Заправка в 3D и другие спецэффекты
«Рособоронэкспорт» не списывает со счетов Ближневосточный рынок

Проходивший в Дубае 13-17 ноября крупнейший в региона авиасалон Dubai Air Show по объему продаж заметно не дотянул до рекордного результата Le Bourget 2011 – на парижском салоне было продано самолетов на $100 млрд., в Дубае же – на $63,3 млрд. Хотя и это, конечно, отнюдь не мало и заметно превосходит результат предыдущей выставки, проходившей в кризисном 2009 г. Напомним, что в 2009-м на Dubai Air Show было заключено контрактов на $14 млрд., в то время как в 2007-м – на $155,5 млрд.

Илья КЕДРОВ

ДУБАЙ – МОСКВА

Вместе с тем, один рекордный показатель на Dubai Air Show 2011 все же был достигнут. В первый день работы салона, 13 ноября, авиакомпания Emirates и компания «Б» подписали контракт на поставку 50 самолетов Boeing 777-300ER стоимостью $18 млрд., предусматривающий опцион еще на 20 машин этого типа (стоимость опциона – $8 млрд.). Для компании Boeing этот контракт стал крупнейшим за всю ее 95-летнюю историю с точки зрения единовременной продажи лайнеров одной модификации.

Стенд «Рособоронэкспорта» – как всегда в центре внимания.

14 ноября компания Oman Air объявила о приобретении шести «Дримлайнеров» B787-8 стоимостью $1,2 млрд. На следующий день авиакомпания Qatar Airways подписала соглашение о покупке двух транспортных Boeing 777F на $560 млн.

Компания «А» в целом хоть и отстала от своего конкурента, но с учетом результатов Dubai Air Show, последнего крупного авиасалона 2011 г., ее лайнер A320neo стал самым востребованным гражданским самолетом года и в целом самым продаваемым пассажирским лайнером в мире. Qatar Airways подписала контракт на покупку 50 лайнеров A320neo с опционом на 30 машин (также катарский перевозчик заказал пять A380), кувейтская лизинговая компания Alafco заказала такое же количество A320neo, еще 30 машин этого типа на Dubai Air Show 2011 приобрела американская лизинговая компания Aviation Capital Group (ACG). Всего в Дубае Airbus удалось продать самолетов на $20,5 млрд.

Как мы уже отмечали в обзоре авиасалона Le Bourget 2011, состоявшегося в июне, в условиях такого коммерческого успеха A320neo и его конкурента Boeing 737 альтернативные предложения могут заинтересовать перевозчиков лишь в случае, если предлагаемые машины будут иметь весьма выгодные технические и эксплуатационные характеристики. Россия, как известно, собирается обеспечить их в проекте МС-21.

На Dubai Air Show 2011 вице-президент корпорации «Иркут» Кирилл Будеев провел презентацию программы МС-21, которая весьма выгодно отличалась от других российских медийных мероприятий на международных авиасалонах. Будеев говорил по-английски, что называется, без бумажки, с открытой улыбкой, сопровождая свое сообщение подробной видеопрезентацией. Он ответил на все заданные ему англоязычными журналистами вопросы (а их было немало) и, кажется, произвел на иностранную аудиторию вполне благоприятное впечатление. Надо отметить, что в свое время первым российским представителем авиапромышленности, применившим для своих пресс-конференций и презентаций западные стандарты, стал Михаил Погосян. Теперь и «Иркут» принял эту эстафету.

Поймать виртуальный конус

Единственным натурным экспонатом российской делегации на Dubai Air Show 2011, развернутым в составе экспозиции ОАК, был тренажер дозаправки топливом в полете истребителя МиГ-29, выделяющийся на фоне других профессиональных авиационных симуляторов тем, что изображение на экран выводится в формате 3D. Официально тренажер называется «Моделирующий комплекс со стереоскопической системой визуализации». Его разработка началась в апреле прошлого года на основании постановления правительства РФ «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». В соответствии с этим документом созданием тренажера занимаются РСК «МиГ» и Московский авиационный институт.

