Российские звезды парижского неба
В ходе Le Bourget 2013 состоялась первая зарубежная демонстрация Су-35 И Ка-52

Су-35, Ка-52 и Як-130 стали настоящими звездами прошедшего, юбилейного – пятидесятого салона Le Bourget 2013. Впервые за многие годы отечественное участие в крупнейшем и одном из старейших авиасалонов мира полностью удалось. Об этом лучше всего свидетельствовали восторженные заголовки во французской прессе. Действительно, то, что выделывал в воздухе Сергей Богдан, управлявший Су-35, иной оценки кроме превосходной заслужить просто не может. После него пилотаж остальных участников летной программы выглядел скучной рутиной.

Илья КЕДРОВ

ПАРИЖ – МОСКВА

СУ-35 – ЗВЕЗДА САЛОНА

Пилотаж уровня Сергея Богдана, конечно, вряд ли доступен строевому летчику, да и далеко не все из его пируэтов в небе будут необходимы в реальном воздушном бою. Однако возможности Су-35 по сверхманевренности в ходе летной программы Le Bourget 2013 он раскрыл полностью, вряд ли какой-нибудь другой серийный, состоящий на вооружении истребитель, относящийся к четвертому поколению (да и к пятому тоже), сможет превзойти Су-35 по этому показателю.

Сергей Шойгу и Михаил Погосян на стоянке Су-35.

Сверхманевренность – одна из основных характеристик, отличающих истребители пятого поколения от предшественников. Как известно, Су-35 обладает и другими особенностями конструкции, по которым эта машина вплотную приблизилась к пятому поколению. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Су-35 имеет современное БРЭО, построенное на основе цифровой информационно-управляющей системы, снижающее нагрузку на пилота и позволяющее ему в одиночку действовать в режиме многофункциональности. В дополнение к РЛС с пассивной ФАР самолет оснащен оптико-локационной станцией, что в комплексе обеспечивает пилоту полноту информации об обстановке в небе. Концепция планера, разработанная в 1970-х гг., конечно, не позволяет добиться радикального снижения заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, однако и в этом направлении при создании Су-35 был выполнен комплекс мероприятий, позволяющих снизить его заметность для РЛС противника. Кроме того, Су-35 может взаимодействовать в рамках АСУ тактического звена при нанесении ударов по наземным целям и поддерживать обмен данными с различными воздушными группировками.

В целом, Су-35 на сегодняшний день – это один из лучших образцов многофункционального боевого самолета, представленного на мировом рынке. Поэтому не удивителен и интерес потенциальных покупателей к этой машине.

Заместитель генерального директора компании «Рособоронэкспорт» Александр Михеев.

Как отметил на пресс-конференции в ходе Le Bourget 2013 заместитель генерального директора компании «Рособоронэкспорт» Александр Михеев, после того, как Су-35С поступил на вооружение ВВС РФ и началось его серийное производство, «Рособоронэкспорт» совместно с компанией «Сухой» сформировал большую программу продвижения этого самолета на международные рынки. Эта программа утверждена ФСВТС. «Сегодня мы находимся в активной фазе маркетинговой работы. Помимо тех стран, которые уже эксплуатируют самолеты семейства Су27/30, Су-35 интересен ряду латиноамериканских и африканских государств», – отметил Александр Михеев.

Однако первым зарубежным покупателем этой машины, по всей видимости, станет Китай. Заместитель руководителя «Рос-оборонэкспорта» отметил, что для Китая этот самолет представляет значительный интерес, даже несмотря на то, что КНР располагает собственной мощной авиапромышленностью. «У нас подписано межправительственное соглашение с Китаем по программе поставок самолета Су-35. На сегодняшний день идут технические консультации, и каких-либо прогнозов по подписанию контракта мы не хотели бы делать. Наверное, будут какие-то договоренности, но не в ближайшее время», – отметил Александр Михеев.

Один из важнейших вопросов, который трудно обойти вниманием, говоря о военно-техническом сотрудничестве между РФ и КНР, – защита российской интеллектуальной собственности. Копирование китайским авиапромом российских истребителей семейства Су-27/30, а также палубного Су-33, проданного КНР Украиной, стало одним из факторов, приведших к довольно резкому свертыванию ВТС с этой страной в 2000-х гг. Однако в случае с предполагающимися поставками Су-35 копирования не будет – уверен Александр Михеев. «Правовая основа для защиты российской интеллектуальной собственности с правительством КНР выстроена – подписано соглашение об ее защите, которое обеими сторонами будет безусловно выполняться», – заявил он в ходе Le Bourget 2013.

