Второй Международный форум «Технологии в машиностроении-2012» (ТВМ-2012), проходивший на площадке ТВК «Россия» в Жуковском с 27 июня по 1 июля, прежде всего запомнится очередным танковым балетом. |
Это российское ноу-хау, призванное выделить выставку сухопутных вооружений в Жуковском на фоне однотипных отечественных и зарубежных мероприятий, конечно, не имеет аналогов. Особенно если учесть, что механиками-водителями участвовавших в «балете» танков Т-90 и Т-80 являются обычные солдаты срочной службы из кантемировской бригады – так, во всяком случае, утверждал ведущий демонстрационной программы.
Выставочная программа форума была представлена двумя разделами: международной выставкой промышленных технологий и инноваций «Машпромэкспо» и международной выставкой вооружений и военной техники «Оборонэкспо».
Т-90С модернизированный – главный герой танкового балета. |
Поскольку в рамках «Машпром-экспо» демонстрировались разработки во всех отраслях промышленности, здесь можно было ознакомиться и с продукцией авиастроительного сектора. В частности, ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» впервые представил двигатель второго этапа модернизации АЛ-31Ф – АЛ-31Ф М2. Этот мотор имеет увеличенную тягу на всех режимах, в том числе до 14300 кгс на особом режиме. Кроме того, существенно возрос назначенный ресурс – до 3000 часов, снизился удельный расход топлива. В новой модификации внедрена цифровая система автоматического регулирования FADEC-типа, которая обладает полным гидромеханическим резервом управления основного контура двигателя и позволяет адаптировать его к любому борту как аналоговому, так и цифровому.
Проведенные стендовые испытания двигателя АЛ-31Ф М2 на земле и высотные в термобарокамере (ТБК) ЦИАМ подтвердили соответствие его характеристик заявленным параметрам. В настоящее время ведутся ресурсные испытания двигателя на подтверждение первоначального ресурса. В стадии производства находятся двигатели для проведения летных испытаний.
Как известно, на «Салюте» модернизируют АЛ-31Ф без изменения его габаритных размеров, что позволяет проводить ремоторизацию ранее выпущенных самолетов семейства Су-27/Су-30 как ВВС России, так и иностранных заказчиков, без дополнительных изменений планера или мотогондол.
НОВИНКИ ОТ КОНЦЕРНА ПВО «АЛМАЗ – АНТЕЙ»
Лидером военной части форума стал, пожалуй, Концерн ПВО «Алмаз – Антей», развернувший обширный стенд и натурную экспозицию. В частности, московское ОАО «ГЦСО ПВО «Гранит» представило в виде моделей и плакатов подвижный комплект ремонтно-диагностического оборудования РДК-МЭ «РЕДИКОМ». Комплект состоит из восьми специализированных мобильных ремонтно-диагностических комплексов, предназначенных для проведения работ по техническому обслуживанию и восстановительному ремонту радиолокационных станций «Небо-СВУ», «Каста-2Е2», «Гамма-ДЕ» на местах их дислокации. На экспозиции концерна демонстрировался также широкий спектр продукции военного назначения, выпускаемой ОАО «УМЗ» и ОАО «ИЭМЗ «Купол», в том числе в виде натурных образцов, среди которых – тренажер операторов боевых машин из состава ЗРК «Тор-М2Э» и тренажер СОУ ЗРК «Бук-М2Э».
На стенде ГСКБ «Алмаз-Антей» им. академика А.А. Расплетина побывали заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин и начальник Генерального штаба ВС РФ – первый заместитель министра обороны Николай Макаров.
