В геополитическом плане взаимоотношения России и Турции никогда не были простыми. Начатая Петром Великим модернизация страны, одним из основных векторов которой тогда было стремление выйти к морям – Балтийскому и Черному, определило круг основных стратегических противников, в числе которых оказалась и Турция. |
Продвижение России к южным морям породило целую череду русско-турецких войн. Конец им был положен только в начале ХХ века, когда обветшавшая Оттоманская империя после окончания Первой мировой войны прекратила свое существование.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С Т-26
В межвоенный период 1920-1930 гг. Россия и Турция перестали воспринимать друг друга как соперников в борьбе за достижение регионального господства, что стало предпосылкой для налаживания военно-технического сотрудничества. В 1934 г. Турция приобрела у СССР партию бронетехники: 64 танка Т-26 и 43 бронеавтомобиля БА-3. Вступление Турции в НАТО после окончания Второй мировой войны на долгие годы сделало невозможным продолжение ВТС. Возобновилось оно лишь в начале 1990 гг., когда Анкара закупила крупную партию бронетранспортеров БТР-80. В 1995 г. был подписан контракт на поставку жандармерии Турции 18 вертолетов Ми-17-1В.
Стенд компании «Рособоронэкспорт» на выставке IDEF-2013. |
В 2005 г. Турция, обладающая, как известно, вторыми по численности вооруженными силами в рамках НАТО, приняла амбициозную десятилетнюю программу модернизации вооружения и военной техники, упор в которой сделан на наращивание закупок военной продукции собственного производства. Вместе с тем был продолжен курс на диверсификацию зарубежных поставщиков ВВТ, что позволило России принять участие в весьма важных для Турции тендерах на закупку ударных вертолетов, ЗРС средней и большой дальности, противотанковых средств. Успешным для России оказалось лишь участие в конкурсе на ПТРК – в 2008 г. «Рособоронэкспорт» заключил контракт на поставку в эту страну 80 комплексов «Корнет-Э».
В настоящий момент наибольший интерес представляет тендер на поставку систем противовоздушной и противоракетной обороны дальнего действия T-LORAMIDS (Turkish Long Range Air And Missile Defence System), который, как считается, выходит на финишную прямую.
Секретариат оборонной промышленности (SSM) Министерства национальной обороны Турции опубликовал запрос об информации в рамках программы закупки систем T-LORAMIDS еще в начале марта 2007 г.
Потенциальные участники торгов должны представить предложения о совместной разработке с национальным ОПК усовершенствованной версии ЗРС.
Один из танков Т-26, закупленных Турцией у СССР в 1934 г., в Военном музее в Стамбуле. |
В конкурсе участвуют консорциум американских компаний Raytheon и Lockheed Martin с системой, созданной на базе ЗРС Patriot версий РАС-2 GEM и РАС-3, китайская компания CPMIEC с комплексом HQ-9 (экспортное обозначение ЗРС FD-2000), франко-итальянский консорциум Eurosam с ЗРC SAMP/T, в которой применены зенитные ракеты Aster 30.
«Рособоронэкспорт» предложил для участи в тендере уникальную зенитную ракетную систему «Антей-2500», способную решать задачи как противовоздушной, так и противоракетной обороны.
РОССИЯ НА ТУРЕЦКОМ РЫНКЕ ПВН – ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЯЮТСЯ
Все четыре претендента на победу в тендере T-LORAMIDS приняли участие в турецкой выставке вооружений IDEF-2013, проходившей с 7 по 10 мая 2013 г. в Стамбуле.
В случае победы российского предложения в программе T-LORAMIDS, по словам советника генерального директора «Рособоронэкспорта» и руководителя делегации компании на IDEF-2013 Анатолия Аксенова, на базе ЗРС «Антей-2500» российскими и турецкими специалистами будет создан совместный проект практически новой системы ПВО-ПРО большой дальности, отвечающей всем современным требованиям.
В целом на выставке IDEF-2013 «Рособоронэкспорт» продемонстрировал более 200 образцов продукции военного назначения для авиации, флота и сухопутных войск, среди которых – разведывательно-ударный вертолет Ка-52, ударные Ми-28НЭ и Ми-35М, многоцелевой военно-транспортный Ми-171Ш, легкие многоцелевые вертолеты «Ансат» и Ка-226T. Также был представлен и пожарный вертолет Ка-32А11ВС, к приобретению которого проявляет интерес Министерство окружающей среды и лесного хозяйства Турции.
В разделе техники Сухопутных войск были представлены танк
Т-90С, боевая машина огневой поддержки «Терминатор», боевая машина пехоты БМП-3М, бронетранспортеры БТР-80 и БТР-80А, реактивная система залпового огня «Смерч», противотанковые ракетные комплексы «Корнет-Э» и «Метис-М1», самоходная гаубица «Мста-С», 120-мм самоходное артиллерийское орудие «Нона-С», самоходный автоматизированный артиллерийский комплекс «Вена».
