Рособоронпоставка: работа на опережение
Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) начинает активную работу по размещению государственного оборонного заказа 2014 г.

Заключаются межведомственные соглашения, формируются планы-графики, анализируются итоги предыдущих лет. Опыт и профессионализм сотрудников Рособоронпоставки позволяет рассчитывать на значительное увеличение объема размещаемых заказов в рамках ГОЗ-2014. Причем рост предполагается как в количественных, так и в качественных показателях. Об этом говорят и итоги размещения агентством гособоронзаказа за 2013 г. Об особенностях размещения заказов по ГОЗ, показателях работы в отчетном периоде, а также готовности агентства к работе по вступающему в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных

и муниципальных нужд» журналу «Национальная оборона» рассказала руководитель Рособоронпоставки Надежда СИНИКОВА.

Интервью

Игорь КОШУКОВ

— Надежда Валентиновна, каковы итоги размещения государственного оборонного заказа 2013 года?

— Рособоронпоставкой в рамках размещения ГОЗ-2013 по состоянию на 24 сентября получены заявки по 1431 лоту на сумму 333,7 млрд. рублей. По сравнению с ГОЗ-2012 объем заказа вырос более чем в четыре раза. При размещении ГОЗ-2013 Рособоронпоставкой было объявлено 1356 процедур на сумму 327,4 млрд. рублей, заключено 1069 контрактов на сумму 260,4 млрд. рублей. При этом агентство получило довольно внушительную экономию бюджетных средств – 4 млрд. рублей. Во многом благодаря тесному и деловому сотрудничеству с представителями заказчика нам удалось качественно и максимально быстро разместить такой объем гособоронзаказа.

— Недавно в Рособоронпоставке прошло межведомственное совещание с потенциальными заказчиками ГОЗ. На него были приглашены представители самых различных силовых структур России. О чем удалось договориться и к каким решениям пришли в ходе совместных обсуждений?

—В совещании, которое было инициировано нашим агентством, приняли участие представители ФСБ, МЧС, МВД, ФСКН, ФСИН, ФСО, ГФС и других служб и органов государственной власти России. Рассматривались вопросы взаимодействия, в том числе сроки подписания двухсторонних соглашений, вопросы формирования плана-графика размещения заказов по ГОЗ-2014. Итогом совместного совещания стало подписание протокола и принятие проекта соглашения о взаимодействии на бессрочный период.

Надежда Синикова.

На сегодняшний день количество позиций, переданных федеральными органами исполнительной власти Рособоронпоставке для размещения в 2013 году, исключая позиции Министерства обороны, не такое большое, как нам бы хотелось. На наш взгляд, эта цифра может и должна значительно вырасти при исполнении государственного оборонного заказа 2014 года. Для этого необходимо объединить усилия и выстроить совместный алгоритм действий с учетом опыта 2012-2013 годов. Желание всех участников двигаться по вектору развития есть. Так что результаты, уверена, появятся.

—Уже начался первый и важнейший этап процедуры размещения гособоронзаказа – планирование. Что вы от него ждете?

—Вы правы, планирование – один из стратегических моментов размещения государственного оборонного заказа. О планировании, строгом соблюдении темпов переоснащения Вооруженных Сил страны новой техникой, персональной ответственности за сроки и качество разработки и производства каждого образца вооружения и военной техники уже неоднократно заявлял президент России Владимир Владимирович Путин. Для нас этот этап размещения заказа очень важен, ведь он определяет стратегию закупки, ее основные параметры. Работа по размещению ГОЗ-2014, в том числе поэтапное получение номенклатуры от заказчиков, уже началась и должна завершиться в октябре. Правительством Российской Федерации установлены четкие сроки заключения государственных контрактов – до 15 апреля. В соответствии с этой датой формируются планы-графики. Рособоронпоставка составляет эти документы, работая в тесном деловом контакте с госзаказчиками.

Если говорить об опыте прошлого года, то поступление заявок по ГОЗ-2013 начиная с третьего квартала 2012 года обеспечило заключение контрактов до 15 апреля 2013 года даже в тех случаях, когда первые торги не состоялись и их пришлось объявить дважды или даже трижды.