На натурной экспозиции вставки «Оборонэкспо-2012» «Алмаз – Антей» впервые представил служебно-боевую разведывательную машину СБРМ, разработанную в тульском НПО «Стрела». Она предназначена для ведения разведки наземных, надводных и низколетящих целей и создана в интересах разведподразделений внутренних войск МВД РФ. Базой для СБРМ послужил бронеавтомобиль ГАЗ-233036 «Тигр» (СПМ-2). В состав машины входят разведывательные средства, действующие на различных физических принципах: оптико-электронная система (ОЭС) с тепловизионным каналом, РЛС «Фара-ВР», БЛА, разведывательно-сигнализационная аппаратура, акустическая система обнаружения выстрелов. РЛС и оптико-электронный модуль размещены на телескопической мачте, позволяющей вести разведку из укрытия. Эти разведсредства обеспечивают в различных климатических условиях и в любое время суток поиск, обнаружение, распознавание таких целей, как гусеничная бронетехника, автомобили, люди в группе и поодиночке, плавсредства, легкомоторные самолеты, вертолеты и БЛА, определение их координат с отображением траектории движения на электронной карте местности. Полученные данные позволяют осуществлять наведение дистанционно-управляемого боевого модуля с 12,7-мм пулеметом «Корд» для поражения выбранной цели. В состав модуля входит теле-тепловизионный прицел с лазерным дальномером.
Аппаратура СБРМ обеспечивает также определение собственного положения машины и координат обнаруженных целей с отображением на электронной карте местности, автоматизированное управление всеми системами и средствами с помощью бортовой информационно-управляющей системы, в том числе непрерывную обработку навигационных данных, прием и обработку разведывательной видео- и фотоинформации от БЛА, а также блокирование радиоуправляемых взрывных устройств.
Продукция Концерна ПВО «Алмаз – Антей» на выставке ТВМ-2012 была одной из самых заметных. |
Высокий уровень информативности разведывательных средств, входящих в состав СБРМ, обеспечивает оперативное получение достоверных сведений о противнике в кротчайшее время и малыми силами. Максимальная приборная дальность обнаружения целей аппаратурой СБРМ составляет 10 км, огонь по ним может вестись на дистанциях до полутора километров.
Как представляется, такие разведывательно-ударные комплексы были бы весьма полезны не только внутренним войскам МВД, но Министерству обороны, особенно в свете анонсированного в июле развертывания 10 разведывательных бригад.
Также весьма представительной оказалась экспозиция НПК «Уралвагонзавод». На натурной экспозиции уральского холдинга можно было увидеть боевую машину огневой поддержки, известную также под именем «Терминатор», в демонстрационной программе на полигоне принимал участие танк Т-90МС. Входящее в НПК «Уралвагонзавод» Омское конструкторское бюро транспортного машиностроения представило в Жуковском модернизированный мостоукладчик танковый универсальный МТУ-90М. Эта машина предназначен для устройства в боевой обстановке мостового перехода через рвы, каналы и водные преграды шириной до 19 метро. Она обеспечивает наведение переправы в течение 2-3 минут в любое время суток, при любой погоде, в условиях химического и радиационного заражения, а также сборку многопролетного мостового перехода с использованием мостов из состава тяжелого механизированного моста ТММ-6. У предыдущего варианта мостоукладчика – МТУ-72 – мостовая конструкция изготавливалась из сплава на основе алюминия, а у МТУ-90М – из стали, поэтому у новой машины грузоподъемность моста возросла на 10 тонн – до 60 т.
Разведывательная машина СБРМ пригодилась бы не только МВД, но и Российской армии. |
Среди других новинок в сегменте бронетехники, представленных на «Оборонэкспо-2012», можно отметить обновленный вариант комплекса активной защиты (КАЗ) «Арена-Э». У нового варианта этого КАЗ вместо единого блока с направленными в разные сторона антеннами РЛС появились отдельные антенны, разнесенные по углам башни, но по-прежнему обеспечивающие круговой обзор. Тем самым габаритная высота танка с «Ареной-Э» стала соответствовать таковой у машин, не имеющих этого комплекса. Кроме того, у модернизированного комплекса защитные боеприпасы сосредоточены не по кругу в виде почти единой «юбки» на башне, а несколькими отдельными блоками. В конструкции комплекса применена современная элементная база, что позволило сделать управляющую ЭВМ более компактной, чем в ранних вариантах, которые разрабатывались еще в 1980-х годах. Также увеличено быстродействие комплекса.