В регионе Ближнего Востока и Северной Африки не раз было продемонстрировано, что средства воздушно-космического нападения могут кардинально переломить ход вооруженного конфликта в пользу нападающей стороны, поэтому к средствам ПВО здесь относятся с особенным вниманием. Понимая это, «Рособоронэкспорт» помимо «Антея-2500» представил на IDEF-2013 и другие образцы средств ПВО, разработанных и производящихся предприятиями, входящими в Концерн ПВО «Алмаз – Антей». Как сообщил Анатолий Аксенов, это ЗРК средней и малой дальности «Бук-М2Э» и «Тор-М2Э». Кроме того, демонстрировался и универсальный пусковой модуль «Стрелец», разработанный Конструкторским бюро машиностроения.
IDEF-2013 посетил генеральный директор ОАО «Рособоронэкспорт» Анатолий Иcайкин. |
В секторе морской техники «Рособоронэкспорт» представил на выставке IDEF-2013 десантный катер на воздушной подушке проекта 12061Э «Мурена-Э», который может стать эффективным компонентом десантных кораблей-доков, закупка или строительство которых планируется турецкими ВМС.
Для поддержки российской делегации на IDEF-2013 Министерство обороны РФ приняло решение направить с неофициальным визитом в Стамбул ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» (проекта 1239) из состава Черноморского флота ВМФ РФ.
Каковы же перспективы продолжения военно-технического сотрудничества между Россией и Турцией, возможен ли выход на новый уровень, предполагающий не прямые закупки, а совместную разработку боевой техники?
Принимая во внимание емкость и перспективность турецкого рынка вооружений, возможности по продолжению ВТС с Анкарой сохраняются. «Мы рассматриваем военно-техническое сотрудничество с этой страной в качестве одного из важнейших направлений нашей работы», – говорит Анатолий Аксенов. По его мнению, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что Турция стала первой страной – членом НАТО, с которой Россия установила плотные контакты в сфере военно-технического сотрудничества. «При этом мы понимаем, что ведущие позиции на турецком рынке вооружений традиционно занимают страны НАТО: США, Англия, Франция, Германия», – отметил Анатолий Аксенов.
Для того чтобы сделать вывод о перспективах российского оружия в Турции, надо понимать, что за последние несколько десятилетий местный ОПК самостоятельно или в партнерстве с компаниями из других стран сумел выйти на довольно высокий уровень развития. В частности, компания TAI добилась значительных успехов в разработке БЛА, модернизации самолетов турецких ВВС, разработала турбовинтовой учебно-боевой самолет, совместно с фирмой SAAB работает над проектом национального легкого истребителя пятого поколения FX-TX, который в перспективе должен заменить в ВВС УТС Т-38 и истребители F-16. Компания OTOKAR совместно с Республикой Корея реализует проект создания ОБТ Altay, а также разработало современные образцы бронетранспортеров и БМП. То есть в сегменте бронетанковой техники ВТС между Россией и Турцией вряд ли возможно. Сектор тактической авиации Анкара также планирует закрывать в основном самостоятельно и с помощью коллег по НАТО – Турция, в частности, участвует в программе F-35. Однако стоит отметить, что Россия принимает участие в конкурсе на создание двигателя для самолета FX-TX.
Интересен для нас сегмент средств ПВО. У ВВС Турции сегодня имеются полностью устаревшие ЗРК дальнего радиуса действия MIM-14 Nike-Hercules, среднего радиуса действия Hawk XXI и самостоятельно модернизированные Rapier, а также системы ближнего радиуса действия в виде ПЗРК и турельных установок собственной разработки (Atilgan PMADS), вооруженных ракетами ПЗРК.
Комплексы Nike-Hercules будут заменены системами, которые победят в тендере T-LORAMIDS. В 2011 г. турецкая компания Aselsan заключила с SSM контракт, предусматривающий разработку низко- и средневысотных систем противовоздушной обороны (T-LALADMIS и T-MALADMIS соответственно). Вопрос о том, удастся ли Aselsan самостоятельно справится с этой задачей, пока остается открытым. Возможно, что совместная с Россией работ в этом направлении стала бы хорошим продолжением двусторонних контактов в сфере ВТС.