Тренажер, продемонстрированный на дубайском салоне, выглядит вполне стандартно для такого типа устройств: курсант садится в кабину, перед ним – экран, на который проецируется необходимая обстановка. В данном случае – это трехмерное изображение самолета-заправщика Ил-78, выпустившего топливный шланг. Задача курсанта «поймать» его заправочной штангой. Как и на обычном киносеансе 3D, курсант перед полетом надевает специальные очки.

Заправка в воздухе – один из наиболее сложных элементов подготовки пилота современного боевого самолета и при отработке этой задачи на тренажере трехмерное изображение действительно необходимо. Также весьма полезны они и в некоторых других случаях: при имитации посадки на палубу авианосца, полета на минимальной высоте с огибанием рельефа местности и полета строем. Все эти режимы разработчики тренажера также намерены реализовать. Кроме того, создатели тренажера планируют организовать параллельное рабочее место оператора заправки воздушного танкера.

Надо отметит, что тренажер вызвал большой интерес у посетителей выставки, попрактиковаться в виртуальной дозаправке МиГ-29 приходили представители ВВС самых разных стран. По всей видимости, у этой разработки РСК «МиГ», создаваемой при участии студентов МАИ, большое будущее как в России, так и за рубежом – прежде всего, в Индии.

Что касается содержательной части выступления Кирилла Будеева, то все основные особенности программы МС-21 на ее нынешнем этапе были озвучены Алексеем Федоровым летом в ходе салона Le Bourget 2011, и «Национальная оборона» о них уже рассказывала (№8, август 2011 г.). Следует, пожалуй, остановиться лишь на отдельных фактах и любопытных моментах презентации представителя НПК «Иркут», прошедшей под лозунгом «More comfort at minimum cost» («Максимум комфорта при минимальной цене»), которые до сих пор не слишком известны.

В частности, Кирилл Будеев сообщил,что МС-21 будет иметь на 5,1% лучшую аэродинамику, чем А320 на скорости 0,78 М и на 7% – на скорости 0,8 М. Для достижения этого результата при отработке облика самолета разработчики продували в аэродинамической трубе 4 варианта профилей крыла и более 20 моделей самолета в целом. Лайнер получит целиком композитные стабилизатор и рули, в конструкции крыла металлическими будут лишь его носок и пилоны двигателей. В целом, в программе снижения веса самолета 9% приходится как раз на использование современных материалов.

При проектировании особое внимание было уделено сокращению времени на простой, что должно повысить доходы авиаперевозчиков. Например, ширина прохода в салоне самолета (а МС-21 будет иметь самый широкий в своем классе фюзеляж) в компоновке, предназначенной для совершения чартерных рейсов, составит ровно 22,5 дюйма (571,5 мм). Эта величины была определена по результатам тестовых испытаний, в которых приняли участие 100 добровольцев различных комплекций. Такая ширина прохода позволяет беспрепятственно двигаться по нему одним пассажирам в то время, когда другие укладывают свои вещи на багажную полку. В результате, для посадки в МС-21-200 (или высадки из него) потребуется всего 25,1 минуты. Даже туалеты самолета проектировались так, чтобы на их уборку уходило минимум времени. Пассажирский салон можно сконфигурировать и так, чтобы предоставить пассажирам максимум комфорта. Хотя и при максимально плотной компоновке пассажир, сидящий в МС-21 у окна, будет иметь на 20% больше жизненного пространства, чем в самолетах конкурентов.

Кирилл Будеев сообщил, что переговоры о поставках МС-21 с авиакомпаниями региона Персидского залива уже начались. По его оценке, здесь может быть продано до 50 машин этого типа. Каталожная стоимость МС-21-200 с пассажировместимостью 150 кресел составляет $69 млн., МС-21-300 с пассажировместимостью 180 кресел – $78 млн. Для сравнения, каталожная стоимость А320 в 2011 г. – $85 млн. Портфель заказов корпорации «Иркут» на семейство самолетов МС-21 достиг 235 единиц.

