В 2016 г. Военно-воздушным силам в составе ВКС России исполнилось 104 года, 77 из которых неразрывно связаны с истребителями и бомбардировщиками марки «МиГ». За эти годы российские летчики освоили всю линейку этих самолетов от МиГ-1 до МиГ-31БМ. Сегодня «МиГи» составляют значительную часть парка боевой авиационной техники и уже в ближайшее время, в рамках контракта на опытно-конструкторские работы, Корпорация «МиГ» должна представить новый многофункциональный авиационный комплекс МиГ-35, который позволит существенно расширить боевые возможности авиации России. |
МИГ-31БМ – НОВАЯ «АРКТИЧЕСКАЯ ГОНЧАЯ»
Традиционно в большинстве стран мира техническое обновление осуществляется по двум основным направлениям: модернизация существующих самолетов и закупка новых, взамен морально устаревших и полностью выработавших свой ресурс.
Истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 сегодня является одним из уникальных примером самолетов-долгожителей. За более чем 35 лет службы он не только не утратил свой боевой потенциал, но и существенно расширил его после глубокой модернизации до версии «БМ». Созданный командой конструкторов ОКБ им. А.И. Микояна еще в начале 1970-х гг., он на многие десятилетия опередил иностранную конструкторскую мысль, сохранив за российской авиацией воздушный паритет в арктических широтах.
Еще в 1991 г., в ходе первого открытого показа этого истребителя международной авиационной общественности на авиасалоне Ле Бурже, МиГ-31 был единогласно признан наиболее мощным самолетом в своем классе, не имеющим аналогов по взлетной массе, вооружению и максимальной скорости полета. И нужно отметить, что за прошедшие годы статус этого истребителя не изменился – аналогов ему все еще нет ни в одной стране мира.
Всего, с момента принятия на вооружение этого истребителя, на Нижегородской производственной площадке завода «Сокол» (филиал АО «РСК «МиГ») было выпущено более 450 перехватчиков МиГ-31, из которых около 350 до сих пор стоят на вооружении ВКС России.
В современной Российской армии истребитель-перехватчик МиГ-31 является ключевым элементом системы противовоздушной обороны страны, особенно в районах с ограниченным радиолокационным полем (северных широтах). Он способен работать автономно, а также перекрывать фронт на расстоянии до 1000 км группой из четырех самолетов, взаимодействующих друг с другом. Эти задачи, кроме него, на сегодняшний день не выполняет ни один другой самолет.
Еще в начале 2000-х гг., в связи с обострением борьбы за ресурсы Арктики и меняющейся международной обстановкой, появилась необходимость усиления северных рубежей России, но, несмотря на высокую заинтересованность Минобороны РФ в возобновлении производство МиГ-31, решить эту задачу оказалось весьма сложно: за более чем десятилетие с момента распада Советского Союза были частично или полностью разрушены производственные цепочки: ряд предприятий прекратили выпуск необходимых ПКИ, часть оказались за рубежом, а часть просто закрылись.
МиГ-31БМ. |
Поэтому в середине 2000-х гг. перед Корпорацией «МиГ», как единственным производителем этих самолетов, была поставлена задача по выполнению качественного капитального ремонта и комплексной модернизации данных уникальных машин.
Сегодня все самолеты, поступающие на капремонт и модернизацию, разбираются буквально до винтика, после чего проводится их дефектация, ремонт, установка ПКИ, повторная сборка и покраска. Затем модернизированный МиГ-31 до версии «БМ» транспортируется на заводской аэродром, откуда после испытаний он вновь возвращается в строй.
В настоящее время МиГ-31 и его модификации являются единственными в мире освоенными в массовом производстве истребителями, оснащенными комплексом перехвата, в состав которого входит бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой. Подобная аппаратура позволяет использовать тридцать первые «МиГи» для решения задач перехвата воздушных целей любых типов во всем доступном для аэродинамических летательных аппаратов диапазоне высот и скоростей полета (в том числе и крылатых ракет, совершающих маловысотный полет в режиме огибания рельефа местности), причем на автоматическое сопровождение одновременно принимается до 10 целей, четыре из которых могут одновременно обстреливаться управляемыми ракетами большой дальности. Кроме того, благодаря многоканальности радиолокационного комплекса с ФАР и большой дальности обнаружения, МиГ-31 может применяться в качестве воздушного командного пункта – своего рода «мини АВАКСа» в составе группы самолетов-перехватчиков.