Красногорский завод им. С.А. Зверева презентовал опытные образцы новых изделий: командирского комбинированного прицельно-наблюдательного комплекса «Агат-МДТ» и танкового тепловизионного прицела наводчика «Ирбис-К» с российскими тепловизорами, по своим характеристикам не уступающий французскому тепловизору Catherine. Как было заявлено разработчиком, на данный момент изделия успешно проходят испытания на военной технике, серийный выпуск командирского комбинированного прицельно-наблюдательного комплекса «Агат-МДТ» запланирован на конец 2012 г., танкового тепловизионного прицела наводчика «Ирбис-К» – на 2013 г. «Ирбис-К» создавался как альтернатива прицелу ЭССА с телевизором от французской компании Thales. Однако в связи с тем, что ВС РФ отказались от закупки танков Т-90, перспективы нового прицела видятся довольно расплывчатыми. Возможно, он будет востребован для модернизации танков Т-72.
НОВЫЙ-СТАРЫЙ КАЛАШНИКОВ
Публичная демонстрация нового детища «Ижмаша» – автомата АК-12, состоявшаяся в ходе выставки «Оборонэкспо-2012», отнюдь не была встречена тем ажиотажем, который наблюдался в отечественных СМИ в сентябре прошлого года, когда начальник Генштаба Николай Макаров заявил, что ВС РФ больше не будут закупать АК-74, а «Ижмаш», в свою очередь, распространил информацию о начале работы над новым автоматом, который, как выяснилось несколько позже, и есть презентованный в Жуковском АК-12. И это при том, что в сентябре прошлого года об «АК пятого поколения» не было известно ничего, а в Жуковском его можно было подержать в руках и поговорить с его создателем – главным конструктором ОАО «Концерн «Ижмаш» – директором стрелково-пушечного направления Владимиром Злобиным.
Главный конструктор «Ижмаша» Виктор Злобин: «Гражданский вариант АК-12 пойдет в производство в 2013 году». |
При работе над новым автоматом конструкторы «Ижмаша» оставили фактически неизменной традиционную схему Калашникова. То есть АК-12 имеет все ту же автоматику с длинным ходом газового поршня, который жестко соединен с затворной рамой, и поворотный затвор. Жесткое соединение газового поршня с затворной группой отрицательно влияет на кучность стрельбы, однако снижает потерю энергии на цикл перезарядки и в целом повышает надежность оружия, которую применительно к системе Калашникова с уверенностью можно называть легендарной.
Кучность автоматической стрельбы (а это, как известно, первая из двух основных проблем АК-74) планируется повысить за счет внедрения модифицированных нарезов и пульного входа ствола, удлинения прицельной линии, а также общего повышения качества продукции «Ижмаша». Механический прицел у АК-12 – комбинированный с диоптром и открытой планкой. Он закреплен в задней части ствольной коробки. Но при желании его можно переместить вперед, на традиционное для автоматов Калашникова место. По словам Владимира Злобина, наличие диоптрического прицела в последнее время прописывается в технических требованиях Минобороны. Именно таким прицелом оснащен и небезызвестный автомат Никонова АН-94. В конструкцию также внедрен более эффективный дульный тормоз, снижающий подброс при ведении автоматического огня.
