Истребители добавили стоимости
«Сухой» признан самым дорогим брендом российской оборонки

Пятый опытный образец Т-50.

В ноябре журнал «Секрет фирмы» (входит в издательский дом «Коммерсантъ») представил список «Самые ценные брэнды России», составленный ведущим международным брендинговым агентством Interbrand.

Илья КЕДРОВ

В список сорока товарных знаков крупнейших отечественных компаний включен бренд «Сухого» – его стоимость оценена в 3,2 млрд. рублей. «Сухой» стал единственным товарным знаком среди отечественных авиастроительных или оборонно-промышленных компаний, вошедшим в рейтинг Interbrand. Возглавляют рейтинг бренды «Газпрома», МТС и «Билайна». Такой результат для компании «Сухой» – крупнейшей среди всех российских авиапроизводителей и занимающей третье место в мире по производству истребителей, вполне закономерен. Надо отметить, что по итогам 2012 г. «Сухой» традиционно вошел и в престижный мировой рейтинг производителей вооружений, который ежегодно составляет американский военный журнал Defense News, рассчитывая его по объемам продаж. В TOP-100 Defense News «Сухой» располагается на 43 месте, опередив остальных российских авиапроизводителей.

Конец года – традиционное время подведения производственных итогов. Декабрь 2013 г. ознаменован для «Сухого» и ВВС РФ выполнением государственного контракта 2008 г. на поставку 32 фронтовых бомбардировщиков Су-34: 16 декабря на аэродроме входящего в компанию «Сухой» Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова ВВС России были переданы последние четыре машины, построенные по этому соглашению. 20 декабря эти самолеты прибыли на авиабазу «Балтимор» Западного военного округа, где их встретил начальник Генерального штаба – первый заместитель министра обороны России генерал армии Валерий Герасимов. Самолеты вошли в состав 105-й смешанной авиационной дивизии. Выступая перед личным составом дивизии, Валерий Герасимов отметил, что в ближайшее время Су-34 станет основным типом многофункционального самолета, стоящим на вооружении ВВС РФ.

В 105-й САД сегодня имеется наибольшее количество Су-34 – полноценный полк. Командир дивизии полковник Виталий Школенко сообщил агентству «Интерфакс-АВН», что в 2013 г. в рамках различных мероприятий боевой подготовки Су-34 показал себя только с положительной стороны, все летно-тактические, командно-штабные и стратегические учения были выполнены только на оценки «хорошо» и «отлично». «Соединение стало лучшей войсковой частью Западного военного округа в 2013 учебном году», – отметил Виталий Школенко.

В 2013 г. компания «Сухой» завершила выполнение контракта 2008 г. на поставку ВВС РФ бомбардировщиков Су-34.

В частности, в ноябре десять экипажей бомбардировщиков Су-34 Воронежской авиационной базы в ходе отработки беспосадочных полетов на максимальную дальность преодолели более 5000 километров. Взлетев с аэродрома Балтимор, пилоты выполнили учебное бомбометание на авиационных полигонах ЗВО в Тверской, Ленинградской и Мурманской областях, после чего отработали один из наиболее сложных элементов боевой подготовки – дозаправку в воздухе с воздушного танкера Ил-78. Дозаправлялись как поодиночке, так и в составе пары, когда два экипажа заправляются одновременно с минимальными интервалами между самолетами. Всего экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-34 непрерывно находились в воздухе более пяти часов.

18 ноября с прибытием очередных трех Су-34 на авиабазу Южного военного округа, дислоцированную в городе Морозовск Ростовской области, здесь началось формирование первой эскадрильи Су-34. Летчики уже приступили к освоению новой техники.

24 декабря ВВС получили еще два Су-34 – в счет выполнения уже нового контракта. 1 марта 2012 г. между Министерством обороны РФ и компанией «Сухой» было подписано соглашение на поставку до 2020 г. 92 новых фронтовых бомбардировщиков. С учетом крайней в уходящем году поставки, всего в соответствии с гособоронзаказом на 2013 г. Новосибирский авиазавод передал в войска 14 бомбардировщиков этого типа. В 2014 г. ВВС РФ получат от «Сухого» 16 бомбардировщиков Су-34. После реализации контракта 2012 г. общее число строевых Су-34 в ВВС России достигнет 124 единицы, а в перспективе их парк увеличится до 150-200 штук, заявил 26 декабря главком ВВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев во время посещения Новосибирского авиазавода.

В конце декабря Виктор Бондарев также посетил Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина (КнААЗ). На встрече с журналистами он сообщил, что этот авиазавод холдинга «Сухой» в 2013 г. поставил ВВС России 12 новейших многоцелевых истребителей Су-35. «Всего ВВС России заказали 48 самолетов Су-35. В этом году мы получили 12 самолетов в дополнение к десяти поставленным ранее», – сказал главком. Виктор Бондарев отметил, что в 2014 г. ВВС должны получить еще 12 Су-35, а в 2015 – 14. «Су-35 поступят на оснащение авиабазы «Дземга» в Хабаровском крае», – сказал главком.

