В истории градообразующего предприятия Миасса есть две даты, особо почитаемые машиностроителями разных поколений. 30 ноября 1941 г. – день рождения завода. 8 июля 1944 г. – из ворот главного конвейера выехал первый уральский грузовик ЗиС-5В. Через две недели после этого события на фронт отправился первый эшелон с трехтонками, собранными в Миассе. |
Автозавод в Миассе принадлежит к категории предприятий, на жизнь которых Великая Отечественная война оказала судьбоносное влияние. Предприятие, сегодня известное далеко за пределами России, появилось на свет в суровые фронтовые годы на базе эвакуированных цехов московского автомобильного Завода имени Сталина. И вся семидесятилетняя история Уральского автозавода – пример верного служения Отечеству.
Люди с твердым уральским характером – вот самый ценный актив автозавода. Так было 70 лет назад, эту истину невозможно опровергнуть и сегодня. Предприятие во все времена славится надежным трудовым коллективом и командой сильных управленцев.
|
Вспомним начало пути, военное лихолетье. Завод создавался «с чистого листа», на пустой площадке. Счет сдачи цехов шел на недели. Уже через четыре месяца после решения ГКО СССР об организации в Миассе завода – в марте 1942 г. в моторном цехе прошла обработка первой детали – поршневого кольца, еще через месяц – собрана первая коробка передач, еще через месяц – заработал первый уральский мотор. Бывало, из цехов москвичи и миассцы не выходили сутками. К 27 мая 1944 г. монтажники подготовили главный конвейер к сдаче. И настал самый памятный день в истории завода – 8 июля 1944 г. При огромном стечении работников и гостей завода автомобиль «коснулся передними колесами площадки, спрыгнул с рельсов… Кто-то плакал, кто-то смеялся, и все потянулись к автомобилю, ибо каждый видел в этом грузовике долю своего труда», – так описывал в своем очерке «Автомобиль сходит с гор» очевидец тех памятных событий, писатель Федор Панферов. И сразу стал знаменитым, навсегда остался в истории автозавода и города Дмитрий Фролович Колесов, слесарь-водитель, севший за руль первого автомобиля ЗиС-5В, родившегося в Миассе. И пошел отсчет собираемым машинам: сентябрь 1944-го – тысячный, апрель 1945-го – пятитысячный, октябрь 1945-го – десятитысячный… За прошедшие после рождения первенца 70 лет автозавод выпустил на дороги России и мира 1 миллион 400 тысяч автомобилей.
Прошло 70 лет с того дня, как появился на свет первый уральский грузовик. Много воды утекло в реке Миасс за это время. Неизменным осталось одно. Автомобили многоликого семейства «Урал» все семь десятилетий достойно выполняют возложенные на них задачи за счет высокой проходимости, большой грузоподъемности, эксплуатационной надежности и простоты технического обслуживания.
Сразу после войны завод, крепко встающий на ноги, берется за создание новых машин. В стране не хватает жидкого топлива – миасские машиностроители отвечают на проблему выпуском с апреля 1946 г. автомобиля с газогенераторной установкой ЗиС-21А. Началась целинная эпопея. И конструкторы завода создают в 1956 г. автомобиль «Урал-355М», знаменитую «Эмку». Еще одна легенда отечественного автопрома – «Урал-375», первый трехосник, снискавший славу у военных заказчиков, ставший таким же символом надежности, как автомат Калашникова.
Шли годы, появлялись новые разработки. Для силовых структур пришелся ко двору дизельный «Урал-4320». Много пользы принес селу автомобиль-самосвал «Урал-5557» с двухсторонней боковой разгрузкой. Не остались вне зоны внимания потребителей колесной техники «Урал-43206» и «Урал-5323» с колесными формулами 4х4 и 8х8, вошедшие в армейское семейство внедорожников «Мотовоз». В 2005 г. автозавод освоил выпуск автомобилей дорожной гаммы, 28 мая 2010 г. на ленте главного конвейера операторы провели сборку первого большегрузного автомобиля «Урал-6370».
И в юбилейный для себя год, встречая 70-летие со дня выпуска первого грузовика ЗиС-5В, автозавод «УРАЛ» не собирается почивать на лаврах. Несмотря на препоны, создаваемые затяжным мировым экономическим кризисом, градообразующее предприятие Миасса уверенно наращивает темпы производства и продаж выпускаемой автотехники. У тех, кто следит за новинками отечественного автопрома, сегодня на слуху очередные перспективные разработки нашего автозавода – полностью защищенные автомобили «Тайфун-У» и «Урал-ВВ». В планах предприятия – расширять собственное производство спецтехники. В настоящее время в соответствии с потребностями современного рынка и желаниями потенциальных заказчиков автозавод в Миассе, входящий в состав «Группы ГАЗ», разработал новое семейство модернизированных полноприводных автомобилей «Урал-У». В конструкциях этих грузовиков применены модернизированные ведущие мосты и раздаточные коробки, пневматический привод тормозной системы, улучшена эргономика на рабочем месте водителя. Среди приоритетных направлений в деятельности автозавода «УРАЛ» – проекты «Клиент», «Прорыв», «ТОП-20», направленные на обновление модельного ряда выпускаемой техники, дальнейшее совершенствование «бережливого производства», увеличение объемов продаж и повышение качества выпускаемой продукции.
«Уралы», собираемые в Миассе, незаменимы в качестве надежных помощников для военнослужащих, нефтяников и газовиков, энергетиков, железнодорожников, пожарных, лесозаготовителей – они работают там, где другим машинам не под силу.