Но, к сожалению, не все заявки государственные заказчики направили в агентство в установленные сроки. Это привело к смещению плановых дат заключения контрактов. Хочется надеяться, что при размещении ГОЗ-2014 нашими госзаказчиками будут приняты исчерпывающие меры, способствующие своевременной подаче заявок на размещение. Тем более что с 1 января 2014 года нам предстоит работать по новому законодательству: в силу вступит Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В этом Федеральном законе, в той части, которая вступает в силу с 1 января 2015 года, планированию отведено, пожалуй, одно из самых важных мест. Предполагается введение планов-закупок, которые будут разрабатываться заказчиками на три года, а планы-графики – на текущий год. При этом планы закупок и планы-графики будут включать довольно подробную информацию. Так, станет необходимым указывать идентификационный код закупки, ее цель, наименование объекта и (или) наименования объектов закупки и описание таких объекта и (или) объектов, а также объем закупаемых товаров, работ, услуг. А также объем финансового обеспечения для осуществления закупки, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок и обоснование закупки.

— Вы упомянули, пожалуй, об одном из самых важных и ожидаемых событий следующего года для специалистов, работающих в области размещения государственных заказов, – вступление в силу Федерального закона №44-ФЗ. Расскажите о его преимуществах.

—Со времени принятия в 2005 году Федерального закона №94-ФЗ о госзакупках прошло довольно много времени. Конечно, большинство специалистов, работающих в сфере размещения государственных заказов, привыкло к работе с ним. Однако, по мнению экспертов, этот закон не совсем отвечал потребностям экономического развития государства и общества. Поэтому с нового года мы начнем работать по Федеральному закону №44-ФЗ.

Контрактная система охватывает весь цикл госзакупок, что особенно важно при исполнении ГОЗ. Она регулирует планирование закупок товаров, определение поставщиков, заключение контракта, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением и иными юридическими лицами. Кроме того, усиливается информационная составляющая всей системы закупок, изменяются виды процедур, появится требование обоснования не только начальной и максимальной цены контракта, но и объекта закупки. В законе прописаны новые формы «коллективных» закупок, так называемых совместных торгов, развитию которых наше агентство придает огромное значение.

—Эксперты считают, что эффективным вариантом межведомственного взаимодействия должны стать именно совместные торги, о которых вы упомянули. Расскажите подробнее о работе Рособоронпоставки в проведении такой формы закупок?

—Мы уже третий год подряд последовательно и целенаправленно работаем над развитием системы совместных торгов. На сегодняшний день агентством заключены соглашения о проведении совместных торгов с пятью ведомствами – государственными заказчиками. Учитывая не самый успешный опыт проведения совместных торгов предыдущих лет, при подготовке к ГОЗ-2013 Рособоронпоставка заранее запросила у государственных заказчиков номенклатуру вооружения, военной и специальной техники и провела ее детальный анализ для выявления одноименных позиций. По результатам этой работы в Рособоронпоставку при размещении ГОЗ-2013 для проведения совместных торгов поступили заявки по 26 позициям на общую сумму 319,2 млн. рублей. По сравнению с предыдущими годами количество проведенных совместных торгов имеет положительную динамику. Однако и этот результат пока далек от желаемого. Надеемся, что с вступлением в силу закона о контрактной системе отношение к совместным торгам кардинально изменится. Создание работоспособной системы организации и проведения совместных торгов – сложный и многогранный процесс, требующий регулирования на государственном уровне. Но решать этот вопрос необходимо. Результаты проведения совместных торгов по ГОЗ-2013 в очередной раз подтвердили необходимость формирования на федеральном уровне нормативной правовой базы, которая бы четко и однозначно регламентировала задачи, права и обязанности всех участников совместных торгов. Эти процедуры должны перестать носить рекомендательный характер и стать обязательными для исполнения всеми участниками торгов. Такой подход обеспечит достижение целей совместных торгов: получение максимальной экономии государственных бюджетных средств и повышение прозрачности процедур размещения ГОЗ.

—Одним из главных факторов успеха размещения госзаказа правомерно считается качество заявки. Какие трудности в работе с заявками возникали в этом году и что вы ожидаете в работе с ГОЗ-2014?

