил всю ключевую российскую авиационную технику и средства ПВО (а именно на сектор летательных аппаратов и зенитных вооружений приходится более половины от общего объема экспорта ВВТ по линии «Рособоронэкспорта»). Это истребители Су-35 и МиГ-29М/М2, учебно-боевой самолет Як-130, самолет-амфибия Бе-200, военно-транспортный Ил-76МД-90А, боевые вертолеты Ка-52, Ми-35М и Ми-28НЭ, ПЗРК «Игла-С», ЗРПК «Панцирь-С1», ЗРК «Тор-М2Э» и «Бук-М2Э», ЗРС «Антей-2500», а также все типы авиационных средств поражения, которые могут быть адаптированы для применения с самолетов и вертолетов иностранного производства.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ «АЛЛИГАТОР»

Маркетинговая работа прошлых лет по продвижению на рынок новых (в экспортной линейке) образцов летательных аппаратов начинает давать свои плоды. Как заявил Сергей Корнев, заключены первые контракты на поставку вертолетов Ка-52. «Вертолет «раскручивается», у него хорошие перспективы», – отметил представитель «Рособоронэкспорта». Получены от инозаказчиков заявки на поставку 25-30 Ил-76МД-90А в вариантах военно-транспортного самолета, заправщика и самолета дальнего радиолокационного обнаружения. Серийное производство Ил-76МД-90А разворачивается в Ульяновске, на заводе «Авиастар-СП». Как отметил Сергей Корнев, реализовать эти заявки можно будет после того, как «Авиастар-СП» выйдет на устойчивую серию. Ежегодный объем производства этих машин планируется увеличить до 10-12 штук к 2018-2019 гг. и до 18 – к 2021 г.

Начальник Департамента экспорта специмущества и услуг ВВС компании «Рособоронэкспорт» Сергей Корнев.

А вот подготовка контракта с КНР на поставку 24 истребителей продвинутого четвертого поколения Су-35 пока продолжается. И Сергей Корнев, и Юрий Слюсарь заявили о том, что надеются на подписание соответствующего соглашения до конца 2015 г. Учитывая демонстративный разворот России в сторону Поднебесной, обусловленный текущей международной обстановкой, красивым жестом стало бы подписание этого контракта на МАКСе. Однако в Китае не любят публичности в отношении своей оборонной сферы. Примером тому может служить контракт на поставку систем ПВО С-400, о заключении которого генеральный директор компании «Рособоронэкспорт» Сергей Исайкин официально сообщил в интервью газете «Коммерсантъ» в апреле 2015 г. – спустя более чем полгода с момента фактического подписания соответствующих документов.

Как бы то ни было, но продвижение Су-35 на рынок боевой авиации продолжается. Сергей Корнев, в частности, отметил, что машина будет участвовать в тендер, которые собираются объявить ВВС Индонезии.

Надо сказать, что индонезийские ВВС проявляют большой интерес к этому самолету. Как заявил в начале года местному агентству ANTARA главком ВВС Индонезии вице-маршал Агус Суприатна, лучшим вариантом замены устаревших американских легких истребителей F-5E/F Tiger II стало бы приобретение российских многофункциональных Су-35. Помимо нашего самолета в тендере, по всей видимости, примет участие традиционный набор конкурентов: Eurofighter Typhoon, JAS-39 Gripen и F-16 Block 52+. В настояшее время Индонезия располагает пятью российскими Су-27СК и 11 Су-30МК2, а также 15 американскими F-16, число которых в перспективе должно достичь 34 за счет выполняющегося в настоящее время контракта на посатвку из наличии ВВС США 24 истребителей F-16C/D, модернизированных до уровня Block 32+. Такое распределение парка легких и тяжелых машин говорит о вполне разумном желании командования ВВС страны нарастить возможности боевой аваиции за счет тяжелых многофункциональных Су-35, по своим характеристикам вплотную приблизившимся к истребителям пятого поколения, обзавестись которыми небогатым развивающимся странам пока не представляется возможным.

Из кукурузников в «Архангелы»

Американская компания IOMAX уже не первый раз представляет на Le Bourget свой легкий штурмовик Archangel, разработанный на баз сельскохозяйственного самолета АТ-802. В этот раз IOMAX объявила о начале поставок Объединенным Арабским Эмиратам усовершенствованных «Архангелов», предназначенных для патрулирования границ.