Rafale: пролетая над ОАЭ

Главной, пожалуй, интригой Dubai Air Show 2011 стала ситуация вокруг возможной закупки ОАЭ французских истребителей Rafale. Переговоры между Эмиратами и Францией о приобретении 60 истребителей Rafale взамен 62 Mirage 2000-9, которые ОАЭ хотели возвратить производителю, начались в 2008 г. При этом ОАЭ изначально требовали, чтобы истребители получили более мощные двигатели и несколько измененное БРЭО. Переговоры продолжались более трех лет, главным камнем преткновения стала цена французской машины. Изначально в Париже оценили контракт в 13 млрд. евро, затем понизили стоимость самолетов до 9 млрд., в ОАЭ же рассчитывали получить новые истребители за 7 млрд. евро.

Переговоры ни шатко ни валко продолжались до лета 2011 г., когда стало известно, что ВВС ОАЭ, разочарованные несговорчивостью Dassault Aviation, приступили к рассмотрению других вариантов. Первоначально основным конкурентом Rafale называли F-35, до поступления которого на вооружение ВВС ОАЭ могли временно получить F-16 Block 60 (80 машин этого типа уже состоят на вооружении ВВС Эмиратов). Однако летом большинство наблюдателей склонялись к мысли, что эта информация получила распространение в основном как элемент давления на несговорчивую компанию Dassault Aviation. И еще осенью считалось, что о достижении соглашения между ОАЭ и Францией о продаже истребителей Rafale будет объявлено в ходе Dubai Air Show 2011.

Но буквально накануне открытия салона стало известно, что ОАЭ направили Великобритании запрос об информации по условиям поставки истребителей EF2000 Typhoon. 17 октября стороны провели первые переговоры, на которых обсуждалась возможности поставки «Тайфунов» для замены состоящих на вооружении ВВС ОАЭ Mirage 2000-9. 

В ходе посещения салона наследный принц Абу Даби, заместитель главнокомандующего Вооруженными Силами ОАЭ шейх Мухаммад бин Заид дал, выражаясь штампами советского агитпропа, гневную отповедь усилиям Dassault Aviation по продвижению Rafale в ОАЭ, назвав условия компании неконкурентоспособными и неприемлемыми, изменить которые не в состоянии никакие дипломатические усилия, в том числе – поддержка контракта президентом Франции Николя Саркози. В адрес Dassault Aviation из ОАЭ также прозвучали обвинения в самонадеянности и высокомерии, которые и стали причиной провала переговоров.

В ходе салона французская сторона еще пыталась сделать хорошую мину при плохой игре, в частности, министр обороны Жерар Лонге в первый день работы Dubai Air Show 2011 заявил, что контракт с ОАЭ будет подписан до конца года, а все плохие новости относительно этой сделки являются лишь попыткой сбить цену.

И тем не менее, Rafale, похоже, пролетел мимо ВВС ОАЭ, поскольку уже после завершения салона появилась информация, что в начале ноября ОАЭ отправили запросы на предложение также компании Boeing. Таким образом, речь теперь идет фактически о полноценном тендере, в котором, по информации на сегодняшний день, будут участвовать Eurofighter Typhoon, F-15E и F/A-18E/F с началом поставок в 2018 г.

Таким образом, ситуация с заменой парка истребителей Mirage в ВВС ОАЭ фактически полностью повторила аналогичную коллизию в Индии. Еще одной плохой новостью для Dassault Aviation стало известие о том, что в начале декабря правительство Швейцарии определило победителем тендера на закупку 22 истребителей для ВВС страны шведский Saab Gripen NG, хотя Rafale считался фаворитом этого тендера.

Последней надеждой для французского производителя на продвижение Rafale на внешний рынок и сохранение его производства после того, как будет выполнен заказ национальных ВВС, остается индийская программа MMRCA – в короткий список этого тендера, как известно, вошли EF2000 и Rafale. 

Между тем, в декабре в огонь международной журналистской дискуссии о будущем французского авиапрома подлил масла заместитель директора компании «Рособоронэкспорт» Виктор Комардин. В ходе выставки LIMA 2011 он заявил журналу Aviation Week, что, по его мнению, индийский тендер вообще может быть отменен, поскольку его финалисты запрашивают теперь за свои самолеты около $20 млрд., в то время как первоначально стоимость 126 истребителей оценивалась в $10 млрд. По мнению Виктора Комардина, в современных экономических условиях вряд ли какое-то государство, в том числе и Индия, пойдет на такие гигантские расходы.