—Анализу качества заявок Рособоронпоставка придает огромное значение. Это позволяет уже на первом этапе разработки документации исключить многие неточности и противоречия, способные привести к подаче жалоб, переносу сроков или отмене торгов. Наиболее сложные вопросы, возникающие в ходе подготовки документации, мы разбираем с нашими партнерами на рабочих совещаниях. Готовность заказчиков к оперативному взаимодействию позволяет избежать необоснованной потери времени на межведомственную переписку или возврат заявок на доработку. 

Наиболее уязвимым местом заявки, по нашему мнению, являются вопросы технического задания. Положения заявок очень разнообразны и требуют внимательного и профессионального подхода. В них должны быть учтены все тонкости, детали, характеристики закупаемой продукции, полностью раскрывающие требования заказчиков, они должны быть понятными для потенциальных исполнителей или поставщиков.

Хорошим подспорьем в вопросах формирования требований к продукции, в том числе к техническому заданию, должна стать система классификации и каталогизации оборонной продукции, учета изделий вооружения, военной и специальной техники. Подавляющее большинство возникающих вопросов объясняется именно отсутствии такой системы. Мы все – и заказчики, и поставщики – должны говорить на одном языке. Создание и реализация такой системы является задачей государственного масштаба и на практике позволит иметь четкое представление о характеристиках продукции и ее соответствии требованиям заказчика. Создание нормативной базы и соответствующих условий, установление обязательности применения нормативных документов, в частности ГОСТов, поможет решить эту проблему.

Довольно эффективной формой взаимодействия между агентством, заказчиками и потенциальными исполнителями заказа становятся общественные обсуждения крупных закупок. Практика проводимых агентством общественных обсуждений позволяет получить откровенный и деловой диалог между заказчиками и поставщиками, приводящий, в свою очередь, к оперативному и эффективному решению возникающих вопросов.

В этом году мы ожидаем значительного улучшения качества подаваемых заявок на размещение заказов. Растет опыт заказчиков, а Рособоронпоставка, в свою очередь, проводит большую работу по обучению потенциальных заказчиков и исполнителей. В этом году наше агентство провело два обучающих семинара в рамках деловой программы на профильных выставках: «Госзаказ – 2013» и Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013. Еще один семинар пройдет 22 октября на выставке «Интерполитех».

—Сегодня руководство страны, общество с большим вниманием следят за антикоррупционной борьбой во всех областях и сферах деятельности государственных органов. Средства массовой информации, интернет пестрят заголовками о результатах этой работы. Законодатели в законе о контрактной системе также не обошли стороной антикоррупционную составляющую. Какая работа проходит в Рособоронпоставке в этом направлении?

—Действительно, сегодня борьбе с коррупцией в нашей стране уделяется самое пристальное внимание. В Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств организована довольно серьезная, выверенная работа по выявлению случаев конфликта интересов. В должностные регламенты сотрудников Рособоронпоставки включены пункты, определяющие ответственность должностных лиц за соблюдение норм и правил служебного поведения, а также усиливающие контроль со стороны руководящего состава Рособоронпоставки за действиями подчиненных по вопросам антикоррупционной тематики. И это лишь одна из мер по созданию условий, которые препятствуют проявлениям коррупции и обеспечивают снижение коррупционных рисков. По дополнительному соглашению в служебный контракт каждого сотрудника Рособоронпоставки внесены изменения, которые предписывают соблюдение им ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, обязанность соблюдать установленные запреты, требования ведомственного кодекса этики и служебного поведения.

Еще на стадии приема новых сотрудников на работу проводится проверка персональных данных претендентов на замещение должностей в Рособоронпоставке. Проверяем по налоговым базам ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Также проверяются на подлинность предоставленные документы об образовании, проводится психологическое тестирование на соответствие морально-деловых качеств предъявляемым Рособоронпоставкой требованиям, проводятся индивидуальные собеседования, соответствующие конкурсные процедуры. И это все не на бумаге, не формально, это реальная повседневная работа. Ведь в наших же интересах не допустить таких случаев, которые могут нанести серьезный удар по репутации агентства.