МИ-28НЭ И КА-52: ПЕРВЫЕ ЭКСПОРТНЫЕ ПОСТАВКИ

Главным, «живым» российским вертолетом на парижском авиасалоне этого года был Ка-52. Однако основная «вертолетная» новость выставки выпала на долю другой ударной машины – Ми-28НЭ. В ходе салона Александр Михеев объявил о подписании первого экспортного контракта на поставку этих машин. Как выяснилось несколько позже, соглашение, предусматривающее продажу более десятка Ми-28НЭ, подписано с Ираком. Контракт стал частью пакетного соглашения с Багдадом на поставку российских вооружений стоимостью $4,3 млрд., достигнутого в 2012 г.

Сергей Богдан.

Что же касается самого Ка-52, отлетавшего обширную демонстрационную программу в парижском небе, то, по словам Александра Михеева, переговоры о его поставках также ведутся. «Есть официальные предложения, в ближайшее время мы рассчитываем найти покупателя на эту машину», – отметил заместитель генерального директора компании «Рособоронэкспорт».

В ходе салона стало известно, что наиболее активно «Аллигаторами» в настоящее время интересуются в Закавказье. В этом регионе только одна страна может иметь такой интерес – Азербайджан, которому в последнее время Россия довольно активно поставляет вооружение. Соответствующую информацию в конце 2012 г. распространили и местные СМИ. Так что, по всей видимости, первым покупателем Ка-52 станет Баку, и произойти это может уже до конца 2013 г.

Александр Михеев в ходе Le Bourget 2013 также заявил, что заключен контракт с США на поставку российских вертолетов семейства Ми-8/17 для ВС Афганистана.

Речь идет об опционном контракта стоимостью $572,2 млн. на 30 машин Ми-17В-5, запасные части, испытательное оборудование и оказание сервисных услуг.

Пентагон решил продолжить сотрудничество с «Рособоронэкспортом», несмотря на возражение Конгресса, поскольку других альтернативных решений, которые отвечали бы требованиям афганских военных, найдено не было. Летный состав силовых структур Афганистана использует Ми-17 с 1980 г. и хорошо знаком с их эксплуатацией.

Утвержденный бюджет оборонных расходов МО США на текущий финансовый год, который завершается 30 сентября, запрещает использование средств на оплату услуг «Рособоронэкспорта» по закупке российских вертолетов, однако предоставляет право Пентагону продолжить финансирование покупки в случае, если это соответствует требованиям обеспечения национальной безопасности США.

ЯК-130: НЕ ТОЛЬКО УЧЕБНЫЙ, НО И ЛЕГКИЙ УДАРНЫЙ

Что касается учебного Як-130, то к нему, по словам Александра Михеева проявляют интерес страны Африки. Машина упоминалась и при переговорах с европейскими компаниями, однако в ином ключе – по информации заместителя генерального директора компании «Рособоронэкспорт», французские и итальянские фирмы предлагают для установки на Як-130 свою продукцию, в частности, авионику и системы связи.

Директор Инженерного центра им. А.С. Яковлева Константин Попович заявил, что на салоне МАКС-2013 может быть подписан контракт на поставку самолетов Як-130 в Бангладеш. Как ранее сообщалось, эта страна рассматривает возможность приобретения 24 машин этого типа.

Что касается ВВС РФ, то, по словам Константина Поповича, в 2013 г. Борисоглебский учебный авиационный центр подготовки летного состава имени В.П. Чкалова получит 18 машин этого типа. В настоящее время там имеется 38 Як-130, включая 11 самолетов предсерийной партии, которые модернизированы к единому техническому лицу с серийно выпускающимися в Иркутске машинами.

Экипаж Як-130 после завершения демонстрационного полета.

В Борисоглебске с апреля 2013 г. началась интенсивная эксплуатация новых учебных самолетов. Как отметил Константин Попович, на них уже выполняли полеты с инструктором курсанты первого курса и самостоятельно поднимались в воздух четверокурсники. Летный состав отмечает простоту управления, хорошую эргономику кабины Як-130.

Он заявил также, что МО РФ планирует существенно увеличить количество курсантов летных училищ, в связи с чем вновь актуальным становится вопрос разворачивания производства и принятия на вооружение ВВС поршневого самолета первоначальной летной подготовки Як-152. «Этот вопрос будет решаться в ближайшие месяц-два», – сказал Константин Попович в ходе Le Bourget 2013.