Он отметил, что Су-35 – это самолет поколения «4++», отвечающий требованиям сверхманевренности. По словам главкома, он завидует молодым летчикам, которым предстоит летать на Су-35. «Мы даже не мечтали, что такая техника может появиться», – сказал Виктор Бондарев.

Военные сообщили также, что на КнААЗе заканчивается приемка двух новых многофункциональных истребителей Су-30М2, которые в скором времени поступят в авиационные части Восточного военного округа.

На рабочем совещании, состоявшемся на КнААЗе в конце года, заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил, что в соответствии с ранее заключенными контрактами до 2015 г. это предприятие должно поставить Министерству обороны России более 60 самолетов трех моделей: Су-30М2, Су-35 и Т-50.

В Комсомольске-на-Амуре 28 октября состоялся первый полет пятого опытного образца перспективного авиационного комплекса пятого поколения Т-50-5. После завершения программы тестовых полетов на КнААЗе самолет присоединился к летным испытаниям в подмосковном Жуковском, в которых уже участвуют четыре машины. Первыми опытными экземплярами ПАК ФА на сегодня выполнено более 450 полетов по программе летных испытаний. Директор – главный конструктор программы ПАК/ПМИ компании «Сухой» Александр Давиденко заявил на встрече новой машины на аэродроме в Жуковском, что в Т-50-5 «внедрены доработки, родившиеся на основе испытаний предыдущих машин, он максимально укомплектован и практически полностью соответствует требованиям серийного боевого самолета». По его словам, программа предварительных заводских испытаний ПАК ФА завершается в 2013 г., а в первом квартале 2014 г. самолет будет предъявлен на государственные испытания. «В 2015 году должен быть закончен первый этап государственных испытаний, поставка серийных самолетов намечена на 2016 год», – сказал Александр Давиденко. В настоящее время на КнААЗ собирают еще четыре опытных образца Т-50, которые планируется сдать до конца 2014 г.

В уходящем году наблюдался прогресс не только в «авиационной» части программы истребителя пятого поколения, но и в создании различных элементов нового оборудования и вооружения для этого самолета.

В частности, в середине декабря состоялась защита технического проекта нового перспективного двигателя для Т-50, разработку которого ведет дивизион «Двигатели для боевой авиации» Объединенной двигателестроительной корпорации. Проект был успешно принят комиссией заказчиков в лице Министерства обороны РФ и компании «Сухой».

Sukhoi Superjet 100 мексиканской авиакомпании Interjet.

«Очередными шагами в создании перспективного двигателя для ПАК ФА станут разработка, изготовление и испытания демонстраторов и предъявление изделия межведомственной комиссии, – отметил генеральный конструктор-директор филиала «ОКБ им. А. Люльки» Евгений Марчуков. – Мы планируем начать изготовление экспериментальных газогенераторов и демонстраторов в первой половине 2014 года».

Также в декабре стало известно, что Уфимское агрегатное производственное объединение, входящее в холдинг «Авиационное оборудование» Госкорпорации «Ростех», специально для Т-50 разработало агрегаты плазменного воспламенения газотурбинных двигателей и систему электроснабжения постоянного тока СПТСУ-7,5, которая питает энергией БРЭО самолета. Для питания многочисленного сложного бортового радиоэлектронного оборудования Т-50 нужен мощный источник электроэнергии, поэтому СПТСУ-7,5 в два раза мощней всех существующих российских аналогов.

Разрабатывается и новое вооружение для истребителя. В ходе авиасалона МАКС-2013 генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов заявил, что в 2013 г. начнутся испытания ракетного вооружения с борта Т-50. По его словам, для истребителя пятого поколения уже готов ряд ракет, в частности противорадиолокационная Х-58УШКЭ, которая может размещаться как на внешней подвеске, так и во внутрифюзеляжных отсеках вооружения. Входящее в корпорацию Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» разрабатывает передовую систему самонаведения ракет класса «воздух-воздух», специально предназначенных для Т-50.

Учитывая то, что создание Т-50 подходит к завершающей стадии, компания «Сухой» начинает готовиться к серийному производству новой машины. В ходе посещения КнААЗа премьер-министром России Дмитрием Медведевым в октябре 2013 г. президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян сообщил, что в цехе, где сейчас делают истребитель Су-35, планируется построить вторую производственную линию, предназначенную для сборки Т-50. В связи с этим в развитие завода планируется инвестировать порядка 25 млрд. рублей.

