Твердотопливная энергия боевых ракет
Успехи твердотопливного ракетостроения базируются в значительной степени на разработке новых поколений высокоэффективных смесевых ракетных твердых топлив

Главный конструктор ФГУП «ФЦДТ «Союз» Ключников А.Н., генеральный конструктор АО «Корпорация «МИТ» Соломонов Ю.С., генеральный директор и генеральный конструктор ФГУП «ФЦДТ «Союз» Милехин Ю.М. на полигоне после успешного испытания двигателя маршевой ступени ракеты «Булава».

Московский институт теплотехники был основан в нелегкое послевоенное время, когда потребовалось создание качественно новых видов вооружений, способных обеспечить обороноспособность страны в условиях возможного применения потенциальным противником ракетно-ядерного оружия.

Юрий МИЛЕХИН

С тех пор МИТ стоит в ряду ведущих научно-конструкторских предприятий оборонно-промышленного комплекса, разрабатывающих новейшие образцы оборонной техники, и прежде всего – стратегические ударные средства наземного и морского базирования.

С 50-х годов прошлого столетия между нашими предприятиями (тогда – НИИ-1 ГКОТ и НИИ-125) установились тесные научно-технические связи в области создания твердотопливных ракетных комплексов для различных родов войск и видов Вооруженных Сил. Вначале это были твердотопливные заряды для реактивных снарядов систем залпового огня БМ-14, БМ-20, БМ-24. Затем были разработаны и сданы на вооружение ракетные системы тактического назначения «Марс» и «Филин» – первые средства доставки специальных боевых частей. Важным этапом явилась разработка для Сухопутных войск тактических ракет «Луна» и «Луна-М» с зарядами из баллиститного топлива (подвижного грунтового базирования), а позже и ракеты большей дальности «Темп».

 

Уважаемые коллеги!

От имени коллектива Федерального центра двойных технологий «Союз» примите искренние поздравления в день 70-летнего юбилея Московского института теплотехники.

Наши предприятия связывает многолетнее плодотворное сотрудничество, направленное на укрепление оборонной мощи страны. Выражаю уверенность, что и в дальнейшем коллективы ФГУП «ФЦДТ «Союз» и АО «Корпорация «МИТ» будут реализовывать новые совместные проекты по созданию перспективных образцов ракетно-космической техники.

Желаю всем сотрудникам Московского института теплотехники дальнейших успехов и новых достижений на благо нашей Родины.

Юрий Михайлович МИЛЕХИН – генеральный директор ФГУП «ФЦДТ «Союз», член-корреспондент РАН

 

В начале 1960-х годов был сделан заметный скачок в повышении эффективности РДТТ благодаря применению смесевого твердого топлива и стеклопластиковых корпусов. В результате была создана оперативно-тактическая ракета повышенной дальности «Темп-С», долгое время находившаяся на вооружении: сначала в группировке РВСН, а затем в Сухопутных войсках. Применение смесевого твердого топлива ПЭУ-7ФГ с увеличенной энергетикой и корпуса двигателя из стеклопластика во многом способствовали обеспечению высоких боевых и эксплуатационных характеристик комплекса «Темп-С».

Начиная с этой разработки, МИТ создана кооперация предприятий, работами которой твердотопливное направление в ракетостроении было выведено на качественно новый уровень, а МИТ уверенно заявил о себе как о создателе современных ракетных комплексов. Научно-технический задел позволил решить такую сложную задачу, как создание подвижных ракетных комплексов стратегического назначения.

Успехи твердотопливного ракетостроения базируются в значительной степени на разработке новых поколений высокоэффективных смесевых ракетных твердых топлив (СРТТ). Их свойства во многом определяют баллистическую эффективность, боевые возможности и эксплуатационную надежность ракетных комплексов.

Участие  ФГУП «ФЦДТ «Союз» в создании тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов разработки МИТ.

Созданный в отрасли научно-технический потенциал по топливам, зарядам на их основе и корпусам ракетных двигателей из композиционных материалов позволил МИТ со сложившейся кооперацией в середине 1960-х годов приступить к разработке подвижного грунтового ракетного комплекса стратегического назначения «Темп-2С». Во всех маршевых двигательных установках впервые были использованы топлива второго поколения, содержащие мощные взрывчатые вещества. Конструкции зарядов обеспечивали высокий коэффициент объемного заполнения, защиту стеклопластикового корпуса от воздействия продуктов сгорания. Скрепление зарядов с корпусами осуществлялось с помощью защитно-крепящих материалов и новых клеевых составов. Разработаны специальные топлива и заряды, позволившие реализовать схему управления вектором тяги за счет вдува низкотемпературных продуктов сгорания в закритическую часть сопла.