Рассматривается и вопрос о создании на базе Як-130 легкого ударного самолета (ЛУС). В целом доработка Як-130 до уровня ЛУС потребует изменения конструкции с целью обеспечения легкого бронирования, установки систем радиоэлектронного подавления и борьбы. Кроме того, самолет планируется оснастить оптико-локационной станцией, а также РЛС – это наиболее серьезная модификация, которая сейчас находится в стадии проработки, но в случае принятия решения о создании на базе Як-130 легкого ударного самолета она будет реализована в первую очередь. Идут работы по расширению номенклатуры авиационных средств поражения, в частности, тех, разработка которых в настоящее время завершается. В планах также оснащение Як-130 системой дозаправки в воздухе. По словам Константина Поповича, в основном – это требование внешних заказчиков.

АВСТРИЙСКИЕ «БРИЛЛИАНТЫ» ДЛЯ РОССИИ

В ходе Парижского авиасалона Уральский завод гражданской авиации, входящий в Госкорпорацию «Ростех», и австрийская компания Diamond Aircraft Industries (DAI) подписали соглашение о совместной разработке и производстве в России семейства легких многоцелевых самолетов (ЛМС), вмещающих до 19 пассажиров, организацию производства в России четырехместных самолетов DA40 Star и DA42 TwinStar, а также дизельных авиационных двигателей мощностью от 190 до 600 л.с. (моторы для самолетов DAI поставляет австрийская же компания Austro Engine).

Выбор в пользу фирмы Diamond в «Ростехе» объясняют тем, что она располагает инновационными технологиями в области производства бюджетных маломестных самолетов. Основной «изюминкой» машин этой компании является широкое использование композитов в конструкции фюзеляжа и оперения. Оснащение самолетов малой авиации дизельными двигателями выгодно тем, что в качестве топлива для них используется авиационный керосин, а по экономичности они в 2,5 раза превосходят турбовинтовые моторы. Поршневой двигатель ветерана отечественной малой авиации – Ан-2 работает на авиационном бензине, который в России не производится.

Первый российско-австрийский легкий многоцелевой самолет может быть введен в эксплуатацию в 2016 г.

Не исключено, что эти машины в перспективе послужат и отечественным ВВС. Делегация российского военного ведомства во главе с министром обороны Сергеем Шойгу в ходе посещения Le Bourget 2013 провела переговоры с руководством Diamond Aircraft Industries.

Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, осмотрев двухмоторный Diamond DA42 Twin Star, заявил, что эта машина, оснащенная полезной нагрузкой в виде тепловизора, телевизионной камеры, локатора, может использоваться для патрулирования. Причем не только в виде традиционного пилотируемого самолета, но и в версии БЛА.

Собственно говоря, в данном случае даже не придется выдумывать что-то новое, поскольку израильская компания Aeronautics Defense Systems уже несколько лет изготавливает такие машины под обозначением Dominator, Турция же закупила их для патрулирования границы.

Большой красный вертолет

На Le Bourget 2013 демонстрировался полноразмерный макет вертолета Ка-62. Сертификацию машины компания «Вертолеты России» планирует завершить к концу 2014 г., в эксплуатацию Ка-62 пойдет в 2015 г.

Стартовый заказчик, с которым уже подписан контракт, – бразильская авиакомпания Atlas Taxi Aereo.

Первый летный образец Ка-62 планируется представить на международном авиакосмическом салоне МАКС-2013.

Ка-62 создается в рамках международной кооперации с европейскими партнерами, которые сейчас работают над созданием отдельных узлов и агрегатов для нового вертолета. Ка-62 оснащается двумя турбовальными двигателями Ardiden 3G французской компании Turbomeca. Редуктор и трансмиссию будет поставлять австрийская фирма Zoerkler.

ПО СЛЕДАМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ

Помимо стендов российских компаний министр обороны России Сергей Шойгу и его коллеги посетили экспозиции таких зарубежных фирм, как MBDA, Safran, Thales, Dassault Aviation, Finmeccanica, AgustaWestland, Israel Aerospace Industries.

Также Сергей Шойгу внимательно ознакомился с неформатной для аэрокосмического салона экспозицией компании Renault Trucks Defense. Здесь демонстрировалась не только хорошо известная по российским выставкам вооружений легкая бронемашина VBL, но и более совершенные образцы французской легкобронированной техники, в частности – бронеавтомобиль Sherpa, а также бронированные и небронированные варианты армейских транспортных автомобилей. Среди них были весьма любопытные образцы, например, тактический авиатранспортабельный топливозаправщик CCPTA (Camion Citerne Polyvalent Tactique Aerotransportable), который в 2011 г. был признан победителем тендера ВС Франции на автомобили подобного класса. Первый образец CCPTA ВС Франции получили в конце июня 2013 г.