Что касается основной части российской экспозиции, то есть ее военно-технической составляющей, в этом году в Dubai Air Show приняли участие 35 российских предприятий, в том числе – 5 субъектов ВТС, представивших боевые самолеты, технику ПВО, вертолеты, системы навигации. В частности, потенциальные покупатели могли получить исчерпывающую информацию о зенитных ракетных системах и комплексах С-400 «Триумф», «Антей-2500», «Тор-М2Э» и «Бук-М2Э». По этому поводу заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Вячеслав Дзиркалн, апеллируя, по всей видимости, к разгрому Ливийской Джамахирии, отметил: «Сегодня, когда доля авиации и высокоточного оружия играют решающую роль в вооруженных конфликтах, защита от воздушных ударов приобретает особое значение. Представленные системы ПВО позволяют создать комплексную систему противовоздушной обороны, обеспечивающую перехват и уничтожение на различных высотах и дальностях не только одиночных воздушных целей, но и нестратегических баллистических ракет».

Наиболее известный российский контракт по средствам ПВО в регионе – это создание по заказу ОАЭ ЗРПК «Панцирь–С1». Как отметил Вячеслав Дзиркалн, контракт на поставку комплексов находится в стадии реализации, отгрузка идет в соответствии с графиком, нареканий с эмиратской стороны нет.

Несомненно, последние события на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки наложили свой отпечаток на военно-техническое сотрудничество России со странами региона. Тем не менее, по оценке руководителя делегации «Рособоронэкспорта» на Dubai Air Show 2011 Михаила Завалия, реальные потери компании в регионе Ближнего и Среднего Востока на сегодня составляют только $167 млн. – это возвращенный Ирану аванс за ЗРС С-300, от поставок которых Россия отказалась в связи с введением санкций против этой страны. Все остальные цифры, которые неоднократно назывались в течение 2011 г., относятся к разряду упущенной выгоды.

Китайская «балалайка»

МиГ-21, как известно, является самым распространенным сверхзвуковым истребителем в мире: он состоял на вооружении или использовался в ВВС 65 стран мира и до сих пор активно эксплуатируется в некоторых государствах, в частности – в Индии. Однако как бы хорошо не было творение КБ Микояна-Гуревича, время этой машины безвозвратно уходит, и в недалекой уже перспективе развивающимся странам потребуется массовый, дешевый, относительно простой истребитель нового поколения.

От России сегодня ожидать такого самолета, к сожалению, не приходится, с западными машинами понятие «дешевый» не сочетается в принципе, а вот Китай вполне может стать автором нового бестселлера для стран третьего мира – на эту роль сегодня активно продвигается истребитель JF-17 Thunder («Гром»), созданный в КНР по заказу ВВС Пакистана. Как заявил на пресс-конференции в ходе Dubai Air Show 2011 начальник штаба ВВС Пакистана Рао Камар Сулейман, цена JF-17 составляет одну третью от цены других самолетов, имеющих схожие характеристики.

Для JF-17 Thunder Dubai Air Show 2011 стал второй крупной международной авиационной выставкой. Впервые он демонстрировался на салоне Farnborough в 2010 г. Правда в ноябре того же года JF-17 пакистанских ВВС активно летали в ходе выставки Airshow China 2010, но ее следует считать в первую очередь домашней выставкой китайского ОПК, не демонстрироваться на которой JF-17 просто не мог.

