Программа Су-35: перспективы развития
В рамках гособоронзаказа в 2015 г. ВВС и морская авиация получат 88 вертолетов и 126 новых самолетов

Многофункциональный истребитель Су-35С должен быть принят на вооружение в 2015 г., заявил в ходе селекторного совещания в военном ведомстве министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу.

Илья КЕДРОВ

В настоящее время Су-35С проходит опытную эксплуатацию. Контракт на поставку 48 истребителей этого типа между ОАК и Министерством обороны России был заключен в августе 2009 г. К началу 2015 г. изготовлено уже 34 самолета этого типа, большая часть которых вошла в состав истребительного авиаполка 3-го командования ВВС и ПВО России, базирующегося  на аэродроме Дземги, который также является экспериментальный аэродром производителя Су-35С – Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А. Гагарина (филиала ОАО «Компания «Сухой»).

Десять Су-35С находятся в составе 929-го Государственного летно-испытательного центра (ГЛИЦ) в Ахтубинске и 4-го ордена Ленина Краснознаменного центра войсковых испытаний и подготовки персонала ВВС им. В.П. Чкалова в Липецке.

«Основная задача на этот год – обеспечить качественное проведение испытаний данного самолета и доведение его характеристик до требований тактико-технического задания», – подчеркнул Сергей Шойгу в ходе селекторного совещания.

Выполнение первого установочного контракта 2009 г. на 48 Су-35С должно быть завершено в 2015 г. По всей видимости, в этом году может быть заключено новое соглашение на поставку еще одной партии этих истребителей ВВС РФ. Об этом летом прошлого года заявлял руководитель дирекции программ военной авиации ОАК Владимир Михайлов (в 2002-2007 гг. – главком ВВС РФ). Тогда он говорил, что новая партия будет не меньше первой, а, возможно, даже и больше – до 64 самолетов, поставка которых должна завершиться до конца текущего десятилетия.

В ходе селекторного совещания Сергей Шойгу сказал, что в  рамках гособоронзаказа в 2015 г. ВВС и морская авиация получат 88 вертолетов и 126 новых самолетов, при этом большая часть боевых машин, как обычно, будет марки «Су». В целом в соответствии с Госпрограммой развития вооружений на 2011-2020 гг. ВВС РФ в основном будут получать авиатехнику производства компании «Сухой» или разработки ее ОКБ, в общей сложности по заключенным по состоянию на январь 2015 г. контрактам – это 260 самолетов:

• бомбардировщики Су-34 (124 машины по контрактам 2008 и 2012 гг.);

• многофункциональные истребители Су-35С (48 машин по контракту 2009 г.);

• Су-27СМ (12 машин по контракту 2009 г.);

• Су-30М2 (20 машин по контрактам 2009 и 2012 гг.);

• Су-30СМ (60 самолетов по двум контрактам 2012 г.);

Что касается экспортных перспектив Су-35, то, как уже неоднократно говорилось, стартовым зарубежным заказчиком наиболее совершенного российского истребителя четвертого поколения должен стать Китай. Между РФ и КНР в январе 2013 г. было подписано межправительственное соглашение по программе поставок самолета Су-35, однако пока не разглашается количество истребителей, которое может быть поставлено ВВС НОАК. В любом случае, речь о лицензионной сборке Су-35 в КНР не идет, все самолеты должны производиться КнААЗ.

Су-35С ВВС РФ демонстрировался в Китае на международном авиасалоне Airshow China 2014 в ноябре 2014 г. и произвел большое впечатление на представителей ВВС НОАК. Самолет осмотрел и заместитель председателя КНР Ли Юаньчао и с одобрением высказался о двигателях, обеспечивающих возможности сверхманевренности, и о современной авионике Су-35С. При этом руководитель делегации «Сухого» на Airshow China 2014, первый заместитель генерального директора компании Борис Брегман отметил, что Китаю планируется поставлять истребители такого же технического лица, как и ВВС РФ, их характеристики не будут упрощены.

Кстати, национальная премия «Золотая идея» по итогам 2013 г. была вручена авторскому коллективу ОКБ имени Люльки (филиал УМПО, входит в ОДК) за разработку авиадвигателя поколения «4++» АЛ-41Ф-1С, предназначенного для самолетов Су-35С. На сегодняшний день Уфимское моторостроительное производственное объединение завершило освоение их серийного производства и выпустило более 70 двигателей в рамках государственного заказа.

Как заявил на Airshow China 2014 начальник департамента ВВС компании «Рособоронэкспорт» Сергей Корнев, «у «Рособоронэкспорта» очень серьезные планы по Азиатско-Тихоокеанскому региону, и мы рассчитываем, что Су-35 будет поставлен и в другие страны после того, как будет реализован такой проект с Китаем».

Сейчас большой интерес к этой машине проявляет Индонезия. Как заявил недавно местному агентству ANTARA главком ВВС страны вице-маршал Агус Суприатна, лучшим вариантом замены устаревших американских легких истребителей F-5E/F Tiger II является приобретение российских многофункциональных Су-35. В качестве замены для F-5E/F ВВС Индонезии помимо российских Су-35 рассматривает традиционный набор конкурентов: Eurofighter Typhoon, JAS-39 Gripen и F-16 Block 52+.

В настояшее время Индонезия располагает пятью российскими Су-27СК и 11 Су-30МК2, а также 15 американскими F-16, число которых в перспективе должно достичь 34 за счет выполняющегося в настоящее время контракта на поставку из наличии ВВС США 24 истребителей F-16 C/D, модернизированных до уровня Block 32+. Такое распределение парка легких и тяжелых машин говорит о вполне разумном желании командования ВВС страны нарастить возможности боевой аваиции за счет тяжелых многофункциональных Су-35, по своим характеристикам вплотную приблизившимся к истребителям пятого поколения, обзавестись которыми небогатым развивающимся странам пока не представляется возможным.