Судя по каткам, ОБТ Altay проходит интенсивные испытания. |
|
Помимо «Рособоронэкспорта» в выставке IDEF-2013 непосредственно участвовало только одно российское предприятие – НПО «Новосибирский приборостроительный завод». По словам главного заместителя предприятия Юрия Трясова, это объясняется тем, что завод ориентируется прежде всего на азиатский рынок и планирует прирасти клиентами и за счет выставки в Стамбуле. Помимо Азии Новосибирский приборостроительный завод внедряется и на рынок США. Конкурентное преимущество на этом рынке, где представлены, кажется, все мировые компании, изготавливающие или само стрелковое оружие, или аксессуары к нему, по оценке Юрия Трясова, состоит в надежности продукции завода, ее новизне и не слишком высокой цене.
На выставке предприятие продемонстрировало как свою традиционную продукцию, уже поставляющуюся на экспорт, так и новые разработки. Среди них, в частности, дневные прицелы для автомата Калашникова 1П78-1 и для пулемета (ПК, ПКМ, «Печенег») 1П77.
В секторе оптических прицелов, предназначенных для ведения огня в темное время суток, Новосибирский приборостроительный завод представил тепловизионный прицел, а также монокуляр.
Среди другой любопытной продукции новосибирского завода – приборы ночного видения с функцией автогейтинга. Эта функция защищает глаза человека и сам прибор от кратковременных засветок интенсивными источниками света. Такими источниками света могут быть, например, осветительная ракета, фары автомобиля, костер или другой источник огня.
СЛЕД «ЧЕРНОЙ ПАНТЕРЫ»
Турция остается одним из весьма крупных игроков мирового рынка оружия, причем как по объемам импорта, так и экспорта продукции военного назначения. По оценке ЦАМТО, в период 2004-2011 гг. в регионе Ближнего Востока по фактическому объему импорта Турция находится на третьем месте, уступая только ОАЭ и Саудовской Аравии. По фактическому объему экспорта ПВН Турция занимает второе место, уступая только Израилю.
На выставке IDEF-2013 национальный ОПК республики продемонстрировал ряд образцов, разработка которых близка к завершению. Их вывод на рынок в недалекой перспективе позволит Анкаре еще более упрочить свои позиции как крупного поставщика.
Наиболее впечатляющим оказался, пожалуй, павильон компании Otokar. Здесь можно было увидеть ОБТ Altay, создание которого близится к завершению.
Соглашение о создании основного боевого танка национального производства было подписано между SSM и компанией Otokar в 2007 г. Партнером основного подрядчика стала корейская компания Hyundai Rotem, которая с 1995 г. разрабатывала корейский национальный ОБТ, получивший название K2 Black Panther.
По имеющейся информации, корейская помощь турецким коллегам касается разработки бронезащиты, подвески, компоновки корпуса. Башню турки разрабатывают самостоятельно, основываясь на опыте модернизации танков Leopard, основным вооружением ОБТ является 120-мм гладкоствольная пушка со стволом длинной 55 калибров, производство которой по лицензии Rheinmetall налаживает турецкий государственный концерн MKEK (Mechanical and Chemical Industry Corporation). Разработкой системы управления огнем (ее обозначение – Volkan-III) и другой бортовой электроники занимается фирма Aselsan. Танк оснащен двигателем разработки MTU мощностью 1500 л.с., которую планируется увеличить до 1800 л.с.
Новая турецкая БМП Tulpar. |
В настоящее время изготовлено два прототипа ОБТ Altay, первый из которых предназначен для ходовых испытаний (MTR – Mobile Test Rig), второй – для испытания вооружения (FTR – Firing Test Rig). Известно, что первый образец набегал уже 3600 км. Однако и второй прототип – FTR, который и демонстрировался на IDEF-2013, испытывается весьма интенсивно. Об этом свидетельствует состояние резиновых бандажей катков машины. Кстати, на элементах гидропневматической подвески FTR отчетливо просматриваются шильдики с надписью «Made in Korea».
Судя по имеющейся информации, около 60% технологий, применяющихся в конструкции ОБТ Altay, заимствованы у корейских разработчиков. Но изготавливать все элементы конструкции танка планируется только на турецких предприятиях.
ВС Турции первоначально планируют приобрести 250 танков Altay, общий же объем производства машины пока оценивается в тысячу единиц, которые будут изготовлены четырьмя равными партиями с условием внесения изменений в конструкцию машин каждой новой партии. Как ожидается, первый серийный танк будет поставлен ВС Турции страны к концу 2015 г.
В конце апреля, накануне открытия IDEF-2013, в Анкаре побывала делегация военных из Саудовской Аравии во главе с начальником Генерального штаба ВС королевства генерал-лейтенантом Хуссейном ибн Абдалла аль-Габайелом, которая высказала заинтересованность в закупке танков Altay.
По данным турецких СМИ, Анкара планирует предложить танк на международный рынок по цене $5,4 млн. за штуку, что существенно дешевле корейского К2, стоимость которого оценивается в $8,5 млн., и сопоставимо с ценой немецкого танка Leopard 2.
