МИР-2012: от парусов до нанотехнологий
В форуме приняли участие около 260 предприятий и организаций из 11 стран

В московском «Гостином дворе» состоялся III Международный форум «Морская Индустрия России» (МИР-2012). Традиционно он был посвящен вопросам развития и модернизации гражданского судостроения, совершенствованию судоходства, инфраструктуры портов, внедрению новых отечественных и зарубежных технологий в производство морской техники.

Юрий МАКАРОВ

Александр МОЗГОВОЙ

Состоялся обстоятельный разговор об освоении богатств арктического дна, развитии морской и речной составляющих транспортной системы России, восстановлении рыболовной отрасли, а также по ряду других важных направлений.

В силу специфики журнала «Национальная оборона» нас прежде всего интересовали тенденции в отечественном гражданском судостроении в их сопряжении с военным кораблестроением. Ведь это две ветви одного древа. Они взаимодействуют и дополняют друг друга. Военные технологии ведут к совершенствованию гражданских. В свою очередь, особенно в последние десятилетия, гражданские ноу-хау привели к заметному изменению облика кораблестроения в интересах ВМФ.

Модель морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная», построенной Севмашем.

Как сообщил на форуме вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Анатолий Тюков, объем заказов ОСК в 2011 г. по сравнению с 2010 г. вырос на 30% и достиг 191 млрд. рублей. Однако доля заказов гражданского судостроения в этом объеме составила лишь 16%. То есть по-прежнему военное кораблестроение доминирует. И вряд ли в ближайшие годы, во всяком случае, в денежном выражении ситуация коренным образом изменится. Ведь отечественные судостроительные предприятия – и главным образом те, что входят в ОСК – приступили к реализации достаточно обширной и напряженной программы пополнения корабельного состава Военно-морского флота до 2020 г. Впрочем, Объединенная судостроительная корпорация не отменяет своего стратегического плана увеличения доли гражданской продукции до 50%. Очевидно прорыв произойдет после того, как будут введены в строй новые современные верфи «Звезда-DSME» и «Восток-Раффлз» на Дальнем Востоке, а также мощный судостроительный комплекс «Адмиралтейских верфей» в Кронштадте.

Как явствует из выступлений руководителей отрасли на форуме и материалов, представленных в выставочном секторе, российская ниша в мировом судостроении видится в направлении создания добывающих платформ, плавсредств их обслуживающих, а также сложных судов, в том числе арктического плавания. Дальнейшее развитие получит строительство танкеров и сухогрузов класса «река-море», где у нашей страны давно достаточно прочные позиции.

Научный руководитель ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова Валентин Пашин, директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Леонид Стругов, заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Борисов и вице-президент ОСК Дмитрий Мироненков знакомятся с выставочной частью МИР-2012.

Среди предложений сложных гражданских судов внимание участников и гостей МИР-2012 привлек газовоз проекта 23750 дедвейтом около 39000 т разработки Северного ПКБ. Он предназначен для транспортировки природного сжиженного газа со скоростью 17,5 узла на дальность до 6500 миль. Предусмотрена хорошо проверенная мембранная система хранения груза, которая обеспечивает безопасность его перевозки и дает возможность эксплуатировать судно в течение 40 лет. Специалисты бюро провели большой объем расчетных и экспериментальных исследований по оптимизации обводов корпуса, что позволило достичь хорошего его обтекания и таким образом снизить издержки по расходу горючего. Кстати, дизель-электрическая энергетическая установка газовоза предусматривает использование не только дизельного топлива, но и испаряющегося в процессе транспортировки газа, что опять же уменьшает эксплуатационные расходы. Экипаж газовоза благодаря внедрению интегрированной системы автоматизированного управления техническими средствами состоит всего из 30 человек. Другими словами, газовоз проекта 23750 отвечает самым строгим современным требованиям и не уступает зарубежным аналогам, а по ряду характеристик превосходит их.

Золотой медалью конкурса «Лучшее техническое решение в области судостроения и морской техники гражданского назначения» на МИР-2012 была удостоена фирма «Хотча Морское Проектирование». Она предложила проект судна снабжения для обеспечения деятельности самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая».

Генеральному директору ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» Владимиру Никитину вручается диплом МИР-2012.

Широкую номенклатуру сухогрузных и наливных судов, а также контейнеровозов класса «река-море» строит, в том числе и на экспорт, завод «Красное Сормово». Танкеры проектов 19614, 19619, 19900, RST22 и RST27 дедвейтом от 5500 до 12760 т, сухогрузы проектов 00101 и RSD17 дедвейтом в 5190 и 6350 т пользуются заслуженным спросом у российских и зарубежных заказчиков. Завод также готов, используя ныне простаивающие мощности военного сектора, создавать глубоководные аппараты для исследования океанского дна и освоения его ресурсов.

В свою очередь рыбинская «Верфь братьев Нобель» строит танкеры проекта RST25. Они относятся к новому подклассу наливных судов с повышенным классом экологической безопасности и высокоавтоматизированными средствами управления. Это же предприятие специализируется на сборке спасательных катеров-бонопостановщиков, предназначенных для борьбы с аварийными разливами нефти. А сейчас верфь осваивает новое направление – строительство комфортабельных яхт представительского класса.