Что касается антикоррупционной составляющей нового закона, то в нем появилась совершенно новая норма, ограничивающая личную заинтересованность участников процесса закупок в их итогах. Эта норма прописана сразу в нескольких разделах закона о контрактной системе. Например, контракт может быть признан недействительным, если определенные должностные лица со стороны заказчика состоят в браке с лицами, с которыми заключен контракт, либо являются близкими родственниками. Надеюсь, что данные статьи законодательства окажутся действенны и принесут реальную пользу государству.

—Надежда Валентиновна, что предполагает усиление информационной составляющей, задуманное разработчиками закона о контрактной системе, и какие инструменты информационного взаимодействия уже используются в работе?

—Усиление информационной составляющей предполагает введение единой информационной системы, обеспечивающей формирование, обработку, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы. Контроль будет охватывать весь цикл госзакупок, в том числе соответствие предоставляемой и фактической информации. Действующий официальный сайт zakupki.gov.ru войдет в общую единую информационную систему. Предполагается, что в этой системе в бесплатном доступе будут размещаться планы закупок, планы-графики, информация о закупках и исполнении контрактов, библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов, реестр банковских гарантий и много другой полезной для участников информации, которая прописана в законе о контрактной системе.

Рособоронпоставка с момента своего создания приступила к организации информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти. Мы постоянно получаем сведения, необходимые для организации работы по проверке требований к предмету заказа и участникам размещения заказа, проверке обеспечения исполнения контрактов. Сегодня агентством организовано взаимодействие с 14-ю федеральными органами исполнительной власти, среди них Рособоронзаказ, Министерство обороны, ФНС, ФТС, Минпромторг и многие другие.  

Налаженное взаимодействие привело к созданию инструмента, благодаря которому мы при рассмотрении заявок участников размещения ГОЗ и на стадии заключения контрактов можем проверить достоверность сведений, представленных участником, и в случае установления их недостоверности либо отклонить заявку, либо отказаться от заключения госконтракта. Тем самым, во многом снимаются риски возможного неисполнения госконтракта победителем торгов.

—Рособоронпоставка приступила к работе над ГОЗ-2014. В связи с этим и предваряя вступление в силу Федерального закона №44-ФЗ, что бы вы хотели пожелать партнерам агентства?

—Рособоронпоставка в связи с вступлением в силу Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предполагает сложную, порой рутинную работу, которая в итоге запустит новую систему, способную преодолеть существующие сегодня трудности и поставить весь цикл закупок на иную качественную ступень. Мы разработали «дорожную карту», которая призвана с наименьшими потерями вписать новые требования в деятельность Рособоронпоставки при решении задач гособоронзаказа. Специалистами агентства разрабатываются типовые формы проектов государственных контрактов, прорабатывается правовая база, продумываются регламенты размещения государственного оборонного заказа, взаимодействия структурных подразделений агентства, учета и регистрации госконтрактов. Все это послужит надежной основой для того, чтобы закон о контрактной системе полноценно работал. Кроме того, готовятся различные предложения по внесению изменений в регламенты и приказы с учетом норм Федерального закона №44-ФЗ, проводится инвентаризация уже существующих соглашений на их соответствие с вступающим в силу законом.

Федеральный закон №44-ФЗ – сложный, многоступенчатый. Специалисты Рособоронпоставки проходят обучение в специализированных вузах, где им преподают темы, касающиеся практического применения закона о контрактной системе, да и в самом агентстве проходит внутренняя учеба.

Нашим коллегам – федеральным органам исполнительной власти – государственным заказчикам, Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации, Федеральной службе по оборонному заказу хочу сказать слова благодарности за совместную работу и взаимодействие при размещении ГОЗ-2013. Профессионализм и качественное взаимодействие позволили добиться нам существенных результатов, которые подтверждены весомыми цифрами. Однако время подталкивает нас к движению вперед. Законы только тогда становятся хорошим инструментом в наших руках, когда отношение к делу искреннее и требовательное. Уверена, мы с партнерами одинаково понимаем степень важности и значимости исполнения ГОЗ-2014, а, следовательно, и работать по этому направлению будем слаженно и консолидировано.