По сравнению с остальными автоматами Калашникова у АК-12 радикально переработана эргономика. О том, что плохая эргономика является вторым из двух основных, но при этом легко устранимых недостатков АК-74, «Национальная оборона» уже писала (№10 (67) 2011 г.). АК-12 получил новый предохранитель-переводчик режимов огня, доступный как с правой, так и с левой стороны ствольной коробки, новую крышку с планкой Пикатинни, шарнирно закрепленную на ствольной коробке и открывающуюся отдельной защелкой. Рукоятка взведения затвора может устанавливаться как с правой, так и с левой стороны оружия – по желанию стрелка. Помимо более удобной пистолетной рукоятки АК-12 получил и новый приклад с регулируемым по высоте затыльником и щекой. Линия верхней части приклада совмещена с линией отдачи, что также должно положительно сказаться на кучности автоматического огня. АК-12 получит затворную задержку и совмещенное с традиционной для Калашникова защелкой устройство для сброса пустого магазина, что должно облегчить и ускорить процесс перезарядки оружия (на первом варианте автомата, демонстрировавшемся на выставке в Жуковском, их еще нет). А вот горловины магазина и, соответственно, новой защелки, близкой по конструкции к аналогичной детали американской винтовки М-16, у базового варианта автомата не будет. Ими пожертвовали в пользу нового магазина на 95 патронов, который сейчас осваивают на «Ижмаше». Но эти элементы конструкции будут доступны в гражданских версиях оружия и, по всей видимости, в модификациях для спецподразделений.
Противовертолетная мина поражает низколетящие цели по принципу ударного ядра. |
На «Оборонэкспо-2012» демонстрировался тот же автомат, который в январе в Ижевске показывали Дмитрию Рогозину. Но, по словам Владимира Злобина, к настоящему времени конструкция по результатам заводских испытаний (они должны завершиться к концу года) уже значительно доработана, и новая версия автомата внешне будет значительно отличаться от демонстрировавшего в Жуковском первого образца. Впереди – государственные испытания и в перспективе – принятие на вооружение ВС РФ. В том, что это рано или поздно произойдет, сомнений у ижевцев, судя по всему, нет. Но, похоже, раньше, чем в ВС РФ, АК-12 попадет в руки частных покупателей, причем – зарубежных. По словам Владимира Злобина, уже в следующем году должно начаться производство гражданских вариантов автомата с нарезным стволом. Они, по всей видимости, будут ориентированы, в первую очередь, на североамериканский рынок. Затем пойдет в серию и гладкоствольный самозарядный карабин на базе АК-12.
В ВС РФ новый автомат первыми получат спецназовцы, которым больше всего нужно удобное и надежное оружие. А в интересах линейных мотострелковых подразделений, по крайней мере до 2014 г., будет проводиться модернизация имеющихся АК-74.
По словам Владимира Злобина, АК-12 разрабатывают под российские патроны 5,45х39, 7,62х39, 9х39 мм, а также под стандартные боеприпасы НАТО 5,56х45 и 7,62х51 мм.
Стоить новый автомат должен столько же, сколько и АК-74 или чуть больше. По словам Владимира Злобина, сейчас планируется, что цена автомата составит 25 тысяч рублей.
УДАРНЫМ ЯДРОМ – ПО ВЕРТОЛЕТАМ
Федеральное казенное предприятие «Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» представило на выставке «Оборонэкспо-2012» противовертолетную мину.
Мина предназначена для поражения низколетящих целей и может применяться для защиты военных и гражданских объектов от атак вертолетов, участков побережья, где возможен вертолетный десант, для противодействия вертолетному разминированию, для блокирования взлетных полос аэродромов противника, мест, где могут быть развернуты запасные аэродромы или аэродромы рассредоточения. Поражение летательных аппаратов осуществляется двенадцатью снарядоформирующими зарядами (принцип ударного ядра). При этом ударные ядра имеют высокую скорость полета, что позволяет обходиться без упреждения при атаке цели.
После того, как электроника дала команду на подрыв, происходит одновременный срабатывание всех двенадцати зарядов, формирующих поражающие элементы, которые на высотах до 100 метров пробивают преграду, эквивалентную 12-мм стальному листу.
Обнаружение и распознавание целей осуществляется акустическими датчиками. Команда на подрыв выдается в случае соответствия полученных данных «звуковому портрету» вертолетов предполагаемого противника. За определение момента срабатывания мины отвечает радиолокационная система. Также мина оснащена системой опознавания «свой-чужой». Мина полностью автономна, то есть самостоятельно распознает цель и выдает команду на подрыв. Автономность сохраняется в течение шести суток.