Впервые макет танка Altay демонстрировался на прошлой выставке IDEF в 2011 г. А для IDEF-2013 компания Otokar приберегла другую новинку – боевую машину пехоты Tulpar, которая в перспективе дополнит Altay в составе механизированных и танковых бригад турецкой армии.
Новая БМП имеет модульное бронирование. Оно предполагает три уровня защиты, в зависимости от которых варьируется масса машины: 25, 35 или 40 тонн. Предполагается, что во фронтальной проекции БМП обеспечивает защиту от снарядов калибром 25 мм, а в остальных – от 14,5-мм пуль. Противоминная защита обеспечивает жизнь экипажу и десанту при подрыве заряда мощностью, эквивалентной 10 кг тротила, под днищем корпуса.
Вооружение БМП Tulpar состоит из 30-мм пушки и 7,62-мм спаренного пулемета в необитаемом боевом модуле Mizrak 30, а также может быть дополнено противотанковыми ракетами LUMTAS.
Экипаж машины состоит из трех человек, она может перевозить восемь бойцов в полной экипировке. Максимальная скорость БМП – около 70 км/ч, дальность хода – 600 км.
HURKUS – ПТИЦА ВОЛЬНАЯ
На стенде компании Turkish Aerospace Industries (TAI) был представлен макет турбовинтового учебно-боевого самолета Hurkus и комплект вооружения для него. Слово Hurkus можно перевести как «птица вольная», кроме того, это – фамилия первого турецкого пилота.
Состав вооружения учебно-боевого самолета Hurkus. |
Контракт на разработку нового УТС базовой подготовки SSM заключил с TAI в марте 2006 г. Соглашение предусматривает разработку проекта, проведение испытаний и поставку заказчику четырех опытных образцов самолета для проведения испытаний.
Первоначально планировалось, что Hurkus взлетит в 2009 г. Однако конструкторы столкнулись с рядом трудностей, и первый полет УБС Hurkus только готовится. В TAI уверяют, что самолет впервые поднимется в небо в начале лета 2013 г.
На первом прототипе в феврале 2013 г. успешно прошли испытания двигателя, второй прототип проходит статические испытания и испытания на герметичность кабины, третий находится в сборке, а четвертый будет использоваться для усталостных испытаний.
Макет кабины самолета Hurkus. |
Hurkus представляет собой двухместный УБС с тандемным размещением экипажа и максимальным взлетным весом 3 т. Он оснащен двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-68T мощностью 1600 л.с.
УБС планируется выпускать в трех версиях: основная, Hurkus-A, предназначена для гражданского рынка; Hurkus-B имеет пакет военного БРЭО, включая бортовую ЭВМ, и расположением приборов, сходное с истребителями F-16 и F-35; легкий ударный самолета имеет обозначение Hurkus-C. Также рассматривается возможность создания патрульной версии для береговой охраны. К полетам готовится самолет Hurkus-A. TAI продолжает проектные работы и рассчитывает в ближайшее время заключить контракт на создание опытного образца Hurkus-C с SSM.
Максимальная боевая нагрузка легкого штурмовика Hurkus-С составит около 1300 кг. На шести узлах подвески могут быть размещены свободнопадающие бомбы Мк81 или Мк82, либо их варианты с комплектами наведения, разработанные совместно с США управляемые бомбы GBU-12, а также ПТУР большой дальности Umtas и УР Cirit компании Roketsan, 2,75-дюймовые НАР, контейнеры с 12,7-мм пулеметом или 20-мм пушкой.
Самолет будет оснащен средствами самообороны, цифровой кабиной пилотов, совместимой со средствами ночного видения, блоком наблюдения с электронно-оптическими/инфракрасными датчиками, средствами обмена информацией и защищенной системой связи.
Интересно отметить, что в 2007 г. Турция и Республика Корея заключили контракт на поставку 40 УТС KT-1 разработки компании Korea Aerospace Industries с опционом еще на 15 машин. Контракт был частью пакетного соглашения по совместной разработке ОБТ Altay. По условиям контракта только первые пять самолетов KT-1 Корея поставляет готовыми, остальные ТАI собирает по лицензии. Внешне KT-1 и Hurkus выглядят почти идентично. И хотя турецкая сторона всячески подчеркивает, что Hurkus – это самостоятельная разработка ТАI, но, по всей видимости, корейское участие в этом проекте имеет место. Это, однако, никак не умоляет усилия Турции по развитию национального ОПК и выведения продукции военного назначения на внешний рынок. Внимание руководства страны к этому вопросу заслуживает уважения и может служить достойным примером для подражания.