При изменении социального строя в 90-е годы ХХ века Российская Федерация столкнулась с процессом ускоренной деградации промышленного и особенно оборонно-промышленного комплекса (ОПК). |
Военная промышленность, осуществлявшая разработки и серийные поставки вооружения и военной техники (ВВТ) как для собственных Вооруженных Сил, так и на экспорт, оказалась практически бесхозной, переходя из ведомства к ведомству. Упразднилась девятка оборонных министерств Советского Союза; Госпром, Гособоронпром, Миноборонпром, Минэкономики с различной эффективностью пытались сохранить, не дать развалить мощнейшее наследство СССР. В то же время активная приватизация, перепрофилирование, продажа предприятий иностранным инвесторам грозила повсеместной утратой технологических цепочек при создании образцов ВВТ. Только небольшое (по сегодняшним меркам) финансирование предприятий ОПК Министерством обороны как генеральным заказчиком, поддержка отдельных региональных правительств (в частности, Москвы, Татарстана) и во многом экспорт (им тогда занимались компании «Росвооружение», «Промэкспорт» и некоторые другие) буквально спасли ОПК от полного уничтожения.
Юрий Коптев. |
Попытки реструктуризации ОПК начали проводиться с 1996 г.: в 1997 г. появилась концепция реструктуризации авиапромышленного комплекса, затем была принята трехгодичная Программа реструктуризации и конверсии ОПК, но они оказались не выполненными. Все это наложилось на неудачи проводившейся в 1992-1995 гг. Программы конверсии ОПК, а потом Программы конверсии 1995-1997 гг. Объемы выпуска военной и гражданской продукции постоянно снижались, а производство по отдельным отраслям ОПК сократилось вдвое. В результате в июне 1999 г. по указу президента были образованы пять оборонно-промышленных агентств по соответствующим отраслям ОПК: Росавиакосмос (авиакосмическая промышленность); РАСУ (радиоэлектронная, электронная, промышленность средств связи); РАВ (промышленность общих вооружений); Россудостроение (судостроительная промышленность); Росбоеприпасы (промышленность боеприпасов и спецхимии). Им по сути и была поручена задача не только отработать всю нормативно-правовую базу по реструктуризации, оптимизации, развитию ОПК, восстановлению научного и производственного потенциалов, но и реализовать разработанное, создав несколько десятков интегрированных структур (ИС), базовых научных центров, определить с заказчиками приоритеты, устранить дублирование, перевести предприятия на новые экономические формы управления, остановить утечку мозгов, увеличить по возможности выпуск гражданской продукции.
На тот период процветали только предприятия ОПК, имеющие экспортные контракты, но многие крупнейшие ракетно-космические, судостроительные предприятия, не специализировавшиеся на производстве экспортной продукции, годами не дополучали средств по уже выполненным поставкам заказчикам. Можно спорить, экономически ли благоприятная общемировая конъюнктура 1999-2002 гг. помогла или все укрепляющаяся вертикаль власти, проводимая в т.ч. в ОПК агентствами, но за эти годы ранее буквально задыхающиеся предприятия оборонки выдали более чем двойной рост объемов производства. Брошенные на произвол судьбы директора предприятий ОПК обрели мощных лоббистов, защитников, постановщиков задач, компетентных руководителей и контролеров, заинтересованных не «в закрытии вопроса», а в решении проблемы.
Зиновий Пак. |
Развал ОПК был остановлен, а управляемость восстановлена. В основном прекратилась хаотическая приватизация и распродажа активов ОПК, государство ускоренно создавало интегрированные структуры и акционировало госпредприятия ОПК, сохраняя как минимум контрольный пакет во всех знаковых для обороноспособности страны сферах оборонки. В спасении боеприпасной отрасли решающую роль сыграло создание казенных предприятий.
Сейчас даже странно слышать, что в тот период против создания интегрированных структур – концернов, возражало Министерство антимонопольной политики (сейчас – Федеральная антимонопольная служба), отсутствовала юридическая возможность передачи управляющей компании акций предприятий, входящих в ИС (холдинг), не были законодательно закреплены внутрихолдинговые экономические отношения. Об участии в обсуждении параметров госзаказа с заказчиком не было и речи. Все это было отработано агентствами совместно с аппаратами президента и правительства, заказчиками, Госкомимуществом.
С появлением единого спецэкспортера – Рособоронэкспорта, упорядочились внешние связи. После этого на одном тендере уже не могли столкнуться конкурирующие системы, например, С-300ПМУ и С-300В, истребители марок «МиГ» и «Сухой» и т.д. Все решалось в России. Руководители Рособоронэкспорта и заказчика, наряду с представителями Госкомимущества, агентств и предприятий, начали входить в советы директоров акционерных и акционируемых обществ, интегрированных структур.
Наиболее сложной задачей было остановить падение авиапрома, и именно поэтому был учрежден Росавиакосмос. Возглавил его опытнейший руководитель, в прошлом – заместитель министра общего машиностроения СССР Юрий Николаевич Коптев. Почти 80% его времени уходило именно на вопросы авиации, но при этом именно при Коптеве президентом были воссозданы Космические войска, разработана и утверждена новая космическая программа, реанимирована Программа развития навигационной системы ГЛОНАСС и др. Именно при нем Министерство обороны (под руководством Сергея Иванова) заложило создание истребителя пятого поколения, восстанавливалась вертолетная промышленность, резко возрос экспорт наших самолетов.