На встрече с премьером Михаил Погосян сказал, что КнААЗ сейчас дает около 40% всей выручки ОАК – 80 млрд. рублей, а к 2015 г. его доля должна вырасти до 118 млрд. При этом, уточнил президент ОАК, экспорт составляет порядка 31% выручки – 41 млрд. рублей. Он подчеркнул, что впервые за последние годы объем экспорта уменьшился за счет роста гособоронзаказа. Михаил Погосян сообщил Дмитрию Медведеву, что в 2013 г. КнААЗ должен поставить ВВС РФ 27 самолетов, а вместе с Новосибирским авиационным заводом это количество составит 41 машину. В 2014 г. КнААЗ и НАЗ передадут заказчику 35 самолетов, а в 2015 г. – 51 единицу техники.

В Комсомольске-на-Амуре собирают не только истребители, но и региональный лайнер Sukhoi Superjet 100. В конце 2013 г. заказчики получили несколько новых региональных машин.

В начале ноября третий SSJ100 пополнил парк мексиканской авиакомпании Interjet, одного из лидеров в сфере региональных воздушных перевозок на латиноамериканском континенте и стартового западного покупателя российского лайнера. Всего Interjet заказала 20 машин этого типа. Два первых российских самолета мексиканцы получили в июле и августе этого года. А 23 декабря парк Interjet пополнился четвертым Sukhoi Superjet 100.

С момента ввода в эксплуатацию, которая началась 18 сентября, по 30 ноября 2013 г. первые три самолета SSJ100 авиакомпании Interjet, продемонстрировали эксплуатационную надежность 99%, при этом самолеты находились в воздухе не менее девяти часов в сутки. В общей сложности они выполнили 1399 рейсов за 1438 летных часов. Пятый и шестой самолеты, предназначенные для Interjet, в настоящее время находятся в стадии завершения кастомизации на производственных мощностях SuperJet International в Италии.

16 декабря третий SSJ100 в спецификации Full пополнил парк авиакомпании «Аэрофлот». На сегодняшний день главный российский авиаперевозчик является крупнейшим эксплуатантом самолетов Sukhoi Superjet 100. SSJ100 «Аэрофлота» выполнили более 16000 коммерческих рейсов общей продолжительностью свыше 24000 летных часов.

18 декабря состоялась передача третьего SSJ100 индонезийской авиакомпании Sky Aviation.

Всего по состоянию на декабрь 2013 г. российским и иностранным заказчикам было поставлено 22 самолета Sukhoi Superjet 100.

Рост темпов производства и поставок самолетов семейства Sukhoi Superjet 100 свидетельствует об успешной реализации производственной программы компанией «Гражданские самолеты Сухого». В 2014 г. объем выпуска самолетов этого типа достигнет 40 единиц. Финансовое положение ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» находится в рамках утвержденного бизнес-плана. В соответствии с планом компании ожидается, что операционная прибыль будет получена уже в 2014 г., а чистая прибыль – в 2015 г., при этом объем выручки составит более $1,5 млрд. В соответствии с утвержденным бизнес-планом, в 2018 г. выручка ГСС вырастет до $2 млрд. Портфель заказов на лайнеры Sukhoi Superjet 100 сегодня составляет 200 самолетов.

В последние годы на фоне увеличения поставок боевой авиатехники ВВС РФ информация об экспортных поставках самолетов отошла на второй план. Между тем в течение 2013 г. на экспорт было поставлено шесть истребителей Су-30МК2. Эти машины получила Индонезия – в соответствии с контрактом стоимостью $470 млн., подписанным Министерством обороны этой страны и «Рособоронэкспортом» в декабре 2011 г. Поставки Су-30МК2 Джакарте начались в феврале и закончились в начале сентября 2013 г. Выступая на церемонии передачи ВВС Индонезии итоговой партии российских истребителей, главный маршала авиации Ида Багуса Путу Дунья заявил, что ВВС Индонезии рассчитывают получить к 2024 г. восемь эскадрилий Су-30МК2 по 16 машин каждая.

В августе 2013 г. был подписан третий контракт на поставку во Вьетнам 12 истребителей Су-30МК2. Поставка самолетов по этому контракту будет осуществлена тремя партиями по четыре машины в 2014-2015 гг. По оценке экспертов, стоимость данного соглашения составляет не менее $600 млн.

В этом году также стало известно, что готовится очередной крупный пакетный контракт на поставку российского вооружения Алжиру. В рамках новых соглашений эта страна может получить 2-4 эскадрильи фронтовых бомбардировщиков Су-34, которые до сих пор еще не поставлялись на экспорт.

Идут переговоры с Китаем о контракте на поставку Пекину крупной партии новейших многофункциональных истребителей Су-35. Как сообщалось в СМИ, контракт может быть заключен в 2014 г.

Итоги работы в 2013 г. говорят о том, что компания «Сухой» сохраняет свое положение одной из ведущих компаний российского ОПК, при этом демонстрируя заметные успехи в диверсификации производственной деятельности за счет развития гражданского сегмента.