На 15% экономичнее западных аналогов
ОДК приступила к летным испытаниям двигателя ТВ7-117СТ для самолетов Ил-112В и Ил-114-300

Состоялся первый полет летающей лаборатории Ил-76ЛЛ с опытным двигателем ТВ7-117СТ – тем самым Объединенная двигателестроительная корпорация начала летные испытания нового турбовинтового двигателя, предназначенного для военно-транспортного самолета Ил-112В и регионального авиалайнера Ил-114-300.

Иван КАРЕВ

Ил-76ЛЛ с ТВ7-117СТ на левом внутреннем пилоне поднялся в воздух с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова (Жуковский, Московская обл.). В ходе полета экипаж Ил-76ЛЛ во главе с командиром Михаилом Кондратенко проверял работу силовой установки в натурных условиях на различных режимах и диапазонах высот. После приземления Михаил Кондратенко доложил о результатах полета присутствовавшим при старте испытаний руководителям ОДК и ОАК. Среди них были генеральный конструктор – вице-президент по инновациям ОАК Серегй Коротков, генеральный директор ОДК Александр Артюхов, генеральный директор ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» – вице-президент по транспортной авиации Алексей Рогозин, генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин, исполнительный директор «ОДК – Климов» Александр Ватагин, генеральный конструктор «ОДК – Климов» Алексей Григорьев, генеральный директор ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» Михаил Гордин.

Летные испытания двигателя ТВ7-117СТ в составе летающей лаборатории продлятся два месяца.

Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ, разработанный компанией «ОДК – Климов», представляет собой форсированную модификацию двигателя ТВ7-117СМ, получившего сертификат типа в 2002 г.

В ТВД ТВ7-117СТ заложены современные конструктивные решения, повышающие его летно-технические характеристики. Мощность на максимальном взлетном режиме составляет 3000 л.с., на повышенном чрезвычайном режиме – 3600 л.с. Удельный расход топлива на крейсерском режиме составляет всего около 180 грамм на л.с. в час.

Экипаж Ил-76ЛЛ во главе с командиром Михаилом Кондратенко после первого испытательного полета с ТВ7-117СТ.

В составе силовой установки двигатель ТВ7-117СТ работает совместно с воздушным винтом АВ112 (разработки ПАО «НПП Аэросила»), обладающим большей производительностью и позволяющим увеличить лобовую тягу. Созданная «ОДК – Климов» новая цифровая система автоматического управления и контроля БАРК-65СТМ типа FADEC управляет силовой установкой в целом: не только двигателем, но и воздушным винтом, что позволяет максимально полно использовать потенциал силовой установки. Улучшены потребительские качества двигателя: эксплуатационная технологичность и ремонтопригодность, увеличена безотказность. Конструкция двигателя – модульная. В случае необходимости замена модулей производится непосредственно в условиях эксплуатации, что значительно снижает материальные и временные затраты на сервисное обслуживание и ремонт.

Двигатели ТВ7-117СТ собираются полностью из российских деталей, узлов и комплектующих. Их производство осуществляется в широкой кооперации предприятий ОДК, которая кроме АО «ОДК – Климов» включает АО «ММП им. В.В. Чернышева», АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», АО «ОДК – СТАР».

«Программа разработки нового двигателя ТВ7-117СТ имеет большое значение для ОДК и для всей отечественной авиационной промышленности, – заявил генеральный директор ОДК Александр Артюхов. – Наша цель – получить высокоэффективный турбовинтовой двигатель мирового уровня, который станет надежной опорой как военной, так и гражданской авиации».

«Испытания двигателя ТВ7-117СТ – это важный этап в создании двух востребованных продуктов Объединенной авиастроительной корпорации: нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, который ждут Вооруженные Силы, и пассажирского самолета Ил-114-300, необходимого для расширения региональных перевозок в нашей стране, – сказал президент ОАК Юрий Слюсарь. – Новый двигатель существенно повысит конкурентоспособность этих российских самолетов».

Исполнительный директор «ОДК – Климов» Александр Ватагин отметил, что «технически ТВ7-117СТ – лучший российский двигатель для региональных и среднемагистральных самолетов гражданского и военного назначения».

Говоря о преимуществах нового двигателя, генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин отметил, что ТВ7-117СТ на 15% экономичнее западных аналогов. Он также рассказал о программе испытаний ТВ7-117СТ: «Нами предусмотрено 20 полетов на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ во всех диапазонах скоростей и высот, необходимых для самолетов Ил-112В и Ил-114. Мы планируем завершить их в течение двух месяцев, после этого двигатель будет готов к полетам в составе самолета Ил-112В.  Сертификация данной силовой установки запланирована на 2020 год».

ОАК подготовила лабораторию на базе самолета Ил-76 к испытаниям меньше, чем за год, в работе участвовали сотрудники ЛИИ им. М.М. Громова, компаний «Ильюшин» и РСК «МиГ».

До первого вылета в составе летающей лаборатории, с сентября 2016 г. проходили стендовые испытания двигателя ТВ7-117СТ на модернизированном испытательном стенде «ОДК – Климов». Возможности стенда позволяют испытывать силовую установку целиком: с винтом, мотогондолой и элементами самолета (части крыла и фюзеляжа). В ходе модернизации комплекс, изначально построенный как экспериментальный для испытаний силовых агрегатов вертолетов, был укомплектован современным контрольно-измерительным оборудованием. В настоящее время продолжаются различные виды наземных испытаний ТВ7-117СТ (в том числе, ресурсные).

ТВ7-117СТ на 15% экономичнее западных аналогов.

ТВ7-117СТ станет базовым двигателем для силовой установки перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Пассажирский Ил-114-300 получит модификацию ТВ7-117СТ-01. Двигатель будет сертифицирован в соответствии с гражданскими нормами. Применение унифицированного двигателя на самолетах Ил-112В и Ил-114-300 будет способствовать сокращению издержек в производстве и станет примером трансфера военных технологий в гражданский сектор. В семейство двигателей ТВ7-117 входит также турбовальный мотор ТВ7-117В, предназначенный для вертолета Ми-38.