ОАЭ и IOMAX в сентябре 2014 г. подписали контракт на поставку 24 усовершенствованных в соответствии с требованиями ОАЭ самолетов Archangel в версии для ведения разведки, наблюдения и целеуказания (ISR).

ВВС ОАЭ первоначально получили 24 самолета патрулирования границ, тогда еще называвшихся не Archangel, а АТ-802U. Шесть из них позднее были переданы Иордании. Предположительно, теперь все оставшиеся АТ-802U будут заменены на 24 новых «Архангела». Завершение поставок намечено на 2016 г.

Archangel, созданный по эмиратским спецификациям, имеет модернизированную кабину пилотов, улучшенные лопасти воздушного винта, модифицированную выхлопную систему, сглаженные обводы кабины пилотов, измененную конструкцию крыльев и хвостового оперения, обтекатели шасси.

Неизвестно, планируется ли поставлять новые самолеты в ОАЭ вооруженными. Однако на шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном пилонах Archangel могут размещаться контейнеры с 12,7-мм пулеметами GAU-19B, управляемые авиабомбы GBU-12 и GBU-58, ПТУР AGM-114 Hellfire и турецкие UMTAS, 70-мм управляемые ракеты CIRIT. В качестве средств разведки и наблюдения могут использоваться контейнерная ЭО/ИК система, РЛС с синтезированной апертурой, индикатор движущихся целей.

Су-30МКИ ДОЗРЕЛИ ДО МОДЕРНИЗАЦИИ

Говоря об экспортных перспективах нашей авиатехники и других образцов высокотехнологичных систем вооружения, просто невозможно обойти стороной Индию, сохраняющую статус крупнейшего покупателя российской продукции военного назначения. Пока перспектив на поставку новых самолетов Дели не просматривается, хотя возможный срыв контракта на 36 французских истребителей Rafale откроет для российского авиапрома новые возможности.

Зато, как сообщил Сергей Корнев, с индийскими партнерами ведутся переговоры о комплексной модернизации истребителей Су-30МКИ. По его словам, часть парка Су-30МКИ ВВС Индии приближается к сроку капитального ремонта, при проведении которого оптимальным является модернизация ряда бортовых систем. Речь идет об обновлении РЛС, а также системы связи и передачи данных.

Ранее сообщалось, что ВВС Индии выражали заинтересованность в оснащении Су-30МКИ РЛС с активной фазированной антенной решеткой «Жук-АЭ», с возможностями которой индийские специалисты ознакомились в ходе испытаний истребителя МиГ-35, участвовавшего в программе MMRCA. Но в настоящее время более рациональным вариантом представляется модернизация РЛК Су-30МКИ за счет радара «Ирбис-Э», устанавливающегося на Су-35 или же РЛС с АФАР аналогичной той, которая войдет в состав радиолокационного комплекса истребителя пятого поколения FGFA, совместно разрабатывающегося Россией и Индией. Это позволит индийским ВВС сохранить паритет с авиацией НОАК, планирующей активное наращивание своих возможностей как за счет экспорта российских Су-35, так и за счет собственных самолетов пятого поколения. 

Так что, готовящееся соглашение на поставку Су-35 ВВС НОАК не только оживит российско-китайское военно-техническое сотрудничество, но и придаст новый импульс совместным работам с Индией. Остается надеется, что деловая программа салона МАКС-2015 станет богатой на новости такого рода.

 

Премьера с интригой

Премьерный показ истребителя JF-17 Thunder в парижском небе сопровождался интригой.

Накануне открытия Le Bourget 2015 коммодор авиации ВВС Пакистана Халид Махмуд подтвердил информацию о том, что разработавшие JF-17 китайская Chengdu Aerospace Corporation и пакистанская Pakistan Aeronautical Complex заключили первый экспортный контракт. Покупателя самолета он не назвал, добавив лишь, что JF-17 заказан страной из азиатского региона, а поставки начнутся в 2017 г.

Наблюдатели решили, что речь идет о Шри-Ланке, которая давно считается потенциальным заказчиком JF-17. Однако 23 июня представитель ВВС этой страны опровергло факт заключения такого контракта.

В марте 2015 г. в прессе появились неофициальная информация о подписании соглашения на поставку JF-17 Мьянме, так что, видимо, заявление коммодора Халида Махмуда относилось именно к этой стране.