Сейчас Корпорация «МиГ» выполняет уже второй контракт по модернизации МиГ-31, первый был успешно завершен в 2010 г. По текущему контракту до конца 2018 г. планируется поставить воинским частям еще более 50 самолетов МиГ-31 новейшей модификации.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО МИГ-29
Еще одним легендарным и востребованным в российских и иностранных армиях истребителем ОКБ им. А.И. Микояна является МиГ-29. Впервые принятый на вооружение советских Военно-воздушных сил летом 1983 г., этот самолет на десятилетия вперед стал эталоном сверхманевренного истребителя, не имеющего себе равных воздушном бою. За более чем 30 лет, эти истребители встали на вооружении около 30 стран мира, в некоторых из которых успешно прошли ряд модернизаций. Однако, потенциал для продления их ресурса не так велик, как у МиГ-31.
Кроме того, стремительное развитие радиоэлектронных систем и изменения в характере современных боевых действий уже к концу 1990-х годов потребовали серьезного пересмотра возможностей применения «классических» МиГ-29-х.
Именно поэтому сегодня парк данных истребителей проходит поэтапное обновление в виде поставки новых самолетов МиГ-29СМТ/УБ и МиГ-29К/КУБ (двухместная корабельная модификация).
Это связано с тем, что базовые модификации истребителя МиГ-29, состоящие на вооружении с 1983 года, предназначены лишь для завоевания превосходства в воздухе, в то время как новые МиГ-29СМТ и МиГ-29К позволяют решать более сложные боевые задачи в любое время дня и ночи, в независимости от погодных условий – как по неподвижным, так и по находящихся в движении наземным и надводным целям.
МиГ-29СМТ. |
Еще до недавнего времени подавляющее большинство истребителей МиГ-29 ВКС России были еще советского производства, а это значит, что несмотря на все свои уникальные летные характеристики, они успели физически устареть за прошедшие годы. Для многих машин резерв продления летного ресурса также оказался исчерпан. Именно поэтому с середины 2000-х гг. Министерство обороны России приступило к проработке вопроса о плановой замене этих самолетов, на их новые – более продвинутые во всех отношениях версии – для ВВС и морской авиации ВМФ.
В качестве наиболее экономичной замены «двадцатьдевятых» в строевых частях был выбран МиГ-29СМТ – качественно новый истребитель с оптимальным соотношением цены и состава оборудования. Именно 16 таких самолетов в конце 2016 г. пополнили строевые части ВКС России, в соответствии с ранее подписанным контрактом с Минобороны от 2014 г.
Боевая эффективность версии «СМТ» по сравнению с базовой моделью возросла в среднем в три раза, а стоимость эксплуатации снизилась примерно на 40%.
МиГ-29СМТ, как и его двухместная модификация МиГ-29УБ (спарка), имеет семь точек подвески для вооружения, где можно разместить высокоманевренные управляемые ракеты класса «воздух-воздух» с инфракрасной головкой самонаведения, ракеты средней дальности РВВ с активным радиолокационным самонаведением и ракеты средней дальности с полуактивным радиолокационным самонаведением.
Для поражения наземных и надводных целей на этом самолете применяются высокоточные противокорабельные, противорадиолокационные и управляемые бомбы с телевизионным самонаведением.
Кроме того, на МиГ-29СМТ установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция (БРЛС) «Жук-МЭ», оснащенная щелевой антенной решеткой с большим диапазоном углов обзора по азимуту, увеличенной вдвое дальностью обнаружения, меньшей массой и более высокой надежностью. Эта радиолокационная станция способна обеспечивать сопровождение до 10 воздушных целей и одновременный обстрел ракетами четырех из них.
Информационно-управляющее поле кабины экипажа МиГ-29СМТ включает два новых широкоформатных многофункциональных индикатора (МФИ) и реализует концепцию HOTAS. Кроме того, в состав навигационного оборудования введена новая система инерциально-спутниковой навигации.
По массе он получился больше за счет гротового люка и штанги дозаправки в воздухе, но это позволило существенно увеличить дальность боевого применения данной машины. В целом, МиГ-29СМТ практически не увеличился по габаритам, а объем оборудования вырос в среднем на 20%.
Сегодня МиГ-29СМТ – самый дешевый по стоимости в линейке МиГ-29. Да, его начинка несколько скромнее, чем на последних модификациях (МиГ-29К/КУБ и МиГ-35), но соотношение «цена-качество» на нем – самое лучшее.
ВЗЛЕТ НАД МОРЕМ
Завершение 2015 г. ознаменовало в жизни морской авиации ВМФ России два важных и долгожданных события: принятие в строй 24 новых авиационных комплексов МиГ-29К/КУБ и создание на их базе нового 100-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка, экипажи которого уже осенью 2016 г. приступили к выполнению поставленных задач в составе ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в акватории Средиземного моря.
МиГ-29КУБ. |
Многофункциональные истребители МиГ-29К/КУБ относятся к поколению «4++». В этом самолете реализована улучшенная система взаимодействия между летчиком и авиационным комплексом, обладающая расширенной информационной поддержкой экипажа, а также повышенными характеристиками навигационного оборудования, позволяющего осуществлять заход на посадку по спутниковым системам. Кроме того, эти «МиГи» обладают высоким потенциалом не только в составе ПВО корабельных соединений, но и для завоевания господства в воздухе, поражения надводных целей управляемым высокоточным оружием.
В МиГ-29К/КУБ с самого начала были заложены высокие маневренные характеристики, безопасность, автоматизация, простота и интуитивность управления для летчика. Он позволяет эффективно применять практически всю имеющуюся номенклатуру вооружений, в том числе ракеты «воздух-воздух», «воздух-поверхность», а также перспективные образцы вооружения. Но самое главное, эти самолеты имеют огромный задел на будущее, который может быть реализован в процессе модернизации.
Корабельные истребители МиГ-29 выгодно отличаются от всех ранее выпущенных самолетов этого типа улучшенными эксплуатационными характеристиками, повышенной надежностью систем, узлов и агрегатов. Летный ресурс МиГ-29К/КУБ более чем в 2 раза превосходит показатели базового МиГ-29, а стоимость летного часа меньше почти в 2,5 раза.
Данные истребители имеют усовершенствованный планер с высокой долей композиционных материалов, складываемое крыло с усовершенствованной механизацией, цифровую комплексную электродистанционную систему управления самолетом с четырехкратным резервированием. У МиГ-29К/КУБ существенно снижена заметность в радиолокационном диапазоне, увеличена боевая нагрузка, а также имеется система дозаправки топливом в полете. Все это позволяет говорить о том, что сегодня морские рубежи России имеют надежную защиту от любого потенциального противника. Однако опыт показывает, что к решению традиционных задач по защите воздушных рубежей, с каждым годом прибавляются все новые – специфические формы ведения боя, особенно на суше.
МИГ-35 – САМОЛЕТ ДЛЯ ИНТЕНСИВНЫХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
За более чем 70-летнюю историю, самолеты марки «МиГ» практически стали синонимом слова истребитель, а общее количество часов их боевых вылетов во всех уголках Земного шара вряд ли когда-либо удастся точно подсчитать. Одно можно сказать точно – отличительной чертой «МиГов» всегда была колоссальная живучесть и неприхотливость в обслуживании. Это во многом связано с тем, что при создании каждого нового истребителя или его модернизации Корпорация «МиГ» всегда учитывала полученный ранее опыт боевого применения.
МиГ-35. |
Комплексный анализ военных конфликтов последних десятилетий наглядно демонстрирует уход от масштабных авиационных сражений – к войне в воздухе в условиях множества неопределенностей и переменных, как в воздухе, так и на земле. Развитие наступательных систем вооружения создает большие риски для сохранности военных аэродромов и их инфраструктуры. Это означает, что для эффективного боевого применения истребитель должен быть готов к выполнению поставленных задач даже в условиях серьезно поврежденной инфраструктуры аэродрома. Именно для решения подобных задач Корпорация «МиГ» разработала новый легкий авиационный комплекс МиГ-35, производство двух предсерийных образцов которого сегодня завершается в интересах ВКС России.
Нужно признать, что значительная часть конструктивных идей для решения этих задач была позаимствована и по-новому переосмыслена от МиГ-29К/КУБ. Усиленный планер для жестких корабельных посадок отлично подходит для взлета со сверхкороткой взлетно-посадочной полосы – всего 190 м и приземления с тяжелым оружием и большим запасом топлива на неподготовленные или частично поврежденные взлетно-посадочные полосы. Усиленные стойки шасси вполне способны выдержать удар об 10-сантиметровую выступающую бетонную плиту. Самолет полностью адаптирован к безангарному хранению при температуре наружного воздуха от -45 до +50°С, к эксплуатации в северных и тропических широтах, в зонах пустыни и высокой влажности, на высокогорных аэродромах (до 3500 м) со штатными вариантами вооружения и подвесными топливными баками. А двигатель может быть заменен в полевых условиях в течение 57 минут. Подобные характеристики делают МиГ-35 практически идеальным для применения вблизи линии боевого соприкосновения.