В Дубае китайско-пакистанский «Гром» каждый день участвовал в летной программе, китайский стенд пользовался завидным успехом у представителей ВВС небогатых развивающихся государств. Правда впечатление от демонстрации бюджетного истребителя несколько подпортило известие о том, что 14 ноября, на второй день работы Dubai Air Show 2011, один из пакистанских JF-17 разбился, а пилот при этом погиб. Однако это событие вряд окажет сколько-нибудь серьезное влияние на дальнейшую судьбу самолета. В настоящее время интерес к JF-17 проявляют Египет, Азербайджан, Судан, Нигерия, Иран, Бангладеш (эта страна, кстати, недавно заказала в КНР 16 истребителей F-7BGI, которые являются дальнейшим развитием китайских копий МиГ-21). В этой связи примечательно, что первоначально китайско-пакистанский истребитель обозначался как Super-7, то есть, позиционировался как более совершенный вариант F-7. Главный маршал ВВС Рао Камар Сулейман сообщил, что специалисты Пакистанского авиационного комплекса (РАС, расположен в городе Камра в 65 км от Исламабада), где сейчас собираются JF-17, завершают определение конфигурации второй партии этих истребителей. Контракт на закупку 50 самолетов второй партии был заключен в мае 2011 г., их производство должно начаться в середине 2012 г. и продолжится до 2015 г. Самолеты второй партии получат более совершенную авионику, систему дозаправки топливом в полете, также планируется начать изготовление двухместного варианта самолета.

ВВС Пакистана намереваются приобрести 200-250 JF-17 в ближайшие 6-8 лет. Они заменят устаревшие китайские самолеты F-7 и А-5. В перспективе в пакистанских ВВС останутся два типа истребителей: JF-17 и F-16.

Создатели самолета заявляют, что рынок JF-17 (помимо Пакистана) составит 300-500 машин. Помимо МиГ-21, многофункциональный «Гром» может заменить в ВВС развивающихся стран такие машины, как старые Mirage, F-5, F-4 Phantom, а возможно и МиГ-29.

Пожалуй, наиболее востребованным товаром российского авиапрома на ближневосточном и североафриканском рынках являются вертолеты. Сегодня здесь эксплуатируется более 600 винтокрылых машин различного назначения и разных классов.

Наиболее наглядным признанием высокого потенциала, неприхотливости и надежности российских вертолетов стал небезызвестный контракт с Министерством обороны США на поставку 21 вертолета Ми-17В-5 для ВВС Афганистана. Как сообщил Вячеслав Дзиркалн, он исполняется в соответствии с намеченными сроками: 9 фюзеляжей приняты американской стороной на Казанском вертолетном заводе, и в ближайшее время должны начаться первые поставки готовых машин заказчику.

Также успешно идет выполнение контракта на поставку Индии 80 вертолетов Ми-17В-5. По словам Вячеслава Дзиркална, прошли испытания лидерного вертолета, с индийской стороны определено техническое лицо машины, и 12 штук Ми-17-В5 уже поставлено заказчику. До конца 2011 г. планируется осуществить еще несколько отгрузок.

Необычный БЛА для обычных целей

Одной из самых интересных новинок Dubai Air Show 2011 стал беспилотник Unaited 40, разработанный базирующейся в Абу-Даби компанией Adcom Systems. Он имеет весьма нетрадиционный бананообразный фюзеляж и столько же нетрадиционную аэродинамическую схему. При взгляде спереди Unaited 40 кажется бипланом, однако фактически это моноплан, построенный по схеме «утка». При этом, переднее крыло имеет такую же длину, как и заднее – 17,5 метров, а управление по тангажу осуществляется изменением угла атаки переднего крыла. Длинные и тонкие крылья БЛА, напоминающие крылья планера, обеспечивают ему большую подъемную силу и продолжительность полета, которая должна составить от 25 до 120 часов.

Не менее необычна и силовая установка беспилотника, которая состоит из поршневого двигателя Rotax 914 с толкающим винтом мощностью 115 л.с. (такие же моторы устанавливаются на американские БЛА MQ-1 Predator) и электромотора мощностью 80 л.с. Электромотор расположен перед основным двигателем – то есть ближе к центру БЛА, и дополняет его на режимах взлета и набора высоты.

Аэродинамическая схема Unaited 40 отрабатывалась на прототипе меньшего размера (1:4). В ближайшее время должны начаться летные испытания полноразмерного прототипа Unaited 40.

