LIMA 2013: и в небе, и на море
Страны Азии в минувшем году впервые обогнали Европу по расходам на нужды обороны

«Русские витязи» блеснули мастерством на LIMA 2013.

Кажется, стало традицией, причем вовсе не доброй, что значительная часть российской делегации, включая ее руководителей, не поспевает к открытию Международной выставки военно-морской и авиационной техники LIMA на малазийском острове Лангкави. Виной тому – то нерасторопность авиаперевозчика, то ненастная погода в Москве, которая на много часов задержала вылет из Домодедово. Так было в декабре 2011 г. Увы, эта история повторилась и в конце марта нынешнего года.


Елена ЕЛКИНА

Александр ФЕДОРОВ

ЛАНГКАВИ – МОСКВА

Однако в первый день отсутствие начальства не повлияло на громадный интерес гостей и участников XII-й выставки к российской авиационной и военно-морской технике. Тон салону задало блестящее выступление «Русских витязей», которое фактически открыло выставку. Летчики пилотажной группы под руководством гвардии подполковника Андрея Алексеева продемонстрировали высочайший индивидуальный и групповой пилотаж на истребителях Су-27. В их программу были включены такие сложнейшие фигуры, как одновременное выполнение парой истребителей «колокола» и вираж четверки самолетов, построенных ромбом, при режиме работы двигателей «полный форсаж». Были и «бочка», и очень красивый роспуск.

Истребитель Су-30МКМ ВВС Малайзии.

Наши витязи прибыли на далекий остров в Юго-Восточной Азии, проделав длинный путь по маршруту Кубинка – Новосибирск – Иркутск – Тайюань (Китай) – Ханой (Вьетнам) – Лангкави. Техника работала безукоризненно и в северных широтах, и в тропиках.

Главком ВВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев сообщил в Лангкави, что в ближайшее время «Русские витязи» пересядут на новейшие Су-35. Но не будем торопить события. Подобные обещания звучали еще в 2005 г., то есть восемь лет назад, однако задача оснащения лучших летчиков мира машинами, в полной мере отвечающих классу их пилотирования, до сих пор не решена.

Очень высокую выучку продемонстрировали на LIMA 2013 и малазийские пилоты, выступавшие на Су-30МКМ и МиГ-29Н. «На русских самолетах просто невозможно плохо летать, – сказал нам один из пилотов Королевских ВВС. – Я начинал на МиГ-29, потом освоил Су-30. Это надежные и высокоманевренные машины».

Истребитель МиГ-29Н ВВС Малайзии. Россия предлагает модернизировать эти машины.

Сейчас Королевские ВВС Малайзии проводят тендер на замену 16 МиГ-29Н, которые уже отслужили 18 лет. Как сообщил на LIMA 2013 малазийский министр обороны Захид Хамиди, в «шорт-лист» включены истребители пяти компаний: Typhoon концерна Eurofighter, JAS-39 Gripen шведской фирмы SAAB, Rafale французской компании Dassault Aviation, F/A-18E/F Super Hornet американской корпорации Boeing и российский Су-30.

Шансы России велики. Но и конкуренты не дремлют. Так исполнительный директор Dassault Aviation Эрик Траппиер не скрывает, что его компания «сделала значительные усилия для выстраивании отношений с местными компаниями для выбора в пользу Rafale». «Мы рассматриваем создание сборочной линии в Малайзии», – подчеркнул он. Это, конечно, сильный козырь. Но во что обойдется сборка 18 самолетов на специально созданной для этого линии? Машина может оказаться золотой. И потом не стоит забывать о позиции Dassault на переговорах с Индией. Как известно, французская фирма выиграла тендер на поставку ВВС этой страны 126 истребителей Rafale. Стоимость контракта – $20 млрд. Сделка предусматривает, что 18 самолетов будут произведены во Франции, а 108 собраны на мощностях индийской корпорации HAL. Вот тут-то и возникла загвоздка. Представители Dassault заявили, что их фирма не будет нести никакой ответственности за истребители, выпущенные в Индии. Переговоры по этому вопросу зашли в тупик.

У стенда Объединенной авиастроительной корпорации всегда было многолюдно.

У Компании «Сухой» и Корпорации «Иркут», где производятся на экспорт истребители семейства «Су», отличная репутация в Малайзии и других странах Юго-Восточной Азии. 18 Су-30МКМ составляют костяк Королевских ВВС Малайзии. Парк ВВС Вьетнама включает 12 истребителей Су-27СК/УБК и 24 истребителей Су-30МК2В. Индонезия закупила 16 истребителей Су-27 и Су-30. Как сообщил на LIMA 2013 руководитель российской делегации Виктор Комардин, в Индонезии планируется создать объединенный сервисный центр техобслуживания военной авиационной техники российского производства. Кроме самолетов марки «Су» в нем будут обслуживаться вертолеты Ми-17 и Ми-35.