Максимальная дальность обнаружения цели составляет 400 метров, максимальная скорость ее полета – около 280 км/ч.
Мина прошла государственные испытания и находится на этапе принятия решения о том, ставить ли ее на вооружение ВС РФ или нет. По словам сотрудников «ГкНИИПАС», уже есть зарубежные заказчики, интересующиеся этим боеприпасом.
БТР С ФРАНЦУЗСКИМ АКЦЕНТОМ
Довольно активное участие в выставке приняли французские компании. Свои стенды в Жуковском развернули фирмы Safran, Thales, Nexter Systems.
В ходе общения с журналистами заместитель директора «Рособорон-экспорта» Игорь Севастьянов заявил, что Россия и Франция в течение полутора лет планируют совместно разработать новую бронемашину для рынков третьих стран. По его словам, речь идет о совместном проекте с компанией Nexter по созданию ББМ с российским боевым модулем. Она будет отвечать требованиям как Минобороны Франции, так и России, и, как отметил Игорь Севастьянов, должна появиться через год-полтора.
По всей видимости, речь в данном случае может идти о создании машины для участия в тендере, объявленном Объединенными Арабскими Эмиратами, на поставку 600 боевых бронированных машин с колесной формулой 8x8.
«Рысь» – первая «ласточка» среди зарубежных бронемашин на службе ВС РФ? |
Как ожидается, в тендере примут участие германско-голландский консорциум ARTEC с ББМ Boxer, британская компания BAe Systems с RG-41, турецкие фирмы FNSS с ББМ Pars и Otokar с БТР Arma, швейцарско-американская General Dynamics European Land Systems-Mowag с Piranha V, итальянская Iveco с БМП Freccia, французская Nexter Systems с VBCI, финская Patria с AMV, «Укрспецэкспорт» с БТР-4, а также и «Рособоронэкспорт» с некой машиной, подробностей о которой до сих пор не сообщалось. Согласно требованиям ВС ОАЭ, около 400 машин должны быть оснащены башней БМП-3, а оставшиеся 200 предполагается изготовить в специализированных версиях. Одним из требований к претендентам станет частичная локализация производства в ОАЭ.
Получается, что «Рособоронэкспорт» и Nexter Systems намереваются выступить на этом тендере единой командой, представив бронемашину, наилучшим образом подходящую под требования эмиратских военных. Если этот проект состоится, то VBCI с российским вооружением в конечном итоге сможет претендовать и на роль бронетранспортера следующего поколения для ВС РФ. Учитывая высокий уровень военно-технического сотрудничества между Россией и Францией в последние годы, это вполне реально.
Тут следует отметить, что для удовлетворения срочной потребности в бронетранспортерах ВС ОАЭ уже закупили некоторое количество (по разным данным, от 5 до 15) финских AMV, оснащенных башней БМП-3. А их разработчик – фирма Patria, как недавно стало известно, получила запрос из России о возможности закупки до 500 машин этого типа (подробнее об этом – на стр. 94). Как известно, Россия также проявляет интерес к итальянским колесным ББМ семейства Centauro, а отечественная «Военно-промышленная компания» ведет разработку унифицированной колесной платформы (шифр «Бумеранг»), первые образцы которой должны быть готовы в следующем году. Учитывая все эти факты, можно предположить, что Министерство обороны, следуя мировой практике, вознамерилось через год-два провести полноценный тендер на колесные бронетранспортеры нового поколения с участием как отечественных, так и зарубежных разработчиков. Такую инициативу нельзя не приветствовать. Здоровая конкуренция будет способствовать более плодотворной работе отечественных специалистов, а военные получат возможность закупать то, что больше нравится, а не то, что дают. То есть действовать в соответствии с законами общества потребления, в котором, как это ни прискорбно, мы все уже давно существуем.