БЛА имеет длину 11,1 м, максимальный взлетный вес 1000 кг, сможет нести полезную нагрузку 200-400 кг. Потолок аппарата составляет 7000 м, крейсерская скорость – 120-200 км/ч. По характеристикам Unaited 40 похож на тот же Predator и имеет аналогичное назначение: разведка, целеуказание, мониторинг земной поверхности. Он может использоваться и для ударов по разведанным целям. Для этого специалисты Adcom Systems разработали управляемую ракету Yabhon-Namrod массой около 30 кг. Она имеет складывающееся крыло, реактивный двигатель обеспечивает ей скорость около 230 м/с. Максимальная дальность пуска – около 60 км. Предполагается, что ракета будет иметь разные методы наведения: инфракрасный, лазерный, GPS/инерциальный. Ее боевая часть представляет собой 100-мм артиллерийский снаряд, по всей видимости, имеется в виду боеприпас к пушке 2А70, входящей в состав вооружения БМП-3. 8 ракет Yabhon-Namrod размещаются во внутреннем отсеке БЛА на револьверной пусковой установке. Надо отметить, что по своим характеристикам Yabhon-Namrod очень напоминает новую американскую компактную ракету SSW, разработанную компанией Lockheed Martin специально для БЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper.

Таким образом, представляется, что беспилотный комплекс Unaited 40 разработан с учетом опыта создания и боевого применения самых массовых на сегодняшний день американских ударных БЛА. Насколько успешно специалисты Adcom Systems выучили уроки Ирака и Афганистана, покажет дальнейшее развитие этой программы.

В целом, как заявил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Игорь Пшеничный, компания намерена увеличить портфель заказов на военные и гражданские машины, который в настоящее время превышает 1000 единиц. По его словам, если в 2010 г. заказчики получили 214 вертолетов различных типов, то в 2011 г. будет поставлено 260 винтокрылых машин.

В ходе салона холдинг «Вертолеты России» и украинская двигателестроительная компания «Мотор Сич» подписали контракт на поставку двигателей для российских коммерческих вертолетов стоимостью $1,2 млрд. Как заявил президент АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, в соответствии с соглашением из Запорожья в Россию ежегодно будут поставляться по 250-270 двигателей.

Между тем, в регионе сохраняется интерес и к другой военной технике российского производства. Одним из образцов, который, по оценке представителей «Рособоронэкспорта» имеет здесь реальную перспективу, является штурмовик Су-39. Эта машина была разработана в конце 80-х гг. как более совершенный вариант Су-25Т, предназначенный не только для борьбы с танками, но и для применения высокоточного оружия по наземным и морским целям. Однако серийно штурмовик не выпускался.

Кроме того, заместитель генерального директора компании «Рособоронэкспорт» Александр Михеев напомнил, что сейчас исполняется ряд контрактов с Саудовской Аравией. Продолжаются переговоры с этой страной о возможностях поставок систем ПВО и, опять же, вертолетов.

Ближневосточный дебют V-22

2016 г. уже не за горами – через 4-5 лет должны быть удовлетворены потребности Корпуса морской пехоты и ВВС США в конвертопланах V-22 Osprey и станут возможными их поставки зарубежным заказчикам. Как заявил недавно представитель компании Textron (в нее входит фирма Bell, разрабатывавшая V-22 вместе с Boeing), конвертоплан может быть закуплен 10-12 государствами. Пока основным претендентом на приобретение этих летательных аппаратов считается Израиль, однако интерес к машине проявляет и ОАЭ. Здесь его планируют использовать для поисково-спасательных, специальных, гуманитарных операций, а также в качестве транспорта для VIP-персон. Представители компаний Bell и Boeing в ходе салона неоднократно подчеркивали, что возможности V-22 как нельзя лучше отвечают потребностям заказчиков из региона Ближнего Востока, а для местных географических условий Osprey подходит просто идеально.

В ходе Dubai Air Shwo 2011 V-22 осмотрела делегация в составе первых лиц ОАЭ, которую возглавлял премьер-министр, вице-президент, эмир Дубая  шейх Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум. Конвертоплан принимал участие в демонстрационных полетах – правда вне рамок программы авиасалона.