Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»: 70 лет успешной работы
Вклад завода в укрепление ВМФ России трудно переоценить

В этом году Прибалтийскому судостроительному заводу «Янтарь» (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») исполняется 70 лет. За свою семидесятилетнюю историю завод выполнил строительство более 160 боевых кораблей по заказу Военно-морского флота России. На заводе было построено около 500 больших и малых гражданских судов. Также было отремонтировано свыше 450 кораблей ВМФ и гражданских судов.

Завод был образован в 1945 г. на базе судоверфи бывшей немецкой фирмы «Шихау». Первенцем судостроительной программы стал СКР «Зоркий» проекта 29К. Основной послевоенной специализацией калининградской верфи стало строительство военных кораблей. Один из важнейших этапов развития завода связан с вводом в эксплуатацию в 1972 году стапеля с крытым эллингом, позволившего строить корабли  спусковым весом до 12000 тонн. Всего за эти годы для отечественного ВМФ и иностранных заказчиков было построено 157 боевых кораблей. Среди них: сторожевые корабли проектов 29, 42, 50, 1135, 11540, 11356; противолодочные корабли проектов 159, 35, 1155, 11551; большие десантные корабли проектов 1171 и 1174; большие разведывательные корабли проекта 1826.

В начале 90-х годов начался непростой процесс реструктуризации под новые условия работы. Основной упор в работе делался на поиск клиентов на платежеспособном западноевропейском рынке коммерческих заказов, но выполнялся и оборонный заказ, несмотря на хроническое отсутствие финансирования.

В 2008 году завод вошел в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), а уже в 2011 году был признан ведущим производителем боевых кораблей 2 и 3 класса. По результатам 2013 года «Янтарь» стал лучшим экспортером в отечественном судостроении.

Сегодня ОАО «ПСЗ «Янтарь» – многопрофильное, интенсивно развивающееся судостроительное и судоремонтное предприятие. Мощности завода задействованы более чем на 80 %, это одно из самых загруженных предприятий отрасли. Завод располагает современными производственными мощностями, позволяющими строить суда дедвейтом до 20 000 т.

В настоящий момент в постройке находится большой десантный корабль «Иван Грен» 11711, который является развитием проекта 1171, корабли которого положительно зарекомендовали себя за десятилетия службы в советском, а позже и в российском ВМФ. БДК проекта 11711 обладают водоизмещением в 5 тысяч тонн, автономностью плавания до 30 суток и способностью развивать скорость до 18 узлов. Длина корабля – 120 метров, ширина – 16,5 метров, численность экипажа – 100 человек. На вооружении БДК стоят 76,2-миллиметровая пушка, две шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установки, а также две пусковых установки РЗСО "Град" и два транспортно-боевых вертолета Ка-29.

Стапель "Янтарь" (начало 1970-х).

Корабль находится в стадии достройки и подготовки к испытаниям, передача ВМФ России запланирована наконец 2015 года. В ближайшее время будут завершены работы по монтажу агрегатов, механизмов и комплексов вооружения, после чего можно приступить к первому этапу заводских ходовых испытаний.

Строительство второго десантного корабля «Петр Моргунов» этого проекта завод уже начал. Идет сборка секций и различные подготовительные работы.

В мае 2015 г. поднят флаг ВМФ России на построенном океанографическом исследовательском судне (ОИС) «Янтарь» проекта 22010. «Янтарь» предназначен для исследовательских работ в толще воды и на дне океана. Судно может нести на борту два глубоководных обитаемых аппарата. Водоизмещение ОИС составляет 5230 тонн, длина – 108 метров, ширина – 17,2 метра.

Для того чтобы до конца понять способности и возможности этого судна, в августе «Янтарь» уйдет в Атлантику на продолжение испытаний всех его технических средств, к октябрю они должны быть завершены, и в зависимости от их успеха заказчик примет решение о строительстве серии таких кораблей. Завод рассчитывает на получение этого контракта.

«Янтарь» также имеет контракт на строительство шести сторожевых кораблей для ВМФ РФ проекта 11356. В настоящий момент заложено пять корпусов, головной СКР «Адмирал Григорович» спущен на воду 14 марта 2014 г., передача его заказчику запланирована на август 2015 г., а вся серия планируется к передаче до конца 2017 г.

В мае 2015 г. «Адмирал Григорович» в очередной раз вышел в море для выполнения задач заводских ходовых испытаний. Это уже третий выход, во время которого проводится проверка работоспособности всех узлов, механизмов и вооружения фрегата. Два предыдущих выхода показали, что работа большинства корабельных систем не вызывает нареканий.

«Адмирал Григорович» – первый корабль проекта 11356, оснащенный современным высокоточным вооружением.

7 ноября 2014 г. на воду был спущен второй СКР – «Адмирал Эссен». На корабле выполняются отдельные пункты из программы швартовных испытаний, и в ноябре-декабре 2015 г. он будет передан флоту. Строительство третьего, «Адмирал Макаров», планируется завершить в 2016 г.

Со второй тройкой кораблей сейчас решается вопрос по замене проектной энергоустановки.  После объявления Украиной эмбарго на передачу России продукции военного и двойного назначения николаевское предприятие «Зоря-Машпроект» прекратило поставку «Янтарю» газотурбинных установок М7Н1, которыми оснащаются сторожевые корабли проекта 11356. Но флот очень ждет эти корабли, и они будут построены при любом развитии событий.

Первый корабль проекта 11356 «Адмирал Григорович».

«Янтарь» рассчитывает на продолжение сотрудничества с индийским заказчиком. В 2013 г. завершено выполнение контракта на строительство трех фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии. Последний из кораблей этой серии был передан заказчику в 2013 г. На предыдущем контракте для Индии был получен большой опыт. Так что, если завод получит новый контракт, он его несомненно выполнит с высоким качеством, тем более индийское военное ведомство высказывалось, что ВМС страны нуждаются еще в трех-четырех кораблях такого класса.

Свой 70-летний юбилей завод встречает, твердо стоя на ногах. Сегодня на предприятии трудится 1200 рабочих, а общая численность заводского коллектива – более 3 тыс. человек, с контрагентами – почти 5 тыс. Средняя зарплата в прошлом году составила 40 тыс. рублей, что выше среднеобластной.

Новая Государственная программа вооружения до 2025 г. предусматривает масштабное строительство боевых кораблей, заказ на строительство которых планируется разместить в том числе и на «Янтаре». Так что у завода есть вполне очерченные перспективы развития.

Помимо выполнения производственной программы, перед заводом стоит стратегическая задача реконструкции и технического перевооружения. Разработана генеральная схема развития ПСЗ «Янтарь», в которой учтены новейшие судостроительные технологии и модернизация всех видов производства. Проект включен в федеральную целевую программу развития оборонно-промышленного комплекса страны на 2011-2020 годы, а также в программу инновационного развития Объединенной судостроительной корпорации до 2020 г.

В этом году подошел к завершению первый этап технического перевооружения: оснащение трубообрабатывающего и машиностроительного производств новыми образцами оборудования. Идет подготовка к следующим этапам программы модернизации.

Вклад завода в укрепление ВМФ России трудно переоценить. «Янтарь» является одним из ведущих предприятий судостроительной отрасли и приложит все усилия для того, чтобы и в будущем сдавать Военно-морскому флоту корабли с высоким качеством и в установленные сроки.

236005, Калининградская область,

г. Калининград, пл. Гуськова, д. 1

Тел.: +7 (4012) 64 86 41

office@shipyard-yantar.ru

www.shipyard-yantar.ru