Наиболее сложной задачей на рубеже 1990-2000-х годов было остановить падение авиапрома. |
Владимир Поспелов (справа). |
На Российское агентство по боеприпасам была возложена задача по химическому и биологическому разоружению, выполнению соответствующей международной конвенции. Бывший министр оборонной промышленности Зиновий Петрович Пак, химик по профессии, сумел обратить внимание правительства на проблемы боеприпасной отрасли, постоянно взрывающиеся арсеналы и склады боеприпасов, организовал эффективную систему утилизации химического и биологического оружия. Мало кто знает, что гражданскому агентству, для наиболее эффективной реализации международной конвенции, были приданы подразделения Войск радиационной, химической и биологической защиты.
Владимир Симонов. |
Агентство по общим вооружениям возглавил Александр Васильевич Ноздрачев, в прошлом – директор военного завода, затем – первый заместитель председателя правительства Пензенской области. Отраслью он был принят как свой, из директорского корпуса. Именно в это время стала возможна разработка гениальным конструктором Аркадием Георгиевичем Шипуновым уникального зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1», доведение до серийного производства знаменитого оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер», экспорт танков Т-90, создавались заделы по технике, которая сейчас стала гордостью нашей страны. Директоры, ученые, главные конструкторы опять оказались нужны, востребованы, защищены от произвола властей разных уровней. У них появились долгосрочные стратегии и цели.
Российское агентство по системам управления, занимавшееся консолидацией более чем 750 предприятий радиоэлектронной промышленности, производством как электронных компонентов и средств связи – наиболее высокотехнологичных изделий ОПК, так и комплектующих для различных образцов военной техники, было наиболее критикуемым. К 1999 г. отставание в области микроэлектроники от ведущих транснациональных корпораций мира превысило уже 25 лет, средства связи повсеместно закупались за рубежом. Лишь отдельные предприятия бывшего радиопрома предлагали на экспорт средства ПВО, находясь в бессмысленной и безденежной конкуренции друг с другом, а интересы владельцев частных предприятий зачастую были прямо противоположны государственным. Руководителем создаваемого агентства был определен Владимир Валентинович Симонов, один из создателей Федерального фонда развития электронной техники и АО «Российская электроника». Агентством, ставшим одним из инициаторов Программы реструктуризации и развития ОПК, был заложен целый ряд интегрированных структур, таких как Концерн ПВО «Алмаз – Антей», Концерн «Созвездие», Концерн радиостроения «Вега», АО «Системы управления», АО «РЭП» (ныне АО «КРЭТ») и др. Были разработаны «Основы государственной политики РФ в области электроники», «Основы государственной политики РФ в области радиоэлектронного противодействия» и др. В области СВЧ-электроники фрязинское Научно-производственное предприятие «Исток» именно в начале 2000-х гг. было диверсифицировано и сориентировано на работу в области твердотельной СВЧ-электроники и успешно развивается.
Александр Ноздрачев. |
Выходцу из Северодвинска и потомственному помору Владимиру Яковлевичу Поспелову, руководителю Россудостроения, также пришлось выстраивать отношения с некоторыми частными владельцами предприятий, боровшимися за экспортные заказы, доказывать правительству важность приоритетного финансирования подводного атомного судостроения. Совместно с легендарными судостроителями Пашаевым («Севмаш»), Спасским (ЦКБ МТ «Рубин»), Александровым («Адмиралтейские верфи») удалось консолидировать отрасль, добиться финансирования одной из важнейших составляющих нашей ядерной триады.
По его инициативе созданы «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности», «Морская доктрина РФ», Морская коллегия, разработаны другие стратегические документы, успешно реализованные и реализующиеся в настоящее время.
Работу оборонных агентств курировал Илья Иосифович Клебанов, вице-премьер правительства России, гендиректор Ленинградского оптико-механического объединения, вице-губернатор Санкт-Петербурга.
Именно им было реализовано тесное сотрудничество агентств и заказчиков. Только его уровень вице-премьера позволил агентствам, в том числе в рамках воссозданной Военно-промышленной комиссии, отстаивать интересы отечественных оборонных предприятий, значительно переориентировать позиции либеральных министерств экономики и финансов, с настороженностью относившихся к инициативам агентств.
Но определенным кругам, близким к тогда еще влиятельным олигархам, не понравилась эта активность агентств, восстанавливающих, как они считали, советские порядки в промышленности. И под лозунгом необходимости создания «эффективных собственников» премьер Касьянов несколько раз выходил с предложением по упразднению агентств. Что и было сделано в 2004 г. в результате очередной реформы правительства. Но к тому времени агентства в основном выполнили поставленные перед ними задачи и готовы были переформатироваться в госкорпорации. Работающие сейчас эффективные холдинги, такие как Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», Концерн ВКО «Алмаз – Антей», а также входящие в ГК «Ростех» оборонные концерны формировались в основном по предложению агентств, Госкомимущества, Рособоронэкспота и, безусловно, Министерства обороны РФ.
Работу оборонных агентств курировал Илья Клебанов (второй слева). |
Основная историческая заслуга агентств – предотвращение развала и консолидация ОПК, разработка стратегии развития отраслей оборонно-промышленного комплекса, создание эффективно работающих интегрированных структур, сохранение ведущих научных центров России.