Для системы старта комплекса «Темп-2С» МИТ разработал и внедрил прогрессивную минометную схему пуска ракеты из транспортно-пускового контейнера. Для выброса ракеты использовался пороховой аккумулятор давления (ПАД) разработки «Союза» на основе низкотемпературных топлив с минимальным содержанием конденсированной фазы в продуктах сгорания и высокой прогрессивностью расходной характеристики. В дальнейшем ФЦДТ «Союз» разработал целый ряд ПАДов старта для всех твердотопливных ракет, созданных МИТ.

В конце 1970-х годов с целью обеспечения стратегического паритета МИТ начал разработку нового подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь». В творческом содружестве МИТа и «Союза» при разработке маршевых ДУ использовались все новейшие технические решения. Для зарядов маршевых ступеней было разработано новое топливо типа ОПАЛ с улучшенными энергомассовыми параметрами и цельномотанные корпуса РДТТ типа «кокон» из органопластика на основе высокопрочных арамидных волокон.

Ракетный комплекс «Тополь» был принят на вооружение в 1988 г. По сочетанию боевых и эксплуатационных свойств он оптимальным образом вписался в состав группировки РВСН и до настоящего времени находится на боевом дежурстве.

Накопленный опыт и появившиеся новые идеи были использованы при создании комплекса «Тополь-М», принятого на вооружение в 2000 г. Для ДУ маршевых ступеней ФЦДТ «Союз» были разработаны высокоэнергетические топлива и заряды, отвечающие решению задач повышения энергомассового совершенства и уменьшения времени их работы для преодоления перспективной системы ПРО. Для ДУ специального назначения создано более 10 зарядов оригинальной конструкции, а для двигателя боевой ступени разработан заряд на основе уникального твердого топлива, позволяющего обеспечить устойчивое регулирование тяги двигателя в процессе его работы.

Для принятого на вооружение в 2009 г. ракетного комплекса «Ярс» стационарного базирования достигнута унификация маршевых РДТТ с двигателями РК «Тополь-М», разработаны специальное низкотемпературное топливо и заряд для двигателя боевой ступени с повышенным уровнем регулирования тяги.

Участие  ФГУП «ФЦДТ «Союз» в создании стратегических ракетных комплексов разработки МИТ.

В конце 1990-х годов для нового РК «Булава» морского базирования началась разработка СРТТ пятого поколения на основе активного горючего связующего с большим содержанием мощных взрывчатых веществ. Для обеспечения новых требований создано производство уникальных марок компонентов СРТТ с заданными свойствами, в том числе окислителя, ВВ и активного горючего связующего с низкотемпературной системой полимеризации. В результате проведения большого цикла лабораторных и натурных исследований и испытаний созданы технологии изготовления зарядов из СРТТ пятого поколения для маршевых РДТТ ракеты «Булава» и организовано их серийное производство на предприятиях отрасли. Достигнут новый уровень характеристик специального низкотемпературного топлива для двигателя боевой ступени с глубоким регулированием тяги. Кроме того, для ракеты «Булава» разработаны заряды к четырем ДУ специального назначения и новый ПАД для обеспечения ее старта.

За годы своего существования кооперация научно-исследовательских, проектно-конструкторских и производственных предприятий, возглавляемая МИТ, создала и внедрила около двух десятков образцов различного ракетного вооружения на основе твердых ракетных топлив.

Созданный кооперацией научно-технический потенциал по твердым ракетным топливам, современная производственная база отрасли спецхимии, разработки в области базовых и критических технологий являются надежной основой для дальнейшего повышения эффективности разрабатываемых головной организацией – Московским институтом теплотехники – перспективных и модернизируемых ракетных комплексов стратегического назначения.

ФГУП «ФЦДТ «Союз»

Россия, 140090, г. Дзержинский 

Московской области,

ул. Академика Жукова, д. 42

Тел.: +7 (495) 551-7600

Факс: +7 (495) 551-1144

fcdt@monnet.ru

www.fc-soyuz.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS