25 июня 2013 года на базе Московского государственного института международных отношений состоялась Международная научная конференция «Российско-украинские отношения: реалии и перспективы». |
Актуальность и важность этой темы, особенно для авиационной промышленности наших стран, трудно переоценить. В своем выступлении председатель комитета ГД РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий отметил, что для России в настоящий момент нет более важной внешнеполитической задачи, чем поступательное и плодотворное развитие взаимоотношений с Украиной: «Сотрудничество в авиационной и ракетно-космической отрасли является ведущим и наиболее перспективным направлением двусторонних отношений между Украиной и Россией».
О понимании степени важности и ответственности со стороны Украины к развитию и укреплению двухсторонних связей в авиакосмической отрасли говорит состав украинской делегации, в которую вошли В.А. Богуслаев – народный депутат Украины, Президент ОАО «Мотор Сич», Д.С. Кива – Президент – Генеральный конструктор Государственного предприятия «Антонов», Ю.С. Алексеев – председатель Государственного космического агентства Украины. Принял участие в составе украинской делегации и автор этих строк.
Анатолий Константинович МЯЛИЦА - генеральный директор ХГАПП. |
Действительно, научно-технические и производственные потенциалы украинских и российских авиакосмических предприятий были созданы централизовано и до сих пор связаны тесно интеллектуально, духовно, культурно. Мы вместе принадлежим к одной школе, причем – передовой школе мирового авиастроения. У нас одни научные корни, одни традиции, одна славная история. Глупо и даже преступно не применить на благо наших братских народов этот созданный многими поколениями наших предшественников бесценный капитал. Нужно использовать его вместе путем глубокой кооперации, тесного научно-технического сотрудничества, как это делают наши основные конкуренты по обе стороны Атлантики. Для того чтобы выдержать современную конкуренцию, необходимо устранить все искусственно созданные препоны, имеющие политическую, а не экономическую основу. Особенно это жизненно важно в периоды мировых экономических и финансовых кризисов. Промедление в объединении наших потенциалов приводит к тому, что в нашем общем небе все больше самолетов, которые произведены не в Украине и не в России. Получается, что мы вместе развиваем авиастроение других стран.
Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП), которое представлено на МАКС-2013, – одно из старейших предприятий бывшего Союза. ХГАПП унаследовало лучшие традиции советской и мировой школ авиастроения в организации производства, техническом развитии, обеспечении качества, и в умении наладить и успешно поддерживать кооперационные связи при совместном производстве летательных аппаратов на разных авиационных заводах, в том числе находящихся в разных странах. В большей мере это касается связей с авиационными предприятиями Российской Федерации.
ХГАПП много лет выпускает хорошо зарекомендовавшую себя авиационную технику и поддерживает ее эксплуатацию. До настоящего времени и в Российской Федерации и в Украине эксплуатируются самолеты Ту-134, сделанные в Харькове. Сегодня на предприятии производятся самолеты Ан-74 разных модификаций и Ан-140-100, а с этого года – прошедший сертификацию очень легкий самолет ХАЗ-30, который предназначен для начального обучения будущих летчиков и выполнения многих других авиационных работ. Большинство самолетов, произведенных на ХГАПП, эксплуатируется в Российской Федерации, и их нельзя назвать импортными для России. Так, транспортные самолеты Ан-74, в стоимостном выражении на 53% комплектуются продукцией российских предприятий. Региональный Ан-140-100, предназначенный для пассажирских и грузо-пассажирских перевозок и хорошо зарекомендовавший себя в условиях Якутии, – соответственно на 47%. Количество предприятий РФ, участвующих в программах производства самолетов Ан-74 и Ан-140-100, составляет 142 и 106 соответственно.
|
Давняя, надежная кооперация связывает ХГАПП и с Самарским «Авиакором», который производит самолеты Ан-140-100. Харьковские авиастроители ценят и развивают эти связи. Это ли не пример кооперации и тесных производственных связей? Нормальные, основанные на здоровом прагматизме отношения позволяют развивать производство на сотнях смежных российских и украинских предприятий. В случае увеличения совместного выпуска авиатехники, мы будем способствовать созданию тысяч дополнительных высокооплачиваемых рабочих мест в наших странах, в том числе и в сфере эксплуатации и сервисного обслуживания этих самолетов – наиболее уязвимой для критики и не доведенной до мирового уровня для всех постсоветских авиационных проектов. Как итог вышесказанному: можно утверждать, что нельзя называть импортными самолеты, которые произведены по кооперации между украинскими и российскими предприятиями в Украине. Совершенно очевидно, что это совместные проекты, совместное производство. Продукция совместного производства должна иметь совершенно другой юридический статус и более выгодные возможности ее производства и реализации на рынках Украины и России.
|
Статус МАКС позволяет самолетостроителям и Украины и России заявить о своих проблемах и предложениях, акцентировать на них внимание политиков. Вопросы эти неотложные и решать их необходимо немедленно. Поэтому харьковские самолетостроители приглашают всех заинтересованных специалистов и гостей МАКС-2013 посетить экспозицию ХГАПП (павильон С2). Мы открыты для сотрудничества и стремимся провести полезные переговоры с нашими настоящими и перспективными партнерами. Мы в очередной раз подтверждаем – харьковский авиазавод был и остается надежным партнером, нормально, стабильно работающим предприятием. Основной целью нашего участия в Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013 является очередное подтверждение того, что ХГАПП совместно со своими российскими коллегами всегда строило и будет строить самолеты и летать они будут в небе, в котором трудно провести границы. Наш девиз: «Общему небу – общие самолеты!»