МиГ-35 буквально заполнен всеми возможными системами защиты самолета от угроз с земли, на море и в воздухе. Он малозаметен, так как покрыт специальным высокопрочным радиопоглощающим покрытием. Способен уходить от ракет противника с помощью целого комплекса современных средств обороны, это блоки выброса помех, станции индивидуальной защиты, аппаратура предупреждения об облучении, обнаружения пуска ракет, обнаружения лазерного облучения, а также аппаратура управления и целеуказания «воздух-РЛС». Все это делает и без того компактный «МиГ» малоуязвимым в зонах интенсивных боевых действий. Все вышесказанное позволяет говорить о том, что МиГ-35 спроектирован для выживания и выполнения задачи любой ценой. И это лишь одна из задач данного многофункционального истребителя, главной из которых является нейтрализация вооружения, техники и личного состава противника – где бы они не находились.
Ключевым элементом нового истребителя является его авионика. Бортовая РЛС позволяет выявлять и сопровождать от 10 до 30 воздушных целей на расстоянии до 160 км, при этом поражая до шести воздушных и четырех наземных целей одновременно. В зависимости от потребностей заказчика возможна установка различных моделей РЛС «Жук», в том числе как с пассивной ФАР, так и с активной фазированной решеткой.
Увеличенное по площади крыло МиГ-35, наряду с эффективной механизацией, комплексной системой управления самолета и высокой тяговооруженностью, позволило увеличить количество точек подвески с 6 до 8, обеспечив возможность размещения на них тяжелых авиационных средств поражения. Радиус действия МиГ-35 на 50% больше чем у его предшественников, а унифицированная головная часть фюзеляжа для одноместного и двухместного самолета позволяет в кратчайшие сроки переоборудовать место второго пилота в топливный бак, что еще больше расширяет его возможности.
Благодаря возможности размещения на крыле до четырех подвесных топливных баков и наличию системы ПАЗ-МК, МиГ-35, как и МиГ-29К/КУБ может выполнять функцию танкера для дозаправки в воздухе самолетов аналогичного типа.
Помимо мощного радарного комплекса МиГ-35 оснащен передовым комплексом оптоэлектроники, соответствующей западным истребителям пятого поколения и обеспечивающей ведение воздушного боя днем и ночью в пределах и за пределами визуальной видимости. Система позволяет обнаруживать цели, малозаметные для радаров. Эта система была создана с нуля и по целому ряду показателей не имеет аналогов, так как построена с использованием научно-технических разработок космической отрасли. Все это позволяет МиГ-35 выполнять сложнейшие независимые многоцелевые миссии, что является одним из основных требований к авиационного комплексам пятого поколения.
Говоря о заложенной в концепцию МиГ-35 высочайшей эффективности и живучести, было бы неправильно обойти еще один его важный «плюс» – экономичность и простоту в обслуживании.
За счет повышенного в несколько раз ресурса и межремонтных календарных сроков планера и агрегатов, а также модульной системе бортовой авионики, трудозатраты по обслуживанию и ремонту МиГ-35 минимизированы до предела. И, что не менее важно, он может обслуживаться на распространенной во всем мире технической базе самолета-предшественника. Он полностью унифицирован под рынки 56 стран мира, что минимизирует затраты на создание новой инфраструктуры.
Важно отметить, что активное военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами заложило в современные проекты Корпорации «МиГ» еще один важный стандарт – более гибкую систему гарантийного и послегарантийного обслуживания авиационной техники. Так, например, в постгарантийный период, по желанию заказчика, может быть предложена услуга по абонементному обслуживанию истребителя МиГ-35. Данная практика в России введена впервые именно Корпорацией «МиГ». Более того, специально для удобства и экономии на подготовке технических специалистов, на территории страны, эксплуатирующей новые «МиГи», возможно размещение центра сервисного обслуживания, а также складов запасных частей, на основе которых можно в кротчайшие сроки переоборудовать и модернизировать имеющиеся на вооружении самолеты, в том числе до уровня следующего поколения.
В завершении хотелось бы отметить, что пока МиГ-35 проходит испытания в интересах Вооруженных Сил России, Корпорация «МиГ» продолжает ежедневную работу по совершенствованию боевых возможностей своих истребителей во всех уголках Земного шара, в интересах всех международных партнеров, на вооружении которых есть «МиГи».