Следует напомнить, что в феврале в ходе выставки IDEX-2013 генеральный директор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко и президент Renault Trucks Defense Жерар Амьель подписали соглашение о сотрудничестве. Соглашение предусматривает создание рабочей группы, которая объединит инженеров и конструкторов, специализирующихся на разработке и производстве бронированной техники. Этим, по всей видимости, и объясняется интерес руководителя МО РФ к продукции Renault Trucks Defense.

МС-21: ВСЕ ХОРОШО

На Le Bourget 2013, как и на предыдущем 49-м салоне, демонстрировался макет фюзеляжа перспективного российского лайнера МС-21. На его фоне руководители российского авиапрома отчитались о развитии этого проекта и об общих итогах работы отрасли за последнее время.

Президент ОАК Михаил Погосян отметил, что МС-21 – это важный элемент программы гражданских самолетов, которую реализует ОАК. По его словам, проект идет в соответствии с графиком, параллельно создается мощная инфраструктура для производства опытных самолетов и реализации программы серийного производства МС-21. В 2013 г. будет завершена подготовка предварительных мощностей в Иркутске, вступят в строй два новых предприятия в Казани и Ульяновске. Они будут заниматься изготовлением композиционных конструкций для МС-21, а также и для Sukhoi Superjet 100, в эти производства инвестировано 200 млн. евро. «В общем, все хорошо», – подытожил Михаил Погосян.

По его словам, стоимость портфеля заказов ОАК превысила триллион рублей. Всего корпорация имеет заказы более чем на 740 самолетов всех типов, при этом около трети приходится на гражданскую авиационную технику. «Объем выручки ОАК в прошлом году составил около 180 млрд. рублей, более чем удвоившись по сравнению с 2007 годом. Выручка 2013 года должна превысить 220 млрд. рублей, – сообщил Михаил Погосян. – В этом году только Министерству обороны России будет поставлено около 70 самолетов, кроме этого ОАК планирует произвести 40 гражданских лайнеров».

Президент Корпорации «Иркут» Олег Демченко, подводя итоги программы создания МС-21 за год, сообщил, что к настоящему времени подписаны контракты со всеми поставщиками, участвующими в кооперации, заморожен проект лайнера, ведется технологическая подготовка производства на иркутском авиазаводе и предприятиях компании «АэроКомпозит». Кроме того, запущены в работу первые четыре самолета и началось производство деталей. На испытания передано большое количество отсеков и агрегатов самолета.

Diamond DA42 Twin Star.

Компания «АэроКомпозит» закончила отработку базовых технологий по изготовлению композитного крыла для МС-21 и сделала первые пять его прототипов. Два из них прошли статические испытания, одно находится на ресурсных испытаниях. К середине 2014 г. должно быть готово первое композитное крыло, на котором МС-21 поднимется в воздух.

На пермском «Авиадвигателе» собран двигатель-демонстратор технологий ПД-14, который прошел успешные испытания. Параллельно компания совместно с ЦИАМ испытывает отдельные критические узлы мотора. В 2013 г. производственная программа предполагает сборку пяти опытных двигателей. В сентябре первый ПД-14 встанет на стендовые испытания. Также в этом году планируется выпустить техническую документацию для привязки двигателя на летающую лабораторию Ил-76ЛЛ.

Олег Демченко акцентировал внимание на том, что все ранее намеченные сроки создания МС-21 будут соблюдены: в 2015 г. самолет совершит первый полет, в 2017 г. будет сертифицирован и заказчики начнут получать свои лайнеры.

В ходе Le Bourget 2013 Корпорация «Иркут» заключила с фирмой «ВЭБ-лизинг» соглашение о намерениях по приобретению 30 самолетов МС-21 каталожной стоимостью $2,5 млрд. Поставки планируется осуществить в период с 2018 по 2022 гг.

Стоит отметить также, что в ходе работы салона мексиканской авиакомпании Interjet был передан первый лайнер Sukhoi Superjet 100. Interjet, заказавшая 20 машин этого типа с опционом еще на 10 SSJ100, стала первым западным заказчиком российского регионального лайнера.

В целом подвести итог российского участия в юбилейном Парижском авиасалоне можно словами Михаила Погосяна, заявившего, что «укрепление наших позиций на мировом рынке – это серьезное достижение для ОАК, мы показали, что Россия способна быть мировым лидером не только в секторе военной техники, но и способна успешно продвигать свою гражданскую продукцию».