Вообще волжские заводы сегодня – лидеры российского гражданского судостроения, в том числе ряда его пионерских направлений. Так, например, Зеленодольский завод имени А.М. Горького ведет серийное строительство скоростных глиссирующих пассажирских судов нового поколения, которые приходят на смену «ракетам», «кометам» и «метеорам».

Порадовали судостроители Дальнего Востока, которые, увы, не частые гости на столичных выставках. На обширном стенде владивостокской компании «Композитное кораблестроение» (до ребрендинга именовалась Pacifico Marine) можно было познакомиться с перспективными проектами инновационных скоростных пассажирских и прогулочных судов. В июле на «Восточной верфи» будут спущены на воду три катамарана, построенные по технологии «Композитного кораблестроения». Они получили названия «Москва», «Санкт-Петербург» и «Владивосток» и будут задействованы для обслуживания участников и гостей саммита АТЭС-2012 осенью текущего года во Владивостоке.

Деловая беседа на стенде Зеленодольского завода имени А.М. Горького.

Эти суда, рассчитанные на 223 посадочных места, полностью сделаны из композиционных материалов по матричной технологии. То есть сначала отливается матрица, а потом по ней создаются детали судна. При этом используется так называемая вакуумная инфузия, когда в матрицу вливается смола с наночастицами. Поверхность корпуса и других элементов катамарана получается ровная, шпаклевка им не требуется. Вес такого судна значительно меньше, чем у собранных из других материалов, а прочность выше. Сокращается время строительства и снижается стоимость. Эта технология разработана во Владивостоке.

Сейчас компания «Композитное кораблестроение» сотрудничает с ОАО ГК «РОСНАНО» по совершенствованию нанотехнологий для использования в судовых композитных материалах. В ближайшее время планируется начать серийное строительство сразу трех типов катамаранов. Их заказчиком выступает владивостокская судоходная компания «Евразия Шиппинг». Предполагается построить до летней навигации 2013 г. четыре патрульных катера типа Pacifico patrol 167 с высокими мореходными и скоростными характеристиками, 40 пассажирских катамаранов типа Pacifico express 30 вместимостью 30 человек и 10 скоростных пассажирских катамаранов типа Pacifico express 150, рассчитанных на 150 пассажиров. Серьезные намерения! И от души хочется пожелать дальневосточным судостроителям успехов!

Модель газовоза проекта 23750 разработки Северного ПКБ.

На МИР-2012 можно было ознакомиться с информацией и по катеру проекта РР0167-901-ТКБ001, созданного специалистами Тихоокеанского конструкторского бюро. Он предназначен для патрульной службы в интересах МЧС, Береговой охраны и таможенных органов, а также для гидрографических работ. Его длина – 16,7 м, ширина – 4,5 м. Дизельный двигатель мощностью 1600 л.с. и водометный движитель позволяют развивать максимальную скорость до 50 узлов.

Гораздо более широким, по сравнению с предыдущими форумами, было представительство на форуме зарубежных компаний. В их числе были такие всемирно известные фирмы, как Damen Shipyards Group и SCHOTTEL GmbH. Голландский концерн Damen, в котором еще в 1969 г. насчитывалось всего 10 сотрудников, сегодня – одна из ведущих транснациональных компаний судостроительной отрасли с 35 высокотехнологичными верфями по всему миру. На них трудятся более 6000 человек. Дочерние предприятия Damen находятся в Румынии и Польше, Швеции и ЮАР, на Кубе и в Бразилии, ОАЭ и Катаре, Вьетнаме и КНР, Сингапуре и Индонезии. На их стапелях строятся гражданские суда и военные корабли практически всех классов десятков типов. Фирма одной из первых освоила модульноее проектирование и сборку. «Коронка» Damen – портовые суда, а также обеспечивающие хозяйственную деятельность на шельфе. Как мы выяснили, концерн Damen готов на самые разные варианты сотрудничества с Россией: от поставок готовой продукции – до продажи лицензий и создания совместных предприятий. Думается, такую возможность не следует упускать.

На крыше салона скоростного пассажирского катамарана Pacifico express 150 могут устанавливаться солнечные батареи, которые снизят затраты на кондиционирование судна.

Не менее интересные перспективы могут открыться от взаимодействия с SCHOTTEL GmbH. Эта фирма не строит суда, но снабжает их самыми современными пропульсивными комплексами и средствами управления ими. Достаточно напомнить, что винторулевая колонка (ВРК) – изобретение основателя фирмы Иосифа Беккера. Сейчас

SCHOTTEL предлагает заказчикам, в том числе и с изготовлением на их предприятиях, ВРК с диапазоном мощностей до 6000 кВт; двухвинтовые колонки; комбинированные приводы, интегрирующие наиболее важные технические и экономические характеристики ВРК и устройств типа Azipod (судовых управляемых электродвигателей в гондолах); выдвижные ВРК; водометные движители, полностью скрытые в корпусе; винты регулируемого шага и подруливающие устройства. Продукция SCHOTTEL хорошо известна в России, в Санкт-Петербурге действует представительство этой фирмы. Но, очевидно, назрела необходимость в более развитых формах сотрудничества.

Фирма SCHOTTEL предлагает широкую гамму пропульсивных комплексов.

III Международный форум «Морская Индустрия России», безусловно, получился насыщенным. На нем затрагивались самые разные темы – от обучения подростков хождению под парусами до внедрения нанотехнологий в судостроение. Полезная получилась встреча.