Производитель «сушек» – Корпорация «Иркут» – рекордсмен по экспорту российской авиатехники. В 2012 г. она заключила контракты на поставку свыше 100 боевых самолетов и комплектов для их сборки по лицензии. А общий портфель заказов «Иркута» оценивает примерно в $9 млрд. Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) включил эту российскую фирму в список 100 крупнейших поставщиков оружия в мире. По итогам 2011 г. она заняла 68 место с показателем продаж – $1,07 млрд. Сейчас «Иркут» продвигает на международном рынке не только истребители, но и учебно-боевые самолеты Як-130. В частности, как сообщил на LIMA 2013 Виктор Комардин, ведутся переговоры с Бангладеш о закупке этой страной 24 самолетов данного типа.

Посол РФ в Малайзии Людмила Воробьева и директор по страхованию перспективных проектов СГ «СОГАЗ» Юрий Шевченко знакомятся с российской экспозицией.

Возвращаясь к теме малазийского авиатендера, нельзя не обратить внимание на то, что кризисные явления в мировой экономике не обошли стороной и это королевство. Поэтому ценовой вопрос будет иметь решающее значение. Вот почему кроме самолетов «Су» Россия предлагает Куала-Лумпуру еще один достаточно экономичный вариант. Речь идет о модернизации ранее поставленных истребителей МиГ-29Н. Судя по всему, это предложение заинтересовало малазийскую сторону. Представители ВВС этой страны намерены посетить Россию для ознакомления с вариантами модернизации самолетов МиГ-29Н.

Малазийская сторона заглядывает и в будущее. Так, премьер-министр страны Наджиб Резак (он, кстати, многие годы возглавлял Министерство обороны королевства, и при нем подписывались контракты на поставки Су-30МКМ) при встречах с российскими представителями авиационной отрасли очень интересовался работами по истребителю пятого поколения Т-50 (ПАК ФА).

Генеральный директор Зеленодольского завода имени А.М. Горького Ренат Мистахов сообщил о подписании контракта с ВМС СРВ на строительство еще двух фрегатов.

Весьма представительной на салоне была и российская военно-морская составляющая. За день до начала выставки у Лангкави бросили якорь российские корабли: большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников», средний морской танкер «Иркут» и спасательный буксир «Алатау». Этот отряд Тихоокеанского флота следовал к родным берегам после боевой службы по пресечению пиратства в районе Африканского рога. Несомненно, красавец БПК «Маршал Шапошников» стал украшением интернациональной эскадры, прибывшей на LIMA 2013. Увы, наши корабли – редкие гости на этой выставке. В первый раз ее посетила дизель-электрическая подводная лодка 877 проекта в 2001 г. С тех пор отечественное судостроение представляли на стендах только модели кораблей и катеров. И вот «Маршал Шапошников» снова повысил интерес к российской морской экспозиции.

По итогам минувшего года Зеленодольский завод имени А.М. Горького вырвался в лидеры отечественного надводного военного кораблестроения. Теперь это предприятие стремится завоевать авангардные позиции и по экспорту военно-морской техники. В прошлом году завод закрыл гарантийные обязательства по двум фрегатам типа «Гепард-3.9» разработки Зеленодольского ПКБ, поставленных ВМС Социалистической Республики Вьетнам (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №12/2012 и №2/2013). А в этом при посредничестве «Рособоронэкспорта» предприятие заключило контракт с СРВ еще на две единицы по откорректированному проекту 11661Э с усиленным противолодочным вооружением. Об этом сообщил на LIMA 2013 генеральный директор предприятия Ренат Мистахов. Череповецкий металлургический комбинат уже приступил к изготовлению стали для этих кораблей. Закладка первого из них намечена на июнь текущего года.

Большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников» стал украшением морской части салона.

Энергичная деятельность Зеленодольского завода имени А.М. Горького не остается без внимания компаний и организаций, обеспечивающих устойчивость предприятия. На салоне стало известно, что Казанский филиал Страховой группы «СОГАЗ» заключил договор с заводом по страхованию рисков при строительстве малых ракетных кораблей проекта 21631, предназначенных для ВМФ России. По условиям договора СОГАЗ обеспечивает страховой защитой имущественные интересы зеленодольского предприятия на период проведения достроечных работ, буксировки, а также при швартовных, ходовых и государственных испытаниях. Договор заключен по результатам многоэтапной конкурсной процедуры, в которой приняли участие восемь страховых компаний. СОГАЗ прошел все стадии конкурсного отбора и был признан победителем, разработав максимально широкое страховое покрытие, гарантирующее заводу защиту от непредвиденного финансового ущерба в результате повреждений или разрушения строящихся кораблей.

Генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит рассказывает о подводных лодках «Амур».

Разумеется, не только Зеленодольский завод имени А.М. Горького известен в Юго-Восточной Азии. Рыбинский Судостроительный завод «Вымпел» продолжает поставки во Вьетнам комплектующих деталей и узлов ракетных катеров проекта 12418 «Молния» разработки ЦМКБ «Алмаз». Шесть таких катеров собираются по российской лицензии в СРВ. Головной из них был спущен на воду на верфи Ba Son Limited (совместное предприятие с норвежской группой Ulrik Qvale & Partners AS) в Хошимине в середине марта, а второй в начале апреля. Они должны быть сданы заказчику в конце 2013 года. В составе ВМС Вьетнама уже есть два катера проекта 12418, построенных «Вымпелом». Кроме того, имеется опцион еще на четыре корпуса, который должен вступить в силу после поступления «молний» вьетнамской сборки. Это очень мощные корабли, каждый из которых в залпе способен выпустить по противнику 16 ракет «Уран-Э» или Х-35УЭ «Супер-Уран» на дальность 130-260 км.

Главный конструктор Северного ПКБ Алексей Наумов знакомит гостей выставки с моделью перспективного корвета бюро.

Безусловно, Россия – одна из ведущих мировых держав в области подводного кораблестроения. Именно поэтому проекты российских неатомных подлодок (НАПЛ) неизменно привлекали внимание участников и гостей LIMA 2013. По словам генерального директора ЦКБ МТ «Рубин» Игоря Вильнита, российско-индийское совместное предприятие BrahMos Aerospace Ltd. собирается выдвинуть российскую субмарину «Амур-950» на тендер, организованный ВМС Индии на приобретение новых НАПЛ. Совсем недавно состоялись успешные испытания крылатых ракет BRAHMOS подводного базирования. «Думаю, наличие совместной ракеты является одним из наших сильных преимуществ в предстоящем конкурсе», – подчеркнул Вильнит.

Советник генерального директора СПМБМ «Малахит» Александр Теренов беседует с потенциальным заказчиком о сверхмалых подводных лодках.

В свою очередь, Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», которое наряду с созданием многоцелевых атомоходов активно занимается разработкой проектов сверхмалых подводных лодок, показало на выставке несколько моделей СМПЛ. Как отметил советник генерального директора «Малахита» Александр Теренов, российские мини-субмарины «имеют широкий диапазон действия и способны использовать полноценное ракетное и торпедное вооружение». Они могут решать самые разнообразные задачи в мелководных, проливных и архипелажных водах Юго-Восточной Азии. Эти относительно недорогие аппараты управляются небольшими экипажами, что в свою очередь влечет заметное снижение расходов на их содержание.

Два года назад ВМС Индонезии подписали с южнокорейской корпорацией DSME контракт на строительство трех подводных лодок типа 209/1200. Против этой сделки выступил германский концерн TKMS, по лицензии которого велась сборка этих субмарин в Южной Корее. Однако Сеул проигнорировал этот протест. Но из Берлина по-прежнему звучит «нет». В случае нарушения прав TKMS власти ФРГ грозят прибегнуть к разного рода санкциям. Именно поэтому, как сообщил Виктор Комардин, в случае если Сеулу и Берлину не удастся договориться по оформлению лицензии, то «Рособоронэкспорт» готов предложить Джакарте ДЭПЛ улучшенного проекта 636 разработки ЦКБ МТ «Рубин».

В Объединенной судостроительной корпорации считают итоги участия в выставке LIMA 2013 весьма обнадеживающими. Стенд ОСК посетили высокопоставленные представители многих государств, в том числе ряда королевских домов и правительств стран региона, руководители министерств обороны, командующие ВМС и служб Береговой охраны, специалисты судостроительной промышленности. Огромным интересом посетителей пользовались представленные проекты НАПЛ нового поколения «Амур-950» и «Амур-1650», новейшие проекты надводных кораблей и катеров.

Напомним, что, по данным Международного института стратегических исследований (IISS), страны Азии в минувшем году впервые обогнали Европу по расходам на нужды обороны, которые достигли $287,4 млрд. Конечно, львиная доля этого роста приходится на Китай, который вдвое обгоняет Россию по военным расходам ($143 млрд. против $71,9 млрд.). Но и другие страны региона постоянно наращивают мускулы. Поэтому неудивительно, что на долю Азиатско-Тихоокеанского региона приходится 43% объема всех российских поставок продукции военного назначения. Этот сектор рынка АТР в обозримой перспективе будет продолжать расти. Поэтому нельзя ослаблять усилий по продвижению отечественной военной техники и вооружения в Южную и Юго-Восточную Азию. Эти действия должны подкрепляться повышением качества ПВН, сервисным ее обслуживанием и своевременным выполнением контрактов.